Подготовка к защите реферата начинается с момента составления студентом тезисов или конспекта выступления (доклада). Конспект выступления (тезисы) представляет собой краткое письменное изложение содержания реферата. К тезисам можно обращаться время от времени, а можно и не обращаться во время защиты. Для защиты реферата предоставляется 3–5 минут, после чего студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя или своих сокурсников относительно содержания представляемой им работы. Защита рефератов может проходить в форме мини-конференции, что оживит процесс и создаст творческую обстановку.
Для визуализации материалов сообщения необходимо использовать мультимедийную презентацию, которая может содержать графики, схемы, таблицы, рисунки и т.п.
Требования к стилю и оформлению презентаций:
· отсутствие орфографических и стилистических ошибок;
· единство стиля страниц;
· одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
· одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
· заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
· одинаковая цветовая гамма на всех станицах;
· выбор удачной цветовой гаммы: использование не слишком ярких, неутомительных цветов, использование в дизайне не более 3 цветов (цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения). Необходимо избегать применение темного фона со светлым текстом;
· использование одного фона на слайдах в рамках одной презентации;
· использование рисунков, фотографий хорошего качества;
· высокая контрастность фон / текст;
· четкость связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
|
· отсутствие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
· для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов с:
- текстом,
- таблицами,
- диаграммами.
В презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
Типичные недостатки структуры и формы представления информации:
· отсутствие Титульного слайда, содержащего: название реферата; сведения об авторе и др.
· отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
· отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
· перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
· неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
· отсутствие связи фона презентации с содержанием.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить, – 5. Критерии оценки реферата могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы. Общие требования к качеству реферата могут оцениваться последующим критериям.
|
Таблица 1 – Критерии оценки качества реферата
Критерий | Требования к студенту | Максимальное количество баллов |
Соответствие содержания реферата заявленной теме | – используемые понятия строго соответствуют теме; – содержание полно раскрывает рассматриваемую тему | 1 балл |
Знание и понимание теоретического материала | – студент определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; – самостоятельность выполнения работы. | 1 балл |
Анализ и оценка информации | – студент грамотно применяет категории анализа; – студент умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; – студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; – диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); – обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; – дает личную оценку проблеме | 1 балл |
Построение суждений и устная защита | – ясность и четкость изложения; – логика структурирования доказательств; – выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; – приводятся различные точки зрения и их личная оценка; – умение публично представить и защитить свою работу | 1 балл |
Оформление работы | – работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; – соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; – оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; – соответствие формальным требованиям | 1 балл |
|
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если изложенный материал фактически верен, даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы; при ответах выделялось главное, все теоретические положения умело увязывались с требованиями руководящих документов; ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности; показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии; усвоение основной и знакомство с дополнительной литературой;
- оценка «хорошо» - наличие твердых и достаточно полных знаний по теме исследования, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала, допускаются отдельные логические и стилистические погрешности, обучающийся усвоил основную литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины;
- оценка «удовлетворительно» - наличие твердых знаний в объеме пройденного материала в соответствии с целями обучения, изложение ответов с отдельными ошибками, уверенно исправленными после дополнительных вопросов; правильные в целом действия по применению знаний на практике;
- оценка «неудовлетворительно» - ответы не связаны с вопросами, наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы.
Составитель ________________________ О.К. Карпова
(подпись)
«____»__________________20 г.