Лекция 8.
Термин «Северное Возрождение» достаточно искусственен. Оценки этого периода в научной литературе то же достаточно разнообразны. Для одних ученых единственным критерием оценки Северного Возрождения является итальянский Ренессанс, что подчеркивает вторичность этого искусства. Другие считают, что искусство Европы к северу от Альп развивалось по собственным законам и никакого Возрождения не было, а мы имеем дело лишь с цветением и угасанием готической культуры, как назвал этот период Хейзинга «осенью средневековья». Особые споры вызывает искусство 15 века, так как в 16 веке экспансия итальянской культуры в странах к северу от Альп становится основой доминирующей культурной тенденции, получившей в каждой стране особое воплощение.
Венский исследователь Макс Дворжак выделил два пути становления европейского искусства на рубеже 14 - 15 веков:
1. Обращение к античному наследию - Италия.
2. Выделение из двух компонент - идеалистической и натуралистической - характерных для готического искусства компоненты натуралистической и превращение ее в нечто иное.
Именно эту тенденцию впоследствии закрепит в своем труде ученик Макса Дворжака Эрвин Панофский наметив две тенденции развития европейского искусства 15 века - «rinascimento della antiquita» и «nascimento senza antiquita», и даже «nascimento in contro alla antiquita». Чтобы отделить этот процесс от Италии он ввел термин «ars nova», что значит «новое искусство». Зарождение нового искусства происходит в лоне франко-фламандской миниатюры, постепенно распространяясь на станковую живопись.
Подобное изменение в сфере готического искусства возможно было связано с распространением в 14 веке на севере Европы - обновленной мистики. Формирование так называемого «devocio moderno» - нового благочестия. Идея реформирования церкви - необходимость более живого и непосредственного контакта с Богом. Рост личностного начала. Развитие «христианского гуманизма» - Эразм Роттердамский. Огромное влияние на формирование этого направления оказала философия Николая Кузанского - сочинение «Об ученом незнании» - непостигаемость истины как таковой. В отличие от многих итальянских гуманистов он не поддерживал идею о мере, пропорции и перспективе, утверждая, что всякая часть бесконечности есть бесконечности: «Бог, который един, пребывает в единой Вселенной. Вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог существует в единой Вселенной,..., пребывает во всех вещах». Связь природы и человека с Богом. Человек как микрокосм - идея свертывания и развертывания универсума. Новая концепция красоты - «Всякое творение как таковое совершенно, даже если оно кажется менее совершенным. Милостивейший Бог всему сообщает бытие в ту меру, в какую его могут принять».
|
В конце 14 века произошло объединение Нидерландов под властью Бургундии, которая выступила в Столетней войне на стороне Англии. Герцоги Бургундские были отпрысками французской королевской фамилии Валуа. Филипп Смелый получил Бургундию от своего отца, короля Иоанна Доброго. После женитьбы на единственной дочери графа Фландрского он стал владыкой Фландрии. Бургундия и ее столица Дижон стали местом деятельности Филиппа Смелого и его сына Иоанна Бесстрашного. Эти герцоги стремились отделиться от Франции. В результате дипломатических и военных действий им удалось присоединить часть нидерландских земель. Сын Иоанна Филипп Добрый перенес свою столицу на север, во Фландрию. После поражения французских войск в битве при Азенкуре в 1415 году Франция и ее столица Париж находились в состоянии упадка. Двор Филиппа Доброго стал центром культурной жизни Европы.
|
После битвы при Нанси в 1477 году, где войска последнего герцога Бургундского Карла смелого были разгромлены, а сам он погиб, Бургундское государство потерпело крах. Последняя представительница Бургундского дома Мария вышла замуж за герцога Максимилиана, и Нидерланды перешли под власть Габсбургов.
Новые тенденции накапливались в течении 14 века. Особое влияние оказало «Авиньонское пленение» пап - многие итальянские мастера, и, в частности, Симоне Мартини, работали там. Через них - проникновение новой трактовки объема в живописи. Но адаптация этой тенденции происходит не через джотесков, а через сиенскую готизированную школу.
В конце 14 - начале 15 века новые тенденции сказались в творчестве нидерландского скульптора, обосновавшегося в Дижоне, Клауса Слютера.
Колодец Моисея в монастыре Шанмоль в Дижоне,1395-1406. Пророки Захария и Моисей.
Колодец Моисея в монастыре Шанмоль в Дижоне,1395-1406. Пророки Захария и Моисей.
Высота - 1 м. 70 см. Вокруг граней колодца фигуры пророков. Были раскрашены. Много натуралистических деталей. У Иеримии очки на носу. Моисей - глубоко взволнованный. Несколько простоватый, нет сладостности позднеготической скульптуры.
|
Но Слютер был все же единичным явлением в области скульптуры. Главные новаторские достижения концентрируются в области живописи и миниатюры.
Мельхиор Брудерлам из г. Им. Дижонский алтарь, 1391-99.
Мельхиор Брудерлам из г. Им. Дижонский алтарь, 1391-99. Фрагмент.
Живописные створки для скульптурного алтаря. Представлены сцены Благовещения, Встреча Марии с Елизаветой, Сретение, Бегство в Египет. Пытается ввести архитектурно-пространственные мотивы, но привязанность к плоскости особенно сказывается в области трактовки пейзажа. Притягательность мелких деталей.
На рубеже 1400-1420-х гг. расцвет книжной миниатюры.
Часослов маршала Бусико, до 1416 г., Видение Давида, Бегство в Египет.
Название «часослов» - «слово Божье на каждый час» - суточный цикл молитв, обращенных к Деве Марии, страстям Христовым, и св. Духу. Часослов как вид молитвенной книги получает распространение в конце ХШ века, постепенно вытесняя в руках мирян псалтирь. Часослов включает в себя календарь, извлечения из Евангелий, отрывки из книг ветхозаветных пророков, обращения к святым, заупокойные молитвы. Часто часословы включали в себя отрывки из философских и медицинских трактатов, иногда даже отрывки из художественных сочинений.
При сохранении рамок, характерных для поздней готики, интерес к пространственному построению. Пейзаж строится как раскрывающиеся кулисы, в отличие от средневековых «горок».
В 1410-х годах герцог Жан Беррийский приглашает художников себе ко двору (Бурж). Сейчас около 84 рукописей связывается с его именем. Самая заметная - «Роскошнейший часослов герцога Беррийского», выполненный братьями Лимбургами.
Бр. Лимбурги Роскошнейший часослов герцога Беррийского. Январь.
Миниатюры календарного цикла построены одинаково. Вверху изображение знаков зодиака. Внизу сюжетные миниатюры. Январь - сцена пира у герцога Беррийского. Сам он в центре беседует с епископом Шартрским Мартином Гужем. На стене надпись золотом - передает прямую речь - слова герцога Беррийского «Ближе, ближе...». Портретное иллюстрирование.
Бр. Лимбурги Роскошнейший часослов герцога Беррийского. Февраль.
Зимние занятия крестьян. Попытка дать панорамный пейзаж.
Бр. Лимбурги Роскошнейший часослов герцога Беррийского. Июнь.
Сенокос. Особенно интересен фон - Париж: здания Консьержери и Сен Шапель.
Бр. Лимбурги Роскошнейший часослов герцога Беррийского. Октябрь.
Пахота. Сев озимых. Вид набережной Сены и Лувра, каким он выглядел в конце 14 - начале 15 века.
Особое место в истории живописи 15 века занимает группа миниатюр Турино-Миланского часослова. Он был выполнен ок. 1400 года по заказу Жана Беррийского, но не был закончен. Впоследствии был разделен на части. Часть миниатюр очень интересна. До сих пор идут споры, кто их выполнил. Часть исследователей полагает, что Губерт ван Эйк, некоторые, что Ян ван Эйк.
Турино-Миланский часослов. Рождение Иоанна Крестителя.
Внизу Крещение с уходящим в глубину пейзажем. Особый интерес к интерьеру - пропорциональность фигурам.
Ян ван Эйк и его брат Губерт главные фигуры в переходе к новой системе живописи. Начинают писать маслом на белом грунте. Пишут тонкими беличьими кисточками, нанося очень мелкие, как в миниатюре мазки. Свет проникает через тонкую пленку и отражается от белой основы - светоносность живописи близкая к эстетике витража.
Гентский алтарь, 1426-32, Будничный вид.
Совместно с Губертом ван Эйком. Но что сделал один, а что другой - неизвестно. Его готическое скульптурное обрамление утрачено. По программе близко к фресковым циклам. Изображено порядка 250 фигур. Будничное раскрытие: Благовещение, Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, по бокам донаторы. Подчеркнутая трехмерность. Интерес к топографии лиц. Все очень символично. Благовещение - комната, вознесенная над городом.
Гентский алтарь, 1426-32, Праздничное раскрытие.
Вверху - в центре -Деисус, по бокам - музицирующие и поющие ангелы, по краям - Адам и Ева.
Гентский алтарь, 1426-32, Вседержитель.
Гентский алтарь, 1426-32, Богоматерь.
Ювелирность обработки, золота и драгоценных камней. Любимое сочетание - красный и зеленый.
Гентский алтарь, 1426-32, поющие ангелы.
Гентский алтарь, 1426-32, музицирующие ангелы.
Некрасивые типы лиц, изображение гримас при пении. Точность изображения до одного волоска.
Гентский алтарь, 1426-32, Шествие праведников.
Гентский алтарь, 1426-32, Поклонение агнцу.
Вдалеке виден Небесный Иерусалим. Тенистые дорожки и тропинки. Нет ни одного лица, похожего на другого. Бесконечная разность мира. Слияние человека и природы.
Гентский алтарь, 1426-32, Поклонение агнцу, фрагмент.
В изображении природы такое же внимание к деталям, как и в изображении людей.
Мадонна канцлера Ролена, ок. 1435 г.
как бы видение. Но в ней нет грани между видением и реальностью. Ангел держит корону над головой Богоматери. Вид города - идеальный, но составлен из реальных впечатлений. Готичность в трактовке складок. Тольней и Панофский - теория скрытого символизма. Маленький садик - лилии - символ чистоты Марии. Фигуры на террасе - фигура в красном капюшоне - ассоциируется с самим художником.
Мадонна канцлера Ролена, ок. 1435 г., Младенец Христос.
Мадонна канцлера Ролена, ок. 1435 г., Пейзаж.
Мадонна каноника ван дер Пале, ок. 1436 г.
изображена в окружении св. Георгия и св. Доната. Много деталей. Особенно на ковер.
Мадонна каноника ван дер Пале, ок. 1436 г., фрагмент.
На лице - канцеромы - рак кожи. Красота не телесная, а духовная.
Дрезденский триптих, 1437.
Мадонна в церкви, по бокам св. Михаил и св. Екатерина. Архитектура - смешение готических и ренессансных элементов. Передача драгоценных пород мрамора и причудливых капителей.
Портрет кардинала Альбергати, 1432 г.
сохранился набросок серебряным карандашом. Надпись - какого цвета бородавка. Перенос топографии лица на доску. В живописном варианте большая жесткость моделировок, подчеркиваемая темным фоном.
Портрет молодого человека, т.н. «Тимофей», 1432.
Надпись«на вечную память». Лицо плебейское. Нет идеализации. Трактовка крупными массивами.
Человека в красном тюрбане, 1433.
Рама с надписями: «как я смог» - девиз Яна ван Эйка. Иногда считают что это либо его автопортрет либо портрет его тестя. Беспокойство за счет тюрбана.
Чета Арнольфини, 1434.
Чета Арнольфини, фрагмент.
Все символично. Изображен обряд бракосочетания. Собака - символ верности, тапочки - символ семьи, зеркало - око Божье, горящая свеча - символ присутствия св. Духа, апельсины на окне - тема Райского сада. В зеркале - фигура в красном капюшоне. На стене надпись «Иоганес ван Эйк здесь был».
Другой мастер, в творчестве которого так же происходит переход к новой живописной системе - Мастер из Флемаля или Робер Кампен.
Все достаточно условно. Был собран круг родственных вещей.
Рождество.
Близко к готике. Иллюстрация апокрифа - две женщины Зелемия и Саломея приглашены как акушерки. Одна подтвердила, что младенец родился без греха, вторая потребовала доказательств. У нее отсохла рука. Коснулась младенца и исцелилась. Ленты слов: «Дева родила сына», «Уверую, когда ясно представлю», ангел: «Коснись младенца и исцелишься». Особенно интересен пейзаж.
Алтарь Мероде, Общий вид.
Алтарь Мероде, Благовещение.
Триптих - в центре Благовещение, по бокам - заказчики и св. Иосиф. В окне - небеса. Луч - маленькая фигурка младенца. На столе - лилии и горящая свеча. Умывальник - символ чистоты.
Алтарь Мероде, боковые части.
За дверьми и окнами пейзаж. Иосиф сверлит пресс для вина - символ крови Христовой. На окне мышеловка - бл. Августин: «Смерть Христа означает победу над дьяволом, как если бы он проглотил приманку мышеловки. Он наслаждается смертью Христа как палач. Но то, чем он наслаждается привело его к собственной гибели. Крест Господа Бога стал мышеловкой для дьявола».
Мадонна с младенцем у камина.
Собирается кормить младенца. На столе чаша, которая обычно используется для причастия. Соломенный экран у камина играет роль нимба.
Мужской и женский портреты, 1420-30-е гг.
отличается от Яна ван Эйка. Более приземленные. Утяжеленность пропрций.
Мастер в середине 15 века развивший тенденции, наметившиеся в творчестве Яна ван Эйка и вместе с тем, очень сильно от него отличающийся - Рогир ван дер Вейден.
Его творчество определяет удивительный аристократизм и религиозность. Родился в семье резчика по дереву. Первые произведения очень близки к скульптуре.
Снятие с креста, ок 1435 г.
строится как ящикообразный готический рельеф. Нейтральный фон. Очень экспрессивна и близка к готике, но больший акцент на человеческих эмоций.
Св. Лука, рисущий Мадонну.
Композиционно близка к «Мадонне канцлера Ролена». Включение двух фигур на балконе - цитата из ван Эйка. Но все более тонко. Более изящные позы. Сложная игра складок.
Страшный суд, 1443-46, Будничное раскрытие.
Набор тем стандартен, но живописная скульптура занимает больше места. В изображении заказчиков -канцлера Ролена с женой - большая жесткость. Все формы как каменные. Превалирующая роль силуэта.
Страшный суд, 1443-46, Праздничное раскрытие.
Несоразмерность горнего и дольнего. Сохраняет разный масштаб фигур. Контраст бесконечного спокойствия небес и ужаса людей.
Алтарь Колумба, 1458-59, Поклонение волхвов.
Названа в честь церкви св. Колумба в Кельне, в котором хранилась. Интерес к одеяниям. Сложная разыгранность поз.
Мужской портрет.
Замкнутость, утонченность. Линия очень скульптурна.
Женский портрет, 1460-е.
Скорее всего относится к школе Рогира ван дер Вейдена. Прозрачная ткань как камень.
Две тенденции развития - к большей идеализации и к большему натурализму - Мемлинг и Гуго ван дер Гус.
Гуго ван дер Гус.
С 1474 года был деканом Гентской гильдии живописцев. В 1475 году поступил в монастырь Рооде. Страдал приступами душевной болезни. Ему чужда рафинированность. Стремление к укрупненным формам. Подчеркнутый спиритуализм.
Диптих: Грехопадение и Оплакивание, 1467-68.
Панорамный пейзаж. Удивительная наивная конкретность. Змей - ящерица с головой женщины.
В Оплакивании - напряженный драматизм движения. Подчеркнутая угловатость тела Христа.
Алтарь Портинари, 1474-75. Общий вид.
На боковых створках - изображение заказчиков со святыми покровителями.
Алтарь Портинари, 1474-75. Поклонение пастухов.
Свечение, исходящее от младенца. На переднем плане - поклоняющиеся ангелы. Все строится на контрасте света и тени. Считают, что там, где мрак было помещено изображение дьявола. Существует предположение, что эта деталь была введена под воздействием текста «Золотой легенды» Якопо да Вораджине о видении св. Гуго, аббата монастыря Клюни. Ему приснился демон, явившийся на землю накануне Рождества, чтобы предотвратить это событие, но его козни не удались. Интересно построение пространства - слегка опрокинуто на зрителя - так как будто зритель стоит на коленях.
Алтарь Портинари, 1474-75. Пастухи.
Грубость, неотесанность. Удивительная одухотворенность. Впечатление, что происходит душевное преображение.
Алтарь Портинари, 1474-75. Фрагмент заднего плана.
Включение бытовых сцен.
Алтарь Портинари, 1474-75. Натюрморт.
Испано-мусульманская ваза в стиле «альбарелло». В ней - огненная лилия - символ мученической крови Христа, «мечевые лилии» - символ боли, пронзившей сердце Богоматери. В стакане семь цветков колокольчика - страдание Марии.
Поздняя школа Брюгге - утрата спиритуализма, лиричность живописи.
Ханс Мемлинг.
В 60-х годах учился у Рогира ван дер Вейдена. Для его творчества характерны мягкость, лиризм, идеализированность и вместе с тем простоватость.
Страшный суд, 1466-73.
Близок к Рогиру ван дер Вейдену. Но композиция более насыщенная. Появляются элементы классической архитектуры.
Триптих Джона Донна, 1468.
Умиротворенность, идеализированный пейзаж.
Поклонение волхвов, 1480-е.
Выстроенность архитектуры. Очень изящные движения. Насыщенность красок.
Диптих Мартина ван Ньювенхове, 1480-е, Мадонна с младенцем.
Сзади витраж с гербом заказчика. Сферическое зеркало - Мадонна с молящимся заказчиком как бы в одном пространстве. Изящность движений.
Мужской портрет.
Мемлинг тонкий портретист. Смягченность формы. Любовь к дорогим материалам.
Мужской портрет. Оборот.
Натюрморт с цветами. Ваза с монограммой Христа. Ирисы - символ страстей Христа, Лилия - чистота Девы Марии.
Завершает развитие нидерландской живописи 15 века творчество Иеронимуса Антонисзона ван Акена (Босх).
Современник Рафаэля. Доводит до апогея тенденции, которые проявились в религиозном спиритуализме. Мизантропичное искусство. Кризис сознания около 1500 года - ожидание конца света. Глубокая метафоричность мышления. Но он не был первооткрывателем этих тем. Появление многих тем в резцовой гравюре.
Корабль дураков, 1500-е.
Бл. К Эразму Роттердамскому «Похвала глупости», Себастьян Брант «Корабль дураков». Мир дураков без руля и ветрил, плывущий по безбрежному миру. Вишня, ореховый куст - символ распутства - из куста страшная маска.
Семь смертных грехов.
Круглая композиция - тема глаза - всевидящее Божье око. В центре - Христос -страдалец и надпись «Берегись, берегись Бог видит». По кругу - аллегории семи смертных грехов - гнев, тщеславие, вожделение, лень, обжорство, корыстолюбие, зависть. В углах т.н. «четыре последних вещи» - смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Надписи из Второзакония - вверху: «Ибо они народ. Потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет..» и внизу: «Сокрою лицо Мое от них, увижу, какой конец будет их...».
Семь смертных грехов. Тщеславие.
Воз сена, ок. 1500 г.
лев.- сотворение Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая. Прав.часть - Ад.
Фламандская поговорка - «Мир - это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может». Фра Хосе де Сигуэнса - слова пророка Исайи «Всякая плоть - трава, и вся красота ее как цвет полей». Воз, переезжающий людей. На возе - любовники, на дудке им играет дьявол, плачущий ангел. Голубовато-розовые тона.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Общий вид.
Непонятная программа. Сад наслаждений - аллегория человеческой жизни. Идет по пути сочленения реальных вещей в нереальных ситуациях. Тема музыкального ада.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Левая створка, Фрагмент.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Левая створка.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Центральная часть.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Центральная часть.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Правая часть.
Сад земных наслаждений, 1500-е, Правая часть.
Несение креста, нач. 1510-х
укрупнение фигур, полное отвержение мира.
Лекция 9.