Инновационная деятельность




ВВЕДЕНИЕ

 

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, и от скорости их движения во многом определяется эффективность производственной деятельности предприятия. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства по обязательствам определяется его платежеспособность. Она является одной из важнейших характеристик финансового положения.

В современных условиях становления рыночной экономики важной и актуальной является проблема платежеспособности предприятий. Особую значимость она приобрела в условиях сложившейся хронической нехватки собственных финансовых ресурсов и ограниченных возможностей привлеченных заемных средств.

Платежеспособность является обобщающим показателем финансового состояния и инструментом диагностики банкротства в системе финансового менеджмента. Поэтому поиск путей обеспечения платежеспособности на каждом предприятии имеет особую практическую значимость. Анализ финансового состояния и в частности анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде, чем выдать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика, то же должны сделать предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Им важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа. Однако, и наличие излишних запасов денежных приводит к замедлению их оборачиваемости, то есть к снижению их использования, а в условиях инфляции и к прямым потерям за счет их обесценивания.

В этой связи возникает необходимость правильно планировать поступление денежных потоков и обеспечивать возможность сохранения повседневной платежеспособности предприятия выявление свободных денежных средств и их вложения (в депозиты банков, акции, облигации и уставные капиталы других предприятий и т. д.) с целью получения прибыли.

Задачи прохождения практики:

1) дать характеристику ЗАО "Пинскдрев";

2) проанализировать менеджмент предприятия;

3) рассмотреть инновационную деятельность;

4) описать виды и организацию планирования;

5) проанализировать информационное управление.

В качестве индивидуального задания провести анализ обеспеченности денежными средствами ЗАО "Пинскдрев" и предложить пути совершенствования обеспеченности денежными средствами.

Цель практики - закрепить, углубить знания, полученные в процессе обучения, собрать необходимую информацию для выполнения дипломной работы.

Объектом исследования является ЗАО "Пинскдрев".

 


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

1.1 Характеристика ЗАО "Пинскдрев"

 

Закрытое акционерное общество "Пинскдрев" - одно из старейших предприятий в городе Пинске и отрасли. Первое упоминание об объединении относится к 1880 году, когда на месте нынешней территории головного предприятия была построена фабрика по изготовлению деревянных сапожных гвоздей, а затем, в 1898 году - "Пинская шпилечно-фанерная фабрика", которая выпускала фанеру, фанерные ящики, доски и сапожные шпильки.

1892 год - введена в строй спичечная фабрика.

1909 год - организовано акционерное общество спичечных фабрик "Прогресс - Вулкан".

1923 год - в имении Альбрехтово построен лесопильный завод.

1939 год - национализация фанерного завода и спичечной фабрики.

1959 год- на базе фанерной и спичечной фабрик образован фанерно-спичечный комбинат. Основная продукция - фанера, спички, строганый и лущеный шпон.

1971 год - на базе Пинского фанерно-спичечного комбината создано производственное деревообрабатывающее объединение "Пинскдрев".

1983 год - на базе Пинского лесопункта Ивацевичского ЛПХ создан и включен в состав объединения Пинский ЛПХ.

1985 год - создание новых филиалов: Пинской мебельной фабрики, Городищенской мебельной фабрики, спичечной фабрики.

1985-1986 - строительство и ввод в действие завода строганого шпона.

1987 год - включение Ганцевичского леспромхоза "Лунинецлеса" в состав филиала объединения - Пинского леспромхоза.

1992 год - имущество объединения перешло в собственность коллектива, в результате чего образовалось коллективное объединение "Пинскдрев".

1992-1996 - были построены лесозавод, нижний склад по разделке хлыстов и ремонтно-техническая база ЛПХ.

1995 год - реструктуризация объединения, в результате которой в состав его вошли 16 филиалов.

1998 год - в свободной экономической зоне "Брест" создано производственное унитарное предприятие "Пинскдрев- Евро-Мебель".

1999 год - создана фабрика столов.

2000 год - создание закрытого акционерного общества "Пинскдрев".

2001 год - создание унитарных предприятий "Автопарк", "Техэнергосервис", "Ремстроймонтаж", "Улыбка", СП ООО "Бел-Эст-Мебель".

2002 год - Управление производственно -технической комплектации.

2003 год - СООО "Пинскдрев-ДСП".

В настоящее время в состав ЗАО "Пинскдрев" входят следующие структурные подразделения: комбинат мягкой мебели: СООО "Пинскдрев-Адриана"; унитарное производственное предприятие "Пинскдрев-Евро-Мебель" в свободной экономической зоне "Брест", СООО "Бел-Эст-Мебель"; лесопромышленный комплекс: Пинский леспромхоз, Лесобиржа; комбинат корпусной мебели: фабрика экспортной мебели, Городищенская мебельная фабрика, стульевая фабрика, фабрика столов, завод строганого шпона и мебели; деревообрабатывающий комбинат: фанерный завод, СООО "Пинскдрев-ДСП", спичечная фабрика, лесопильный завод, управление производственно-технической комплектации; управление розничной торговли и общественного питания "Папараць" с фирменными магазинами в г.Пинске; представительства ЗАО "Пинскдрев" в г. Минске с магазинами, в г. Бресте с магазинами, в г. Гродно с магазинами, в г. Могилеве с магазинами, в г. Гомеле с магазинами, в г. Слуцке с магазинами, в г. Витебске с магазинами, унитарное предприятие "Техэнергосервис", унитарное предприятие "Ремстроймонтаж", унитарное предприятие "Автопарк", УП "Социальный комплекс", УП "Улыбка".

Местонахождение общества:

225710, Республика Беларусь, Брестская обл., г. Пинск, ул. И.Чуклая, 1.

Достижения ЗАО "Пинскдрев": в настоящее время обществом выпускается свыше 800 наименований продукции. За 2007 год освоено производство и обновлен выпуск 196 наименований продукции: наборы мягкой мебели, наборы корпусной мебели, гарнитуры мебели для кухни, прихожей, столовой и прочие виды продукции повышенного спроса. Продукция общества экспортируется в более чем 30 стран дальнего и ближнего зарубежья. Внешнеторговый оборот более 50 млн. долл. США. Удельный вес экспортируемой продукции с учетом давальческих сырья и материалов составляет около 70 % от общего выпуска.

Численность персонала ЗАО "Пинскдрев" - 4740 человек.

Основные направления деятельности ЗАО "Пинскдрев" в настоящее время:

- заготовка древесины;

- лесопиление;

- производство шпона строганного, лущеного;

- производство древесностружечных плит, фанеры клееной;

- изготовление спичек;

- организация работы по переработке древесины и производства товаров народного потребления;

- выпуск мебели мягкой, корпусной, детской, кухонной, специальной и пр.;

- производство изделий деревообработки;

- выполнение строительно-монтажных работ, проектно - конструкторских и изыскательских работ, металлообработка;

- международные перевозки автомобильным транспортом.

Место ЗАО "Пинскдрев" среди предприятий концерна: объем выпускаемой ЗАО "Пинскдрев" продукции составляет 12,6 % в общем объеме выпуска по концерну, по изготовлению мебели - 25,2 %, спичек - 49,4 %, производству фанеры - 27,8 %, древесно-стружечных плит - 22,5 %.

На основании отчета о прибылях и убытках (приложение А) проведем анализ основных показателей деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2006-2007 гг. (таблица 1).

 

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2006-2007 гг.

Показатели 2006г., млн. руб. 2007г., млн. руб. Отклонение от прошлого периода
в стоимостном выражении в %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг     +24757 119,2
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг     +375 103,7
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)     +24382 120,5
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг     +11302 112,2
Управленческие расходы - - - -
Расходы на реализацию     +628 122,9
Прибыль (убыток) от реализации     +12452 152,3
Операционные доходы     -8032 85,3
Налоги, включаемые в операционные доходы     -31 55,7
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей)     -8001 85,3
Операционные расходы     -9046 83,4
Прибыль (убыток) от совместной деятельности - - - -
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов -19   +1045 -
Внереализационные доходы     +2956 216,9
Внереализационные расходы     +3254 142,0
Сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков - - - -
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов -5221 -5519 -298 -
Прибыль (убыток) за отчетный период     +13199 171,0
Налог и сборы, производимые из прибыли     +3829 155,0
Расходы и платежи из прибыли     -2 85,7
Сумма льгот по налогу на прибыль - - - -
Прибыль (убыток) к распределению     +9372 180,7

 

По сравнению с 2006 г. в 2007 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 24382 млн. руб. (или на 20,5 %), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 11302 млн. руб. или на 12,2 %), расходов на реализацию на 628 млн. руб. Прибыль от реализации ЗАО "Пинскдрев" увеличилась по сравнению с 2006 г. на 12452 млн. руб.

Операционные доходы уменьшились на 8001 млн. руб., операционные расходы - на 9046 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов увеличилась по сравнению с 2006 г. на 1045 млн. руб. Внереализационные доходы возросли на 2956 млн. руб., внереализационные расходы - на 3254 млн. руб. Прибыль от внереализационных доходов и расходов уменьшилась по сравнению с 2006 г. на 298 млн. руб.

Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2006-2007 гг. является прибыль, по сравнению с 2006 г. она увеличилась на 13199 млн. руб., темп роста составил 171,0 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли увеличились на 3829 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли уменьшились на 2 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 9372 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

Менеджмент предприятия

 

Руководство ЗАО "Пинскдрев" постоянно работает над совершенствованием его организационной структуры. В обществе систематически происходит реорганизация его функциональных служб в целях поиска наиболее оптимального варианта управления по обеспечению роста объемов продаж, ускорения оборачиваемости денежных средств и получения максимальной прибыли.

Организационная структура управления ЗАО "Пинскдрев" приведена в приложении Б.

Текущее функциональное руководство деятельностью ЗАО "Пинскдрев" осуществляет директор. Коротко остановиться на работе некоторых подразделений ЗАО "Пинскдрев".

Бухгалтерия. Занимается бухгалтерским учетом и отчетностью, анализирует выполнение плана, фактические расходы на производство, составляет смету расходов, акты на списание израсходованных материалов и др.

В обязанности работников отдела организации труда и заработной платы входят:

1. Разработка перспективных и текущих планов по труду; нормативных материалов по труду; техпромфинплана по труду; проекта коллективного договора; мероприятий по совершенствованию труда и материального стимулирования;

2. Внедрение технически обоснованных норм выработки, организация учета выполнения норм выработки и отчетности по установленным формам;

3. Осуществление контроля за правильностью применения на предприятии установленных норм выработки; использованием рабочего времени,

4. Разработка положений о премировании, графика работы предприятия.

Начисление заработной платы на ЗАО "Пинскдрев" производится в соответствии с действующим Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и единым тарифно-квалификационным справочником. Фонд потребления расходуется на социальные выплаты работникам предприятия: материальную помощь к отпускам; компенсацию стоимости проезда.

Отдел маркетинга. Реализация предприятием задач маркетинга осуществляется по следующим направлениям:

- сбор и анализ информации о покупателях и рынке (информация о покупательском спросе, положении своего предприятия на рынке, конкуренции и др.;

- установление маркетинговых целей и основные пути их достижения;

- формирование номенклатуры и ассортимента продукции, в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям рынка (решения относительно дизайна; для каждого изделия определяются свойства, уровень качества, цена продажи; рассмотрение потребительских характеристик новых товаров);

- работа на рынках (предприятия, сбытовая сеть, реклама, мероприятия по стимулированию сбыта, дистрибьюции);

- работа с общественностью (разработка имиджа предприятия, пропаганда предпринимательской деятельности с помощью СМИ, органов власти, общественных структур среди имеющихся и потенциальных покупателей);

- текущая управленческая работа.

Службой маркетинга проводятся следующие рекламные мероприятия: изготовление и прокат рекламных листков в общественном транспорте, реклама в СМИ. Результатом всего вышеперечисленного является повышение популярности продукции среди непосредственных заказчиков со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

Отдел сбыта. Получает сведения о заключенных договорах на поставку продукции. Данные об отказах от продукции. Поквартальные данные о количестве поставляемой продукции по номенклатуре, предусмотренной заключенными договорами. Передает другим подразделения состояние и прогнозы развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Сведения о проведении выставок и ярмарок.

Служба снабжения. Изучение и определение потребностей в материальных ресурсах, заключение договоров на их поставку, планирование завоза и организация доставки, распределение между цехами и участками, установление норм расхода и запаса, организация выдачи и хранения возложены на службу материально-технического снабжения.

Основные функции службы снабжении:

- разработка нормативов запасов материальных ресурсов;

- планирование потребности в материальных ресурсах и в увязке ее с планом производства и нормативами запасов;

- поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по критериям качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен, условий платежей и поставок, транспортно-заготовительных расходов и т.д.;

- заключение договоров на поставки;

- организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и оперативное регулирование выполнения договоров поставок;

- организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;

- оперативное планирование и регулирование обеспечения производства материальными ресурсами;

- учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;

- надзор за рациональным использованием материалов в производстве.

Отдел кадров. Составляет рекомендации по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих, руководителей. Исходящие и внутренние документы. Входящие документы на исполнение и для руководства. Табуляграммы-напоминания об исполнении документов и заданий.

Передает другим подразделениям отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки и воспитания кадров. Резервы на руководящие должности. Заявки на потребность кадров. Штатное расписание, табели или другие документы учета рабочего времени. Заявки на повышение квалификации рабочих, специалистов и служащих. Подготовленные на подпись исходящие (ответные или инициативные) и внутренние документы. Исполняющие входящие документы. Заявления, докладные и служебные записки, направленные руководству предприятия для рассмотрения. Согласованные, завизированные или с замечаниями внутренние организационно-распорядительные документы.

Кадровая политика ЗАО "Пинскдрев" направлена на обеспечение высокоэффективной и устойчивой работы общества, его динамичное техническое, экономическое и социальное развитие, формирование и развитие стабильного трудового коллектива, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала кадров в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами. Осуществляется она на основе плана мероприятий по подготовке, переподготовке и обучению кадров.

Кадровая политика общества предполагает:

1. Осуществление эффективного подбора, расстановки и реализации трудового потенциала в соответствии с профессиональными, деловыми и нравственными качествами работника.

2. Формирование кадрового резерва для выдвижения на руководящие должности, разработку схем замещения.

3. Принятие мер к укреплению трудовой дисциплины, улучшению информированности работников общества в целях обеспечения социального равновесия, предупреждения трудовых конфликтов и споров.

4. Оказание систематической методической помощи руководителям структурных подразделений по проблемам управления персоналом, по вопросам применения Трудового кодекса и других законодательных актов, регулирующих трудовые отношения.

5. Осуществление перехода на контрактную форму работы с руководителями и специалистами структурных подразделений общества.

6. Сокращение численности работающих за счет совмещения профессий, совершенствования организации труда, особенно повременщиков и обслуживающего персонала.

В обществе работают 4740 человек, в том числе 586 человек с высшим образованием, 1018 человека - со средним специальным образованием. Заочно обучается за счет средств общества в ВУЗах 5 человек, предоставляется оплачиваемый учебный отпуск учащимся заочно - 47 работникам общества.

Коллектив общества омолаживается. В возрасте до 30 лет работает 1457 человек, поэтому возникает необходимость в профессиональном обучении работников, совершенствовании их мастерства. За 2007 год прошли подготовку и повысили квалификацию 1934, повысили квалификацию с отрывом от производства 240 руководителей и специалистов, без отрыва от производства - 418. Подготовлено новых рабочих -315 человек, переподготовлено, обучено вторым профессиям - 220 человек, повысили квалификацию - 501 человек.

В обществе наметилась тенденция к сокращению работающих. На 01.01.2006 г. численность составляла 5171 чел., на 01.01.2007 г. - 4800 чел., на 01.01.2008 г. - 4740 чел., это связано с необходимостью повышения производительности труда за счет рационального использования рабочего времени, применения новых технологий и современного оборудования.

Обучение рабочих и служащих ведется по заранее утвержденным планам по мере введения нового оборудования и технологических процессов.

 

Инновационная деятельность

 

В ЗАО "Пинскдрев" постоянно изыскиваются средства для дальнейшего технического развития производств. Согласно утверждённому плана организационно-технических мероприятий на 2007 год было запланировано к внедрению - 97 мероприятий. Фактически полностью выполнено - 65 мероприятий; отменено - 7 мероприятий и перенесено выполнение на 2008 год - 25 мероприятий, выполнено сверх запланированных - 25 мероприятий.

Важнейшими из внедренных мероприятий являются:

Комбинат Мягкой Мебели: запуск котла КВТШ-2 с установкой бункера для твердых отходов и шнека загрузки, что позволило полностью удовлетворить потребности фабрики в горячей воде; запуск линии по автоматизированному раскрою ткани. Позволило автоматизировать процесс раскроя ткани и повысить полезный выход мебельной ткани.

УПП "Пинскдрев-Евро-Мебель": приобретены новые швейные машины взамен устаревших на сумму 50 тыс. долл. США, что позволило поднять производительность в цехе на 10 % и увеличить объемы выпуска более качественных чехлов.

Комбинат Корпусной Мебели: проведена реконструкция сушилок, приобретен станок для наложения кромок методом софтформинга, "Rover".

Фанерный завод: организован участок изготовления школьной мебели, изготовление и монтаж приточно-вытяжной вентиляции лущильного цеха, закуп и монтаж металлодетектора перед дробилкой.

Завод ДСП: ввод в эксплуатацию гидростанции на прессе ПР-6А, ввод в эксплуатацию системы аспирации шлифовальной пыли от линии "Штейнеманн", монтаж формирующих станций Classi-Former, установка системы пожарной сигнализации.

Спичечная фабрика: приобретена топка к котлу Е-25, идет монтаж, модернизирована рубительная машина ДШ-1М, внедрена технология нанесения печати на картонные коробки.

Леспромхоз: идет обновление автотракторного парка.

Лесозавод: приобретены 4 шт. сушильные камеры на сумму - 300,0 тыс. Евро, построена котельная на древесных отходах с получением горячей воды на обогрев сушильных камер, идет монтаж оборудования.

За 2007 год внедрено 36 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 112,6 млн. руб. (в 2006 году было внедрено 7 предложений с экономическим эффектом - 15 млн. руб.).

В 2008 году инвестиционная программа будет обусловлена реализацией трех инвестиционных проектов:

- техническое перевооружение фабрики столов с перепрофилированием ее в фабрику спецмебели;

- техническое перевооружение лесозавода с освоением производства мебельного щита;

- техническое перевооружение завода ДСП с освоением выпуска ламинированной плиты.

Основная идея вышеуказанных проектов заключается в освоении ЗАО "Пинскдрев" новых, имеющих неудовлетворенный спрос рынков сбыта продукции, соответствующей европейским стандартам, путем модернизации технологии и оснащения современным оборудованием уже имеющихся производств. При этом предполагается увеличение объемов продаж, улучшение качества и увеличение прибыли благодаря работе на сегментах рынка, близких к уже освоенным, и с давно и основательно проверенными партнерами, возможность быстрого и малозатратного освоения нового производства на базе имеющихся технологий, создание производства на уже имеющихся собственных площадях с работающими коммуникациями, снабжением и сбытом.

Для реализации данных проектов необходимо привлечение финансовых средств:

- техническое перевооружение фабрики столов с перепрофилированием ее в фабрику спецмебели - 1070 млн. руб.;

- техническое перевооружение лесозавода с освоением производства мебельного щита - 757,7 млн. руб.;

- техническое перевооружение завода ДСП с освоением выпуска ламинированной плиты - 491,7 млн. руб.

Планируемый объем общих инвестиций составит 2319,4 млн. руб.

 

1.4 Виды и организация планирования

 

Концепция планирования в ЗАО "Пинскдрев", заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретной продукции. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.

Для выбора стратегии ЗАО "Пинскдрев" необходимо провести глубокий анализ существующих направлений деятельности, его позиции на рынке, перспектив на будущее, а также тенденций развития. На основе анализа разработать приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенную характеристику внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.

Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:

1) объективная оценка положения предприятия в целом;

2) исследование эффективности его работы в прошлом и настоящем; жизненность организационной структуры, система управления;

3) модель функционирования технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни предприятия.

Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, реализуемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.

Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.

Необходима также разработка бизнес-плана, то есть надо спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает решить следующие задачи:

1) определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4) выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

5) определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

6) оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

7) предусмотреть трудности, "подводные камни", которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые на предприятии и предназначенные на цели выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих, удовлетворению их социальных и других потребностей, образуют его финансовые ресурсы. Основная цель финансового планирования - оптимизация соотношения между кратко- и долгосрочными целями развития производства.

В зависимости от цели различают и два вида планирования:

1) краткосрочное, направленное на определение структуры средств (капитала) предприятия на текущий период;

2) долгосрочное (стратегическое), нацеленное на обеспечение успешного функционирования предприятия в будущем.

В план социального развития ЗАО "Пинскдрев" включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной структуры трудового коллектива.

В этом разделе плана отражается обобщенная социальная характеристика коллектива, его специфические особенности. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников занятых на работах с вредными условиями труда, улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда. Здесь разрабатываются мероприятия по сокращению текучести кадров и их планомерному перемещению внутри предприятия, в том числе обусловленному внутрипрофессиональным или квалификационным, межпрофессиональным и другими видами перемещений.

2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия.

В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников создает предпосылки для более благоприятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др. При разработке этого раздела плана особое внимание уделяется: улучшению социально-гигиенических условий труда на рабочих местах, улучшение уровня освещенности и других показателей санитарно-гигиенических условий труда по всему их комплексу; оптимизации физиологических и психологических факторов труда, под которыми понимается установление оптимальных режимов труда и отдыха, создание нормальных условий регламентированного отдыха, обеспечение здорового социально-психологического климата в коллективе, снижение производственного травматизма, а также усилению профилактики и снижению профессиональной и общей заболеваемости работников; улучшению медицинского обслуживания на предприятии.

3. Совершенствование оплаты труда, улучшение культурно-бытовых условий работников предприятия.

Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством.

Многообразие рычагов воздействия на формирование личности работника определяет и разнообразие направлений этой работы. Это, прежде всего, мероприятия, направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизация; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, выделяются эстетическое воспитание и культурно-массовая работа; физическая культура и спорт, физическое воспитание.

Основными задачами плана технического и организационного развития являются:

- обеспечение неуклонного повышения технического уровня производства и выпускаемой продукции;

- уровня организации производства и труда;

- улучшение использования трудовых ресурсов;

- улучшение использования производственных фондов;

- улучшение использования мощностей;

- улучшение использования сырья и материалов;

- улучшение использования топлива и энергии.

В плане технического развития предусмотрено производство новых видов продукции, позволяющих удовлетворить потребительский спрос на продукцию обработки дерева. Кроме того, предусматривается внедрение нового высокопроизводительного оборудования, позволяющего увеличить выпуск продукции, экономить сырьевые ресурсы.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегической планирования): распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

 

Рисунок 1 - Информационная система бизнес-планирования ЗАО "Пинскдрев"

 

Экономисты ЗАО "Пинскдрев" осуществляют организацию работы по экономическому планированию, подготовку проектов текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной деятельности, обоснований и расчетов к ним, обеспечивают организацию экономического анализа деятельности предприятия и участвует в разработке мероприятий по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов, разрабатывает финансовый план. Также в задачи экономистов входит доведение плановых показателей по видам деятельности до участников. Они организуют и осуществляют систематический оперативный контроль за ходом выполнения доведенных показателей, анализирует эффективность применения действующих форм материального стимулирования.

Составление такого плана разбито на ряд этапов:

1. Бюджет производства и продаж.

Самым важным в этом разделе является прогнозирование объема производства и продаж, так как именно от правильности определения этого показателя во многом зависит достоверность всего плана. Здесь учитываются такие факторы: объем производства и продаж предыдущих периодов, производственные мощности, общеэкономические показатели (личные доходы населения, уровень цен и т.д.), сезонные колебания, ценовая политика, конкуренция и т.д. Чтобы в дальнейшем было легче осуществлять контроль, бюджет продаж составляется по месяцам в натуральном и денежном выражении.

2. Бюджет расходов.

Все расходы этой категории соотносятся с объемом производства и продаж. Они подразделяются на переменные и постоянные. К первым относятся, затраты на производство, транспортировку, хранение, складирование, премиальные и т.д. Постоянные - это затраты на рекламу, маркетинг и др. Все эти показатели планируются в процентах к объему продаж, оказание услуг.

3. Бюджет закупки.

ЗАО "Пинскдрев" составляет план закупки в натуральных показателях по каждому из видов продукции. Необходимое для закупки количество и товара рассчитывается как сумма планируемого объема продаж и желаемого запаса продукции на конец периода за вычетом запасов готовой продукции на начало периода. Определить оптимальный запас продукции на конец периода очень важно, так как его неправильная величина может привести к нерациональному распределению оборотных средств. Этот показатель выражается в процентах к продажам следующего периода.

4. Бюджет управленческих расходов.

Здесь приводятся затраты на мероприятия не связанные непосредственно с закупкой и продажей. Это содержание основных фондов непроизводственного назначе<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: