(Подготовительная группа)
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3. Способствовать сплочению детей и родителей.
4. Развивать у родителей желание познать своего ребенка.
Приветствие. На фоне спокойной музыки родители приглашаются в группу.
Добрый вечер! Проходите, пожалуйста!
Психологическая разминка «Улыбка»
- Хочется узнать: какое у Вас настроение?
- Как без слов подарить его другим людям при встрече?
- Как без слов сообщить о своем хорошем настроении?
Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. С таким хорошим настроением прошу Вас обратить внимание на этот вопрос – «Почему умеющий играть ребёнок, успешен в школе?»
Если вы считаете, что поставленный вопрос актуален и важен Вам, как родителям будущих первоклассников, то возьмите фишку красного цвета, если сомневаетесь и не считаете эту тему значимой, важной, достойной Вашего внимания - возьмите фишку синего цвета. Выбранные фишки кладите в коробочку. Ваш выбор доказывает, что Вы заинтересовались предложенной темой.
Мотив: Вам интересно услышать рассуждения друг друга, поделиться своим мнением по теме нашей встречи?
Замечательно! А диалог начнем с такого упражнения:
«В какие игры предпочитает играть Ваш ребёнок?» - отвечайте и передавайте мяч.
|
Вами высказанное доказывает, что игра – это любимая деятельность детей и игры разнообразны.
Как Вы понимаете значение игры в жизни ребенка, ее влияние на успешное обучение в школе? (Выслушиваются все варианты.)
Я рада, что у Вас не поверхностное представление о детской игре. Но, к сожалению, многие взрослые не придают серьёзного значения влиянию игры на будущую успешность ребёнка в школе. Чтобы убедиться в том, что игра может способствовать успешности ребёнка в школе, попробуем изначально разобраться, что подразумевается под фразой «успешный ребёнок в школе?»
Обратить внимание на развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение) и на то, что перед школой у детей сформировался внутренний мотив (я хочу, мне надо).
Как на Ваш взгляд проявляет свою успешность первоклассник?
Выслушиваем мнение родителей. Фиксируем маркером на доске (читать, писать, решать задачи и примеры).
Этот вопрос интересен не только родителям и педагогам. Этим вопросом занимаются многие ученые – педагоги, психологи, социологи.
Познакомьтесь с их научными выводами.
Для этого возьмите карточки голубого цвета. (Читайте, отбирайте самые ключевые определения качеств личности, которые на Ваш взгляд наиболее необходимы для успешного обучения ребенка в школе ). Советуйтесь, если считаете уместным, обсуждайте друг с другом; и будем выстраивать вместе «модель успешности» ребенка.
Теперь можно обобщить понятие «Успешный ребенок в школе – это такой ребенок, у которого сформировано …»
(Внимание, мышление, толерантность, активность, инициативность, самостоятельность, саморегуляция, самоконтроль, воля, организованность, уверенность, ответственность, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность, память, восприятие.)
|
А через какую деятельность будут активно и ненавязчиво формироваться эти качества, как Вы считаете?
А какие качества формирует у ребенка игра? (Личностные качества.)
Обратимся за помощью к высказываниям и научным доказательствам известных педагогов и психологов о влиянии игровой деятельности на подготовку ребенка к школьному обучению.
Проявляет Волю – добровольно подчиняет себя требованиям и правилам.
Умеет быть коммуникабельным.
Умеет следовать установленным правилам.
Умеет согласованно действовать в коллективе сверстников.
Умеет подчинять личные желания интересам общего коллектива.
Умеет прилагать усилия для преодоления трудностей.
Умеет самостоятельно организовывать свою деятельность.
Умеет согласовывать действия с действиями сверстников и взрослых.
Умеет контролировать себя.
Умеет объективно оценивать свои действия, высказывания.
Умеет проявлять инициативность и творчество.
Умеет высказывать и излагать свои мысли.
Имеет познавательную активность.
Проявляет устойчивую самостоятельность.
Проявляет устойчивую ответственность.
Имеет осмысленность действий.
Имеет развитое воображение.
Имеет развитое мышление, память, внимание, восприятие.
У Вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, давайте зачитаем вслух эти высказывания (родители читают высказывания).
О каком качестве говорил ученый? Отметьте это качество на модели маркером. Какой вывод можем сделать? Правильно, все виды детской деятельности дополняют друг друга.
|
Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б.Эльконин определял ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.
Основатель дошкольной педагогики Ф.Фребель писал: «Игра – это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего (мира) …. Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее».
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский.
Л.С. Выготский назвал игру дошкольника «девятым валом развития»
К.Д.Ушинский – игра есть способ проникновения в действительную жизнь, посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающей его жизни взрослых.
А.В.Запорожец определил игру как «отражение окружающей действительности и, прежде всего действий и взаимоотношений окружающих людей».
Детский психолог Е.О.Смирнова – игра – это самостоятельная эмоционально-насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения, животных».
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.
Давайте убедимся в этом на практике и поиграем.
Выходите, вставайте в круг.
Игра называется «Квадрат».
Правила игры:
- необходимо называть предметы похожие на квадрат;
- отвечать тогда, когда мяч в руке;
- ответы не повторять;
- не подсказывать.
И что развивает, формирует эта простая игра? (внимание, память, воображение, саморегуляцию).
Подошло время разобраться, какими качествами обладает «Хорошо играющий ребенок».
Проходите, выбирайте из розовых карточек определения качеств личности ребенка, которые он приобретает во время игр.
(Внимание, мышление, толерантность, активность, инициативность, самостоятельность, саморегуляция, самоконтроль, воля, организованность, уверенность, ответственность, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность, произвольность, память, восприятие.)
Подведем итог нашей встречи.
Получилось у нас с Вами ответить на вопрос «Почему умеющий играть ребёнок, успешен в школе?».
Кто готов обобщить этот ответ? (педагог показывает на модель и предлагает ею воспользоваться.)
Играющий ребенок в школе успешен, потому что в процессе разнообразных игр у него активно и непринужденно на основе устойчивого интереса к игре, формируются такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, саморегуляция, самоконтроль, воля, организованность, уверенность, ответственность, настойчивость, целеустремленность, коммуникабельность, самоорганизованность и произвольность.
Наличие этих качеств позволит ребенку в полной мере реализовать имеющиеся умения и знания.
Сформированные в игре личностные качества будут стимулировать проявление интеллектуальных (мышление, познание) и творческих способностей (воображение) ребенка.
Кто сомневался в значимости этого вопроса в начале нашей встречи, надеюсь, вы изменили своё мнение?
Какое решение данной проблемы по итогам встречи можно принять?
Познакомьтесь с проектом решения:
Ø Активнее включаться в игровое взаимодействие с ребенком,
Ø Способствовать увлечению детей разнообразными играми;
Ø Регулировать использование игр, которые формируют личностные качества будущего первоклассника.
Большое спасибо Вам за сотрудничество.
Чтобы наша встреча вам запомнилась, предлагаю воспользоваться добрыми советами и памятками по игровому взаимодействию с ребенком.
Поможем нашим детям
Стать добрее нас,
Мудрее нас
Умнее нас,
счастливее нас!