Основные направления правового воздействия на социально-экологические отношения (функции экологического права)




1. В современный период стало очевидно, что мировое сообщество стоит на пороге экологического кризиса. Россия не является исключением. Дестабилизация экологической ситуации обусловлена, в известной степени, технократической парадигмой мышления, эксплуатационным, хищническим отношением человека к природным богатствам. Более того, ухудшение качества окружающей природной среды, находится в прямой зависимости от степени воздействия человека на природу в целом и ее отдельные компоненты.

Гармонизация отношений общества и природы является основной целью экологического права России. Достижение поставленной цели обеспечивается только посредством поэтапного, последовательного решения задач, которые определяют, в известной мере (наряду с целями, структурой и т.д.), основные направления правого воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Функция как категория, имеющая определенное содержание, исследуется многими науками, в том числе и правоведением. В литературе предложено ряд определений этого понятия. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» указывал, что функция - это зависящая от другого и изменяющаяся по мере трансформации этого другого[16]. Для права - социального феномена подобная зависимость характерна в отношении сущности права и его функций, как одной из сторон этого многогранного явления.

В период развития и становления советской юридической науки ученые-юристы неоднократно обращались к анализу функций права. Так, С.С. Алексеев полагал, что активная роль права выражается в его функциях, определяя их как направления правового воздействия, выражающие роль права в организации (упорядочении) общественных отношений[17]. Функции права, рассматриваемые под углом зрения назначения права для регулируемых отношений, он подразделяет на: регулятивную статическую, выражающуюся в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах; регулятивную динамическую, реализующуюся в процессе воздействия права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики) и охранительную, отождествляя ее с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений, их неприкосновенность[18].

Для современной теории права превалирующим является то, что функции права представляют собой основные, ведущие направления правового воздействия на общественные отношения, входящие в предмет той или иной отрасли права. Т.В. Кашанина предлагает «синтезировать определение» из множества существующих вариантов и под функцией права, правового регулирования понимать либо его социальное назначение, либо направление правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе[19]. Этот подход приводит в итоге к выделению двух групп функций права: социальной и юридической.

По мнению Т.Н. Радько, понятие «функция права» также должно охватывать одновременно как назначение права, так и направления его воздействия на общественно значимые отношения[20]. При этом рассматриваемая категория выступает как реализация социального назначения права и представляет собой единство двух указанных составляющих.

Общетеоретический анализ функций в правовой науке позволяет сделать вывод о том, что понятие и содержание функции права во многом зависит от его структуры, целей, задач. Всякая попытка исследовать эту проблему без обращения к изучению конкретного содержания правового регулирования на уровне отрасли, подотрасли, института или особенностей иной группы норм будет малоэффективной. Изучать абстрактные юридические понятия, используя для этого подобные им абстракции крайне сложно. Любое категориальное понятие как абстракция является обобщением проявления закономерностей в ее частном проявлении.

3. Для каждой отрасли российского права характерно наличие общеправовых и специальных функций. В современных условиях необходима система экологического права, которая бы не опровергла сама себя в силу внутренних противоречий. Системный подход к структуре экологического права предопределен в известной мере выявлением его функций. Функциональный критерий представляет одну из основных характеристик отрасли наряду с предметом, методом, системой и отраслевыми принципами.

Функции экологического права подчеркивают его специфику, позволяют выявить роль эколого-правовых норм, опосредующих социально-экологические отношения на современном этапе. В них преимущественно проявляются свойства, присущие, прежде всего, этой отрасли. Но при этом не следует пренебрегать изучением общих функциональных направлений правового регулирования. Необходимо разумное сочетание общих, присущих всем отраслям права, и специальных (характерных только для экологического права) направлений воздействия на социально-экологические отношения.

Функции отрасли права, регулирующей социально-экологические отношения, в известной степени конкретизируют общие функции права в той или иной степени, привнося специфику, свойственную для регулирования отношений, входящих в предмет экологического права. Совокупность общих и специальных функций, присущих отрасли, не должна представлять собой простую суммативность. Общие составляют остов, «каркас», на котором базируются специальные функции, имея свое содержание и особенности.

Анализ функционального назначения экологического права, позволяет сделать вывод о том, что задачи, сформулированные в экологическом законодательстве и предмет правового регулирования взаимообусловлены. Первые, в данном соотношении, адресуются к сфере права (его задачам), второй - к сфере правового регулирования (его предмету). Предмету правового регулирования в этом вопросе отводится ведущая роль. При определении критерия нельзя ограничиваться только положениями, сформулированными в действующем законодательстве об охране окружающей среды. В противном случае, наука экологического права рискует изучение функций отрасли свести к анализу сферы права, задачам, сформулированным в нормативно-правовых актах.

Функции экологического права призваны выразить общие закономерности и свойства отрасли, которые проявляются в институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, входящие в ее предмет. Выделение их видов зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли на социально-экологические отношения, от выбора критерия их разграничения.

Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов социально-экологических отношений.

4. В юридической литературе уже проводился анализ функций экологического права, в частности, Ю.В. Трунцевский и Н.Е. Саввич в качестве их основных видов предложили рассматривать:

- установление экологической правосубъектности;

- установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров);

- лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные природные процессы;

- регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;

- регулирование ответственности за нарушение естественного состояния природной среды[21].

Очевидно, что указанная точка зрения упречна, поскольку в основе выделения перечисленных функций нет единого критерия (отсутствует и понятие функций экологического права). Достаточно обратить внимание на такую функцию, как лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные природные процессы. Она представляет собой не что иное, как основное направление деятельности государственных органов управления экологией, то есть относится к функциям (основным направлениям деятельности) субъектов экологического права[22], и не олицетворяет основные направления правового воздействия на социально-экологические отношения.

Как уже отмечалось, экологическому праву РФ свойственны общеправовые и специальные функции. К общеправовым относятся – регулятивная и охранительная. К специальным –воспитательная, образовательная, организационная и восстановительная.

Безусловно, выделенные функции тесно связаны между собою, их нельзя не только противопоставлять друг другу, но проводить между ними грань вроде «китайской стены». При их изучении был выявлен «эффект взаимной поддержки» и как бы «перехода» одной функции в другую. Это объясняется содержанием экологических отношений, регулируемых социальными, в том числе и правовыми нормами.

Воспитательная функция экологического права реализуется, в нормах, связанных с информационной, разъяснительной деятельностью, прежде всего органов управления экологией, по вопросам охраны природы, бережного отношения к ней. Правовой формой воспитательной функции является создание, опубликование, разъяснение, норм, правил общеобязательного поведения субъектов социально-экологических отношений в процессе использования окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическое право, воздействуя на чувства людей, их сознание, взгляды и представления опосредует экологическое воспитание.

Воспитательная функция неразрывно связана с образовательной. Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны и использования окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Содержание образовательной функции сводится к тому, что нормы экологического права опосредуют образовательный и информационный процессы. Получаемые навыки, опыт обеспечивают повышение экологической культуры и знаний.

Раздел XIII ФЗ «Об охране окружающей среды» посвящен основам формирования экологической культуры. В этих целях устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования (включает: дошкольное, общее, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов), осуществляется экологическое просвещение, посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности и информации о состоянии окружающей среды.

В юридической литературе предлагается всеобщее экологическое образование населения рассматривать как систему, включающую: нормативно-правовую базу; систему управления; систему информационной поддержки; научное и учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; широкую сеть государственных и общественных эколого-образовательных структур; систему контроля эффективности экологического образования населения; международное сотрудничество; подпрограмму «Экологическая литература для населения».

Организационная функция реализуется посредством обеспечения эколого-правовыми нормами процедур, связанных с управлением, организацией охраны природы и ее отдельных компонентов, участием граждан и их общественных объединений в решении экологически-значимых вопросов. Указанное функциональное направление правового воздействия реализуется в рамках правового регулирования социально-экологических отношений.

Восстановительная функция реализуется в большинстве норм экологического права. В современных условиях потребность в «качественной» окружающей природной среде, ее компонентах стала глобальной проблемой человечества. Содержательная часть данной функции проявляется в том, что эколого-правовые нормы обеспечивают защиту, восстановление, сохранение и улучшение качества среды жизнеобеспечения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: