В Писании сказано, что на Небесах произошла война между Ангелами Бога, и Михаил и его Ангелы были низвергнуты с Небес. Те ангелы воплотились в людей. И что же еще это может означать, как не тот, имевший место антагонизм между Великими Созидательными Силами Вселенной, что был вызван трением, то есть следствием действия законов Притяжения и Отталкивания? Это ясно показывает, что действие указанных законов не только ответственно за воинственные состояния в природе и человеке на физическом плане, но что подобные же положения утверждаются в определенные периоды эволюции и в трех высших состояниях материи.
Однако это не должно разочаровывать устремленного к миру, ибо каждое такое усилие понемногу приближает к этой цели. И чем продолжительнее цикл мира, тем мощнее силы, которые принесут желаемые постоянные следствия.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 175
Ax, мужья и жены этого беспокойного, безумного века, этой эры, в которой все вещи так быстро распадаются и изменяются; эры, в которой не может быть никакой стабильности, никакого равновесия ни в религиозной, ни в социальной, ни в политической или семейной жизни, если только оно не создается и не поддерживается суровой выдержкой, божественным терпением и прежде всего упорным проведением через всю нить жизни чувства долга ради еще не развившихся и еще не рожденных детей, которым суждено невыразимо страдать, если их родители поддаются воздействию тех разрушительных сил, что проносятся сейчас по всей земной сфере! Где найти того, кто может сказать вам об этом с достаточной мощью? Где найти слова, достаточно убедительные по своей проникновенности и весомости, чтобы привлечь ваше внимание и глубоко запасть в ваши души, пробудить доселе дремлющую силу и устремить к цели, что так необходимо для вашего спасения и для спасения той расы, к которой вы принадлежите?
|
Современные методы воспитания и образования привили большинству из вас, мужчин, всепоглощающее устремление к какойнибудь одной цели, которое в конце концов заканчивается одним из двух: либо истощенной жизненной силой и расшатанными нервами со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде нетерпения, самопотворства и равнодушия; либо превращением во флегматичное, самодовольное, тупое существо наподобие какогонибудь травоядного животного. Эти методы оказали ничуть не меньшее влияние и на женщину, сделав из нее беспокойное, физически не подходящее для супружеских отношений существо, – чувствительное, слишком идеалистичное, непрактичное, полное страстного желания реализации какихто несбыточных идеалов. И как правило, и мужчины, и женщины либо не в состоянии услышать, либо эгоистично равнодушны к исходящему друг от друга воплю о помощи и поддержке, понимании и сочувствии.
Никакое третье лицо не может помочь установить гармонию между мужчиной и женщиной, достигшими подобного состояния полной неудовлетворенности, ибо они даже и не примут такой услуги. Их собственное самолюбование или идеалистические иллюзии затуманивают их рассудок такими чарами, что сама возможность прислушаться к опыту когото другого, чтобы извлечь из него пользу для себя, кажется им унижением. Поэтому они предпочитают искать силу и поддержку в собственной душе, чтобы попытаться устоять, когда волны досады, разочарования, неудовлетворенной страсти и стремления заливают их, если только они не были достаточно благоразумны, чтобы с неусыпной заботой и вниманием нежно лелеять ту искру истинной любви, что соединила их в начале супружеской жизни, взирая на эту любовь как на драгоценный камень, который можно повредить грубым обращением. Эта драгоценность требует оправы в виде некоторого обоюдного внимания, постоянного напоминания о своем существовании и хрупкой природе, а также частого омовения в чистой воде духовного общения.
|
Ах, мужчины и женщины! Что еще в беспредельном Космосе, кроме бескорыстной и преданной любви жены или мужа, может дать вам силы примириться с ужасающей реальностью, что быть смертным – это значит беспрестанно страдать; страдать и в радости и в печали; страдать неизбывно и непрерывно? И даже во сне – этом близнеце смерти – не находить полного прекращения страдания, кроме тех часов крайнего отрицания жизни настоящего момента, которое буквально уничтожает ее. Таков закон смертной жизни, и ни один человек не может избежать его приговора, пока не одержит победы над смертной жизнью при помощи пламени, разгоревшегося от той единственной искры, что была перенесена в сердца мужчины и женщины из сердца Бога в час их единения и согласия. И тогда может быть получено окончательное освобождение от страдания, ибо исполнить закон может лишь одна любовь – любовь, основанная на взаимном уважении и поддерживаемая обоюдным терпением.
Довольно странно, что большинство людей никак не поймут, что новые жизненные токи никогда не приводятся в движение путем насилия или нарушения закона.
|
Очень часто, сами того не желая, мужчины и женщины с головой погружаются в заботы и обязанности повседневной жизни и поэтому или слишком устают, или становятся равнодушными друг к другу, либо, принимая это как должное, обращаются друг с другом так, как склонны обращаться с людьми одного с ними пола, забывая о том, что установление супружеских отношений между мужчиной и женщиной приводит к созреванию в душе каждого из них зародыша, который лишь потенциально заложен в душах одиноких мужчин или женщин, – тех отношений, которые уже превышают физический план и действуют на плане души. Подумайте об этом, если хотите, чтобы ангел Гармонии появился и прочно поселился у вашего домашнего очага.
Мужчина должен осознать эти факты, с тем чтобы не позволить материальным условиям и обстоятельствам уничтожить в нем женские качества, помогающие ему понять природу женщины, с которой он вступил в брак, и таким образом дать ей ту пищу, которую ее душа жаждет получить от него, чтобы жить и расти.
Женщина же должна осознать тот факт, что для нее в равной степени необходимо развивать мужские качества души и тем самым обрести способность понимать характер борьбы за свое главенство на материальном плане, укоренившейся в мужском аспекте жизни. В противном случае она не сможет понять характера воздействия этой борьбы на более утонченную сторону естества мужчины, с которым она вступила в брак, и, насколько это в ее силах, помочь ему уравновесить обе эти стороны его природы.
Девять из десяти печальных разногласий, возникающих между супругами, происходят вследствие полного незнания природы основных различий между мужским и женским полом. И если не прилагается серьезных усилий к тому, чтобы рассеять подобное невежество, то почти не остается надежды на достижение взаимопонимания, за исключением тех случаев, где имеет место истинный, настоящий брак.
Женщина мучительно бьется за постоянное проявление утонченных качеств ее идеального мужа, тех качеств, которые, как она полагает, являются частью натуры того мужчины, с которым она вступила в брак. Мужчина же выражает (или подавляет) недовольство по поводу непонимания женщиной тех причин, что стоят за его неспособностью ответить на предъявляемые к утонченным сторонам его природы требования в то время, когда вся его энергия направлена на какуюнибудь необходимую – для него – материальную борьбу.
Если счастье женщины зависит от постоянно выказываемых знаков любви к ней, а также интереса к ее занятиям, а счастье мужчины – от разумного понимания его недостатков и трудностей, то нет никакой надежды на прекращение их семейных неурядиц. Обе стороны должны будут прийти к обсуждению и принятию кодекса взаимного уважения и внимания к правам и привилегиям друг друга, прежде чем может быть создана общая почва для понимания.
Вы конечно же понимаете, что Я не обсуждаю сейчас те печальные случаи, когда один из супругов или оба они потеряли всякое уважение и почитание по отношению к божественным и человеческим законам, когда жизнь одного становится адом изза поступков другого, и их корабль жизни несет прямо на скалы. Я указываю лишь некоторые из причин, погубившие так много жизней, которые могли бы быть пройдены при обстоятельствах, позволяющих заплатить некоторую часть плохой кармы и получить возможность найти дополняющие их половинки в другом жизненном цикле при гораздо меньших усилиях, нежели это было бы возможно при существующих обстоятельствах, отягощенных дурной кармой.
Пока мужчина или женщина твердо придерживаются мысли, что не исполнение долга, а личное счастье на физическом плане является конечной целью жизни, то все шансы на счастье разлетаются, как птицы по ветру; тогда как исполнение долга принесло бы по меньшей мере мир душе, а также осознание реальности идеала, к которому они стремятся, но который, возможно, на этом плане еще не существует.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 176
В последнее время, когда служители так называемых точных наук достигли максимального прогресса в своих исследованиях в тех областях, где можно наблюдать видимую и осязаемую субстанцию, возникает иной класс исследователей, которые, охотно принимая наработки своих предшественников постольку, поскольку те апеллируют к здравому смыслу и пяти чувствам, тем не менее не желают на этом останавливаться. Шестое чувство, которое в настоящее время находится в процессе эволюции, уже дало безошибочные свидетельства в одной и даже более областях исследования, до сих пор считавшихся всего лишь гипотезами.
Открытие нескольких элементов, ранее неизвестных человечеству в целом, за исключением Посвященных Великой Белой Ложи, которые знают их под наименованиями, отличными от принятых учеными, позволило отомкнуть двери, ведущие к разрешению некоторых тайн жизни. Изыскания в этих специфических областях привели к окончательному принятию утверждений Посвященных некоторыми наиболее прогрессивными исследователями, к числу которых принадлежат и последователи древних алхимиков.
Эти новейшие области весьма близко соприкасаются с тонкими силами природы, перед которыми человек, пользующийся лишь пятью чувствами, находится в затруднительном положении.
Интуиция и координация – эти два качества шестого чувства – могут преодолеть препятствия, обусловленные возможностями пяти низших чувств, и позволить заглянуть за разграничительную линию между духом и материей. Но пересечь эту пограничную точку между материальным и духовным планами и войти в царство духа может лишь седьмое чувство – синтетическое. Развившие это синтетическое чувство Посвященные высших ступеней способны выразить в словах абсолютную правду и истину относительно духовных царств. И когда один из этих великих Учителей со всею определенностью утверждает, что вся проявленная жизнь, или жизнь в форме, есть результат движения и вибраций, то естественно, что те, кто в состоянии принять такое утверждение, хотят узнать чтолибо о природе того, что приводится в движение и вибрацию, а также их основную причину.
Для приобретения такого знания средний оккультист отошлет вас к «Тайной Доктрине» или к какомулибо другому подобному труду. Конечно, на определенной ступени вашего развития такое познание необходимо, но для начала Я посоветую вам воспользоваться теми рудиментами шестого чувства, которые вы уже развили, чтобы найти ключевую ноту этого движения, связывающую вас неразрывно с сознательным Божеством. Эта нота есть Христос – тот Христос, который задает ее в вашей душе, чтобы вы не затерялись в лабиринте блужданий ума, из которого нет выхода.
Но сначала примите во внимание следующее положение: то, с чего начинается и движение, и вибрация, есть одеяние Христа – Христа в вас, во Мне, в каждой живой вещи и создании; Христа, который верховно главенствует над всем сущим; Христа, который ткет для себя одеяние из той жизненной силы, что древние называли Акаша, или Archaeus.[36]В первой главе Евангелия от Иоанна вы найдете подтверждение первого из этих утверждений: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть; и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Слово, этот перворожденный Сын Бога, Абсолюта, есть Христос. То, что лишь отчасти выражено в словах «нумен электричества», эта великая тайна науки есть Слово (в оккультной философии – Фохат), Христос, то есть мощь и могущество всей энергии и силы в манифестации; и когда то, что есть движение per se, начинает проявляться как вибрации, тогда достигается пограничная точка между духом и материей. Тогда Христос начинает создавать форму для своего проявления, форму Небесного Человека, модель и прообраз для человечества, и делает это посредством вибраций; и эта форма Небесного Человека есть обитель и источник вибраций – Центральное Солнце.
Каждая форма и степень материи создается какимнибудь одним определенным видом вибраций и соответствует определенной ноте или ключу, – как вверху, так и внизу. Учитель одной из высших степеней жизни обладает внутренней силой изменять направление любой вибрационной волны в пределах определенного круга, или сферы, действий. Образно говоря, он обладает внутренним камертоном, благодаря которому может подобрать ключ к вибрациям звука, света, тепла и электричества. Этот камертон в какойто степени аналогичен передатчику и приемнику беспроволочного аппарата, но возможности последнего намного более ограничены в сравнении с человеческим внутренним камертоном, если только тот усовершенствован. Если бы беспроволочный аппарат был совершенным, то оператор мог бы изменять направление тепловых волн, вмешавшись в вибрации в определенной сфере. Он мог бы изменить направление волн из поперечного в продольное или горизонтальное и таким образом превратить каждую живую вещь в пределах этой сферы в твердое тело, заморозив ее. Он мог бы сделать то же самое и со световыми волнами, и тогда ни один луч света не смог бы проникнуть во тьму этого пространства. Он мог бы изменить курс электрических волн, чтобы ни один звук не попал в эту сферу, или мог бы увеличить их силу, и тогда все живые создания в ней были бы мгновенно убиты электричеством. И если бы он обладал мощью изменить направление или остановить вибрации всех четырех из этих жизнеразрушительных и жизнесозидательных энергий – сынов Фохата, – он мог бы уничтожить всю проявленную жизнь на физическом плане в пределах определенной сферы Земли путем манипулирования с несколькими ключами, настроенными на основные ноты вибрационных волн эфира и воздуха.
И если в один прекрасный день человек придет к осознанию этих великих истин, то его «подобие Богу» станет для него очевидным.
Но даже и сейчас совершенно бессознательно он применяет до некоторой степени силу вышеупомянутого человеческого камертона в своей собственной ауре. Каждый сознательный добрый поступок или дурное намерение изменяет течение какойлибо вибрационной волны и таким образом создает, изменяет или разрушает в этой аурической сфере определенную форму субстанции – акашический покров Христа – того Христа, который будет одушевлять и наполнять сознанием тело Нирманакая, когда ваше эго, ваше истинное «Я», заслужит это тело своим долгим и нелегким трудом. Задумайтесь на мгновение, что должна означать такая судьба для человека, когда в часы вашего отчаяния, возмущения и упадка духа вы, узрев признаки зла в себе и в других, забываете о признаках силы, способной преобразовать это зло.
Если в эти тяжелые минуты у вас в уме мелькнет хотя бы проблеск мысли о реализации этих великих возможностей, вы уже никогда больше не скажете, что жизнь не стоит того, чтобы жить.
Примечание. Интуиция, координация, воображение, сострадание, воля, апперцепция – все это качества шестого чувства.
На илл. 3 представлены музыкальные интервалы, полученные посредством колебаний двойного маятника, в котором установлена стеклянная воронка, наполненная очень мелким песком. Относительная длина этих двух маятников может регулироваться.
Если короткая нить маятника вчетверо короче длинной, то за один и тот же период она совершит в два раза больше вибраций, чем последняя. Это происходит в соответствии с законом, по которому период колебаний каждого из двух маятников обратно пропорционален квадратным корням их длины. Но отвес маятника не может двигаться в двух направлениях одновременно. Следовательно, он будет двигаться по среднему пути между двумя прямыми линиями, о которых только что говорилось, в результате чего мы получим скомбинированную из двух вибраций параболу А (см. илл. 3). Отношение частоты вибраций двух маятников в этом случае равно 1: 2. Эта пропорция выражает также интервал октавы. Следовательно, фигура А представляет собой кривую, соответствующую этому интервалу.
Если мы переместим кольцо так, чтобы изменить относительную длину двух маятников, и раскачаем отвес, как и прежде, то получим фигуру, совершенно отличную от только что продемонстрированной. При отношении длины двух маятников 4: 9 песок из воронки вычертит фигуру В. Квадратные корни из 4 и 9 дают соответственно 2 и 3. Следовательно, когда более длинный маятник совершает две вибрации, более короткий за это же время совершает три. Но пропорция 2: 3 выражает интервал квинты, следовательно, фигура В может быть рассматриваема как видимое выражение этого интервала.
Установив относительную длину двух маятников 9: 16, квадратные корни которых будут равны соответственно 3 и 4, мы получим фигуру С, соответствующую интервалу кварты. Точно так же, если мы установим длину маятников в соотношении 16: 25, то получим фигуру D. Квадратные корни из 16 и 25 равны соответственно 4 и 5. Эта пропорция выражает вибрационное отношение большой терции. Следовательно, фигура D отвечает этому интервалу. Таким же образом изменяя относительную длину маятников, мы могли бы получить фигуры всех музыкальных интервалов. Так мы убедимся, что фигуры, выражающие интервалы, становятся более сложными по мере увеличения чисел.
Из «Звука и музыки»
Илл. 4
Картина звуковых вибраций, составляющих музыкальный интервал чистой квинты
Илл. 5
Картина звуковых вибраций, составляющих музыкальный интервал чистой кварты
Илл. 6
Кривые, полученные при изменении относительной длины составного маятника, применяемого для получения музыкальных интервалов
Вышеуказанные кривые получены при помощи составного маятника, относительная длина отвесов которого может регулироваться; начертания получены на стеклянной пластинке, зачерненной камфорным дымом и помещенной на конденсоре вертикального фонаря. Вот как описан этот процесс в «Звуке и музыке»:
«Маятники настроены таким образом, что один из них совершает два колебания за то время, за которое другой совершает три. Если оба маятника заставить качаться одновременно, их вычерчивающий конец опишет кривую, соответствующую музыкальному интервалу квинты. Как только маятники приводятся в движение, на темном до этого экране начинает светиться красивая яркая кривая, которая становится все более и более сложной. В конце концов вычерчивающий конец возвращается к своей отправной точке и кривая, соответствующая интервалу квинты, завершается».
Илл. 7
Образы пламени, полученные при воздействии вибраций звука на огонь
Картина пламени, соответствующая основной ноте, представлена линией 1 данной иллюстрации. Линия 3 является изображением дуодецимы и показывает, что она совершает в три раза больше вибраций, чем основная нота. Оба огня, будучи скомбинированы, дают отношение 1:3, которое наглядно показывает составные части этого звука так же хорошо, как если бы они анализировались отдельно.
Из «Звука и музыки»
Илл. 8
На этой иллюстрации показан замечательный образ, соответствующий своеобразному звучанию буквы «р»
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 177
В наше время во всех частях света появляются как истинные, так и ложные пророки. К сожалению, среди этих пророков немало таких, которые непреднамеренно провозглашают лжепророчества, в то время как другие так же непреднамеренно предрекают истины. Старые философские системы раздираются в клочья, из которых без особого разбора составляются новые. Новые базируются на ложных аспектах предыдущих, в то время как множества, или непросвещенные массы, сбитые с толку многочисленными теориями эксплуатирующих их крикуновдемагогов, заводятся в тупики мысли. Многие отвергают прежние верования и забредают, подобно стаду овец без пастуха, в болота безверия; и кажется, что во всем мире нет никого, кто, обладая достаточной силой и мудростью, руководствовался бы в своих действиях чистой любовью к человечеству; кто был бы в силах привлечь внимание людей и заставить их прислушаться к той истине, которую Бог провозглашает ныне решительно всем странам и всем народам. Истину о том, что нынешний век есть век переходный, и прежние условия сходят на нет, чтобы уступить дорогу новым, потому это есть также век безмолвного бодрствования. Небо и земля соприкоснулись друг с другом в труде, чтобы дать рождение новой Расе, а также новой религии и науке, соединив их в единое целое. Новая раса будет обладать преимуществом знания о семеричном строении материи, силы и сознания и о многих других, давно утерянных истинах. В отличие от большинства представителей нынешней расы ее нельзя будет так легко обмануть какимлибо лжеучителям. По мере эволюционного развития психических и духовных чувств человека феномены психического зрения и слуха, а также сновидения и транс не будут более предметом чистого любопытства или неверия и не смогут так легко применяться безнравственными людьми в целях растления своих жертв, как это очень часто происходит сейчас при обучении некоторым видоизмененным формам фаллического культа, ведущем к возбуждению созидательных центров до неестественной степени. Такие формы поклонения могут быть допущены на нисходящей дуге какогонибудь более раннего цикла, при вымирании расы, но никак не на восходящей, которая вызывает к проявлению новую, более высокую расу.
Тот, кто действительно хочет помочь своему ближнему, должен постараться понять хотя бы чтонибудь из Божественного плана – «плана, замысленного Богом» – и трудиться для его осуществления. Но при этом человек должен осознавать тот факт, что как бы ни была велика и чиста его цель, при ее проведении он может помешать какойлибо стороне Божественного плана по времени, месту или положению, если осуществит чтонибудь из задуманного немедленно; и тогда ему придется смириться с тем, что все его заботы, труды и усилия будут на время сметены; и все же он не должен терять равновесия, опираясь на знание, что все, что в его цели от Бога, будет непременно проявлено в надлежащее время и в надлежащем месте и что в конце концов он получит то, что следует, ибо ни одно доброе усилие не пропадает даром.
Для тех, кто наблюдает и направляет эволюционные силы в подготовленные для них каналы, нет более печального зрелища, нежели то, которое слишком часто предстает их взору, а именно: когда эти подготовленные каналы, то есть ученики Учителей Белого Братства, в своем страстном желании ускоренного продвижения поддаются на уловки чистокровных пройдох и сворачивают с пути. Такие ученики, наслушавшись всяческих обещаний о приобретении силы и влияния без особого труда, добровольно впутываются в какуюнибудь подозрительную авантюру, забывая о действии тех непреложных моральных и духовных законов роста, что являются основными принципами всякого истинного развития, будь то рост целой нации или же рост индивидуальный. А их истинные кармические руководители вынуждены стоять рядом и смотреть, как они делают последний шаг, отдающий их в руки черного братства, но остановить их уже не могут, ибо им было дано все необходимое знание о законе причин и следствий и они приняли на себя кармическую ответственность за это знание. Они свободны выбирать и придерживаться своего выбора, ибо ни один человек и ни один Учитель не имеет права удерживать их насильно. Предупреждения, уговоры, приказы или примеры совершенно бесполезны, когда честолюбие правит безудержным желанием человека.
Очевидно, необходимо пояснить слово «честолюбие» в применении к определению жажды личной власти и влияния.
Без качества, называемого обычно честолюбием, человек был бы бессильным, бесполезным созданием. Однако это качество поддается изменению, и происходит это благодаря побуждению человека. Иными словами, оно изменяется в зависимости от тех целей, для которых предназначаются плоды честолюбия, а также от тех методов, какими человек предполагает достичь своей цели. И пока мир ожидает Того, Кто может управлять множествами, миллионы опускаются во тьму, быть может, потому, что ты, он или ктото другой из тех, к кому Я сейчас обращаюсь, не добрались в своем развитии до той точки, которой могли бы достичь, но были остановлены там, где личное «я» опередило «я» бескорыстное, что направлялось прямо на тропу искупления, но, возможно, было настигнуто и сошло с дистанции на какомто отрезке пути. Тот, о ком Я говорю, должен стать связующим звеном между двумя великими разделами жизни – между множеством и Учителями. Но при этом он не может быть только лишь голосом множества или же голосом Учителей. Этот лидер человечества должен устоять, так сказать, на единой точке с рукою, охватывающей каждую сторону, на той точке, которую можно назвать плавильным котлом ситуации в целом, – вот почему достигший этой точки средний принятый ученик обычно быстро переходит в совсем иную, новую область, а тот, кто не может ее преодолеть, отбрасывается назад, на прежнюю позицию. Это точка величайшего отречения, великой жертвы, на которой стояли Христы всех времен. Это точка вашего великого Идеала, и того, кто ее достигнет, ожидает награда.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
НАСТАВЛЕНИЕ 178
С точки зрения истинного Посвященного, наиболее достойный сожаления предмет, самая печальная пародия на человека есть человек без Бога. Под словом «Бог» Я подразумеваю высший идеал Бога, какой только возможно вообразить и запечатлеть в человеческом уме. Идеал, представляемый в общих чертах человеком в один период его жизни, может весьма отличаться от более позднего идеала. Однако каким бы ни был ничтожным его первый идеал в сравнении с последующим, он фактически является одним из аспектов Бога и поэтому такой же истинный Бог, как и идеал, созданный позднее. Разница между ними заключается лишь в большей мудрости, а также характере воображаемых атрибутов позднего идеала, что делает его более великим и всевмещающим.
Никакими словами не описать печальных последствий, проистекающих от неправильного употребления и ложного толкования слова «воображение» и соответственно неверного понимания природы и цели того атрибута, в отношении которого это слово применяется. Понятия воображения и фантазии, как правило, настолько безнадежно смешаны в сознании обычного человека, что редко кто берет на себя труд выделить то качество или атрибут, в отношении которого это слово применялось. Так же редко ктолибо стремится узнать, какой именно смысл имел в виду произносящий или пишущий это слово. А между тем различие между этими словами огромно, ибо воображение есть атрибут Божественной Души, тогда как фантазия является качеством низшего мышления. Вообразить какойлибо предмет или атрибут – это значит создать его форму на внутреннем плане, чтобы в надлежащее время он стал такой же реальностью для человеческих чувств, как и наступление дня вслед за ночью. Обращаясь к толкованию слова «вера», данному Апостолом Павлом, мы можем сказать, что воображение есть субстанция вещей ожидаемых и желанных. Воображение настолько молниеносно в своем действии, что кажется, будто не прошло и мгновения, как успели прорисоваться все детали завершенной формы в момент той вспышки, во время которой в уме фиксируется отражение воображаемого предмета. Такие же феномены производит солнечный свет в процессе фотографирования.
Лишь Бог может создать образ Божий; только Бог может видеть Бога; сила же человека создавать образы ограничена, и он не может создать воображаемую форму Бога, если только Сам Бог не проявит в этом участия. Лишь в том случае, когда определенный центр экрана умственной сферы человека развит до такой степени, что может принимать и фиксировать образ Бога, лишь тогда истинный образ или истинный идеал Бога запечатлевается в нем. И какова же должна быть профанация, если человек постоянно применяет термин «воображение» к неустойчивым, ничтожным колебаниям низшего ума; и какое разочарование ожидает того, кого учили, что все его воображаемые богоподобные качества и формы, передающие его идеалы сверхчеловеческого величия, являются лишь фантазиями, не имеющими какойлибо истинной ценности! А так как у него не было иных путей для создания идеала Бога, кроме воображения, то такой человек остается без Бога. Так единственный центр души, посредством которого человек может познать Бога, обрекается на атрофию или настолько повреждается, что не может более отвечать божественному импульсу, который в ранние годы жизни подчинялся его воле. Убийство воображения в ребенке насмешками или наказанием является преступлением против природы. Вы можете спросить: но как же представить Абсолют, не имеющий формы, если Я не принимаю какойлибо меньшей идеи о Боге? В ответ Я скажу, что, рассматривая слово «Бог», Я не имею в виду Абсолют. Чтобы избежать всех излишних дифференциации субстанции и формы, попытайтесь осознать, что с первым отражением, или манифестацией Абсолюта как принципов АтмаБуддхиМанаса, началось творение при помощи Крийяшакти, или Божественной Воли. Попросту говоря, Абсолют сотворил или отразил образ Бога – синтез вышеупомянутых принципов, – и все творения, последовавшие за ним по мере того, как приходили и уходили века, были лишь дифференциациями и комбинациями этих первых трех принципов. Принцип формы, называемый обычно геометрией, был одной из этих дифференциации. Но форма относительна, следовательно, Божество не ограничено какойнибудь одной формой, но находится во всех формах. В стремлении вообразить это Божественное Естество обычно на ум приходит всевмещающая форма сферы. Воображение едва ли может ошибиться и сбиться с пути, рисуя какойлибо высший идеал, ибо, как было сказано ранее, характер этого идеала зависит от развития того центра в человеческом мозге, через который преимущественно действует способность создавать образ.