БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ 27 глава




Человек может соединять составные элементы, химические вещества и реактивы, а также иные формы субстанции, которые уже созданы природой. При абсолютно точном соблюдении надлежащих условий тепла и влажности он может преуспеть в создании какоголибо живого существа, но следует запомнить: все, что он практически может сделать, – это создать условия, при которых ранее созданные элементы, химические вещества и т.д. будут продолжать развиваться. Основные жизненные силы, активные в каждом атоме и молекуле, уже находились в соединяемых им материалах, и в действительности он даже и не приложил руки к созданию этих основных материалов. Если бы он был способен взять всего одну молекулу из всех собранных им форм субстанции и при этом был достаточно осведомлен, чтобы создать точно такие же условия, какие применяет природа при развитии искр жизни, то от этой единственной молекулы развились бы все прочие составные молекулы, необходимые для формирования такого же тела, как и то, созданию внешней формы которого он способствовал. Однако природа пошла бы еще дальше, ибо в то время как человек остановился на создании формы, она из этой самой молекулы образовала бы органический проводник, через который могла бы действовать электрическая энергия Манаса. И то, что можно было бы назвать рудиментарным мозгом, проявилось бы в форме, развившейся от той самой единственной молекулы. Но природа не могла бы совершить ни одного из этих чудес, если бы не было той основы жизни, или «искры», что находится в самом центре каждого атома, из которых эта молекула состоит.

Наши усилия выразить хотя бы отчасти идею о четверояком существовании эго на четырех планах жизни не всегда заканчиваются успешно, а потому Мы можем лишь снова и снова пытаться сделать это, пока Наша цель не будет достигнута. Многословные рассуждения еще более запутывают суть вопроса и нередко весьма затемняют то, что на самом деле является очевидной истиной.

Жизнь и действие эго на четырех низших из семи уровней сознания; формы, через которые это сознание функционирует; состояния материи, содержащие в себе эти формы, а также движение (или время), управляющее проявлением и исчезновением форм в одном или во всех этих состояниях материи, – вот те основные факты, которые единственно могут помочь понять процессы появления и исчезновения астральных и физических тел из поля зрения в сознании друг друга.

Для начала представьте себе качание маятника часов, пружина которых заведена точно на 24 часа. Спираль пружины, приводящая маятник в движение, соответствует фохатической энергии, выявленной на Век, соответствующий упомянутым 24 часам. Эта энергия приводит в действие и поддерживает в движении всю субстанцию, которая ранее покоилась во сне в продолжение Ночи Времен, и перемещает ее в ритме и времени, в точности соответствующих движению часового маятника. (Мы сейчас не принимаем в расчет три высших из семи состояний сознания.) Затем представьте, что существуют четыре градации этой субстанции и каждая из них является более утонченной, более разреженной и более эластичной, нежели предыдущая, если мы возьмем точку отсчета от физического плана (либо наоборот, если начнем отсчет от плана манасического).

Именно на этих четырех планах, или состояниях субстанции, эго, то есть непроявленное духовное «Я» трех высших из семи принципов, должно действовать на протяжении каждого Века, когда циклический закон – маятник часов жизни – раскачивает эту субстанцию вокруг центральной точки в течение одного Великого века, с тем чтобы оно могло получить непрерываемую индивидуальную жизнь, когда стрелки часов завершат свои круги, то есть когда закончатся семь Великих веков.

Чтобы обеспечить себя индивидуальной формой, через которую можно действовать на всех планах и во всех областях жизни, эго должно развить отдельный проводник из каждого состояния субстанции – акашической, эфирной, астральной и физической, которые в совокупности образуют сложный план манифестации. Можно упростить эту сторону вопроса, если воспользоваться более привычными терминами, пытаясь запомнить это наиважнейшее положение. Электрический, атомный, молекулярный и клеточный уровни материи в физической науке весьма сходны с ранее приведенными дифференциациями науки оккультной.

Если читатель сможет принять ту истину, что одна Вселенная существует внутри другой и каждая из них состоит из субстанции точно такого же разряда вибраций, которым были даны вышеупомянутые названия, и что в совокупности они и образуют внешнюю Вселенную, воспринимаемую нашими физическими чувствами, то это поможет в создании гипотезы, способствующей пониманию того, что именуется иногда «лестницей жизни», по ступенькам которой странник, или индивидуальное эго, спускается, а затем вновь поднимается к духовной жизни.

Ибо каждое индивидуальное эго должно создать для себя из субстанции каждой Вселенной форму, или проводник, в котором и посредством которого оно сможет жить, приобретать опыт и в конце концов управлять субстанцией каждой Вселенной. Например, если эго хочет иметь индивидуальное сознательное существование на всех четырех планах, то оно должно развить одну форму из электрической субстанции, другую – из атомной, еще одну – из эфирной и далее – форму из молекулярной жизни нашей внешней материальной Вселенной.

Однако на своем подъеме с нижней ступени этой лестницы оно утрачивает сознание каждой Вселенной как отдельной и объективной области жизни, удерживая лишь то, что было приобретено из опытов, пройденных в теле, построенном из субстанции этой Вселенной.

Когда на этой лестнице эго делает последний шаг вверх, оно утрачивает всякое чувство обособленности. Прежние четыре Вселенные с их разобщенными формами более не существуют в его сознании, но оно удерживает все, что через них принес ему опыт.

 

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 184

 

Самый закоренелый материалист или атеист в глубине души знает, что он совсем не такой, каким предстает в глазах других людей. Он либо создал ментальный образ, наделив его негативными качествами материи, и старается убедить других, что он и есть этот образ; либо спекулирует на слабости тех неуемно любопытных, которые вечно ищут чтонибудь неестественное в природе или в человеке. Материалист bona fide, который действительно не верит в Божественное, является абсолютной невозможностью во Вселенной, ибо она создана Богом, в Боге и из Бога, каким бы именем, формой и естеством ни наделил бы Его человеческий ум.

По самой своей природе человек должен иметь Бога, и не имеет значения, будет ли этот Бог Высшим Существом, солнцем, образом, сотворенным его собственными руками, или идеальным, совершенным человеческим существом. Первый же вопль пробужденной к свету души – был ли он заглушен ужасом перед неизвестным или прозвучал громко в мольбе о защите, утешении или помощи в часы нужды, – это вопль бессознательного признания Бога. Возможно, что этот вопль был выражением восторга перед необычайной красотой или величием, перед проявлением феноменальной силы, но какова бы ни была побудительная причина, это вопиял Бог в нем самом, взывающий к Богу, создавшему его, взывающий о возвращении в Сад Эдема, то есть в состояние равновесия и совершенства, из которого человек был изгнан Божественным Законом, с тем чтобы вернуться в облачении бессмертия.

Любая неудовлетворенная жажда любви, преданности, истины; любая волна восхищения перед красотой, в какой бы форме эта красота ни проявлялась; каждое устремление к силе, могуществу, желание увековечить свое собственное мастерство – является уже наполовину осознанным обращением к Богу, в которого, согласно его заявлениям, не верит материалист. Но его неверие – это отрицательная вера; и любое его усилие, направленное на то, чтобы доказать свое неверие другим, в действительности заставляет его сделать еще один шаг по пути к окончательной – положительной – вере и признанию Божества.

Выпады, проклятия и поношения атеиста или его молчаливое презрение к тем, кто громко проповедует свою веру в Бога, в действительности исходят из бунта против поруганного Бога в нем самом. Человек, верующий в Бога, но теряющий свою веру изза зла, творимого кемто другим, совершает ошибку. Это не вера покидает его; его временные сомнения вызваны частичным оцепенением одного из центров мозга вследствие его грубого употребления. Подобно тому как часть руки или ноги может онеметь от повторных внешних ударов, так и этот центр не отзывается на зов внутреннего человека. Но такое повреждение центра нельзя считать необратимым. Либо в смертный час, либо при какойто неожиданной великой радости это оцепенение пройдет, и человек с удивлением обнаружит, что произносит нечто вроде: «О мой Господь и мой Владыка» или «Благодарю Тебя, Господи!»

Человек, приучивший свой ум к неверию чтением атеистических трудов или поддавшись влиянию так называемых «свободомыслящих» – а в действительности самых жалких рабов, ослабил свою волю, полностью подчинив ее силе отрицательных мыслей и внушений. Такой человек заслуживает гораздо большего сожаления, нежели все остальные люди, ибо он вступил на тропу, ведущую к погибели. Вне Бога нет жизни, и человеку предоставлен свободный выбор – хочет ли он в конечном счете обрести жизнь или смерть.

Признание и принятие высшего «Я», приходящее к изучающему философию после того, как он прошел период, называемый им атеизмом, есть следствие попытки души привести низшее «я» к близкому общению с Божеством, ибо Бог и высшее «Я» едины. Терминология, применяемая по отношению к высшему «Я» различными толкователями религии и философии, дала повод к большой путанице.

Если бы ученики могли запомнить одну великую истину, это пронесло бы их невредимыми через многие стремнины сомнения и неверия. Истина эта состоит в том, что самое высокое понятие любого человеческого ума есть понятие о какомлибо одном или нескольких аспектах Божества. И не имеет особого значения, называет ли человек эту идею Богом, Брахмою, Иеговой или же высшим «Я», – в любом случае это есть признание Высшего, куда бы он его ни поместил – внутри ли, снаружи своего физического «я» или же и там и там. Это высшее «Я» знает, ибо оно и есть Знание, когда и какой Его аспект нуждается в познании. Чем совершеннее это познавание, тем полнее отождествление, или единство, человеческой воли с Волей Высшей и тем более мудрости, знания и мощи получает индивидуальное эго. Чем скорее человек осознает, что во Вселенной существует лишь одна активная Воля – Воля Бога и что от правильного употребления этой Воли зависят его сила и мощь, тем скорее он придет к обладанию своим божественным наследством.

 

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 185

 

На протяжении двадцати столетий снова и снова, из уст в уста, письменно и в символах повторяются отрицаемые бесчисленным количеством людей всех стран и наречий пламенные слова Того, Кто знал, о чем Он говорил: «Вы не можете служить Богу и Маммоне». Но даже и теперь истинный смысл этих слов так и не понят никем, кроме немногих избранных на земле. Люди относят их к одним лишь средствам обмена, к золоту и серебру, к стадам, землям и домам, где Маммона утвердился лишь во владениях человеческих. Но Тот, Который произнес эти слова, вкладывал в них гораздо более, нежели то, что ныне подразумевается человеком под материальным богатством. Маммона! Зверь! Воистину, в настоящей эпохе эти слова взаимозаменяемы, и слово «зверь», означающее низшее «я» человека, соответствует тому, что Великий Учитель подразумевал под Маммоной. Человек не может служить зверю внутри себя и в то же самое время своему высшему «Я», своему Богу.

Демон убил бы высшее «Я», имей он силу.

Лжец, предатель, убийца – вот лишь немногие синонимы эгоизма и похоти: таково это низшее «я», искуситель странника, отправившегося на поиски пути Мощи.

Если человек хочет достичь звезды, он должен идти одинокой дорогой. Звездный путь есть путь одиночества. Воистину, благословен нашедший хотя бы одну душу, которая, несмотря ни на что, пойдет рядом с ним по тому же пути. Но, увы, слишком часто он проходит мимо такой души, не замечая ее и, может статься, с холодным презрением. Вожделение или невежество останавливает его на самом пороге достижения, в то время как он, внимая искусителю, старается взобраться на ступень выше того, чем он по существу является. Но он не сможет сделать этого и потому должен ждать, пока не будет выковано другое звено между звеньями той цепи, что соединила бы его с его другим «я». Или, найдя это другое «я» и отправившись дальше по пути, он встречает пробудившегося ото сна демона в виде земной власти или гордыни, и вот уже звериная мощь, мощь Маммоны одолевает его и вновь сбрасывает с пути.

Этот зверь встречает, или подстерегает, человека во время каждой его остановки на Пути. И до тех пор пока его ноги не будут обуты в сандалии Самопознания; пока его руки не будут опираться на посох «истинного Беспристрастия», не сможет он безопасно и уверенно пройти по Пути к дому Отца своего и услышать, как Тот скажет ему: «Хорошо сделано, сын Мой, Зверь убит».

 

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 186

 

Разве семя растения пытается сформировать листья, чтобы привлечь из воздуха необходимые элементы для питания корней или цветения и произвести новые семена, прежде чем оно выпустит стебель, поддерживающий эти цветы и листья? Разве разумные родители заставят ребенка пройти курс колледжа ранее, нежели разовьется его ум и он сможет понять хотя бы один предмет этого курса? И все же многие люди пытаются достигнуть столь же неразумной, непрактичной и неестественной цели, какой была бы цель такого семени или таких родителей. Подобные действия привели бы к результату, противоестественному по следующим среди многих других соображениям: вопервых, изза отсутствия функций, посредством которых необходимое питание – физическая или ментальная энергия – могло бы доставляться извне, чтобы дать возможность раскрыться оболочке этой клетки или молекулы и позволить тому, что в ней сокрыто, выйти наружу; вовторых, изза отсутствия возможности поддерживать рост того, что выйдет наружу, до тех пор пока не будет осуществлена божественная цель этой клетки, заключающаяся в развитии нового семени или клеток.

Если бы можно было достичь любую из этих целей, то в результате получилась бы чудовищная аномалия, неспособная к исполнению Божественного предназначения. И ни в каком другом случае эта истина не является столь очевидной, как при чрезмерно развитом эгоцентризме в характере мужчины или женщины. Семя, лежащее в основе качества эгоцентризма, есть «эгоизм», или индивидуальность, несмотря на общепринятое определение этого слова, ибо эго есть духовное семя индивидуума, сознание «Я есмь».

Качество Смирения имеет некоторое соответствие со стеблем растения или со стволом дерева. Это совершенно незаметная сила, являющаяся истинной поддержкой и основой питания для более явных черт личности. Истинное смирение абсолютно необходимо для духовного роста. Чрезмерно развитое качество эгоцентризма и соответственно недоразвитое качество смирения всегда очень заметно в лидерах толп. Недостаток истинных знаний, бессистемное чтение, посещение определенных лекций и курсов интеллектуальной гимнастики – все это воспитывает в таком вожде ярый эгоцентризм. Нормальное развитие и правильное соотношение эгоизма и смирения – при прочих равных условиях – подготовляет к истинному водительству, но такой человек обычно не спешит провозглашать себя лидером. И если только от других не исходит определенного призыва, он избегает всего, что может способствовать его выдвижению в первые ряды. Его осознание своих собственных недостатков настолько остро, что оказаться вышестоящим в глазах своих собратьев для него действительно тягостно.

Эгоцентрик имеет шанс отпереть шкатулку с Божественными драгоценностями и оценить стоимость сокровищ внутри ее не более чем цыпленок может оценить стоимость подноса с драгоценностями в окне ювелирного магазина.

Одним из примеров чрезмерно развитого эгоцентризма может служить болтун, собравший на углу улицы толпу и критикующий правящие власти. Скорее всего он никогда и не слышал ни о политической экономии, ни об истории наций, ни о действии циклических законов или о неизбежных следствиях кармического закона; и его можно припереть к стенке его собственной некомпетентностью или же беспечностью. В результате его исступленной болтовни и вздора многие люди, возможно, будут доведены до бешенства, но вместо попытки найти какоелибо действенное средство от того, что может быть ментальной или нравственной болезнью, он призывает толпу выместить свое чувство на какомлибо человеке, который занимает влиятельный пост, но который, по всей вероятности, является такой же жертвой обстоятельств, окружения и неправильных методов воспитания и образования. Можно привести еще более знакомую ситуацию из повседневной жизни. Эгоцентрист – глава семьи, неспособный утвердиться среди сослуживцев, но убежденный в том, что он является неверно понятой и недооцененной жертвой их невежества, превращает свой дом в место мучений для жены и детей. Он изводит их своей суровой властью, постоянными притязаниями на их доверие, нескончаемой критикой их слов или поступков, напоминанием об их мнимых слабостях, а также пугает их теми несчастиями, что падут на их головы изза недостатка уважения, почитания и внимания к его персоне. На самом же деле его семья постоянно наблюдает его ничтожность в сравнении с другими, недостаток самоконтроля и весьма узкие представления о многих вещах. Все это настолько очевидно, что, несмотря на действительную к нему любовь, в его домашних постепенно поднимается такое чувство презрения к его ограниченности, такое неуважение к его наказам и запретам, что в конце концов в их душе рождается чтото близкое к ненависти, побуждающее убежать как можно дальше и больше никогда его не видеть.

Давая эти иллюстрации, Я отнюдь не имел в виду отнести свои замечания или аргументы к одному только мужскому полу, ибо они одинаково относятся и к женщинам и становятся с каждым днем все нужнее, так как те, будучи совсем неподготовленными, постепенно занимают позиции, принадлежавшие ранее одним мужчинам. Некоторые качества, которые особенно активно проявляет именно этот пол, делают женщин – глав семей и различных предприятий – трудновыносимыми для тех, кто находится у них в подчинении. В особенности это касается мелкой зависти друг к другу, которая у мужчин встречается довольно редко. Мужская зависть, как правило, имеет более широкое поле приложения. Но все эти явления лишь примеры. То же, на что Я стараюсь обратить ваше внимание, – это умение оценивать характер по достоинству, вместо того чтобы уступать негативным силам переоценки или недооценки, не попытавшись вывести надлежащей оценки истинного положения коголибо на шкале жизни. Эта способность не может быть приобретена до тех пор, пока самодовольство и эгоцентрическая гордыня преобладают над качествами, позволяющими вынести честное и справедливое суждение. Существует только один способ достижения этой цели – воспитание привычки искать и находить великое и совершенное в наималейшем, как в искусстве, науке, природе, так и среди скромных, незаметных, держащихся в стороне людей и вещей жизни.

Когда вы полностью осознаете ту глубокую истину, что невидимая молекула может состоять из бесчисленных меньших частиц, вы отнесетесь с большим уважением к тем вещам, которые ныне сокрыты от вашего взгляда, ибо каждый такой подраздел способен к порождению энергии несравненно большей мощи, нежели та, что порождается всей массой, частью которой он является. Атом обладает мощью, вполне достаточной для того, чтобы свести наш мир с его орбиты, если бы способность и умение управлять им были во власти человека, чья троичность действия – желание, воля, ум – оказалась бы достаточно развита, чтобы пробудить эту энергию от полусознательного состояния и направить ее движение.

Придет время, когда человек не будет более зависеть от многих грубых форм энергии, которые сейчас значительно ограничивают его действия. Настанет день, когда он узнает, что многие слои, или уровни, материи, пока не позволяющие ему проникнуть в сердцевину какойлибо формы жизни, в действительности являются иллюзиями и что те можно развеять средствами, которыми он обладает, однако не может применить по причине их простоты, а также его нынешнего пренебрежения к тем качествам, которые единственно позволяют осознать и применить эти средства.

Мужчина или женщина, которые льстят вам, ублажают ваше тщеславие и восхваляют вас не по заслугам, являются вашими наихудшими врагами, ибо – сознаете вы это или нет – они раздувают уже существующую в вас гордыню и самомнение и тем самым приуготовляют путь к утверждению вашего низшего «я».

Постарайтесь честно и прямо заглянуть себе в душу, чтобы осознать качества, принадлежащие вашему низшему «я», и обрести над ними контроль. Конечно, эта задача быстро не решается, но ведь для ее выполнения вы имеете Вечность. Потому не допускайте того, что может удержать вас от первого шага, иначе даже эта Вечность будет слишком коротка.

 

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

НАСТАВЛЕНИЕ 187

 

При изучении музыки в Штабквартире обсуждалась тема диссонанса, которая вызвала такой глубокий интерес, что было сочтено целесообразным пролить как можно больше света на этот вопрос. Поэтому, когда представилась возможность, Учителю были заданы следующие вопросы, на которые Он последовательно ответил в виде наставления, полностью приведенного здесь вместе с комментариями Главного Хранителя.

1. Что такое диссонанс?

2. Имеет ли он полярность?

3. Каково его воздействие на качества?

4. Является ли он в конечном счете добром или злом?

 

____________________________

 

Диссонанс задает ключевую ноту для разъединения атомов конкретной субстанции. Божественный Закон применяет силу диссонанса для того, чтобы превратить одно состояние субстанции в другое. Полного понимания явления диссонанса вы сможете достигнуть лишь путем изучения его естественных воздействий на объективные формы, на людей и предметы. Именно в зависимости от целей, для которых он применяется, определяются его благие или вредные аспекты, а также воздействие на различные качества.

Диссонанс превращает гармонию в неблагозвучие, любовь – в ненависть, мир – в битву. Гармония в музыке может убаюкать ум и тело ложным чувством безопасности, диссонанс же, напротив, побуждает их к действию. Конечный результат такого действия может быть как совершенно нежелательным, так и прямо противоположным, поэтому вы не можете с успешностью определить, что содержат в себе диссонанс, гармония или же дискорд – добро или зло.

Диссонанс – это сила, то есть переход одного состояния энергии в другое. Гармония – это состояние сознания. Диссонанс может превратить дискорд в гармонию, но так как дискорд также может быть состоянием сознания, то он в значительной степени подвержен влиянию диссонанса.

Дойдя до конца своей гаммы, то есть конца триединого действия, диссонанс может изменить направление своего действия на противоположное; позитивный аспект его действия может заявить о своей цели и вернуться к своей исходной точке. И тогда с этого момента он может превратить дискорд в гармонию, гармонию – в любовь, а любовь – в единство, завершив таким образом линию его применения в течение объективного цикла.

Не имеющий тона сам по себе, он может быть применен в качестве ключа к какомулибо тону или ноте. В определенные периоды Манвантары, когда особенно активен положительный аспект силы, разрушительный и разлагающий аспект действия разрывает, так сказать, свои оковы и устремляется в те фазы, или планы, Вселенной (или какогото из ее миров), которые достигли своего апогея – высшей точки спирали развития; и тогда Божественный Закон использует диссонанс, чтобы разложить на части старые формы, что происходит до тех пор, пока не наступит новый период цикла спирали, во время которого действие снова сменится на противоположное, направленное на реконструкцию и интеграцию той самой первичной материи, в которой это действие совершается, той материи, которая, став к этому моменту изменчивой и подвижной, устремляется из этого состояния к созданию определенных форм.

Сам по себе диссонанс ничего не означает. Он может быть проявлен лишь при его применении. Данный период этой Манвантары предоставляет поле действия для вырвавшихся на свободу сил дезинтеграции, и диссонанс играет колоссальную роль во всех областях жизни и деятельности.

Проиллюстрируем природу и назначение диссонанса следующим образом:

Божественный Закон (Бог в действии) повелевает, произнося «Слово Творения», то есть задает ключевую ноту – частоту вибрации. Если этот приказ противоречит существовавшим ранее условиям, а перемена все же должна произойти, то в пределах этой сферы, ограниченной состоянием гармонии и равновесия прежних условий, та самая сила, или энергия, которая служит для совершения этой перемены, оказалась бы негативным противоположением к этому нейтральному и гармоничному состоянию и изменила бы его, превратив в диссонирующее и дисгармоничное.

Божественный Приказ прозвучал бы ключевой нотой для изменения вибрационного пульса этого состояния, то есть понизил бы частоту действующих ранее вибраций, и то, что произвело бы эту перемену, и было бы силой диссонанса. Той самой силой, что была вызвана провозглашением Указа и Божественной целью. Способ и средства исполнения действовали бы одновременно.

В течение того периода каждого Великого цикла, когда сила диссонанса наиболее активна, в искусстве, музыке, литературе, изобретательстве, в национальной и семейной жизни – во всех областях наблюдается усиленная тенденция к ломке старых форм, серьезные разногласия и трения. В религии это проявляется в утрате веры и все возрастающем сомнении, в сфере правления – в массовых беззакониях, а в земной коре – в учащении вулканических и сейсмических явлений.

В иной, последующий период того же цикла все может измениться в противоположную сторону. Будем надеяться, что, осознав разницу между дискордом и диссонансом, человечество научится применять силу диссонанса во благо, а не во вред, как это часто делается сейчас.

 

КОММЕНТАРИИ

 

Насколько Я понимаю, термины «диссонанс», «гармония» и «дискорд» употреблены здесь в более обобщенном и более широком смысле, нежели тот, в котором они обычно применяются. Слова «диссонанс» и «Сатана» могут быть до некоторой степени взаимозаменяемы.

Люцифер, или Сатана, – светлый ангел, изгнанный с Небес за его гордыню и непослушание, принес человеческой расе горе и страдания. Однако в конечном счете его поступок дал человеку возможность достичь в своем развитии более высокого состояния, нежели это было бы возможно при иных обстоятельствах.

Если принять толкование Учителя о цели и конечном следствии силы, именуемой диссонансом, то эта цель и следствие окажутся практически такими же, как и те, о которых сказано, что они суть цель и конечное следствие действий Люцифера, а именно разложение материи и ломка всех устаревших форм жизни.

Слово «гармония» в обычном употреблении указывает на божественное, или гармоничное состояние, которое может быть уничтожено диссонансом – Сатаной и которое может быть также воссоздано противоположным полюсом той же силы – консонансом – в определенные периоды времени; и это должно быть исполнено посредством самих законов его бытия, ибо Сатана в конечном счете является и добром и злом.

Он (или же диссонанс) изменяет гармоничные условия в жизни людей на дисгармоничные, побуждая их к неповиновению велениям Бога, однако, имея в себе и природу Христа, он должен изменить эти условия на обратные.

В то время как многие противятся идее синтеза Христа и Сатаны, идущей от некоторых более древних философий, для сознания других еще более неприемлема идея удачного противопоставления Богу Сатаны или какойлибо меньшей сущности.

Слово «гармония» в том смысле, в каком оно употребляется в музыке, включает в себя понятия созвучия, консонанса, диссонанса и дискорда, но как показатели космического состояния сознания, энергий, или сил, эти слова не находятся в таком же соотношении друг с другом.

Говоря оккультно, гармония имеет свое соответствие в «Тройном Ключе» – АтмаБуддхиМанас. Она включает в себя все это, пока не наступит дифференциация. БуддхиМанас в дифференциации имеет полярности, и консонанс и диссонанс как раз и соответствуют этим полярностям БуддхиМанаса, причем Буддхи синтезирует, Манас анализирует.

При дифференциации, или проявлении, созвучие и дискорд являются состояниями энергии, или сознания, а консонанс и диссонанс – полярностями силы, применяемой кармическим и циклическим законом с целью приведения субстанции более низких вибраций в гармоничные или же дисгармоничные состояния в зависимости от периодов Манвантары, в которых эта сила применяется божественным законом.

На восходящей дуге каждого цикла будет преобладать положительный полюс – консонанс, тогда как на нисходящей наиболее активен диссонанс.

Хотя Учитель в своем наставлении и не использовал слово «консонанс», совершенно ясно, что оно определяется как «положительный аспект» силы диссонанса. Нужно понять, что Учитель применял эти термины не только в связи с одной музыкой, но в гораздо более широком и высоком смысле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: