Правление Л.И. Брежнева (1964-1982)




1.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию, дважды пропущенную в тексте.
______ и его ближайшее окружение и думать не хотели о расставании с властью. И себя, и других убеждали, что де уход ____ нарушит установившееся равновесие, подорвет стабильность. Словом, опять незаменимый, хотя и полуживой. Помню, как на одном из заседаний Политбюро председательствовавший потерял смысловую нить обсуждения. Все сделали вид, что ничего не произошло. Хотя всё это оставляло тяжкое впечатление. После заседания я поделился своими переживаниями с Андроповым.

 

2. Запишите пропущенные термины.
В Конституции СССР 1977 было положение о том, что в стране построено ____ социалистическое общество, при котором социализм развивается на своей собственной основе, всё полнее раскрываются созидательные силы нового преимущества социалистического образа жизни.

 

3. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название столицы государства, дважды пропущенное в тексте.
Решение в войсках было принято три недели назад. Десанты начали переправляться под ____ ещё за неделю до переворота по просьбе самого Амина, который, видимо, решил, что иначе ему не удержаться. Однако, он не учёл, что войска направляются для прямо противоположной цели. А теперь через границу двинулась полная дивизия, которая до ____ будет по горам идти целую неделю.
Вот так делается политика от имени партии и народа. И никто ведь не возразил – ни члены Политбюро, ни секретари ЦК, ни, конечно, республики, ни даже аппарат. Думаю, что в истории России, даже при Сталине, не было ещё такого периода, когда столь важные акции предпринимались без намёка на малейшее согласование с кем – нибудь, совета, обсуждения, взвешивания – пусть в очень узком кругу.

 

4. Прочтите текст и выполните задания.
В ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска пяти стран Варшавского Договора - СССР, НРБ, ГДР, ВНР и ПНР - перешли ________ границу. По этому поводу ТАСС сделал заявление.
ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели _______ обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженным силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в _____- социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами...
Дальнейшее обострение обстановки в _____ затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю _______ представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран - Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...
Советские воинские подразделения вместе с воинскими подразделениями названных союзных стран 21 августа вступили на территорию _______. Они будут незамедлительно выведены из____, как только создавшаяся угроза завоеваниям социализма в ______, угроза безопасности стран социалистического содружества будет устранена и законные власти сочтут, что в дальнейшем пребывании там этих воинских подразделений нет необходимости.
Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении.
Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать и одного звена из содружества социалистических государств.
1. Укажите год, когда было сделано данное заявление ТАСС. Укажите страну, название которой пропущено в тексте. Назовите руководителя СССР в период описанных в заявлении событий.
2. Назовите указанные в заявлении три причины, которыми объясняется ввод войск на территорию данной страны.
3. Какое название получила политика СССР в отношении социалистических государств, проявлением которой стало данное заявление? Назовите любые два внешнеполитические мероприятия, относящиеся к периоду руководства СССР государственного деятеля, при котором было сделано данное заявление.

 

 

5. Рассмотрите изображение и выполните задания.

Какие суждения о данной карикатуре являются верными: 1. На карикатуре нашло отражение событие, которое произошло в 1970 – е годы 2. На карикатуре изображён советский космический корабль серии Восток 3. Современниками, отражённого на данной карикатуре события, были Ф. Рузвельт и У. Черчилль 4. Участниками события, нашедшего отражение на карикатуре, были А. Леонов и Томас Стаффорд 5. Событие. Нашедшее отражение на данной карикатуре, считается официальным окончанием холодной войны

 

6. Прочтите текст и выполните задания
«Раз­мыш­ляя [об ухо­дя­щем] годе, вы­де­ля­ешь два пунк­та в его офи­ци­аль­ной ис­то­рии — Кон­сти­ту­цию и 60-летие Ре­во­лю­ции.

С пер­вой свя­за­на ещё одна боль­шая ложь. Суета во­круг со­чи­не­ния про­ек­та Кон­сти­ту­ции и по­пыт­ки “ин­тел­ли­гент­ных ап­па­рат­чи­ков” вме­сте с ото­бран­ны­ми учёными де­мо­кра­ти­че­ски обла­го­ро­дить со­вет­ский Ос­нов­ной закон как-то за­тем­ни­ли клю­че­вой мо­мент в нём — “6-ю ста­тью”, пре­вра­щав­шую озна­чен­ные по­пыт­ки в нор­маль­ную для на­ше­го об­ра­за жизни де­ма­го­гию. <…>

Го­дов­щи­на Ок­тяб­ря — зна­ко­вое меж­ду­на­род­ное со­бы­тие: стало со­всем оче­вид­но, что СССР — всё ещё сила, но уже не “вождь” и не при­мер для под­ра­жа­ния. Это мол­ча­ли­во при­зна­ва­ло (“в душе”) само со­вет­ское ру­ко­вод­ство, де­мон­стри­руя пре­не­бре­же­ние к уси­ли­ям соб­ствен­но­го ап­па­ра­та спа­сти “един­ство” Меж­ду­на­род­но­го Ком­му­ни­сти­че­ско­го Дви­же­ния, как и к идей­но-по­ли­ти­че­ской сути “ев­ро­ком­му­низ­ма”. “Лишь бы “дру­зья” от­кры­то не ру­га­ли КПСС и СССР — на осталь­ное, что у них там — на­пле­вать!” — так можно обоб­щить на­стро­е­ния в самых вер­хах со­вет­ской сверх­дер­жа­вы.

«Брат­ские пар­тии» во всё боль­шем числе и всё более от­кры­то от­ка­зы­ва­ли КПСС в праве на­вя­зы­вать им по­ли­ти­ку, идео­ло­гию, во­об­ще «учить», как и что им надо де­лать. Идей­ный, «тео­ре­ти­че­ский» ав­то­ри­тет наш прак­ти­че­ски упал до нуля. При­вя­зы­вать к себе мы могли, лишь являя собой «ми­ро­вую силу», и… день­га­ми, «до­воль­стви­ем на про­дол­же­ние су­ще­ство­ва­ния».

В [за­пис­ках о со­бы­ти­ях этого года] новые сви­де­тель­ства ис­крен­не­го ми­ро­лю­бия [ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] и на­рас­та­ю­щей его бо­лез­ни — фи­зи­че­ской, ум­ствен­ной и как го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля. Пуб­лич­ная де­мон­стра­ция этой бо­лез­ни сви­де­тель­ство­ва­ла не толь­ко о ни­что­же­стве, тру­со­сти и глу­по­сти про­па­ган­дист­ских и по­ли­ти­че­ских “служб”, но и о том, что дви­же­ние стра­ны по на­клон­ной ста­но­вит­ся всё более ги­бель­ным.

Сви­де­тель­ством тому было также то, что власт­ные функ­ции нагло под­би­ра­ла под себя “трой­ка” чле­нов По­лит­бю­ро — Усти­нов, Гро­мы­ко, Ан­дро­пов. Пока ещё “пари́л” над ними Сус­лов, тоже на­чи­нав­ший “сла­беть”, но ры­ча­ги “ре­аль­ной по­ли­ти­ки” были в их руках».

1. Укажите год, когда про­ис­хо­ди­ли события, о ко­то­рых идёт речь в отрывке. На­зо­ви­те генерального секретаря, о ко­то­ром идёт речь. На­зо­ви­те представителя «тройки» чле­нов политбюро, упо­мя­ну­той в тексте, ко­то­рый занимал пост ми­ни­стра иностранных дел.

2. Какие яв­ле­ния свидетельствовали, по мне­нию автора, о кри­зис­ном состоянии страны? Ука­жи­те три явления.

3. Укажите год, когда была от­ме­не­на статья Кон­сти­ту­ции СССР, о ко­то­рой идёт речь в отрывке. На­зо­ви­те руководителя СССР в этот период. Ука­жи­те одно любое по­след­ствие её отмены.

7. Какие черты характеризовали социально – экономическую и политическую ситуацию в СССР в первой половине 1980 – х гг:
1. Кризисная ситуация в сельском хозяйстве
2. Ослабление репрессий против инакомыслящих
3. Неспособность руководства провести назревшие реформы
4. Экстенсивный экономический рост
5. Отказ от централизованной системы управления экономикой
6. Реформа органов внутренних дел и госбезопасности

8. Прочтите текст и выполните задания.
«Правительство решило начать новую хозяйствен­ную реформу. Речь шла о том, чтобы улучшить планиро­вание и стимулирование экономики на основе развития инициативы предприятий....Прошел Пленум ЦК КПСС по вопросам совершенствования управления промыш­ленностью, появились постановления ЦК и правительст­ва о стимулировании производства и о государственном производственном предприятии. Совнархозы упраздня­лись и восстанавливалась прежняя система промышлен­ных министерств. Сначала действовало 29 общесоюзных и союзно-республиканских промышленных министерств, а к середине 70-х гг. их число увеличилось до 35. Были созданы также крупные государственные комитеты (Гос­снаб, Госкомцен и Госкомитет по науке и технике). Каж­дое союзное министерство отвечало за всю отрасль, в том числе и за положение дел на предприятиях, подведомст­венных республиканским министерствам. Приказы и инструкции союзных министерств считались обязатель­ными для исполнения министерствами республик. Ос­новной смысл хозяйственной реформы сводился к тому, чтобы добиться повышения научного уровня государ­ственного планирования, расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и повышения матери­альной заинтересованности работников в улучшении работы предприятий. Число обязательных плановых пока­зателей сокращалось до минимума. Реформа предпола­гала использовать доходную часть бюджета в качестве важнейшего планового показателя, отказаться от неэф­фективных форм постоянных государственных дота­ций, что отличало ее от реформ Хрущева. Главными те­перь становились не валовые показатели, а объем реали­зованной продукции — то есть сбыт и прибыль. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть прибы­ли оставляли в распоряжении предприятий для матери­ального поощрения работников, проведения социаль­но-культурных мероприятий, жилищного строительства и развития производства».
1. В каком году началось проведение описанной в тексте хозяйственной реформы? Кто в это время являлся первым секретарем ЦК КПСС? Кто был председателем Совета министров?
2. В чем заключались основные направления реформы? Укажите не менее трёх положений
3. Используя свои знания по истории, укажите, каких результатов удалось добиться в первые пять лет проведения реформы? Укажите не менее двух положений. Какова судьба хозяйственной реформы?

 

9. Рассмотрите изображение и выполните задания

Какие суждения о данном изображении являются верными: 1. Всего состоялось 5 полётов по программе Союз – Аполлон 2. Участниками полёта со советской стороны были Г. Титов и А. Николаев 3. Советско – американский полёт в космос стал одним из символов эпохи разрядки 4. Участниками полёта с советской стороны были А. Леонов и В. Кубасов 5. Советские и американские космонавты высадились на луне

 

10. Какие положения характерны для экономической реформы 1960 – х гг:
1. Создание мелких частных предприятий
2. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий
3. Создание на предприятиях фонда стимулирования труда работников
4. Сохранение централизованного планирования основных экономических показателей
5. Выборность руководящего состава предприятий
6. Ликвидация общесоюзных плановых организаций

11. Какие события характеризуют период правления Л.И. Брежнева:
1. Бескомпромиссная борьба с бюрократизмом и взяточничеством
2. Увольнение на пенсию руководящих работников, достигших 70 – летнего возраста
3. Принятие концепции развитого социализма
4. Преследование диссидентов
5. Наличие теневой экономики
6. Принятие программы построения коммунизма

12. Прочтите текст и выполните задания.
О событиях в Чехословакии я узнавал в основном по радио. Ещё за год до этого я купи время от времени, не очень регулярно слушал БИ- би – си и Голос Америки. А в ____ году самыми волнующими стали новости из Чехословакии. В эти месяцы всё чаще заходить Живлюк и Р. Медведев, от них я также узнавал много нового. Казалось, что в Чехословакии происходит наконец то, о чём мечтали столь многие в социалистических странах, - социалистическая демократизация, экономической и социальной систем, ликвидация всесилия органов безопасности внутри страны с оставлением им только внешнеполитических функций, безоговорочное и полное раскрытие преступлений и ужасов сталинского периода. Даже на расстоянии чувствовалась атмосфера возбуждения, надежды, энтузиазма, нашедшая свое выражение в броских, эмоционально – активных выражениях _Пражская весна, социализм с человеческим лицом.
1. К какому году относится данный фрагмент воспоминаний? Кто в это время был генеральным секретарем ЦК КПСС? В какой военно политический союз входили СССР и Чехословакия?
2. Каковы были признаки Пражской весны? Укажите не менее трех положений
3. Пользуясь своими знаниями по истории, укажите, кто был руководителем Чехословакии – главным инициатором реформ. В каком году завершился процесс Пражской весны? Почему он завершился?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: