МЕСЯЦЕВ СЛАВЯНСКОГО КАЛЕНДАРЯ
Сентябрь – Вересень, Хмурень, Рюень (ревун). Название рюень восходит к реву осенних ветров; хмурень – к хмурому небу, а вересень напоминает об инее (врасенце).
Октябрь – Листопад, Грязник. В это время с деревьев опадают листья, начинаются дожди и распутица.
Ноябрь – Грудень (от слова «груда»). Название происходит от груд мерзлой земли со снегом на дорогах и колеях. Замерзшая зимняя дорога в старину называлась «грудным путём».
Декабрь – Стужень, Студень. Названия напоминают о зимней стуже и господствующих в это время года морозах.
Январь - Просинец, Сечень. Считается, что название этого месяца произошло от начинающей показываться в это время синевы неба, от прибавления солнечного света, «просияния». Другое его название - сечень, происходит от слова сечь. Это время вырубки леса.
Февраль – Снежень, Лютень. Последний месяц зимы самый лютый: трещат морозы, начинают дуть ветра, запасы сена заканчиваются, скот начинает голодать.
Март – Капельник, Протальник, Зимобор. Названия указывают на тающий снег и скорую победу весны над зимой.
Апрель – Снегогон, Березень, Цветень. В этом месяце окончательно сходит снег, начинают пробуждаться первые травы и деревья, можно добывать березовый сок.
Май – Травень, Травник. Название указывает на буйство трав в это время. В мае происходит первый выгон скота на пастбище.
Июнь – Разноцвет, Изок. Изоками назывались кузнечики, которых в это время было особенно много. Разноцвет указывает на яркую красочную палитру цветущего луга.
Июль – Страдник, Грозник, Липень. Эти названия происходят от страдных летних работ в поле, напоминают о сильных июльских грозах и о цветении липы в северных широтах.
|
Август – Жнивень, Серпень, Зарничник (Зарёв). Жнивень напоминает о жатве; серпень указывает на серп, с помощью которого в прежние времена снимали с полей хлеб. Название «Зарев» происходит от зарева зарниц в ночном небе августа.
ОСЕННИЕ ОБРЯДЫИ ПРАЗДНИКИ
В этот день было принято прощаться с насекомыми: мухами, комарами и т.п. Сначала это был взрослый обряд, но со временем он перешел в разряд «потешных» (детских). От этого обряда осталось много разных шуточных песен про мух, комаров, паучков:
![]() | Д/З: Послушай плясовую песню «А я по лугу». Запиши, кто её исполняет ________________________________ ________________________________ |
Д/З: Вспомни и запиши загадки, поговорки и приметы, посвященные осени:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Д/З:
1. Нарисуй картину деревенской ярмарки.
2. Что бы тебе хотелось купить на ярмарке? ___________________________
____________________________________________________________________
Октября – Покров
А вот ещё одна известная хороводная песня про капустку:
Как вечор на нашу капустку, Как вечор на нашу белую Частый дождик поливает, Нас с тобой домой загоняет.
Дома нас хозяин встречает, Дома нас богатый встречает. Он к столу нас приглашает, Пирогом с капустой угощает.
![]() | ![]() | ![]() |
Ноября – Зиновий – синичник
День памяти Святых Зиновия и Зиновии. Синичкин праздник: прилетают птицы – зимники – синицы. Снегири, сойки и др. «Невелика птичка – синичка, а и та свой праздник помнит». В этот день начинали мастерить развешивать кормушки для птиц.
|
Ноября – «Кузьминки»
Встреча зимы. Народ представлял Святых чудотворцев Косьму (Кузьму) и Дамиана как кузнецов, заковывающих землю и воду в ледяные оковы.
Заканчивались уличные работы, появлялось свободное время. Именно с этим днём связана традиция начинать обучать детей грамоте.
Появлялось больше свободного времени, чтобы понянчить маленьких детей. Для них в народе были созданы специальные жанры – пестушки и прибаутки.
Потягунюшки, порастунюшки! А в ручки хватунюшки, А в ножки топтунюшки! А в роток – говорок, А в головку – разумок! | Петушок, петушок, Золотой гребешок! Масляна головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано поёшь, Детям спать не даёшь? |
Когда ребёнок подрастал, он разучивал считалки, потешки, дразнилки, игровые песни, небылицы и перевертыши. Все они относятся к жанрам детского фольклора.
Определи, где здесь перевертыш, прибаутка, считалка и дразнилка:
Коля, Коля, Николай, Кинул шапку на сарай. Шапка вертится, Коля сердится. | Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять. Что нам делать, как нам быть? Нужно заиньку ловить! |
Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают ворота! Лошадь ела кашу, а мужик – овёс. Лошадь села в сани, а мужик повёз! | Туру-ру, туру – ру, Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная! |
Д/З: Найди и подпиши, где здесь: перевертыш, прибаутка, небылица, потешка, молчанка, колыбельная, загадка, скороговорка, дразнилка, считалка, докучная сказка и пестушка (см. следующую страницу)
|
Как по речке по реке Едет рыжий на быке. Рыжий красного спросил: Чем ты бороду красил? - Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал Кверху бороду держал. _________________________ | Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые! _________________________ |
Тренди – бренди балалайка Под столом сидит Бабайка Петька семечки грызёт А Бабайке не даёт! ____________________ | Я качаю день и ночь Отойди, бессонье, прочь. Отойди да отвались, В тёмном лесе заблудись. __________________________ |
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На дубовой лошади, Топорищем опоясан, А кушак – под топором! _______________________ | Вымыли мишки Миски для мышки. -----/-----/----- Валин валенок Провалился в прогалинок. ____________________________ |
Сергей – воробей На коне катался, На берёзу налетел – Без лаптей остался! _______________________ | Как на улице гагара да кулик, На покосе две старухи да старик. Накосили стожок сенца…. Пропоём-ка от начала до конца! _____________________________________ |
Котик шёл по лавочке, Всем давал булавочки: Кому две, кому три, Выходи на букву «И»! _________________________ | Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило. ----/----/----/ Висит сито – Не руками свито. ________________ |
Венчики, венчики, Летали бубенчики По траве, по росе, По чужой стороне. Язычок – на крючок – И молчок!_____________________ | Водичка, водичка, Умой Ване личико, Чтоб глазки блестели, щечки краснели Смеялся роток, Кусался зубок! _________________ |
Вспомним колыбельные песни. Как хорошо засыпать под их звучание – тепло, уютно, спокойно… Природа тоже затихает, успокаивается и погружается в зимний сон:
Д/З:
1.Послушай колыбельные песни «Ветер, солнце и орел» и «Баю, бай, у кота». Посмотри мультфильм «Русская колыбельная» из серии «Колыбельные мира».
2.Кто становится героем колыбельных песен? Как ты думаешь, почему?
- Кто не даст пирога – Мы корову за рога! Кто не даст пышки – Мы тому в лоб шишки! Кто не даст пятачок – Тому шею на бочок! Все: Таусень, Таусень! | ![]() |
![]() | ![]() |
Д/З:
1.Посмотри видео «Коляда – истоки и традиции» 2. Послушай колядку девчат из оперы «Ночь перед Рождеством» композитора Н.А. Римского – Корсакова 3. Посмотри мультфильм «Колядка»
Дети лепили снежную снежную бабу, ходили вокруг неё с песней, а затем забрасывали её снежками:
Мороз, мороз!
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес!
Баба, баба беляком!
Баба, баба, нос крючком!
Получай-ка снега ком! (говорком)
Д/З:
3.Послушай новогоднюю песню «Овсень». Кого на Руси называли Овсенем? _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4.Нарисуй зимний праздник: Коляду, Рождество или Новый год.
Рождественские Святки празднуют с 7 января до 19 января (Крещение).
13 января отмечали Васильеву коляду. На улицы выходили ряженые.
25 января – Татьянины именины. Если проглянет солнышко – жди раннего прилета птиц, а если снегопад – жди дождливого лета.
СВЯТКИ
Детям с ряжеными ходить было не положено, а вот участвовать в святочных вечеринах разрешалось. Любимое занятие – разыгрывать сценки, слушать небылицы и докучные сказки.
Д/З:
1. Послушай песню «Как у бабушки козёл, у Варварушки козёл». 2. Посмотри мультфильм «Жил у бабушки козёл».
Д/З:
1. Послушай святочные подблюдные песни в исполнении ансамбля «Отрада». Как передается в них содержание – прямым текстом или образно, иносказательно? Почему песни имеют такое название – подблюдные? Запиши свои ответы:______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Поищи вместе с родителями докучные сказки
15 февраля называют «Сретенье» - зима с летом встретились. Какая погода в этот день – такую жди весну.
У февраля два друга – метель да вьюга.
МАСЛЕНИЦА
Живёт Масленица семь деньков…
Оставайся семь годков!
Что на сковороду наливают, А едят – вчетверо сгибают? | Блин вышел комом – вот беда, Без него нам – никуда! |
Сюда, сюда, почтенные господа! Кто к нам билет покупает – море удовольствия получает! Для ваших карманов понастроено балаганов, каруселей и качелей для праздничных веселий!
Д/З: Посмотри фрагмент балета «Петрушка», который написал композитор Игорь Стравинский. Нарисуй Петрушку и кукольный балаган.
Д/З: 1. Послушай масленичные песни «Ой, масленая недалечко» и «Запрягу я кошку в санки». О каких масленичных традициях в них поётся? 2. Посмотри фрагмент «Прощай, масленица» из оперы «Снегурочка» композитора Н.А.Римского – Корсакова.