Непорочность имама (исмат)




Жемчужина творения

Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!

 

Вступление

 

 

Возможно, кто-либо скажет, что при наличии в обществе глобальных проблем, нет особой важности в рассмотрении вопросов, связанных с Имаматом как универсальной доктрины, связанной с исламской религией. В действительности, что было сказано и рассмотрено ранее и сейчас, что некоторые исследователи не видят необходимости для обсуждения темы касательно Имама времени? В ответ необходимо сказать, что вопросы, связанные с Имамом времени,[1] есть, по сути, одни из ключевых моментов жизни каждого отдельно взятого человека. Так или иначе, эта тема связана с нами и имеет непосредственное отношение к нам. К сожалению, эта тема по-прежнему нуждается в более глубоком рассмотрении. Для того, чтобы подробно проанализировать важность данной темы[2], нам наверно необходимо рассмотреть некоторые важные факторы, среди которых:

 

1. Тема, связанная с Имамом Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) прямо касающаяся Имамата, который в свою очередь, по шиитскому вероисповеданию считается одним из столпов религии. К этой теме отводятся многие аяты священного Корана и хадисы от посланника Аллаха.

 

В частности, как сунниты, так и шииты приводят в своих книгах хадис, в котором посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал:

 

من مات و لم یعرف امام زمانه مات میتة جاهلیة

«Тот, кто умрёт, так и не познав Имама своего времени, умрёт смертью, будучи вне Ислама». [3]

Разве не должна быть одной из самых важных и приоритетных тем - тема такой важности, в рассмотрении которой мусульмане, к сожалению, не прилагают достаточного усердия?

 

2. Имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) – двенадцатый Имам из пречистого семейства дорогого посланника Аллаха Мухаммада Мустафы (да благословит Аллах его и его семейство), того самого семейства, которое наряду с Кораном оставил и завещал нам пророк Ислама[4]. Так в частности в этом хадисе посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал:

قَالَ رَسُولُ اللهِ: "إنّي تاركٌ فِيكم مَا إن تمَََسَّكتُم بِِهِ لَن تَضِلٌّوا بَعدي، أحدُهُما أعظمُ مِن الآخِرِ: كِتَابُ اللهِ حَبلٌ مَمدودٌ مِنَ السَّمَاءِ إلَى الارضِ، وَ عِترَتي أهل بَيتي، وَ لَن يَتَفَرَّقَا حَتّى يَرِدا عَلَيَّ الحَوضَ فاَنظُرُوا كَيفَ تَخلُفونِي فِيهمَا".

«Я оставляю среди вас две ценные вещи, если вы будете держаться их, никогда не заблудитесь. Одна другой ценнее. Книга Аллаха как вервь протянулась от небес до земли и мой род (Ахл аль Байт). Они не разделятся друг от друга до тех пор, пока у райского источника не присоединятся ко мне. Смотрите же, как вы будете поступать по отношению к ним после меня».[5]

 

 

Исходя из этого хадиса, разве есть более верный и точный путь к истине после священного Корана, кроме пути пречистых Имамов дома Пророка (да будет мир с ними!). Найдется ли кто-либо, кто сможет толковать священный Коран в соответствии с истиной, помимо них?

 

3. Его светлость Имам Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) конкретная личность, который и в настоящий момент внимательно наблюдает за нашими деяниями. У многих касательно духовной связи с Имамом возникает множество вопросов, в особенности, среди молодёжи, на которые необходимо исчерпывающе отвечать.

 

4. Имамат как духовно-политическое руководство занимает очень важное место в шиизме, именно поэтому враги шиитов прилагали и прилагают большие усилия для того, чтобы пошатнуть основные принципы этой божественной доктрины. Так, например, они старались поставить под сомнение рождение его светлости Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) или возможность его долгой жизни на протяжении тысячи с лишним лет, считая это невозможным, или же представить его сокрытие как противоречащее логике и здравому смыслу. И многие другие моменты. К сожалению, некоторые друзья семейства посланника Аллаха (да будет мир с ними!) в связи с недостаточными знаниями или неосведомлённостью по отношению к бескрайнему океану знаний семейства дорогого посланника Аллаха (мир им и благословение Всевышнего!) представили в неправедном свете многие моменты, касающиеся познания Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). В частности некоторые моменты, относительно пришествие Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), возможность встречи с ним в период его сокрытия были неправильно представлены, а враги, воспользовавшись этим, поставили под вопрос саму идею об его светлости Имаме Махди (мир ему!). Это обязывает нас, в том, чтобы мы могли точно и в соответствии с коранической традицией представить общественности веру в Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).

 

В этой книге приведен краткий обзор жизни его светлости Имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), а также даются ответы на многие вопросы. Мы надеемся на то, что данная работа станет подспорьем в возрождении пророческой традиции и станет новой вехой в познании Последнего божественного довода на земле.

 

Часть 1

Имамат

 

П осле смерти дорогого посланника Аллаха Мухаммада Мустафы (да благословит Аллах его и его семейство!), важнейшей темой, вставшей на повестку дня, был вопрос о власти и наместнике посланника Аллаха. Некоторые, основываясь на мнении группы сподвижников пророка, согласилась с выбором Абу Бакра, как халифа мусульман. Другая группа мусульман, которая также как и первая, представляла собой сподвижников посланника Аллаха из ансар и мухаджиров, отказалась присягнуть Абу Бакру, считая, что заместителем посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) должен быть Али ибн Аби Талиб (мир ему!) [6]. При этом, основываясь тем, что сам посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) завещал мусульманам следовать во всём Али (мир ему!). Со временем, первая группа стала представлять собой суннитов, вторая, последовавшая пути Али, - шиитов[7].

 

Нам бы хотелось особо указать на то, что наряду с разногласиями суннитов и шиитов относительно того, кто должен быть после посланника Аллаха его заместителем: Али или Абу Бакр, ключевым разногласием, был, по сути, вопрос о власти и халифе. Ниже мы рассмотрим значение термина «Имам» и «Имамат», чтобы выявить основное различия этих двух направлений в Исламе.

 

«Имамат» в арабской литературе и филологии имеет значение «руководство и предводительство». Имам - это тот, кто берёт на себя руководство и попечительство над людьми, чтобы вести их по определённому пути. В арабской терминологии же для термина «Имам» представлены различные толкования.

 

По мнению суннитов, Имам (халиф) избирается советом, общиной, или учёными, и он руководит обществом, являясь его попечителем и хранителем. Любое общество нуждается в предводителе, способном руководить людьми так и исламское общество не может быть в этом исключением. По причине того, что не было какой-либо традиции в назначении правителя, мусульмане могут использовать при избрании халифа общину (большинство мусульман), выбор халифа представителями мусульманской знати, учёными факихами, или на основании завещания предыдущего халифа, или даже на основании военного переворота.

 

Однако шииты считают, что Имамат есть продолжение пророчества с той лишь разницей, что уже ничего не ниспосылается, но сохраняется, принесённое последним пророком. Имам – это довод Аллаха среди людей, и посредник[8] между Всевышним и творениями. Шииты считают, что Имам выбирается только Аллахом. Таким образом, Имам не только политический руководитель, но и духовный воспитатель, наставник и толкователь священного Корана.

 

 

Необходимость в Имаме

У многих возникает вопрос, существует ли необходимость в имаме как предводителе людей, когда у нас есть Коран и сунна посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!)?

 

О роли имама, его положении, и руководстве обществом написано и сказано очень много, мы же приведём только один простой пример. Тот же фактор, послуживший причиной необходимости в последнем пророке, стал причиной необходимости в имаме. Ислам, являющийся последней религией для людей, должен давать ответы на все вопросы нуждающегося человечества. С другой стороны, священный Коран приводит только общие принципы, которые необходимо комментировать посредством сунны посланника Аллаха. Однако его светлость посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) имел ограниченный период пребывания среди людей и не достаточность времени, чтобы полностью разъяснять исламские принципы и божественные указания, помимо того, язычники, иудеи постоянно угрожали мусульманам и вынуждали их к военным действиям[9].

 

Имамы дома пророка (мир им!) являются наследниками пророческой традиции. Они истинные толкователи божественного писания, хранители религии от искажений и изменений. Необходимость в руководстве всегда актуальна, и в настоящий момент также необходимо руководство совершенного человека, который может вывести людей из мрака к свету.

 

Имам - это образец для всех людей, ибо люди постоянно нуждаются в совершенном человеке, способном указать им на их недостатки и пути их устранения. Таким образом, мы видим, что необходимость в имаме есть, необходимость жизненно важная.

 

Некоторые обязанности имама:

 

Общественное руководство, создание исламского правления, сохранение религии от искажений и изменений. Также духовное руководство и совершенство людей[10].

 

Особенности имама

Имам как заместитель посланника Аллаха должен иметь наилучшие особенности и совершенные качества. На некоторых из них мы остановимся ниже:

 

1) Богобоязненность имама. Это качество имама имеет непосредственную связь с его исматом (защищённостью от ошибок). Таким образом, имам, не совершает даже незначительных ошибок, как в частных, так и в общественных делах.

 

2) Его знания берут непосредственное начало от пророческого знания и имеют божественный источник. Таким образом, имам обладает универсальными знаниями, касающимися различных сторон человеческой жизни, как духовной, так и материальной.

 

3) Имам обладает самыми наилучшими благочестиями, совершенного человека. Естественно само человеческое общество не в состоянии выбрать такого человека, и только Всевышний Аллах Знающий, Мудрый может выбрать такого предводителя и руководителя.

 

Таким образом, одной из особенностей имама было то, что его выбор определяется Всевышним Аллахом. На основании важности этого фактора мы вкратце остановимся на некоторых из этих моментов.

 

 

Знание имама

Имам как предводитель и руководитель людей обладает знанием религиозных предписаний, имеет совершенное точное знание коранических указаний и пророческой сунны. Имам может отвечать на все вопросы людей. Естественно, что такие знания должны иметь непосредственное божественное влияние и основание. Поэтому шииты считают, что знание имамов, которые являются заместителями пророка и наследниками его науки, должны иметь божественное влияние и основание. Его светлость имам Али (да будет мир с ним!) говорит: «Имам самый знающий в вопросах запретного и дозволенного, законов божественного предписания, он знает всё, в чём нуждаются люди».[11]

 

Непорочность имама (исмат)

 

Другой особенностью имама и условием имамата является непорочность, защищённость от ошибок, как в мирской, так и в общественной жизни. Обладая таким качеством, имам отстраняется от всевозможных грехов. Довод для непорочности имамов можно найти в аятах священного Корана, также разум человека указывает на этот важный момент. Одним, пожалуй, существенным моментом, указывающим на то, что имам должен быть защищён от всевозможных ошибок, может служить доказательство посредством здравого смысла. На том основании, что имам обязан сохранять религию от различных искажений и нововведений, он должен быть защищён от всевозможных ошибок и недочетов, как в делах, так в словах и поведении, ибо его речи и поступки непосредственно влияют на общество, на его моральное и духовное состояние. На этом основании, руководитель общества должен быть защищён от всевозможных грехов, предохранять общество от заблуждения и недочётов. Если допустить, что руководитель общества не является защищённым от ошибок, то, тогда мы видим, что общество не будет защищено от распространения в нем упадка и разврата. Люди не смогут полагаться на все сто на того, кто имеет ошибки в управлении людьми и делами мусульман. Так в суре «Корова», аяте 124 мы читаем:

 

وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَاماً قَالَ وَمِن ذُرِّيَّتِي قَالَ لاَ يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

 

«И вот испытал Господь Ибрахима словесами, потом завершил их. Он сказал: «Я сделаю тебя для людей имамом». Он сказал: «И из моего потомства?» Он сказал: «Не объемлет завет Мой неправедных».

 

Другими словами завет (ахд) в коранической традиции или имамат как универсальное руководство не объемлет неправедных людей, которые совершают ошибки и недочёты. Всевышний Аллах в священном Коране называет прегрешение человека по отношению к себе «неправедностью», следовательно, простой грешный человек не имеет права на имамат как универсальное духовно-политическое руководство обществом[12].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: