Школьный этап ВсОШ по литературе – 2018/19 уч. год
Писатели-юбиляры
Класс
Василий Макарович Шукшин 1929-1974 гг | Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь В.М. Шукшин Даже самый необыкновенный человек интересен именно тем, что он – обыкновенен В. М. Шукшин Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники В.М. Шукшин |
Аналитическое задание
Прочитайте рассказ и, опираясь на его анализ, напишите эссе «Художники пишут глазами любви» (Г. Э. Лессинг).
Василий Шукшин
Солнце, старик и девушка
Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И
тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился
всегда на одно место ̶ у коряги ̶ и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки
лежали на коленях ̶ коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже
морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая.
Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.
Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:
̶ Здравствуйте, дедушка!
Старик кивнул головой.
С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.
̶ Отдыхаете?
Старик опять кивнул головой. Сказал:
̶ Отдыхаю.
На девушку не посмотрел.
̶ Можно, я вас буду писать? ̶ спросила девушка.
̶ Как это? ̶ не понял старик.
̶ Рисовать вас.
Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми
веками без ресниц.
̶ Я ж некрасивый теперь, ̶ сказал он.
̶ Почему? ̶ Девушка несколько растерялась. ̶ Нет, вы красивый, дедушка.
̶ Вдобавок хворый.
Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его
сухую, коричневую руку и сказала:
̶ Вы очень красивый, дедушка. Правда.
Старик слабо усмехнулся:
̶ Рисуй, раз такое дело.
Девушка раскрыла свой чемодан.
Старик покашлял в ладонь:
̶ Городская, наверно? ̶ спросил он.
̶ Городская.
̶ Платют, видно, за это?
̶ Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.
̶ Надо стараться.
̶ Я стараюсь.
Замолчали.
Старик все смотрел на солнце.
Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.
̶ Вы здешний, дедушка?
̶ Здешный.
̶ И родились здесь?
̶ Здесь, здесь.
̶ Вам сколько сейчас?
̶ Годков-то? Восемьдесят.
̶ Ого!
̶ Много, ̶ согласился старик и опять слабо усмехнулся. ̶ А тебе?
̶ Двадцать пять.
Опять помолчали.
̶ Солнце-то какое! ̶ негромко воскликнул старик.
̶ Какое? ̶ не поняла девушка.
̶ Большое.
̶ А-а... Да. Вообще красиво здесь.
̶ А вода вона, вишь, какая... У того берега-то...
̶ Да, да.
̶ Ровно крови подбавили.
̶ Да. ̶ Девушка посмотрела на тот берег. ̶ Да.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий
синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине ̶ между рекой и горами ̶ тихо угасал
красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом
солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго ̶ тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
̶ Ушло солнышко, ̶ вздохнул старик.
Девушка сложила листы в ящик.
Некоторое время сидели просто так ̶ слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны.
В долине большими клочьями пополз туман.
В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.
̶ Хорошо, ̶ сказал негромко старик.
А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: "Опять
морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?.."
Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки... Опять морщины! "Надо работать, работать, работать..."
̶ Вы завтра придете сюда, дедушка? ̶ спросила она старика.
̶ Приду, ̶ откликнулся тот.
Девушка поднялась и пошла в деревню.
Старик посидел еще немного и тоже пошел.
Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел ̶ ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда
чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было
тоскливо. Садились ужинать.
Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку ̶ старался не шуметь. Молчали.
Потом укладывались спать.
Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги.
Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:
̶ Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда
хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много ̶ четырех.
Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно
живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь...
Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.
̶ Трудно было жить? ̶ невпопад спрашивала она.
̶ Чего ж трудно? ̶ удивлялся старик. ̶ Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
̶ Сыновей жалко?
̶ А как же? ̶ опять удивлялся старик. ̶ Четырех таких положить ̶
шутка нешто?
Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.
̶ Ненастье завтра будет, ̶ сказал старик.
Девушка посмотрела на ясное небо:
̶ Почему?
̶ Ломает меня всего.
̶ А небо совсем чистое.
Старик промолчал.
̶ Вы придете завтра, дедушка?
̶ Не знаю, ̶ не сразу откликнулся старик. ̶ Ломает чего-то всего, ̶ Дедушка, как у вас называется вот такой камень? ̶ Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.
̶ Какой? ̶ спросил старик, продолжая смотреть на горы.
Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.
̶ Такой? ̶ спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. ̶ Кремешок это. Это в войну, когда серянок не
было, огонь из него добывали.
Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А
он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.
̶ На... камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. ̶ Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко ̶ не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож ̶ с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, ̶ синенькие, тоже с рябинкой с такой.
Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что
он слепой.
̶ Вы где живете, дедушка?
̶ А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, ̶ старик показал дом на берегу, ̶ дальше ̶ Бедаревы, потом ̶ Волокитины, потом ̶ Зиновьевы, а там уж, в переулочке, ̶ наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.
̶ Спасибо.
̶ Я пошел. Ломает меня.
Старик поднялся и пошел тропинкой в гору.
Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. "Нет, не слепой, ̶ поняла девушка. ̶ Просто слабое зрение".
На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. "Солнце ̶ оно тоже просто встает и
просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!" И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.
Не пришел старик и на третий день и на четвертый.
Девушка пошла искать его дом.
Нашла.
В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под
навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.
̶ Здравствуйте, ̶ сказала девушка.
Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по
вспотевшему лбу, кивнул:
̶ Здорово.
̶ Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка...
Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.
̶ Жил, ̶ сказал мужик. ̶ Вот домовину ему делаю.
Девушка приоткрыла рот:
̶ Он умер, да?
̶ Помер. ̶ Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком,
потом посмотрел на девушку. ̶ А тебе чего надо было?
̶ Так... я рисовала его,
̶ А-а. ̶ Мужик резко зашаркал рубанком.
̶ Скажите, он слепой был? ̶ спросила девушка после долгого молчания.
̶ Слепой.
̶ И давно?
̶ Лет десять уж. А что?
̶ Так...
Девушка пошла из ограды,на улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.
Какие темы связаны с ключевыми словами рассказа, вынесенными в название?
Какое место в рассказе занимает тема творчества? Как она связана с другими темами и мотивами?
Как автор передает внешнее и внутреннее состояние героев? Какие приемы характерны для данного рассказа?
Как реализуются в тексте мотивы красоты и слепоты?
Какова символика солнца в рассказе? Как она усложняет тему художника в произведении?
Как пространственно-временная организация произведения помогает в развитии темы художника в произведении?
Творческое задание
Вспомните произведения русской классики, в которых есть герои-художники. Какие особенности в построении авторами образов этих героев можно отметить? Есть ли общие черты в мировосприятии героев? Напишите словарную статью «Герои-художники (скульпторы…) в русской литературе».