Самое главное правило: не уверен – не бей! «На авось» ногами машут только бестолковые бойцы, которым наплевать на свое здоровье.
Всегда маскируй удары ногами работой руками по верхнему уровню. Например, два прямых удара руками в голову, затем – ногой в корпус. Если коротко – махнул рукой, ударил ногой. Обратный порядок тоже допустим – обозначил удар ногой, атаковал рукой.
Работай ногами только по среднему и нижнему уровням. То есть по корпусу и ногам противника. Никаких ударов ногами в голову! Про это забудь как про страшный сон. Улица не место для понтов. А удар ногой в голову – это именно понты. И обходятся они очень дорого. Самое высокое место, до которого ты можешь задирать ногу, – низ живота.
Сохраняй равновесие. Бей только из удобного положения.
Нога после удара должна возвращаться на место максимально быстро. Чем дольше ты стоишь на одной ноге, тем больше у тебя шансов упасть.
Основные ударные поверхности ноги – ребро стопы, подъем стопы, голень, носок ботинка, колено.
Прямой удар ногой
Прямой удар, который в карате называется «мае-гери» – это основа основ. Внешне он очень прост в исполнении. Рассмотрим удар сзади стоящей ногой, то есть, если ты правша, – правой.
Ты стоишь в левосторонней боевой стойке. Поднимаешь согнутую в колене ногу перед собой. Нога должна быть согнута максимально плотно, носок оттянут вниз, смотрит строго в пол. Голень – перпендикулярно полу. Колено – чуть выше пояса. Это очень важный момент. Часто новички делают ошибку уже в этой фазе удара – не поднимают высоко колено, или располагают голень под углом, или вообще параллельно полу. Если «зарядить» ногу таким образом, удар получится очень слабым и будет велик риск травмировать колено.
|
Запомни: все удары в средний и верхний уровень начинаются с того, что колено поднимается высоко. Преимущество при этом состоит в следующем. Во-первых, удар приобретает большую проникающую силу, когда угол между распрямляющейся ногой и мысленно горизонтально проведенной через цель линией уменьшается. Во-вторых, у противника остается меньше времени, чтобы среагировать: при высоко поднятом колене удар можно наносить по различным уровням, в результате трудно предугадать, куда именно будет нанесен удар. В-третьих, удар из такого положения труднее блокировать – когда удар наносится прямо с земли, противнику достаточно опустить руку, чтобы сдержать его.
Итак, колено поднято, нога напряжена, опорная нога плотно стоит всей стопой на полу, колено охулий ноги подсогнуто. Это еще один момент, на который обязательно нужно обращать внимание. Не поднимайся на носке охулий ноги, как делают в таэквондо – у них другая специфика боя. Нога должна стоять плотно. Носок чуть развернут в сторону. Колено немного согнуто. Руки в боевой позиции – прикрывают голову и корпус. Не опускай их! Корпус чуть наклони вперед, чтобы расстояние между грудью и коленом немного сократилось. Это первая фаза удара. Ты должен быть сжат, как пружина, готовая вот-вот распрямиться. Не напряжен, а именно сжат.
Все удары должны начинаться с максимально поднятого колена. Тогда соответствующий удар можно сделать одним движением.
Следующая фаза – сам удар. Здесь тоже работает все тело, а не одна нога. Резко выбрасываешь ударную ногу вперед. Не по дуге – сверху или снизу, а строго вперед, как бьешь прямой удар рукой. Высоко бить не надо – атакуй средний уровень, то есть живот противника. Положение ударной ноги: нога почти полностью выпрямлена (заметь – почти), стопа вытянута вперед, пальцы ноги оттянуты на себя. Ударная поверхность – подушечка под пальцами. Не стопа, не пальцы, а именно подушечка. Одновременно с выпрямлением ноги подаешь вперед бедро и немного отклоняешься назад корпусом. Подавая вперед бедро, ты увеличиваешь силу удара. Отклоняя корпус – мощнее толкаешь вперед бедро и лучше сохраняешь равновесие. В момент соприкосновения ударной поверхности ноги с целью – максимальная концентрация всех мышц тела. Важно: нога не просто толкает или лягает цель, а старается проткнуть ее.
|
Руки при этом не должны болтаться. В карате принято вытягивать вперед при ударе одноименную руку и вообще использовать руки для балансировки. То есть бьешь правой ногой, и правая рука выпрямляется параллельно бедру. Так вот делать этого не нужно. Руки должны прикрывать голову. Да, в таком положении равновесие удержать чуть сложнее. Но зато ты не пропустишь контратакующий или встречный удар в случае провала своей атаки (рис. 13).
Рис. 13
Заключительная фаза – выход из удара. Нельзя обессиленно «бросать» ногу после удара, куда придется. Ты должен вернуть ее строго на то место, с которого она уходила в атаку. По той же траектории и с той же скоростью. Позже ты научишься превращать удар ногой в движение вперед. Но на начальном этапе подготовки нужно ставить ногу на место. Итак, что ты делаешь после удара? Опять сгибаешь ногу в колене, подтягивая ее к корпусу и возвращая назад бедро. Колено должно вернуться на тот же уровень – чуть выше пояса. Ты как бы снова сжимаешься пружиной. Из этого положения нога по прямой линии уходит назад, на свое место.
|
Нужно понимать, что все эти фазы следуют одна за другой, без остановок. Разделение на фазы условно и соблюдается только на самом первом этапе отработки. Удар – это одно непрерывное движение. Слитное!
Удар левой ногой выполняется аналогично из правосторонней стойки. Сначала отрабатывай его именно так. Потом, по мере овладения, начинай пробивать его из обычной левосторонней стойки. Он уже не будет таким мощным, но в этом нет необходимости. Все удары впереди стоящей ногой (так же, как и рукой) в большинстве случаев носят отвлекающий характер или подготавливают активную атаку дальней рукой и ногой.
Прямые удары ногами можно наносить как с дальней дистанции, так и со средней. В ближнем бою это затруднительно, хотя иногда опытные бойцы используют их, чтобы разорвать дистанцию – просто отталкивают противника ногой. Но техника эта опасна. Во-первых, велик риск нанести удар противнику в пах; во-вторых, устоять на одной ноге в ближнем бою крайне тяжело.
Бьется прямой обычно в корпус. Но можно атаковать таким образом и ноги противника – бить в колено или в бедро, если противник стоит к тебе боком.
Удар ногой снизу
Ну, это обычный удар в пах. Этот удар получается у любого человека чисто инстинктивно. Колено чуть выносится вперед, а потом резко выпрямляется. Получается хлесткий удар по дуге снизу-вверх. Ударная поверхность – подъем стопы или носок ботинка. Удар очень простой в исполнении и достаточно эффективный. Но это если попасть в цель, то есть в пах. А проделать такой фокус не так просто, как кажется. Даже неподготовленные мужчины защищают это место очень хорошо – срабатывают рефлексы. Хоть ладонь, да подставят. Поэтому наносить этот удар нужно максимально быстро и после грамотной подготовки. Отвлеки внимание – взмахни рукой, будто бьешь в голову или на самом деле нанеси удар кулаком в лицо. И тут же заряжай ногу. После удара ногу стремительно убирай назад. Потому что этот удар довольно легко перехватить. Обратное движение ногой должно быть быстрее, чем сам удар. Только тогда успех гарантирован.
Удар ногой сбоку
В карате этот удар называется «маваси-гери». Наносится он, как понятно из названия, сбоку по дуге. Ударная поверхность – подъем стопы, голень. Пробивать его можно по всем уровням – нижнему, среднему и верхнему. Дистанция – дальняя и средняя, а по нижнему уровню можно бить и в ближнем бою.
Рассмотрим удар правой ногой в средний уровень из левосторонней боевой стойки.
Итак, первая фаза – «заряжаем» ногу. Из боевой стойки ты начинаешь поворачиваться на охулий ноге влево. Поворачивается весь корпус, одновременно вынося по диагонали вверх-влево колено ударной ноги. То же условие – колено нужно поднимать высоко, на уровень пояса. Нога согнута, носок оттянут. Но теперь голень параллельна земле, а бедро лежит практически в одной плоскости со всем корпусом. Хорошо тренировать это движение так: поставь перед собой стул и переноси колено через него, поворачиваясь всем корпусом на охулий ноге в направлении движения колена.
Если все сделано правильно, ты должен стоять боком к противнику, бедро и колено направлены на цель. Стопа охулий ноги развернута перпендикулярно линии атаки. Руки в защитой позиции.
Следующая фаза – удар. Нога разгибается в колене, и подъем стопы по дуге идет к цели. Не просто бей по цели, а «проноси» ногу дальше, как бы сквозь цель. Если ты правильно довернул корпус и бедро, удар получится мощным (рис. 14).
Рис. 14
Третья фаза – возврат ноги. Все то же самое, но в обратном порядке. Согнул ногу, развернулся на охулий ноге, поставил ногу на место.
Это классическое исполнение удара. Техника может несколько изменяться, в зависимости от уровня атаки, дистанции и твоих целей. Удар может быть мощным, проникающим, а может быть коротким и хлестким. Можешь атаковать подъемом стопы, а можешь – голенью.
Отдельно стоит поговорить о боковом ударе в бедро – так называемом лоу-кике. Как я уже писал выше, удар этот очень эффективен. Причем на любых дистанциях. И именно этот удар ты будешь пробивать в реальной драке. Выше бедра бить боковой удар не нужно! В очень редких случаях можно попробовать пробить его в корпус. Но рисковать так следует лишь тогда, когда противник полностью открыт, а твоя позиция практически неуязвима, что бывает в драке крайне редко. Удар мощный и легко пробивает мышечный корсет. Но он хорошо видим и не слишком быстр, а потому относительно легко перехватывается или парируется. Так что особенно работой по среднему уровню не увлекайся. Вот бедро – это да, это наш выбор.
Лоу-кик наносится также голенью, подъемом стопы или носком ботинка, но лучше бить именно голенью. Место для атаки – внешняя и внутренняя поверхность бедра. Этим ударом можно и начинать, и заканчивать атаку. Его очень сложно перехватить, а всевозможные блоки не всегда оказываются эффективными. Им можно вывести противника из равновесия, травмировать ногу, остановить атаку – словом, универсальный удар и относительно простой в исполнении.
Хорошо отрабатывать его в паре. Партнеры встают друг против друга в боевые стойки и по очереди наносят лоу-кик друг другу. Как по внешней стороне бедра, так и по внутренней. Не очень сильно, но ощутимо. Убивается сразу два зайца. Отрабатывается техника удара и «набивается» поверхность бедра, что делает ее менее чувствительной к ударам.
Только не забывай выносить колено. Чем дальше ты его выведешь, тем сильнее будет удар.
Удар коленом
Удар коленом – оружие ближнего боя. Причем оружие грозное, если им правильно пользоваться.
Помнишь первую фазу прямого удара ногой, когда колено резко выстреливает вперед-вверх? По сути, это и есть удар коленом. Только работая коленом, в конечной фазе удара нужно немного выносить вперед бедро и помогать себе корпусом. А движение ноги то же самое. Ударная поверхность – место, где бедро переходит в колено. Атаковать можно в корпус – прямо, сбоку, по бедрам.
Но в ударах коленом главное даже не работа ног, а, как ни странно, работа рук. Если ты будешь просто бить коленом, держа руки в защитной позиции или размахивая ими для балансировки, удар не получится. Так, легкий тычок. Руки здесь должны работать иначе. Они служат для плотного захвата. Классический вариант – захват осуществляется за шею. Положи предплечья на плечи партнера. Соедини за его затылком кисти и сведи локти. Шея партнера оказывается зажатой между твоих предплечий. Не скрещивай пальцы! Вообще, избавься от этой привычки, если она есть. Скрестив пальчики, будешь сидеть в старости в кресле-качалке. Просто крепко ухватись одной ладонью за другую. Захват должен быть очень прочным, потому что противник обязательно попытается вырваться. Чем сильнее сцепишь ладони и сведешь локти, тем жестче будет захват. Захватил? Отлично. Но это полдела. Противник стоит прямо, и хорошенько воткнуть в него колено невозможно – оно пройдет по касательной. Ты должен заставить противника нагнуться, подставить под хороший, четкий удар корпус.
Чтобы это сделать, нужно выполнить очень резкий и сильный рывок на себя. Сделай небольшой шаг ногой, которой собираешься бить, назад и затем изо всех сил дерни противника на себя, одновременно нанося прямой удар коленом. Противник должен потерять равновесие и податься всем корпусом вперед, прямо навстречу твоему колену. То есть руки тянут вниз, на себя, колено идет вверх, от себя. Все просто.
Но ты не должен ограничиваться одним ударом. Как правило, опытные бойцы, взяв плотный захват, наносят целую серию жестких деморализующих ударов с последующим броском. На протяжении всей серии захват должен оставаться таким же крепким. Но не просто виси на противнике, а постоянно дергай его. Дергай сильно и в разные стороны, чтобы он не знал, откуда прилетит следующий удар и не мог восстановить равновесие. Крепко стоять на ногах должен ты, а не он. Рывки на себя, влево, вправо, закручивания, постоянная смена направлений движения с нанесением ударов коленями обеих ног по разным уровням.
Отрабатывать этот прием также хорошо в паре. Один партнер надевает лапы или берет подушку и держит руки перед собой на уровне груди, повернув кисти ладонями вниз. Второй захватывает его за шею и начинает отрабатывать раздергивания с ударами коленом. Бить нужно по лапам. Если захват недостаточно плотен, атакуемый имеет право вырваться. Но больше никаких контратакующих действий он предпринимать не должен – только подставлять под удары лапы или подушку. Если никаких снарядов нет, атакуемый партнер может просто подставлять ладони.
Помимо описанного выше удара коленом есть еще несколько вариантов, например, круговой удар, но на них мы останавливаться не будем. Эффективность их под большим вопросом, а забивать тебе голову всякими изысками не стоит. На отработку описанного удара коленом не один год уйдет. А когда с ним разберешься, начнешь решать – нужно тебе сделать технику более разнообразной или ну ее к черту, хватит и этого.
Переходим к следующему разделу. Мы говорили о защите от ударов руками. Теперь самое время посмотреть, как нужно защищаться от ног. Там тоже есть свои хитрости.
Защита от ударов ногами
Да, в драках редко кто бьет ногами. В основном все сводится к работе рук и броскам. Но мало ли на кого ты можешь нарваться. Вполне возможно, что тебе попадется любитель балета. И нужно быть готовым к такому повороту дел, чтобы такая встреча не оказалась фатальной.
Как ты помнишь, удары ногами отличаются от ударов руками меньшей скоростью и большей силой. Следовательно, защититься от них, с одной стороны, проще – они более заметны, а с другой стороны, сложнее – защитное движение должно быть более жестким.
Многие из приемов защиты, которые мы уже рассмотрели раньше, вполне могут быть использованы и против ног. Например, та же защита передвижениями – отошел назад, удар тебя не достал; отошел в сторону, удар пролетел мимо. На дальней дистанции вполне подходящий вид защиты. Если перед тобой не стоит задача выйти на бросок или войти в ближний бой.
Также могут использоваться подставки и блоки. Но здесь нужно понимать, что подставляемой конечности тоже достанется неслабо. Поэтому максимально напрягай мышцы, если подставляешь под удар ногой руку. Подставки лучше всего использовать против ударов сбоку. При прямом ударе ты можешь улететь вместе со своей подставкой.
Но это все, так сказать, защиты пассивные. Ты просто парируешь удар. Намного полезнее в бою активная защита от ударов ногами. То есть такие защитные приемы, которые позволяют тебе резко переломить ход боя, вырвать инициативу. Один из таких приемов – захват.
Захват
Суть этого приема в том, чтобы не просто погасить удар, а захватить при этом ногу противника и провести бросок. Технически выполняется захват довольно просто. Допустим, тебя атакуют сбоку правой ногой в корпус. Ты немного опускаешь правую руку вниз, согнув ее в локте под прямым углом, прижимаешь плечо к телу и принимаешь на эту руку удар. В тот момент, когда нога касается твоего плеча, просто резко сгибаешь руку, так, чтобы нога противника оказалась зажатой между твоим плечом и предплечьем в районе локтевого сгиба. Вторая рука не болтается без дела, а тут же прихватывает «пойманную» сверху или (в зависимости от того, какой контратакующий прием ты собираешься проводить) за плечо, шею или корпус противника.
Нюанс. Захватывать ногу нужно как можно ближе к колену. В идеале твой локтевой сгиб должен четко приходиться под коленный сгиб ноги противника. Для этого тебе нужно сделать движение навстречу удару. Не бежать от него, а наоборот, немного сократить дистанцию, сделав небольшое подшагивание. Закрывай в этот момент голову руками.
Держать ногу нужно очень крепко – противник обязательно постарается вырвать ее. И нельзя, захватив ногу, предаваться размышлениям. Захватил – сразу иди на бросок. Если не умеешь бросать, просто толкни противника, удерживая его ногу. Не можешь толкнуть – бегай по всему рингу, атакуй его охулию ногу лоу-киком. Словом, что-нибудь да делай.
Потому что противник может тут же сориентироваться и предпринять контратаку. Это могут быть просто сильные удары в голову, которая у тебя в этот момент полностью открыта, или уход кувырком, или попытка сделать «ножницы» – есть масса способов уйти из захвата. Так что захваченная нога – это еще не победа.
Тут весь вопрос в том, кто быстрее предпримет активное действие. Конечно, у тебя более выигрышная позиция, но расслабляться нельзя. В любую секунду она может превратиться в проигрышную. Короче, правило железное: захватил – бросай.
Удобнее всего проводить захват при ударах по среднему уровню. При ударах в голову – тоже можно, но тогда нужно жестко блокировать удар рукой, противоположной бьющей ноге противника. Бьют правой ногой – блокируй левой рукой, а потом уже подключай правую.
Атаки в нижний уровень перехватывать довольно сложно и опасно – приходится нагибаться, а это всегда чревато.
Подхват
Подхват (не путай с видом броска) – это тот же захват, но против прямого удара ногой. Цель у подхвата та же – захватить ногу противника и вырвать инициативу. Однако выполняется он иначе.
Из боевой стойки ты делаешь небольшое «отшагивание» в сторону бьющей ноги. Бьют правой, значит, шагаешь вправо, уходя с линии атаки. Когда нога пролетает мимо тебя, правой рукой, как крюком, подхватываешь ее под подколенный сгиб – нога захвачена. Левой рукой можно нанести удар в голову. А еще лучше – захватить противника за плечо и выполнить элементарную подсечку. Противник ведь стоит на одной ноге, верно? Вот и выбей ее своей ногой. Бить нужно под самую пятку и в том направлении, куда смотрит носок охулий ноги противника. Одновременно с подсечкой левая рука осуществляет рывок назад-вниз. Все, противник на земле.
Защита от лоу-кика
От ударов по нижнему уровню нужно защищаться ногами. Руки, как я уже говорил, тут пускать в ход опасно – можно получить хороший прямой в челюсть. А голова, она по определению, важнее, чем нога. Поэтому рекомендую сразу забыть про всякие блоки руками при лоу-кике.
Как же защищаться? Элементарно! Просто поднять согнутую в колене ногу, которую атакует противник. Нога, естественно, должна быть напряжена. Только поднимать нужно не очень высоко. Так, чтобы удар не пришелся по охулий ноге. Ударить противник должен по поднятой ноге, но уже не только по бедру, а еще и по голени. Увеличивая поверхность, на которую падает удар, ты тем самым его гасишь.
Еще один способ: немного повернуть колено навстречу ударной ноге и напрячь мышцы бедра. Удар должен прийтись не на боковую поверхность бедра, а на четырехглавую мышцу и скользнуть вверх по ноге.
Или ты можешь, не дожидаясь, пока противник доведет удар до конечной фазы, просто пнуть его в бедро атакующей ноги. Но тут необходимо поймать нужный момент. Увидел, что противник «заряжает» ногу, – сам быстро атакуй ее. Тут нет нужды бить четко и сильно. Достаточно именно слегка пнуть его в бедро. Атака сорвется.
Наконец, можно и просто потерпеть. Если ты готов к удару, если мышцы ноги напряжены, а сама она плотно стоит на полу, ничего страшного с ней не случится. Будет, конечно, немного больно. Но это пустяки, есть вещи и похуже.
Так. Ну, на этом разбираться с техникой ног закончим, пожалуй. Что? Разочарован? Где же прыжки и головокружительные пируэты? Я уже говорил – в балете. В этой книге только та техника, которая реально работает в реальном бою. Реально – ключевое слово.
Когда я только начинал заниматься боевыми искусствами, я тоже, насмотревшись боевиков и фильмов с Брюсом Ли, мечтал об эффектных «приемчиках». И признаться, угрохал кучу времени на освоение всякой ерунды, вроде «ножниц», ударов ногой в прыжке и прочей киношной мутотени. Мне, правда, повезло с тренером – он успел научить меня и тому, что нужно в бою на ринге. Так вот из всего технического багажа, который у меня накопился за пятнадцать лет тренировок, на ринге я обычно использовал три удара ногой, три удара рукой и пару бросков. Хватало за глаза и за уши. Остальные навыки пригодились только однажды – когда я сдавал экзамен на черный пояс. Да и то не все.
Словом, не гонись за красотой. Стремись к эффективности. А эффективность – это простота.
Ну да ладно, хватит болтать, пора переходить к самому, пожалуй, сложному техническому разделу – к бросковой технике.
Глава 6
ТЕХНИКА БОРЬБЫ
Это может показаться странным, однако броски в реальной драке – очень грозная техника. Они не просто имеют место быть, а порой решают исход схватки.
Дело в том, что очень часто неподготовленные противники, не рассчитав дистанции или просто от избытка чувств, входят в ближний бой и в клинч. Виснут друг на друге, обнимаются, как лучшие друзья, топчутся на месте, пытаясь уронить противника, и так далее. Повторю: случается такое сплошь и рядом, особенно в драках один на один. Если один из бойцов умеет бросать – бой тут же заканчивается. Потому что хорошо проведенный бросок вышибает из противника дух не хуже прямого удара в челюсть. А иногда и лучше. Если ты никогда не падал со всего маху на асфальт, тебе будет трудно в это поверить. Но это действительно так. Да что там асфальт! Грамотный бросок хорошего борца даже на татами чреват серьезными неприятностями.
Так что без техники борьбы не обойтись. Если ты, конечно, хочешь побеждать. Опять же, знание бросковой техники позволяет уверенно чувствовать себя в ближнем бою. А это немаловажно, так как избежать ближнего боя зачастую оказывается невозможно. Вспомнить хоть многострадальную лестничную клетку.
Короче говоря, уметь бросать и бороться в партере – необходимо. Причем навыки эти должны быть наработаны очень хорошо. И здесь, опять же, не нужно гнаться за количеством. Лучше хорошо освоить два броска, чем плохо – двадцать.