Общие сведения о бросках




 

Сейчас я коротко расскажу об основных понятиях, с которыми тебе предстоит столкнуться, осваивая технику борьбы.

 

 

Дистанции

Итак, начнем с дистанций. До этого мы говорили о трех дистанциях – дальней, средней, ближней. В борьбе их пять:

Дистанция вне захвата – борцы не касаются друг друга и выжидают удобный для атаки момент, передвигаясь по ковру и делая обманные движения без захватов.

Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава или руки.

Средняя дистанция – борцы захватывают друг друга за одежду на туловище спереди или одной рукой за рукав, а другой – за одежду на туловище спереди. Либо, если одежды нет, – за корпус и руку.

Ближняя дистанция – борцы захватывают одной рукой за рукав или одежду на груди, а другой – за одежду на спине, ворот или за ногу.

Дистанция вплотную – борцы обхватывают друг друга, прижимаясь туловищем один к другому или обвивая ногу ногой.

 

 

Захваты

Что нужно сказать о захватах? Прежде всего, захват должен быть захватом, а не аккуратным цеплянием противника пальчиками. По легендам, древние мастера джиу-джитсу хватали противника так, что вырывали куски мяса. Этого тебе, конечно, делать не нужно. Однако захват должен быть очень крепким. Нужно вцепиться в противника так, чтобы он никакими силами не смог вырваться.

Еще один момент – чем меньше времени пройдет от момента захвата до попытки провести бросок, тем больше у тебя шансов бросить. То есть, если удалось взять захват, старайся тут же провести прием.

Не впадай в задумчивость, не примеривайся, не отплясывай вокруг противника. Взялся – бросай. Или хотя бы пытайся это сделать.

В этой книге я привожу броски, которые используются в самбо или дзюдо. Там, как ты знаешь, борцы или в самбистских куртках, или в кимоно, то есть одеты. Поэтому почти все захваты осуществляются за одежду – рукава, пояс, ворот и так далее. В реальной драке тебе это и нужно – люди на улицах редко дерутся голыми. Но хватать можно и не за рукав, а за руку, не за пояс, а за талию, и так далее. Какой уж противник попадется. У тебя почти наверняка не будет возможности взять правильный книжный захват. Поэтому приучайся хватать за все, что только можно.

 

 

Стойки

В борьбе используется две стойки:

• Фронтальная – противники стоят друг к другу лицом.

• Боковая – противники стоят друг к другу боком. Правая боковая стойка – правая нога расположена ближе к противнику; левая боковая стойка – левая нога ближе к противнику. Если ты бросаешь вправо, занимаешь правую боковую стойку. Если влево – левую.

 

 

Броски

Итак, виды бросков. Их довольно много, поэтому я назову существующие, но работать мы будем лишь с некоторыми из них. В общем, броски можно разделить на три большие группы: броски, которые проводятся в основном с помощью ног, с помощью корпуса и с помощью рук. Это, конечно, не значит, что работают только ноги, руки или корпус. Просто эти части тела выполняют ключевое движение. Рассмотрим эти группы подробнее.

//-- Броски ногами --//

В таких бросках ноги борца действуют против ног или корпуса противника. Эти броски делятся на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.

Подножками называются такие броски, при которых борец подставляет ногу сзади, спереди или сбоку ноги или ног противника, и он с помощью рывка руками переваливается через нее. Подножки делятся на передние, задние и боковые.

Зацепами называются такие броски, при которых борец ногой как бы захватывает одну из ног противника, а затем бросает его, вынося зацепленную ногу из-под центра тяжести противника и руками выводя его корпус за площадь опоры. Зацепы проводятся голенью, пяткой, ахиллесовым сухожилием и тыльной частью стопы. Зацепы проводят как в стойке, так и с падением.

Подбивы – это броски, при которых ноги противника подбиваются голенью или бедром одновременно с рывком руками в направлении, противоположном подбиву. Вариант подбива – подхват, бросок, при котором ноги противника подбиваются бедром или голенью спереди, сбоку или изнутри. Особое место занимает двойной подбив, который делается одновременно двумя ногами во встречных направлениях. Известен этот бросок как «ножницы».

Подсечки – это броски, при которых стопа, голень или колено противника подбиваются пальцевой частью подошвы. Подсечки делятся на передние, задние, боковые и подсечки изнутри. Подсечки тоже могут проводиться как в стойке, так и с падением.

Подсадами называются броски, при которых борец ногой приподнимает ноги или корпус противника и с помощью рук переворачивает его в соответствующем направлении. Подсады делятся на подсады бедром, голенью, подъемом и подсады подошвой.

//-- Броски корпусом --//

Это броски, при которых борец частью своего туловища подкидывает ноги или туловище противника и перебрасывает его через себя. Они подразделяются на броски через тазовый пояс, через плечевой пояс, через спину, через грудь. Броски через тазовый пояс называют бросками через бедро, а броски через плечевой пояс – «мельницами».

Броски через бедро – броски, при которых борец подбивает верхнюю часть ног противника своим тазом и в противоположном направлении делает рывок руками. Броски через бедро можно делать как в стойке, так и с падением.

«Мельницы» – броски, при которых борец перекатывает туловище противника через свои плечи, делая для этого разнообразные захваты. «Мельницы» тоже можно делать в стойке или с падением.

Бросками через спину называются такие броски, при которых борец перекатывает через свою спину корпус противника. Вариантов этого броска множество. Делается в стойке, с колен, с падением.

Броски через грудь – броски, при которых борец подбивает живот противника нижней частью своего живота или двумя руками подсаживает вверх его грудь и живот и бросает его вправо или влево через грудь. Эти броски проводятся только с падением. Кстати, одни из самых непростых и опасных бросков.

//-- Броски руками --//

Это такие броски, при которых противник поднимается, переворачивается и бросается на ковер силой рук борца. В этих бросках могут участвовать также ноги или корпус, но основное движение выполняют именно руки.

Наиболее часто используются броски рывком за одну или две ноги.

Броски рывком за ногу – броски, при которых одна рука захватывает ногу, а вторая – рукав, пояс, предплечье или нажимает на захваченную ногу. Броски рывком за ногу включают броски рывком за пятку, броски рывком за голень и броски рывком за бедро.

Броски рывком за две ноги – броски, при которых борец захватывает обе ноги противника – сразу или поочередно.

Общее представление о богатстве бросковой техники ты получил. Тебе вовсе не нужно в совершенстве овладевать всеми известными бросками. Для начала хватит двух-трех, но разноплановых. Постепенно познакомишься еще с десятком-другим. Но, как показывает практика, даже у олимпийских чемпионов «рабочих» бросков бывает около пяти, редко больше.

Еще раз подчеркну: я намеренно дам в этой книге только самые основные, базовые, броски. Никаких крутых захватов, многоходовых комбинаций или изящных приемов из кинобоевиков. Пособия по самообороне просто лопаются от подобных изысков, так что, если не сильно дорожишь своей шкурой, можешь полистать другие книжки, более богатые в смысле описанного технического арсенала. Мой же опыт говорит, что простой как три копейки бросок через бедро, если он хорошо отработан, эффективен в девяти случаях из десяти возможных. И выводит противника из строя так же надежно, как удар ломом по голове. А вот ювелирная техника айкидо или смертоносные приемчики джиу-джитсу в большинстве случаев годятся только для того, чтобы произвести впечатление на девочек. Ну, если ты готов положить всю свою жизнь на их освоение.

 

Приемы самостраховки

Первое, с чего нужно начать освоение борцовской техники, – приемы самостраховки при падении. Падать придется много, а занятие это невеселое. Если ты падать не умеешь. Чтобы избежать травм и массы неприятных ощущений, нужно научиться падать правильно. То есть с наименьшими потерями для организма. Кстати, умение падать пригодится и на улице, не только на тренировках в зале. Вот об этом и поговорим в данной главе.

Главное при любом падении – сгруппироваться и погасить удар. Добиться этого можно тремя путями:

• Использовать руки и ноги в качестве амортизаторов.

• Уменьшить энергию падающего тела за счет переката.

• Нанести встречный резкий удар по ковру всей поверхностью прямых рук – удар от падения гасится таким образом встречным ударом.

 

Еще один важный момент: при падении нужно задержать дыхание. Обязательно. Падение на выдохе и, еще хуже, – на вдохе – обеспечит тебе довольно неприятные ощущения.

И самое главное – не бойся падать! Тот, кто боится, набивает больше синяков. Чтобы быстрее научиться этому искусству, на первых тренировках упражнения нужно делать по 50–100 раз – не меньше!

//-- Самостраховка при падении вперед --//

Встань прямо. Руки держи перед грудью, с чуть согнутыми, разведенными перед грудью локтями. Теперь, не меняя положения тела, просто упади вперед, выставив вперед чуть согнутые, напряженные руки. Руки работают как амортизаторы. Главное – держи корпус прямым и не сгибай колени. Если рухнешь на коленки – мало не покажется. Чтобы не въехать носом в ковер – в момент падения поверни голову в сторону. Ты должен оказаться грудью и щекой на ковре (рис. 15).

 

Рис. 15

 

Когда отработаешь это движение, переходи к более сложным вариантам. Падай вперед, резко отрывая ноги от ковра и прогнувшись в пояснице. Движение напоминает элемент из брейк-данса. Сначала ковра касаются руки и грудь, затем следует перекат на живот, и потом ковра касаются ноги.

Еще один усложненный, вариант. Ты в исходном положении. Партнер, стоя сзади, дергает твои ноги на себя и толкает плечом под колено. Ну а дальше ты уже знаешь – выставил руки, самортизировал ими, и готово.

//-- Самостраховка при падении назад --//

Стоишь прямо, руки вытянуты перед собой, подбородок прижат к груди. Приседаешь, округлив спину, потом садишься пятками к ягодицам и, не выпрямляя спины, откидываешься назад. В момент переката нужно сильно хлопнуть ладонями по ковру. Руки при этом расположены примерно под углом в 40 градусов к корпусу. В конечной фазе движения ты должен оказаться на плечах и шее с подогнутыми ногами. Собственно, движение похоже на кувырок назад, только не доведенный до конца (рис. 16).

 

Рис. 16

 

Ошибки. Ладонями по ковру нужно хлопать не в конце падения, а в самом начале переката. Руки первыми встречают ковер! Держать руки нужно прямыми – локти не выставлять. Подбородок всегда прижат к груди, спина округлена. Если откинешь голову назад – здорово ударишься затылком.

Освоив это движение, переходи к более сложному варианту. Партнер стоит позади тебя на четвереньках, прижавшись боком к твоим ногам. Из этого положения начинай падать назад, не забывая о прижатом подбородке и хлопке руками. На первых порах можно сначала сесть на партнера, а потом соскользнуть назад – так проще. Но затем учись опрокидываться в темпе, не садясь.

//-- Самостраховка при падении набок --//

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Ты так же делаешь полуприсед, из которого падаешь не назад, а набок. Согнутые в коленях ноги при этом становятся скрестно. Если падаешь на правый бок – правая нога сзади, плотно прижата к ковру. Колено левой ноги смотрит вверх, ковра касается только стопа. Если падение на левый бок – все наоборот. Рука, которая соответствует боку, под прямым углом к туловищу – ею ты делаешь резкий хлопок в момент падения. Вторая рука поднята вверх – имитирует подстраховочный захват партнера.

Важные моменты. Не падай на выставленную руку! Инстинктивное движение при падении набок – вытянуть руку и попытаться амортизировать ею падение. Из-за этой ошибки дело часто заканчивается переломами и вывихами. Рука не в состоянии удержать вес тела. Поэтому падай именно набок, но в самый момент касания или за долю секунды до него – делай резкий хлопок по ковру. Обязательно прямой рукой! Ни в коем случае не выставляй локоть. Хлопок должен быть довольно сильным. Подбородок держи прижатым к груди, голову чуть отклони к верхнему плечу, чтобы не треснуться виском об пол (рис. 17).

 

Рис. 17

 

Усложнить это движение можно следующим образом. Партнер стоит на четвереньках. Ты – сбоку от него, взявшись рукой за дальнее от себя плечо партнера. И теперь просто перекатись через партнера так, чтобы упасть набок. Не отпускай его плечо. Еще один вариант: вы с партнером стоите лицом к лицу; одноименной рукой захватываешь партнера за рукав пониже локтя, он делает то же самое; теперь просто сделай кувырок через руку партнера. Партнер при этом должен подстраховывать тебя, поддергивая вверх за рукав в момент твоего падения.

Все, с самостраховкой закончили. Пора переходить к броскам.

 

 

Бросок через бедро

Бросок этот довольно сложен по исполнению. Но именно с него обычно начинают постигать азы борьбы новички. Во-первых, он прекрасно демонстрирует специфику борьбы, во-вторых, очень эффективен при правильном исполнении.

Итак, начнем. Рассмотрим классический вариант броска. Бросок выполняется из боковой стойки – правой или левой. Допустим, делаем бросок через бедро вправо, значит, стойка тоже правая. Стоишь близко к партнеру, плотно захватив левой рукой его правую руку за рукав снизу, чуть повыше локтя. Правая рука – за спиной партнера крепко держит его за пояс.

Ты делаешь подшагивание правой ногой. Она должна встать между ног партнера, как можно ближе к воображаемой линии, через которую проходит центр тяжести партнера. Одновременно левой рукой тянешь его вперед и чуть вниз, правая – делает движение чуть вверх. Затем, разворачиваясь на правой охулий ноге, подсаживаешься и поворачиваешься вправо так, чтобы таз оказался на уровне бедер партнера. Одновременно с этим подтягиваешь к правой ноге левую, пятки должны быть вместе, носки – врозь. Все это время ты продолжаешь тянуть партнера на себя и вниз. Конечное положение этой фазы – ты стоишь спиной к партнеру; ноги – между его стоп, согнуты в коленях, пятка к пятке; таз заведен как можно дальше и упирается в бедра партнера как можно ниже его центра тяжести; левая рука тянет партнера вниз-влево, правая поднимает вверх.

Следующая фаза – сам бросок. Ты резко распрямляешь ноги, подбивая тазом бедра партнера вверх. Это должен быть именно удар. Твой таз – не просто препятствие на пути партнера, он выполняет функцию этакой катапульты. Одновременно с этим ты наклоняешься вперед, плечами и руками делаешь движение, похожее на движение рук косца, – по дуге влево вниз, в направлении своего левого колена. Когда партнер перелетит через тебя – подстрахули его, поддержав за рукав (рис. 18).

 

Рис. 18

 

Основные моменты. Все движения делаются слитно и достаточно жестко. Броски деликатности не любят. Ты не просто подворачиваешь таз под партнера, а как бы вбиваешь его. Чем ниже ты подсядешь, то есть чем ниже окажется твой центр тяжести центра тяжести партнера, тем легче будет провести бросок. Руки не просто тянут, а делают максимально сильный рывок. Когда выпрямляешь ноги – тазом нужно именно бить вверх. Старайся бросить противника между своих ног – это «точка прицеливания». Твой взгляд во время второй и третьей фаз должен быть направлен в эту точку. Не смотри на партнера, смотри на то место, куда он должен упасть. Это очень важный момент. И так нужно делать при любом броске. Взгляд строго на место предполагаемого падения партнера.

Очень распространенная ошибка, из-за которой бросок просто не получается, – партнер не заваливается на бедро. То есть атакующий, заводя свой таз под бедро противника, не затягивает его на себя. В итоге получается картина маслом – таз отклячен, руки где-то сзади, партнер стоит прямо, а атакующий пыхтит, тужится, да все без толку. Партнера нужно заставить нагнуться в самой первой фазе броска – когда ты только подшагиваешь к нему правой ногой. Резким движением рук. И все оставшееся время максимально плотно прижимать его к себе. Так, чтобы он буквально лежал на твоем бедре. Оставишь руки сзади – не сможешь бросить.

Для броска влево ты делаешь все то же самое, но в другом направлении.

Захват второй рукой можно брать не только за пояс, но за талию, за шею, за одежду на спине – это наиболее распространенные варианты. Но начинай все же с классического захвата – за пояс.

Отрабатывать бросок на первом этапе нужно не торопясь, по фазам, внимательно контролируя свои движения. Если с самого начала выполнять бросок с ошибкой, она быстро закрепится, а переучиваться в этом деле гораздо сложнее, чем учиться. Поэтому не торопись. Лучше медленнее, да лучше.

Отрабатывать все броски нужно в обе стороны. Это обязательно. Так ты здорово расширишь свои возможности. Обидно отказываться от броска только потому, что противник оказался не с той стороны, в которую ты привык бросать.

И не забывай – максимальная жесткость во всем. Жесткий захват, жесткий, мощный рывок, жесткий подбив бедром и так далее. Бросок нужно проводить изо всех сил, с полной решимостью. Никаких «получится – не получится». Только полная самоотдача. Лишь в этом случае тебе удастся сделать то, что нужно.

После того как противник оказался на земле, не вздыхай с облегчением. Ты сделал только половину дела. Теперь нужно позаботиться о том, чтобы противник уже не поднялся. Для этого – добивай. Если бросок проведен правильно, то ты окажешься в такой позиции: ты на ногах, в руке у тебя рука противника, а сам он лежит на боку или спине у твоих ног. Ты можешь сломать его захваченную руку о свое колено – как ломаешь о колено палку. Можешь нанести сильный удар ногой по открытым ребрам – удар сверху вниз, как будто наступаешь на жука, только со всей силы. Можешь атаковать голову противника ногой, лупя по ней, как по футбольному мячу. Словом, вариантов у тебя масса. Только не теряйся и помни: если он встанет, то ты ляжешь.

 

 

Передняя подножка

Очень, так сказать, «бросаемый» бросок. Если выполнен правильно, уйти от него сложно.

Опять рассмотрим бросок в правую сторону. Исходное положение и захват такие же, как при броске через бедро. Но правая рука не на поясе, а держит партнера за правый отворот куртки.

В первой фазе броска твоя задача – поставить противника на одну ногу. Для этого тянешь его левой рукой к себе, правой – вверх и назад. Если сделать это резко и достаточно мощно, партнер перенесет вес на правую ногу и развернется так, что правое плечо его окажется чуть впереди, а левое – позади.

Следующий этап. Твоя левая нога описывает небольшую дугу назад, встает рядом и чуть впереди левой ноги партнера. Переносишь на нее вес тела, разворачиваешь колено и ступню наружу. Как в броске через бедро, ты должен подсесть, опустив свой центр тяжести. Чем ниже подсядешь, тем легче будет провести бросок. Все это – не переставая затягивать партнера руками и всем корпусом на себя.

Последняя фаза – сам бросок. Здесь все внимание рукам и правой ноге. Нога делает следующее движение: резко распрямляется назад-вправо, выбивая бедром охулию ногу противника. Поставить ты ее должен на носок, пяткой вверх. Колено немного согнуто. Тут есть один хитрый момент. Обычно в классическом варианте немного согнутая в колене правая нога сначала уходит назад-вправо, ставится носком на ковер, а потом колено выпрямляется и подбивает охулию ногу партнера. Но более эффективное движение – именно выбивание ноги партнера своей резко уходящей вправо-назад ногой. Не просто ставишь ее на ковер, а бьешь бедром по ноге партнера. Одновременно с этим руками и всем корпусом делаешь рывок вперед-влево. И партнер перелетает через твою ногу как ласточка (рис. 19).

 

Рис. 19

 

Повторю еще раз – чем ниже подсядешь, тем легче будет бросить. Этот прием часто проводится с колена. То есть левая нога ставится не на ступню рядом с левой ногой партнера, а на колено. Центр тяжести опускается таким образом максимально низко. И если руки работают правильно, устоять против такого броска вообще невозможно. А правильная работа рук и корпуса заключается в том, что корпус постоянно скручивается влево, а руки тянут партнера влево-вниз. Постоянно! Нельзя сначала расставлять как следует ноги, а потом приниматься за рывок. Ничего не получится. Все это нужно делать одновременно.

На левую сторону бросок делается точно так же, но все в обратном направлении. Ну и добивается противник точно так же – ногами или рычагом локтя через колено.

 

 

Задняя подножка

Сам по себе бросок не всегда бывает легко выполнить. Если противник массивнее и имеет опыт борьбы, надежда только на внезапность. Но навык выполнения классической задней подножки необходим для того, чтобы легче было освоить более «проходные», как говорят спортсмены, варианты.

Начнем. Бросок опять же на правую сторону. Стойка, правая боковая. Захват: левая рука держит правую руку партнера за рукав снизу чуть повыше локтя, правая рука – правый или левый отворот куртки. Иногда захватывают правую руку партнера обеими руками – правая выше левой. Но ты пока берись за отвороты. Проще начинать с захвата за левый отворот.

Первая фаза – самая сложная. Если на этом этапе все сделать правильно, бросок получится. Если ошибиться – лучше сразу прекратить попытку и перейти к активной защите. Итак. Твоя задача сразу же вывести партнера из равновесия, заставив его перенести вес тела на правую ногу и немного назад. Для этого делаешь резкий рывок на себя. Да-да, я не ошибся – именно на себя. Партнер инстинктивно начнет упираться. Тебе как раз это и нужно. Тут же после рывка ты делаешь шаг вперед левой ногой, ставя ее параллельно правой ноге партнера, чуть дальше нее. Не просто ставишь ногу, а двигаешься вперед, сильно толкая партнера. Представь, что тебе нужно сдвинуть каменную стену. Одновременно с шагом тянешь левой рукой партнера за рукав назад-вниз. Тянешь сильно, заставляя его подать назад корпус. Это движение – шаг вперед и затягивание партнера – должно быть очень быстрым и мощным.

Вторая фаза. Если ты все сделал правильно, партнер уже выведен из равновесия. Теперь ты проносишь свою правую ногу вперед и ставишь ее на носок с чуть развернутой вперед пяткой и согнутым коленом за голени партнера. Нога выполняет роль барьера.

Третья фаза – сгибаешься еще больше вперед и, делая скручивающее движение плечами, резко выпрямляешь правую ногу, чтобы она подействовала как катапульта, подбивая ноги партнера. Одновременно тянешь изо всех сил левой рукой партнера назад-вниз, а правой рукой и плечом толкаешь его (рис. 20).

Рис. 20

 

Что важно в этом броске – твой центр тяжести всегда должен быть впереди и ни в коем случае не оказаться позади стоп. Как только подался назад – пиши пропало, если противник шустрый, он сам сделает тебе заднюю подножку. Положение у него для этого вполне удобное. Поэтому вперед и только вперед. Быстро, мощно, всем весом. И всегда держи плотный захват, стоя вплотную к партнеру. Ты должен прижиматься к нему грудью и плечом. Голова также должна быть прижата к плечу партнера. Взгляд, как ты помнишь, направлен туда, куда должен упасть партнер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: