УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ




  Эмпирический Теоретический
Сущность Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания · Научный факт · Эмпирический закон · Проблема · Гипотеза · Теория
Методы научного познания · Наблюдение · Эксперимент · Измерение · Классификация · Систематизация · Описание · Сравнение · Единство исторического и логического · Восхождение от конкретного к абстрактному · Восхождение от абстрактного к конкретному · Формализация · Математизация
Универсальные методы:
· Анализ · Синтез · Дедукция · Индукция · Аналогия · Моделирование · Абстрагирование · Идеализация

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ ЭМПИРИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

· Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.

· Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.

УНИВЕРСАЛЬНЫМИ (ОБЩЕНАУЧНЫМИ) МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;

2. синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;

3. дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;

4. индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;

5. аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;

6. моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

7. абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;

8. идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

· Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.

· Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.

· Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

· Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

· Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

· Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: