Самая хлопотная часть моей работы - это пресса, ведь иногда Эдди может быть слишком откровенным, и затем мне приходится весь день сглаживать возникшие трения. Он производит впечатление равнодушного человека, но когда мне делали операцию по удалению грыжи, он звонил мне чаще, чем моя мама, поэтому нет сомнений в том, что он очень заботится о дорогих ему людях. Если ты предан ему, он всегда будет предан тебе.
У него не так много плохих привычек, но у него есть склонность валять дурака перед людьми, и я думаю, что будет лучше, если вы не покажете, что вас это раздражает. Ему быстро становится скучно, и он терпеть не может внимания к своей персоне, кроме тех случаев, когда на него обращают внимание красивые девушки. В общении с девушками он мастер. Он обладает даром оратора, и часами может трепаться ни о чем. Когда я встречаюсь с девушкой, я стараюсь найти с ней общие интересы, и может потом у нас с ней что-то получится, он же может болтать с такими девушками, с которыми вообще разговаривать не о чем.
Это действительно талант, он может часами говорить ни о чем девушке, которая ничего не понимает. У него может получится все, чего он в любой момент захочет, и наблюдать за этим со стороны очень увлекательно. Он по натуре победитель, может познакомиться с кем угодно, и его уверенность в себе необычайно высока. В настоящее время у него очень серьезный роман с Анук, поэтому он пока перестал знакомиться просто так, но он запросто может охмурить любую девушку, если захочет.
Еще он любит заниматься бизнесом и делать деньги. Он очень проницательный, и я думаю, что после окончания гоночной карьеры, он станет неплохим бизнесменом. У него есть свой самолет, машины, яхта, дома и даже я, его менеджер, и все это он получил по сниженным ценам. Мне нравится моя работа, и я очень рад работать с ним, создавать хорошую деловую базу для нас обоих.
|
Когда сделка с "Хондой" сорвалась, нам пришлось приступить к поиску иных вариантов, и в то же время продолжать переговоры с "Феррари". Во время Гран-при Испании я говорил с Джеки Стюартом и сказал ему, что мы бы хотели быть первыми в его списке кандидатов. Потом Джеки продал команду "Форду". Мы не знали, что он это сделал, до тех пор, пока об этом позднее не объявили официально. Мы также разговаривали с "Джорданом", командой, которая для Эдди просто семья родная, но в конце концов возможность выступать за "Ягуар" была слишком хороша, чтобы ее упустить. Эдди всегда хотел сотрудничать с производителем двигателей, а сотрудничество с "Ягуар" в "Формуле-1" - это просто фантастика. Он с большим нетерпением ждет возможности стать первым в большой команде, и я не думаю, что его огорчает уход из "Феррари". Он реалист, и понимает, что если бы остался, то всегда был бы номером вторым при Михаэле, а для такого талантливого и амбициозного пилота, как Эдди, такая ситуация не может быть приемлема слишком долго.
В сделке с "Феррари" были еще и другие проблемы. У нас с "Феррари" был контракт, основанный на результатах его выступлений, и Эдди это не устраивало. Он хотел, чтобы ему платили за его работу, вне зависимости от того, насколько хорошо у него получилось проехать гонку. Зная, что ему придется жить в тени Михаэля Шумахера, он думал, что из-за такого контракта ему будет труднее получить хорошие деньги. Тем не менее, он получал в "Феррари" из года в год все больше и больше. С 1996 по 1999 он улучшал свои результаты, и его зарплата была все больше и больше. Поначалу в "Феррари" думали, что его контракт более выгоден для них, чем для него, но к сроку истечения контракта они были вынуждены платить ему намного больше, чем если бы он получал у них просто зарплату.
|
Когда во вторник после Сильверстоуна господа Монтедземоло и Тодт сказали нам, что "Феррари" решило не продлевать контракт с Эдди, мы не удивились, потому что у нас уже было соглашение с "Ягуар". "Феррари" трудно было решить считаться с Эдди. Это команда создавалась вокруг Михаэля Шумахера, и это должно было повлиять на их решение. Мне показалось, что г-н Тодт был в данном случае исполнителем, а не автором решения, и мне кажется, он представил г-ну Монтедземоло и руководству "Фиата" два или три различных сценария. В конце концов, решение принимает президент, но его нужно согласовать с остальным руководством. У них был выбор. Они могли изменить условия, в которых работает Михаэль Шумахер. Они могли сказать ему, что Эдди - хороший гонщик, он быстр и хочет побеждать, или повлиять на него как-то еще.
Думаю, Эдди стал слишком большой проблемой для "Феррари". Через журналистов Эдди мог повлиять на общественное мнение, и мне показалось, что это оценивалось негативно. Также он больше не был второсортным гонщиком. Михаэль на деньги "Фиата" подписал контракт до 2002 года. Имидж Эдди среди общественности прибрел большой вес. Эдди очень популярен как в команде, так и в Италии вообще. Так что я думаю, в конце концов "Феррари" решили, что для них будет лучше, если Эдди уйдет. А чем еще это можно объяснить? Какой смысл избавляться от гонщика, который способен принести титул чемпиона мира? Если Эдди в будущем продолжит борьбу за чемпионат, им придется очень серьезно подумать над этим решением.
|
Может быть, в дальнейшем кому-то эта смехотворная ситуация выйдет боком. Зачем платить пилоту 25 миллионов долларов? Если Эдди приезжает на последнюю гонку с шансами на титул чемпиона мира, он показывает тот же самый результат, которого в "Феррари" добился Михаэль. После Сильверстоуна он вышел из тени Михаэля, и теперь, мне кажется, что он наконец обрел полную поддержку со стороны команды. Какое-то время они думали, что Михаэль может вернуться, и не воспринимали Эдди лидером, недооценивая его качества.
Говорили, что Эдди недостаточно агрессивен, но он регулярно доводил машину до финиша и приносил команде важные очки. Чемпионат мира не выигрывается на голом риске. Каждый год он выступал все лучше и лучше, и его достижение уникально - очень немногие гонщики из года в год улучшали свое положение в финальной таблице чемпионата.
Наконец, в субботу 4 сентября "Феррари" объявила о подписании контракта с Рубенсом Баррикелло. В это время Эдди направлялся на свою яхту "Анаконда", где его ждала Соня, родители и дочь Зоя. Это сообщение ознаменовало конец эпохи не только для него, но и для всех нас, включая Соню, которая с ним работала в "Феррари".
СОНЯ ИРВАЙН
Для меня это не стало большим сюрпризом, так как некоторое время назад мы уже знали, что они собираются взять в команду Рубенса. Тем не менее, меня расстроила перспектива расставания с "Феррари", командой, которая всегда считается лидером. Несмотря на то, что тут были свои взлеты и падения, я приобрела много друзей. За четыре года я познакомилась с кухней, как можно здесь работать и добиваться своих целей, а теперь мы опять возвращаемся на исходные позиции. Для меня это - конец эпохи. Но нужно двигаться дальше. Я пойду работать в другую команду, и буду изучать, как она работает. Но даже в этом случае мне грустно уходить. Не потому, что я занималась шикарным трудом в шикарной команде - по большей части это была просто очень тяжелая работа. Я никогда не думала о ней как о чем-то восхитительном. Я просто прихожу и выполняю свою работу; гонка заканчивается, я иду домой и занимаюсь другими делами. Не поэтому мне грустно.
Не думаю, что Эдмунд расстроился, ведь он действительно больше не мог оставаться вторым номером при Михаэле. Ничто не длится вечно. Ему понадобилось некоторое время, чтобы подготовиться, и теперь он отправится в "Ягуар" - для него это серьезный вызов. Он может оказать помощь в становлении команды, быть лидером, и ему этого очень хочется. В определенном смысле после ухода из "Феррари" этот шаг для него был естественным. Он был номером вторым в очень большой команде, теперь он будет звездой в команде, которая тоже обещает быть очень серьезной, и у "Ягуара" есть для этого потенциал. Для него это должно быть восхитительно. Эдди очень умен, он прокрутит ситуацию в голове, чтобы использовать ее с наибольшей выгодой, и это то, что нам обоим придется делать.
Теперь он получил великолепный шанс стать чемпионом мира, но если бы Михаэль был в команде, этого бы не случилось, и смотря в будущее мы должны это учитывать. Когда "Феррари" обнародовала информацию о том, что подписан контракт с Рубенсом, в ответ нам пришлось сделать свое заявление для прессы и просто сказать, что Эдмунд провел в "Феррари" четыре замечательных года, он хочет бороться за чемпионат, но, к сожалению, больше не может быть вторым номером при Михаэле.
Я думаю, что фанаты наверняка удивились, узнав, что "Феррари" решила выгнать своего пилота, борющегося за титул чемпиона, но не мне это объяснять и не мне это критиковать. Внутри команды слухи ходили достаточно давно. Некоторые из механиков подходили ко мне и спрашивали "В чем дело, почему бы им не оставить Эдди?" Вряд ли они поступили так, потому что Рубенс лучше как гонщик. Эдди гонялся с ним раньше, и психологически был гораздо сильнее. Я не знаю, изменился ли Рубенс с тех пор. Наверное, я пристрастна, но мне кажется, что как гонщик Эдди за последние годы стал гораздо лучше. Он зрелый пилот, и очень силен психологически. Очень трудно быть вторым пилотом, зная, что если ты лидируешь в гонке, а твой первый пилот позади, и тебе придется пропустить его. Психологически с таким фактом трудно смириться, а он жил с этим четыре года.
ЭДМУНД СТАРШИЙ
Думаю, переход в другую команду в качестве лидера - хорошая возможность для Эдди. По некоторым причинам его не хотели больше видеть в "Феррари". Некоторые говорят, что так получилось потому, что номером первым в "Феррари" был Михаэль, но по-моему, это ерунда. Это связано с командой. "Вильямс" и "Макларен" идут к победам в чемпионате мира, работая,, как единое целое, они не строят развитие команды вокруг одного пилота. Разные гонщики по-разному водят машины, и имеют разные предпочтения в настройке машин и в тестах, и мне кажется более целесообразным строить работу вокруг двух равных пилотов и вкладываться в них одинаково.
Не думаю, что Эдди был выбит из колеи. Кажется, он относится к этому так, что одна дверь закрывается, другая - открывается. Он всегда был таким. Будет забавно, если он выиграет чемпионат, не будучи в дальнейшем пилотом "Феррари".
ЭНРИКО
Несмотря на грусть расставания с "Феррари", мы очень рады, что в следующем году Эдди будет выступать за "Ягуар". Мы подписали с командой трехлетний контракт, не связанный с результатами выступлений, и по этому соглашению он стал третьим в списке самых высокооплачиваемых гонщиков "Формулы-1" после Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена. В "Ягуаре" нет деления на первого и второго пилотов, но усилия команды будут сосредоточены на Эдди, и он будет лидером. Джонни Херберт станет хорошим партнером Эдди по команде; у них были определенные разногласия по поводу гонки в Австралии несколько лет назад, но все уже в прошлом. Джонни, когда они были в "Формуле-Форд", был на три секунды на круге быстрее Эдди но я думаю, что теперь Эдди стал гораздо лучше!
Мы уже сейчас думаем о маркетинговой стратегии, и мне кажется, мы нашли лучшее решение. Быть первым гонщиком "Формулы-1" за рулем "Ягуара", сотрудничать с "Фордом" и Джеки Стюартом - это фантастика. О лучшем мы и мечтать не могли.
Когда "Форд" купил "Стюарт", и на свет появился "Ягуар", образовалась замечательная комбинация. Поначалу у нас не может быть слишком много шансов на выигрыш Чемпионата мира с "Ягуаром", но, думаю, мой опыт в "Феррари" создает идеальную платформу для того, чтобы возглавить команду. Мы славно поработали с Микой Сало, но я заметил между нами разницу в опыте выступлений за большую команду. Сейчас он находится на таком уровне, на котором я был по приходу в "Феррари", и мне стало понятно, сколь многому я научился в "Феррари" за эти четыре года. Это придает мне большую уверенность, чтобы отправиться в новую команду уровня "Ягуара" и оказаться там в роли лидера.
Еще выступления за "Ягуар" означают, что я могу жить в Италии три или четыре месяца в году, не привлекая к себе такого внимания, которое получает гонщик "Феррари". Мне нравится вызов, и я действительно с нетерпением жду возможности привести "Ягуар" к успеху в "Формуле-1".
В результате всей этой шумихи повышенный интерес к Гран-при Австрии был обеспечен. Вся пресса в один голос принялась обвинять меня за некоторые высказывания; журнал "Аутоспорт" вышел с заголовком "Разговоры прекращаются, пора балаболу Ирвайну доказать, что он может победить гонщиков "Макларен". "Балабол" - все-таки, наверное, преувеличение. Я - откровенный человек, говорю то, что думаю, и не считаю, что от этого может быть много вреда. Главная проблема в том, что я разговариваю с итальянской прессой, и мои слова переводятся на итальянский язык, так как я разговариваю с ними по-английски, затем они попадают в Германию для немецкой прессы, затем опять в Англию для английской прессы. Очень часто разница между тем, что напечатано и тем, что было сказано, невероятна. Чуть раньше в этом году я давал интервью и сказал журналисту "Я не знаю, собирается ли Михаэль мне помогать, но, так как я сейчас впереди Хаккинена, было бы неплохо, если бы Михаэль вернулся и помог мне". В результате заголовок статьи был таков: "Шумахер, для тебя все кончено, теперь ты должен помогать мне". Мне было смешно, это просто развлечение, а в "Феррари" люди выходят из себя. Каждый раз, когда я приезжаю на гонку, Жан Тодт спрашивает: "Эдди, ты это говорил?" и показывает мне разные статейки. Я отвечаю: "Жан, перестань тратить мою жизнь на эти сплетни". В конце концов, какой смысла обсуждать старые новости, ведь на следующий день они их постелят под рыбные очистки.
Глава 8. Гонщики
Перевод: Михаил Корнеенков
Где бы я ни появлялся, везде стараюсь оставить свой след. В "Джордане", "Феррари", а теперь и "Ягуаре" обо мне формируются достаточно устойчивые мнения - подозреваю, что это слегка напоминает жизнь золотой рыбки в аквариуме. У меня также сложились свои собственные мнения о тех людях, с которыми мне довелось поработать в мире автогонок.
Я бы не сказал, что обзавелся в этой среде большим количеством друзей, поскольку здесь столько всего дурного, но есть и несколько очень замечательных людей - например, Йен Филлипс, коммерческий директор "Джордана". Йен - мой самый лучший друг в автогонках, один из приятнейших людей, которых вы можете встретить, открытый и без выкрутасов, и в "Формуле-1" это большая редкость. Мы весело проводим время, порой отрываемся на вечеринках, но вдобавок, когда я только-только пришел в "Формулу-1", он научил меня жизни в Паддоке.
То, что в "Формуле-1" существует некоторое количество засранцев, даже не обсуждается. Вдобавок, у некоторых наблюдаются серьезные психологические проблемы. По-видимому, "Формула-1" притягивает подобных персонажей, и у очень небольшого количества людей нет каких-либо комплексов. Редкое исключение - Росс Браун. Он бывает тверд, как кремень, а иногда, когда того требует ситуация, он может показать характер, к тому же он обладает очень холодным рассудком. Йен, скорее всего, слишком добр для "Формулы-1", и порой люди этим пользуются. Не думаю, что обладаю какими-либо комплексами, и меня уж точно не удастся использовать в своих целях. Если потребуется, я могу оказаться самым засранистым засранцем.
Я крайне осторожен в общении с людьми, и должно пройти очень большое количество времени, прежде чем я начну считать кого-либо своим другом, но я достаточно проницателен, и обычно, принимая решения о каком-либо человеке, оказываюсь прав. Может быть, уйдя из "Формулы-1", я стану относиться к людям немножечко проще, но в настоящий момент я обычно исхожу из предположения, что всем от меня что-то да нужно, и только после этого отсеиваю добро от зла. Впрочем, я достаточно счастлив в своей маленькой компании друзей и порой пересекаюсь с некоторыми парнями из "Формулы- 1", такими как ДиСи, Жаком или Трулли. ДиСи - хороший гонщик; наверно, не настолько хороший, как Хаккинен или Михаэль, но он находится в следующей небольшой группе. Мне кажется, я побыстрее его, и, хотя вы ожидаете подобного ответа с моей стороны, я в самом деле в это верю. По правде сказать, не думаю, что "Макларен" использует ДиСи по максимуму. По-моему, в техническом плане он лучше Мики, но Мика обладает большим природным талантом. Кроме того, Мика более стабилен - а при подсчете очков этот фактор играет значительную роль.
Мика - достаточно приятный парень, быстрый и талантливый. Однако, он допустил пару ошибок, которые должны были крепко засесть в его подсознании. Оплошности, совершенные им в Имоле и Монце, приведшие к сходу с дистанции, не исчезнут просто так. Когда в следующий раз он возглавит гонку, возможно, подходя к пределу, он почувствует себя неуютно, и тогда нам будет легче его достать. Мне кажется, на преимущество "Макларена" может повлиять неуверенность Мики в своей способности довести болид до финиша, не вылетев с трассы. Не выбрось он те 20 очков, и чемпионат был бы уже у него в кармане. В этом смысле мне бы не хотелось оказаться на месте Мики, но Мика является топ-пилотом, и, подобно мне, он сможет перебороть негативную ситуацию и заставить ее работать на себя.
Меня также удивила его реакция после Спа. Так себя вести нельзя. Не прикоснуться к шампанскому во время церемонии награждения - один из самых ужасных поступоков, которые я когда-либо видел. Если ты настолько говенно себя чувствуешь, не показывай этого. Мне кажется, все это, вкупе со слезами после Монцы, может вызвать у него проблемы. В конце концов, это очень обидно - быть настолько быстрым, а потом столь глупо все проиграть. Так или иначе, ему придется отложить эти ошибки в самый дальний уголок своего сознания, и продолжить работать. Бьюсь об заклад, ему удастся с этим справиться.
Некоторые утверждают, что Дэймон подвержен стрессам, но я с этим не согласен. Конечно, ему повезло оказаться за рулем "Вильямса", но он все же выиграл чемпионат мира, а этого нельзя добиться без таланта и целеустремленности. Должен признаться, на старте сезона 1999 года я интересовался, зачем он продолжает выступать, и у меня возникали мысли, что он так поступает исключительно из-за денег. Но если вы посмотрите на гонки типа Спа, где он прекрасно отработал в квалификации, то следует признать, что порох в пороховницах у него еще есть. Стоит вам только поставить на нем крест, а на самом деле, когда он объявил о своем уходе, он собственноручно списал себя, он наносит ответный удар. Чтобы проехать по Спа, нужен крепкий характер, и его выступления доказали, что он снова в игре.
Можно частенько услышать мнение, что из всех пилотов "Формулы-1" больше всего мы схожи с Жаком Вильневым. Мы оба говорим, то, что думаем, но, мне кажется, на этом наше сходство заканчивается. По крайней мере, в одном аспекте мы абсолютно различаемся. Я не уверен, знает ли он вообще цену деньгам. Как-то раз мы зашли в магазин, и он купил 60 компакт-дисков, не зная ни одного из артистов. Спросите его, во сколько ему обходится его самолет, и выяснится, что он этого не знает, его это не беспокоит. У меня все по-другому, я всегда знаю точную цену, и стараюсь совершить сделку повыгоднее. На меня работает ряд людей, старающихся сохранить мои деньги путем совершения наилучших по возможности сделок, но я всегда в курсе их расходов. Я знаю цену своим игрушкам, и я за ними слежу.
В настоящий момент Жак демонстрирует свой талант и на трассе выкладывается на всю катушку, но не во всем наши взгляды совпадают. Конечно, новые правила не есть панацея ото всех бед, но я бы не сказал, что они абсолютно бесполезны. Гоночные машины в самом деле следует сделать помедленнее. Жак сказал, что в нашем деле главное - это смелость, но, мне кажется, в перспективе, это может привести к глупости. В прошлом году в Спа он заявил, что "пройти О'Руж в пол является вызовом". Что ж, для меня вызов - это наибыстрейший путь от старта до финиша. Риск - очень дешевое развлечение. Но даже если у Жака и возникают странные идеи, отличные от моих, по крайней мере, он - индивидуал, а мне по душе люди, выделяющиеся из толпы. К тому же, с Жаком можно посмеяться, а это говорит о многом. Мне очень нравится с ним отдыхать.
Помимо гонщиков, во время моего пребывания в "Феррари", на меня оказывали влияние и другие люди.