Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1966 году. Выход произведения в печать совпал с зарегистрированным полицией случаем убийства студентом старухи-процентщицы. Это преступление произошло независимо от сроков написания романа. Совпадение было случайным, но именно оно и произвело очень большое впечатление на читателей того времени, сделало произведение популярным, так как свидетельствовало о способности автора объективно отражать действительность.
Главный герой романа, Родион Раскольников, совершает преступление для проверки правильности своей теории о дозволенности для сильной личности управлять миром и людьми, праве проливать кровь «по совести». К таким людям он хочет отнести и себя, задаваясь вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» Правда, стремления героя гуманистичны: он пытается совершить зло во имя добра, то есть убить старуху-процентщицу, которую все так ненавидели, чтобы обеспечить судьбу близких людей на ее деньги. Раскольников совершает это преступление, но мысли о нем, преследующие героя, а затем и помутнение рассудка становятся неизбежным наказанием за содеянное. Лишь любовь к Соне Мармеладовой спасает его от безумства (речевая ошибка – нужно слово «безумие», так как слово «безумство» означает не сумасшествие, а безрассудство). Он является с повинной к следователю, отбывает срок на каторге, но в правильности своей теории не разуверяется. Раскольников лишь признает себя неспособным на роль сильного человека.
Тема преступления глубоко разработана в романе. Преступниками «по идее» предстают не только Раскольников, но и Петр Петрович Лужин, юрист, деловой человек, претендент на руку Дуни, сестры Родиона, и Свидригайлов, помещик, шулер, соблазнитель и удачливый авантюрист. Именно поэтому их называют своеобразными двойниками Раскольникова. Каждый из героев имеет свою теорию, по правилам которой живет: Лужин – экономическую, Свидригайлов – «кодекс» безнравственности, лжи, фальши, безверия.
|
Самая демоническая фигура в романе, конечно, Свидригайлов. Раскольников узнает его сразу как отрицательного героя. Образ Свидригайлова предстает в письме его матери как страшное явление жизни: дворянин, чья жизнь – образец разложения. Личная встреча героев лишь подтверждает это впечатление. Заметим, что этот человек не чуждается Раскольникова и прямо заявляет, что «они с ним одного поля ягоды». Да и Родион стремится к Свидригайлову, пытается его понять, ищет встречи: «И он не мог не сознаться внутри, что, действительно, тот на что-то ему давно был уже как бы нужен… Но что же может быть между ними общего? Даже и злорадство не могло бы быть у них одинаково». После первой встречи у Раскольникова сложилось определенное мнение о Свидригайлове: «очевидно, чрезвычайно развратен, непременно хитер и обманчив, может быть, очень зол».
Образцом безнравственности является биография героя. Порок – основная черта его характера. Свидригайлов, живя в Петербурге, проводил время за карточным столом в обществе «подходящих» людей с «самыми хорошими манерами». В конце концов он попадает в тюрьму, из которой его вытащила Марфа Петровна, будущая жена, уплатив залог. Она же сумела спасти его от справедливого суда за изнасилование и убийство несовершеннолетней девушки, при этом держала у себя обличительный документ на случай, если Свидригайлов захочет взбунтоваться. Документ этот нисколько не смущал героя, он считал эту бумагу «делом неплохим». Мало того, Свидригайлов заключил с Марфой Петровной другой «контракт», по которому имел право на вольности с дворовыми девками. И только единственный раз нарушил он условия договора: влюбился в Дунечку. Свидригайлов лишен каких-либо моральных принципов, чем и руководствуется в жизни. Он никогда не испытывал никаких благородных чувств и не стремился ни к каким высоким целям, кроме удовлетворения мелких страстей и прихотей. В Петербург этот человек приезжает, чтобы добиться благосклонности Дунечки. Во имя достижения цели этот развратник готов на все: на подкуп, на шантаж. Он предлагает Дуне десять тысяч, а потом шантажирует ее тем, что ему становится известно о Раскольникове. Отсутствие понятия о благе и грехе делает Свидригайлова чудовищем, неспособным не только жить по-человечески, но и верить в добро вообще: загробная жизнь для него – не светлый, добрый, свободный мир, а маленькая комнатка, вроде деревенской бани, закоптелая, по углам – пауки. Раскольникова в этом человеке больше всего поражает циничный подход ко всему окружающему. И одновременно он замечает то, что роднит его со Свидригайловым – принцип вседозволенности.
|
И все же Свидригайлов – фигура трагическая. Он не умер бы, если бы сохранил себя «целым». Но случилось противоестественное: добрые дела, которые противоречили его натуре, разрушили его личность. Свидригайлов отпустил Дуню, оставил деньги детям-сиротам Мармеладова и, наконец, попытался проявить нормальные чувства, когда приютил маленькую девочку. Это и стало началом конца. Ужасный сон, который приснился Свидригайлову, приводит героя в трепет, потому что раскрывает перед ним бездну безнравственности, в которой он жил до сих пор. Самоубийство – закономерный итог, к которому должен прийти человек, не признающий в жизни добро и справедливость. Свидригайлов – самый сильный и последовательный в своих действиях преступник в романе. Возможно, именно поэтому он и вершит суд над собой.
|
Но есть в романе герой, которому чувство раскаяния не свойственно вообще. Это Петр Петрович Лужин. Еще не зная Лужина, Раскольников понимает, что тот не заслуживает уважения. Петр Петрович – человек, который дорожит только собственным мнением. Надворный советник, человек деловой, благонадежный и хорошо устроенный, Лужин работает в двух местах и имеет свой капитал. Он высокомерен, тщеславен и корыстен. Давно положил себе целью Петр Петрович взять девушку бедную, но красивую и образованную. Не привыкшая к достатку, она будет благодарна и нетребовательна, а ее красота и образованность помогут ему пробиться в высшее общество, сделать карьеру. Брак для Лужина – выгодная сделка, и он не скрывает этого. Мать Родиона пытается в письме к нему показать Петра Петровича с лучшей стороны, но Раскольников сразу замечает неискренность.
У Лужина все поставлено на линию коммерции. Он удивительно скуп, даже для невесты: снял для Дуни с матерью комнату в доме, известном сомнительной репутацией. Цель жизни Петра Петровича – накопление капитала любой ценой. Внешне довольно привлекательный, Лужин внутренне уродлив. Достоевский подчеркивает обманчивость его приятного вида. При встрече с будущим родственником Петр Петрович раскрывает свои принципы: откажись от помощи человеку, возлюби одного себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». В основе теории Лужина, так же как и теории Раскольникова, лежит утверждение, что основу общества оставляют лишь избранные. Именно они призваны управлять миром. Для Петра Петровича это прежде всего предприниматели, дельцы. Экономическая правда Лужина – фактически приглашение к убийству. И он реализует ее так же, как Раскольников свою теорию. Мошенническая сущность этого героя и его теории раскрывается в эпизоде с мнимым воровством Сони. Он подбрасывает ей сто рублей, чтобы оклеветать в глазах окружающих, а вместе с ней опозорить и Раскольникова. Тогда Лужин еще имел бы шанс претворить свой разрушенный план женитьбы в жизнь. Он готов предать без оснований, несправедливо обвинить человека, и эти действия не считает безнравственными. Это абсолютно аморальный, бессовестный человек. И тем более страшной кажется Раскольникову связь его собственных мыслей с теорией Лужина.
И все-таки в романе Достоевского в противоборстве сил добра и зла побеждает добро. Наказаны за преступления все: Раскольников, отбывающий срок на каторге, Свидригайлов, покончивший жизнь самоубийством, Лужин, так и не сумевший осуществить главную аферу своей жизни. Только невольной преступнице Соне дана возможность стать счастливой и силой своей любви спасти Раскольникова. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.
Размер сочинения несколько превышает норму, но не настолько, чтобы сочинение такого объема нельзя было написать за 4 часа. Работу предваряет удачное историческое введение, историко-литературное заключение логично подытоживает рассуждения абитуриента. Автор не отклоняется от темы, подробно анализируя образы двух двойников главного героя – Лужина и Свидригайлова. В работе видно хорошее знание текста, умение автора размышлять по поводу прочитанного. Положения автора подтверждаются уместными цитатами. Сочинение написано хорошим языком, в нем почти нет речевых, стилистических и грамматических ошибок. Некоторым недостатком является то, что автор словно бы избегает повторения слова, которое должно бы быть ключевым, – слова двойник. Несколько короче мог бы быть второй абзац, следующий сразу за введением и посвященный характеристике самого Раскольникова. Тем не менееэти мелкие недостатки не портят общего впечатления. Сочинение, несомненно, заслуживает оценки 5.