Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Шипионе Боргезе. Фрагмент. Около 1632 г. Галерея Боргезе, Рим.




Лоренцо Бернини.

Похищение Прозерпины. 1621—1622 гг. Галерея Боргезе, Рим.

Скульптурная группа на тему из древнерим­ской мифологии постро­ена на противопоставле­нии двух образов — могучего бога подземно­го мира Плутона и неж­ной, изящной Прозерпи­ны (дочери богини плодородия Цереры), ко­торую Плутон похитил, чтобы сделать своей же­ной. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее под­чёркнута тщетность её сопротивления.

ку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И за­тем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё серд­це и проник до самых моих внутрен­ностей, а когда он извлёк стрелу, по­казалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламе­нённой великой любовью к Богу». Бе­ломраморную группу — Святую Тере­зу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за круп­ными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и но­вая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигант­ское движение духа.

Бернини всю жизнь сопутство­вали признание и успех. Круг его

заказчиков составляли папы, карди­налы и высшая римская аристокра­тия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей

Лоренцо Бернини.

Аполлон и Дафна. 1622—1624 гг. Галерея Боргезе, Рим.

В основу композиции положен сюжет из произ­ведения древнеримского поэта Овидия «Метамор­фозы»: бог Аполлон пре­следует нимфу по имени Дафна, которая стреми­лась соблюсти целомуд­рие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: бога превратили Дафну в лавровое дерево.

Лоренцо Бернини.

Экстаз Святой Терезы. 1645—1652 гг. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Витториа, Рим.

европейской культуры XVII в. В луч­ших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.

ЖИВОПИСЬ

БОЛОНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Болонский академизм — направле­ние, возникшее в конце XVI в. и за­нявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи. От­ношение к его представителям меня­лось с течением времени. Современники считали академистов выдающи­мися мастерами, однако спустя сто­летие их совсем забыли, а в XIX в. обвинили в подражании слабым сто­ронам живописи Возрождения.

«Академия вступивших на пра­вильный путь» — так называлась не­большая частная мастерская, создан­ная в Болонье в 1585 г. художниками двоюродными братьями Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Они хотели воспитать мастеров, ко­торые имели бы истинное представ­ление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению пришедшее в упадок.

Такая точка зрения имела под собой серьёзные основания. Во вто­рой половине XVI в. большое влия­ние на живописцев оказывали теоре­тики маньеризма — направления, возникшего в искусстве Италии ещё в 20—30-е гг. Они утверждали, что нет и не может быть художествен­ных идеалов, общих для всех. Худож­ник создаёт свои произведения на основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, не­предсказуемого и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного Бо­гом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по её техническому исполнению. Обучение мастерству не считалось столь уж важным делом.

Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал красо­ты, заявляли братья Карраччи, он во­площён в искусстве античности, Возрождения, и прежде всего в твор­честве Рафаэля. В академии основ­ное внимание уделялось постоян­ным упражнениям в техническом мастерстве. Его уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не толь­ко от ловкости кисти, но и от обра­зования и остроты интеллекта, по­этому в их программе появились теоретические курсы: история, ми­фология и анатомия.

Одна из первых работ болонских академистов — выполненные Аннибале и Агостино Карраччи и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: