Вопрос 4. Судебный конституционный контроль




 

Высшая юридическая сила конституции предполагает её защиту, надзор и контроль за её соблюдением. Возможны непосредственные способы защиты конституции. Например, народ в целом и каждый гражданин в соответствии с конституциями Ганы, Германии, Словакии вправе воспрепятствовать посягательствам на демократический конституционный строй. В Румынии, Украине некоторые функции конституционного надзора выполняет президент, который в соответствии с основным законом является гарантом конституции.1 Однако главная роль в обеспечении верховенства конституции принадлежит судам.

Судебный конституционный контроль понимается как особый вид правоохранительной деятельности, направленный на проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов конституции. Такой конт­роль — прямое следствие действия принципа разделения влас­тей; ситуации, с которыми приходится разбираться суду, связаны с деятельностью законодательной и исполнительной властей, а нередко и с их противостоянием, спорами о компетенции и т. д. Суд же по отношению к ним выступает как независимая ветвь государственной власти.

В настоящее время институт судебного конституционного контроля известен большинству развитых стран и предусмотрен большинством принятых после второй мировой войны конститу­ций. Конституции Италии, Франции, Испа­нии и некоторые другие содержат даже отдельные разделы о нем. Конституции определяют компетенцию органов судеб­ного конституционного контроля, порядок их формирования, по­рядок обращений к ним, последствия признания закона не соот­ветствующим конституции. Законы о конституционных судах, принимаемые в развитие конституционных положений, являют­ся, как правило, органическими. Все это говорит о важной роли конституционного правосу­дия. Сложились две основные модели конституционного право­судия.

Американская модель (США, Канада,Индия, Швейцария, Япония, скандинавские страны) определяется как децентрализованная (контроль осуществляется всеми судами страны), конкретная (вердикты суда основываются на применении закона в частных случаях) и носящая последующий характер (контроль осуществляется применительно к уже утверждённым законам).1 Так, в Конституции Ирландии закреплено право Президента после консультации с Государственным советом передать любой законопроект в Верховный суд для проверки закона на соответствие Конституции. Во всех случаях, когда Верховный суд Ирландии признает положение законопроекта противоречащим Конституции, Президент должен отказаться от подписания такого законопроекта. В Эстонии функции конституционного контроля выполняет Коллегия конституционного надзора Государственного суда, которая состоит из судей, избираемых пленумом суда сроком на пять лет.2

Континентальная (европейская) модель, возникшая в 1920-е годы в Австрии благодаря теоретическому труду венского адвоката Ганса Кельзена, получила распространение в европейских, африканских странах.Конституционное правосудие осуществляют специ­альные органы — конституционные суды (Австрия, Италия, Венгрия, ФРГ), которые имеют право по прямому обращению политических или судебных органов и даже частных лиц выносить обязательные судебные решения, в том числе в случаях, когда конфликтов по поводу неконституционности того или иного акта или действия не возникает.3 В Казахстане, Алжире, Сенегале, Франции созданы конституционные советы – квазисудебные органы, состоящие не из судей, а из советников, и при рассмотрении дела судебная процедура используется только частично. В Эфиопии аналогичный орган называется Советом конституционных расследований. В некоторых мусульманских странах действуют конституционно-религиозные советы. В Иране конституционный контроль осуществляет своеобразный орган – наблюдательный совет («совет стражей»), состоящий из 12 человек: шести богословов, назначенных высшим духовным лицом. И шести юристов, предложенных парламентом. Этот орган следит за соответствием законов не столько Конституции 1979 г. сколько Корану.1

Применяются два основных способа формирования конституционных судов: парламентский и смешанный. Парламентский способ характерен для Венгрии, Хорватии, где члены Конституционного суда избираются соответственно Государственным собранием, Хорватским собором. В Португалии 10 судей избираются Собранием Республики, а ещё трое кооптируются решением этих десяти.

Однако в большинстве стран применяется смешанный способ, т.е. конституционные суды (советы) формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно. Так, судей конституционного суда Чехии назначает Президент с согласия сената. Напротив, в Колумбии магистраты конституционного суда избираются Сенатом республики из трёх кандидатов, предложенных на каждую должность Президентом, Верховным судом правосудия и Государственным советом. В Словакии Президент назначает судей Конституционного суда из вдвое большего числа кандидатов, предложенных Национальным собранием. В Конституционный суд Украины по шесть судей назначают Верховная Рада, Президент и съезд судей Украины сроком на шесть лет. Председатель конституционного суда Совета) может избираться (назначаться) парламентом (в Германии президента и вице-президента ФКС поочерёдно избирают Бундестаг и Бундесрат), главой государства (Франция), самим судом (Португалия, Болгария, Румыния).

Профессиональный уровень судей конституционных судов весьма высок; к кандидату на должность конституционного судьи предъявляются и иные требования: возраст (в Венгрии - от 45 до 70 лет), стаж (в Испании – 15 лет, в Румынии – 18 лет), авторитет, безупречная репутация. В отличие от судов общей юрисдикции для судей конституционных судов во многих странах установлены единые сроки полномочий, сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения): в Монголии – 6 лет, в Колумбии – 8, в Испании, Македонии – 9 (в ряде стран – с обновлением по третям каждые три года), в Чехии – 10, в Германии, Словакии – 12 лет.1

Численный состав конституционных судов (советов) обычно невелик: в Казахстане – 7 членов, в Албании, Армении, Словении – 9, в Бразилии, Венгрии – 11, в Белоруссии, Испании – 12, в Греции, Словакии – 13, в Австрии 14, в Польше, Чехии – 15, в Германии – 16, в Украине – 18.

Конституционное судопроизводство имеет свои особенности. Когда конституционный контроль осуществляют общие суды ("американская модель"), то вопрос о конституционности закона может быть постав­лен только в связи с рассмотрением конкретного судебного дела (конкретный контроль). При "евро­пейской модели" перечисленные в конституции госу­дарственные органы и высшие должностные лица: глава государства, парламент (или каждая из его палат), правительство, в ряде стран также группы парламентариев, субъекты федерации имеют право обратиться с запросом в конституционный суд безотносительно к наличию конкретного спора или конфликта (абстрактный контроль).

Однако большая часть конституционных судов сочетает се­годня обе эти формы, допуская наряду с прямым запросом госу­дарственных органов обращения в суд граждан по поводу нарушения их конституционных прав и свобод в порядке конкретного контроля, так называемой индивидуальной конституционной жалобы. С такой жалобой гражданин обра­щается в конституционный суд, полагая, что оказались нарушены их конституционные права вследствие несоответствия конституции примененного закона и в других орга­нах государства они не нашли защиты. Как правило, обращение в конституционный суд в порядке кон­ституционной жалобы возможно лишь после того, как пройдены все судебные инстанции.1

Деятельность одних конституционных судов (их меньше) по­строена на системе предварительного контроля, других (таковых большинство) — контроля последующего. Предварительный контроль призван не допустить вступле­ния в силу закона, не соответствующего конституции. С запросом о проверке закона в Конституционный суд Испании может обра­титься Председатель Правительства, Защитник народа, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальные исполнительные органы и собрания автономных сообществ Система предвари­тельного контроля действует и в других странах — Португалии, Румынии.

При последующем контроле орган судебного конституцион­ного контроля проверяет на соответствие конституции законы, вступившие в силу и, следовательно, на момент проверки уже действовавшие определенное время. Преимущество этой системы в том, что при ней никогда не поздно исправить ошибку законодателя, скорректировать пра­воприменительную практику.

Суд не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе. Не менее существен в этой связи принцип политической сдержанности, т. е. отказ суда от вмешательства в политические вопросы и ситуации: его деятельность ограничена исключительно рассмотрением правовых вопросов. Решение суда всегда основано на определенном понимании соот­ветствующей конституционной нормы. Тем самым суд дает тол­кование этой нормы, которое, как и все решения, носит общеобя­зательный характер. Конституции многих стран устанавливают, что толкование конституции возможно только в процедуре су­дебного конституционного контроля.

К компетенции конституционных судов относятся и дру­гие вопросы: проверка конституционности политических партий (Азербайджан, Словакия, Румыния); контроль общенациональными выборами (Австрия, Болгария); споры о компетенции между органами публичной власти как по горизонтали, так и по вертикали; лишение депутата его мандата (Австрия, ФРГ); отрешение президента от должности (Австрия, Италия, ФРГ).

Наличие органов судебного конституционного контроля является важным признаком демократического правового государства, средством обеспечения верховенства конституции в системе источников национального права. В условиях современного общества, требующего постоянной масштабной законодательной деятельнос­ти государства, оно является гарантом верховенства Конституции как непреложного принципа правового государства.


Заключение

 

В современном демократическом правовом государстве главенствующая роль в обеспечении господства права при разрешении различных конфликтов принадлежит судам.

Важной тенденцией развития судебной власти является создание специализированных судов: административных, трудовых, социальных, семейных, ювенальных и др.

Судебная власть основывается на следующих принципах: открытость правосудия, состязательность, инстанционность, презумпция невиновности, мотивированность судебных решений. Конституционный статус судей характеризуется такими принципами как назначаемость, несменяемость и независимость, судейская несовместимость.

Особая функция судебной власти – осуществление конституционного контроля, т.е. проверка законов и иных нормативных правовых актов на соответствие их конституции. В странах американской модели эта функция принадлежит судам общей юрисдикции, в государствах европейской модели – конституционным судам. Конституционные суды осуществляют и иные полномочия: разрешают споры о разграничении компетенции между органами государственной власти, участвуют в процедурах отрешения президента от должности.

Отправление правосудия невозможно без деятельности целого ряда государственных и общественных институтов: нотариата, адвокатуры, следственных судей. Особая роль принадлежит прокуратуре, имеющей такие важные функции как уголовное преследование лиц, совершивших преступные деяния; поддержание публичного обвинения в суде, надзор за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц, в местах лишения свободы.


Основная литература

1. *Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. Гл. 10.

2. *Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Гл. 12.

3. *Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2005. Гл. 10.

4. *Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2005. - Гл.12.

5. *Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М..: Юристъ, 2005. – Гл. 13.

 

Дополнительная литература

 

1. *Губанов А.В., Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. – М., 1999.

2. *Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 840с.

3. *Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование / В.Н. Додонов, В.Е. Крутских; Под ред. С.И. Герасимова. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 192с.

4. *Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. - М., 1993.

5. *Судебные системы западных государств. - М., 1991.


1 Подробнее: Государственный совет (европейская модель) // Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.232.

1 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 125.

 

1 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 111-112.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М..: Юристъ, 2005. – Гл. 13.

2 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юридическая литература, 1993. С. 164.

1 Орлов А.Г. Высшие оргаы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Изд-во «Анпил», 2001. С. 108.

1 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.255.

 

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2005. С. 765.

 

[1] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 310-312.

 

1 Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом, Сравнительные исследования./ Под ред. С.И.Герасимова. М., 2001. С. 24-25.

1 Бессарабов В. Прокуратура в зарубежных странах // Законность. 2000. № 11. С. 50.

1 Губанов А. В., Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. М., 1999. С. 64

2 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.253.

 

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М..: Юристъ, 2005. С. 53.

 

1 Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. С.455 – 456.

2 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С.272.

3 Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). – М., 1994. С. 54.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М..: Юристъ, 2005. С. 54-55.

 

 

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд. М.: Норма, 2005. С. 774.

 

 

1 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. – 2-е изд. - М.: Норма, 2005. С. 412.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: