Необходимость административных методов исходит из того, что любой человек, приходя в организацию, принимает на себя определенные обязанности, ответственность за качественное выполнение порученной работы и, в известной мере, ответственность за результаты деятельности организации в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов, с помощью которых определяются:
· место отдельных работников и их групп в организации;
· их права, обязанности и мера ответственности;
· способы координации их действий в процессе трудовой деятельности.
Такими методами и являются административные методы, которые:
· требуют от работников минимально допустимой результативности, не достигая которой человек будет просто уволен;
· оказывают прямое воздействие на волю людей, что выражается в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности их выполнения;
· носят безвозмездный характер, не предусматривающий получение вознаграждения, но предусматривающий возможные наказания;
· эффективны при наличии и использовании действенной системы контроля их исполнения;
· требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий;
· являются наиболее эффективными в примитивных ситуациях;
· позволяют установить строгую дисциплину в организации;
· обеспечивают выбранную технологию производства и управления;
· не способствуют развитию творческого начала личности и поэтому зачастую негативно оцениваются персоналом;
· приводят к концентрации власти.
Административные методы подразделяются на организационные, распорядительные и дисциплинарные (см. рис. 2.30).
Рисунок 2.30. Административные методы мотивации
|
Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование;
Сущность регламентирования заключается в установлении:
· статуса и целей функционирования;
· полномочий, прав и ответственности;
· правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
Такими объектами являются:
· организация в целом, и тогда основным регламентирующим документом является устав организации;
· структурное подразделение - положение о подразделении;
· должность в организации - должностная инструкция или положение о должности;
· отношения между организацией и персоналом - правила внутреннего распорядка, приема на работу и увольнений.
Широкое и грамотное использование организационных методов, закрепленное в принятых правилах поведения персонала, снижает необходимость частого использования распорядительных воздействий и социально-психологических методов.
Нормирование как метод воздействия на работников и коллективы использует нормы, которые имеют конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
Выделяются следующие основные виды нормирования:
· численности: определение количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;
· выработки и обслуживания: определение количества выполняемых производственных операций, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг в единицу времени;
|
· управления: определение количества подчиненных у одного руководителя;
· расхода ресурсов: определение количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяется, с одной стороны, на устное и письменное, с другой стороны, на индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:
· приказа - документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
· постановления - принимается на уровне организации совместно администрацией и общественными организациями;
· распоряжения - устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов; издается, как правило, функциональным руководителем или линейным руководителем среднего уровня;
|
· указания - осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей.
Можно говорить о позитивных и негативных формах административных воздействий (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10
Позитивные и негативные формы административного воздействия
Позитивные формы воздействия | Негативные формы воздействия |
Устав организации хорошо проработан и все работники имеют к нему доступ | Организация пользуется типовым уставом, к которому никто не имеет доступа |
Коллективный договор устанавливает партнерские отношения между администрацией и профсоюзами | Коллективный договор носит формальный характер, что приводит к периодическим столкновениям администрации с работниками |
Разработка четких правил внутреннего распорядка и их периодический пересмотр с целью совершенствования режимов труда и отдыха работников | Использование типовых правил внутреннего распорядка и их периодическое ужесточение |
Разработка четких положений о подразделениях и должностных инструкций, регламентирующих должностные и информационные связи как между подразделениями, так и между сотрудниками | Используемые положения о подразделениях и должностные инструкции не позволяют четко разграничить ответственность как между подразделениями, так и между сотрудниками |
Использование четких приказов и распоряжений с указанием состояния дел, намечаемых мероприятий с выделением необходимых ресурсов, сроков и ответственных | Использование расплывчатых или противоречивых приказов и распоряжений с констатацией положения дел без четкого определения мероприятий и выделения ресурсов |
Применение системы контроля исполнения документов | Отсутствие системы контроля исполнения документов |
Исключительное и редкое использование методов дисциплинарного воздействия | Частое и не всегда обоснованное использование методов дисциплинарного воздействия |