Спор Выготского и Пиаже.




Многолетний экспериментальный опыт в Женевской школе генетической психологии позволил Пиаже впервые выделить такой феномен как «эгоцентрическая речь». Исследование данного вопроса он конкретизировал в известной книге «Речь и мышление ребенка» [4]. Согласно Пиаже, эгоцентрическая речь есть не что иное, как выражение эгоцентризма детской мысли. Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой социальной и интеллектуальной позиции ребенка.

Под общим понятием «эгоцентризм» Пиаже представлял особенность детского мышления, которое характеризуется отсутствием понимания действительности познания мира, координации точек зрения и восприятием своей точки зрения как единственно существующей. Впоследствии более удачным термином Пиаже считал термин «центрация». После дошкольного возраста эгоцентризм уступает место децентрации (социализации детского мышления), более совершенной позиции [3; 5].

Но какое же место занимает эгоцентрическая речь в мышлении ребенка? В психоанализе принято выделять два типа мысли: направленную, или разумную(имеющую цель, приспособленную к действительности) и мысль ненаправленную (подсознательную, не приспособленную к действительности), которую Блейлер предложил называть аутистической мыслью. Эти две формы наделены различными чертами и отличаются, прежде всего, по своей природе, поскольку одна из них социализирована, направлена на приспособление двух субъектов друг к другу, а другая остается несообщаемой, индивидуальной. Между аутистическим и разумным мышлением существует много разновидностей по уровню и степени коммуникативности. Именно эгоцентрическую мысль Пиаже называет основной на шкале из этих промежуточных форм. По своей структуре она остается аутистической, но ее интересы уже не направлены на удовлетворение организменных потребностей или потребностей игры, а обращены на умственное приспособление так же, как и у взрослого [6].

В своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у детей, Пиаже приходит к выводу, что все разговоры детей можно разделить на две группы, которые называет эгоцентрической и социализированной речью. Произнося фразы первой группы, ребенок не интересуется тем, понятно ли его объяснение собеседнику и слушает ли он его. Он говорит для себя, ради удовольствия приобщиться к делу, не пытаясь встать на точку зрения собеседника и не испытывая желания воздействовать на него [4].

Пиаже разбивает эгоцентрическую речь на три категории: повторение (эхолалия) — речь ребенка исключительно ради удовольствия; монолог — слово не служит для выражения мысли, но служит для сопровождения, углубления или вытеснения действия; монолог вдвоем (коллективный монолог) — ребенок приобщает другого к своей мысли, но не заботится о том, чтобы быть услышанным или понятым.

Социализированная речь выполняет конкретную функцию сообщения, коммуникативного воздействия.

Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанементом к действию. В этом контексте она не выполняет никакой функции. Он дает ей преимущественно отрицательную характеристику, подчеркивая главным образом то, что она не выполняет функции общения (сообщения и воздействия) [4]. Выготский об эгоцентрической речи по Пиаже: «Эгоцентрическая речь не выполняет никакой объективно полезной, нужной функции в поведении ребенка. Это речь для себя, для собственного удовлетворения, которой могло бы и не быть, в результате чего ничто существенно не изменилось бы в детской деятельности. Можно сказать, что эта подчиненная всецело эгоцентрическим мотивам детская речь, почти непонятная окружающим, является как бы вербальным сновидением ребенка».

Согласно результатам исследования Пиаже, уровень коэффициента эгоцентрической речи ребенка может быть разным. Пиаже выделил закон, применительно к которому коэффициент вербального эгоцентризма в спонтанной речи возрастает там, где присутствует непрекословное господство авторитета взрослого и снижается в среде сверстников, где возможны дискуссии и споры. Однако, независимо от среды, с возрастом, после семи лет, коэффициент эгоцентрической речи уменьшается: как эгоцентризм уступает место децентрации, так и эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Таким образом, развитие эгоцентрической речи идет по убывающей кривой.

Природа и развитие речи ребенка по Пиаже находятся в такой последовательности: вначале возникает внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и рождаются социализированная речь и логическое мышление.

Данная концепция развития речи связана с общей концепцией Пиаже, согласно которой эгоцентризм является исходным фактом, определяемым природой ребенка, а дальнейшее его развитие совершается путем происходящей извне социализации, вытесняющей первично заложенный в природе ребенка эгоцентризм [3; 4].

Выготский подверг глубокой теоретической и экспериментальной критике положение об эгоцентризме детского мышления и эгоцентрической речи. Пиаже откликнулся на критику Выготского и дал ей высокую оценку ввиду того, что Выготский не просто критиковал, а высказывал личную позицию и экспериментально доказывал ее. Отвечая на критические замечания Л.С. Выготского, Ж. Пиаже признавал их в значительной степени справедливыми, что мотивировало его пересмотреть сходство между аутизмом и эгоцентризмом и согласиться в том, что аутистическое мышление не является первичным, а эгоцентрическая речь идентична внутренней речи взрослого человека.

Позиция и аргументация Л.С. Выготского

С точки зрения Выготского, Пиаже не оценил подлинное значение эгоцентрической речи ребенка, ее родства и связи с внутренней речью и, вследствие этого, ложно истолковывает ее собственную природу — структурную, функциональную и генетическую [1].

Л.С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь в деятельности ребенка с ранних лет играет важную роль. Он попытался понять, какие причины лежат в основе рождения эгоцентрической речи. Для решения поставленного вопроса, Выготский взял за основу эксперимент, проводимый Ж. Пиаже для исследования детской речи, однако усовершенствовал его, внеся ряд затрудняющих моментов в деятельность ребенка (например: при рисовании у ребенка под рукой не оказалось нужного ему цветного карандаша, или другого инструмента) [1].

Отправными точками построения нового эксперимента стали моменты, отмеченные самим Пиаже. Пиаже описывает их как внешние проявления эгоцентрической речи, не придавая этим фактам особого теоретического значения. В логике рассуждения Л.С. Выготского служат следующие утверждения: эгоцентрическая речь представляет собой коллективный монолог, проявляется в детском коллективе, где дети занятых той же деятельностью; этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания; и, наконец, речь для себя имеет характер внешней речи, напоминающую в какой-то степени социализированную речь, но произносится про себя, невнятно, шепотом.

Эксперимент привел к довольно интересному результату: при столкновении с трудностью на пути решения задачи коэффициент эгоцентрической речи повышался. Подобное явление объясняется тем, что данная речь есть вербальное выражение попытки осмыслить происходящее и наметить примерный план решения задачи. Получается, речь ребенка становится средством мышления, тем самым приобретая функцию планирования и направления будущего действия. Из данных фактов Выготский предположил, что операция, которая выполняется в эгоцентрической речи у дошкольников, осуществляется у школьников и взрослых во внутренней речи [1; 8]. Таким образом, внутреннюю речь взрослого человека с эгоцентрической речью дошкольника роднит общность функций. Выготский делает вывод: «… эгоцентрическая речь ребенка есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в недрах которой она все время созревала и развивалась» [1, с. 308].

Эгоцентрическая речь возникает не из недостаточной социализации изначально-индивидуальной речи, как утверждает Пиаже, а из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи, его недостаточного обособления и дифференциации, из ее невыделенности.

«Эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей гипотезы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба — перерастание во внутреннюю речь» [2, с. 177]. Парадокс в том, что Пиаже, приведя фактический материал, сам того не сознавая, наглядно показал, каким образом речь внешняя переходит в речь внутреннюю [8].

Природа и развитие эгоцентрической речи по Выготскому находятся в такой последовательности: сначала социальная речь, затем, эгоцентрическая, на основе которой вырастает внутренняя.

Но если эгоцентрическая речь эволюционирует, то почему коэффициент эгоцентрической речи падает? На самом деле, эгоцентрическая речь действительно развивается, а убывает лишь одна единственная особенность — вокализация, так как рассуждения ребенка перестают произноситься вслух, решение мыслительной задачи разворачивается в уме, «про себя». «Падение коэффициента эгоцентрической речи, убывание ее вокализации по сути дела является эволюционными симптомами вперед идущего развития. За ними скрывается не отмирание, а нарождение новой формы речи» (Выготский Л.С.) [2, с. 179].

Таким образом, Выготский категорично выступает против обоснования природы эгоцентрической речи Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь первична и ее постепенно вытесняет социализированная речь, тем самым первая обречена на умирание. Выготский же осмелился предположить, что речь ребенка изначально социальна!

Смотря на теории двух ученых, хочется найти точку прикосновения, которая могла бы объединить их, сделать оба положения справедливыми. Можно предположить, что, несмотря на связь эгоцентрической речи с внутренней, эгоцентрическое мышление влияет на эгоцентрическую речь. Но опыты Выготского показали, что между рассматриваемыми явлениями никакой связи существовать не может, так как речь, как уже было упомянуто выше, выполняет прямо противоположную функцию эгоцентрическому мышлению — функцию реалистического мышления, сближаясь с логикой разумного действия.

Итак, проанализировав две концепции Л.С. Выготского и Ж. Пиаже соотношения социализированной и эгоцентрической речи можно выделить основные группы различий:

Во-первых, в смысле понятия «эгоцентрическая речь» видны резкие различия: если Пиаже эгоцентрическую речь определял как прямое выражение эгоцентризма, то Выготский считал ее самостоятельной формой речи, но не до конца.

Во-вторых, различны функции речи. Если в концепции Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет особо значимой функции, а лишь является сопровождением детской деятельности, то у Л.С. Выготского она несет самостоятельную функцию: рассуждение, осмысление ситуации.

В-третьих, природа и место в системе развития эгоцентрической речи различна. Эгоцентрическая мысль и речь с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от детского аутизма к логическому мышлению взрослых — таков взгляд Пиаже. Выготский же имеет на этот счет свои доводы: речь ребенка изначально социальна, лишь затем она дифференциируется на эгоцентрическую и коммуникативную (социализированную), а эгоцентрическая затем трансформируется во внутреннюю.

И, в-четвертых, судьба речи. С точки зрения Пиаже, эгоцентрическая речь развивается по убывающей кривой, она обречена на умирание вслед за эгоцентризмом детской мысли, но Выготский доказывает, что развитие речи происходит по восходящей кривой, она эволюционирует в более совершенную речь, во внутреннюю, падает лишь вокализация, что опять же говорит о прогрессе.

Сравнительный анализ двух научных представлений о первичности — вторичности мыслительных и коммуникативных функций речи относятся к разделу вечных проблем, метафорически выражаемых отношениями «яйцо — курица», «курица — яйцо». Обнаруженные расхождения часто объясняются разными смыслами, которые вкладываются в используемые понятия «эгоцентрическая», «коммуникативная» речь и т. п. Тем не менее, аргументация Л.С. Выготского нам представляется более убедительной. Без активизации коммуникативной функции невозможна мыслительная функция речи, но коммуникативная функция невозможна вне связи с мыслительной. Скорее всего, эти две мыслительно-речевые функции связаны между собой системой тонких связей, взаимопереходов и взаимовлияний. Список литературы: 1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с. 2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 360 с. 3. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. / Л.Ф. Обухова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 191 с. 4.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков. — СПб: Союз, 1997. — 254 с. 5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды /Ж. Пиаже. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с. 6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология /Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с. 7. Филатов Ф.Р. Психология: Для студентов вузов / Ф.Р. Филатов. — М., Изд-во «Феникс», 2004. — 249 с. 8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппекрейтер, В.В. Петухова. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1981 — 400 с.

 

Виды речи.

-экспрессивная речь – звучащая, связана в большой степени с коммуникацией; Это может быть речь, обращенная к собеседнику, имеющая форму говорения. Речь, обращенная к самому говорящему – автономная речь.

- импрессивная речь –состоит в восприятии и понимании слышимого от окружающих.

-внутренняя речь – связана с мышлением; в нее включены процессы и механизмы, обеспечивающие осмысленность речи, ее связь с сознанием и личностью человека, мотивацией, эмоциями, прошлым опытом, языком и т.д. Современные представления связаны с внутренней речью как звеном переработки информации.

Функции речи:

- коммуникативная:

- - экспрессивная функция;

- - воздействие;

- - взаимодействие;

- мыслительная (сигнификативная – обозначающая).

Схематический контур речевого взаимодействия: элементами схемы являются блоки речевого механизма. Произносительный блок включает органы артикуляции и голосообразования (на схеме А), восприятие и понимание речи осуществляется при посредстве воспринимающего блока, в устной речи – органы слуха. Блок С – звено внутренней речи.

Общение в отечественной традиции понимается как такая реальность человеческих отношений, которая предполагает специфические формы совместной деятельности людей (Андреева) – т.е. подчеркивается субъектно-объектный аспект общения как любой деятельности. Второй вариант понимания общения предполагает раскрытие социального бытия человека через систему субъект-субъектных отношений (Ломов). А.В.Брушлинский подчеркивал, что «нет деятельности без общения и общения без деятельности». Знаков: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними».

Структура общения по Б.Ф.Ломову:

- макроуровень (сложная развивающаяся сеть взаимодействий индивида с другими людьми и группами); темы: развитие форм общения и их связь с социально-культурными нормами, традициями, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания; возрастные особенности психики, формирование жизненных планов, развитие мотивов, способностей.

- мезауровень (сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия); темы: динамика общения, используемые средства, этапы, конфликты.

- микроуровень (элементарные единицы общения как сопряженные акты и транзакции); темы: механизмы формирования единиц общения, сопряженные эмоциональные реакции, невербальные компоненты, динамика экстериоризации и интериоризации психического.

Функции общения по Б.Ф. Ломову:

-Информационно-коммуникативная (обмен информации, обязательно предполагающий взаимное воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров);

- Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функции (регуляция поведения и непосредственной организации совместной деятельности);

- Аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека; в процессе общения происходит либо сближение эмоциональных состояний субъектов, либо их поляризация, взаимное усиление).

Группа авторов (Андреева, Знаков) выделяет функцию познания, формирования межличностных отношений и организации совместной деятельности.

В процессе общения осуществляется процесс социальной перцепции – восприятие социальной действительности и человека человеком, а также межличностное познание. В этом процессе важную роль играют социально-коммуникативная компетентность– свойство личности, позволяющее ей успешно улавливать в поведении человека существенные для его понимания особенности, учитывать социкультурный и ситуативный контекст и действовать адекватно ему. Это интегративная характеристика личности, связанная с наличием опыта общения, ситуативной адаптивностью, а также владением вербальными средствами общения и умением понимать невербальные знаки и сигналы.

Невербальное общение.

Это область коммуникации (общения) посредством невербальных знаковых систем. Эта часть коммуникации не всегда осознается субъектами. Невербальная коммуникация имеет несколько форм: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (система вокализации голоса, паузы, хезитации), проксемика (нормы организации пространства и времени общения), визуальное общение (глазной контакт). Облик партнера по коммуникации тоже несет невербальную информацию о его состоянии, важную для интерпретации его поведения и речи в ходе коммуникативного взаимодействия (антропологические особенности – пол, возраст, раса; физиологические особенности – дыхание, кровообращение; функциональные особенности – поза, походка; внешний облик – одежда, материальный уровень; особенности совершаемых действий – имульсивность, темперамент, уровень сформированности навыков, компетентности и т.п.).

Невербальная коммуникация фило- и онтогенетически наиболее ранняя форма взаимодействия. Человек воспринимает все виды НК вне зависимости от семантического значения слова (т.е. происходит верная идентификация эмоционального состояния говорящего), но из-за того, что невербальная коммуникация обусловлена не только эволюцией, но и культурой, собеседники разных культур не всегда адекватно распознают невербальные знаки и сигналы друг друга. Знак – это элемент ненамеренного невербального поведения, несущий определенную психологическую информацию. Сигнал – это намеренный знак (глазной контакт, например, как признак интереса или опасности).

Функции невербальных способов общения связаны с передачей разнообразной информации. Во-первых, она показывает эмоциональное состояние воспринимаемого человека и его отношении к чему/кому-либо. Во-вторых, невербальная информация помогает прогнозировать поведение человека исходя из конкретной ситуации (с учетом культуры, расы, внешнего вида и т.п.). В-третьих, невербальная информация от одного человека помогает выносить суждение о психологическом климате в группе и даже состоянии общества.

Современные исследования невербальной коммуникации (общения) в отечественной психологии связываются с именем В.П.Морозова (Владимир Петрович), а также разработками в смежной с психологией области когнитивной лингвистики.

В.П. Морозов: изучал создание психологического портрета личности по невербальным особенностям его речи (2008). Психологический портрет понимается как субъективное отражение объективных свойств говорящего в сознании слушателя. Теоретической основой возможности построения психологического портрета по голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний в акустических характеристиках его речи (Морозов, 1991, 1998). Структуру психологического механизма распознавания слушателем личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде 4х блоков (1 – объективные, реальные физические и психологические свойства говорящего, 2 –объективные, реальные акустические характеристики речи и голоса говорящего – интонационно-тембровые, темпоритимческие, 3-субъективный образ речи и голоса говорящего у слушателя; этот образ существенно зависит от жизненного опыта, языковой и общей культуры, а также эмоционального слуха, еще одного предмета исследования В.П.Морозова; 4 блок – субъективный образ самого говорящего, т.е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств). Исследования показали высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональных характеристик говорящего. Оценка личностных свойств говорящего тем лучше, чем выше его уровень экстраверсии по Айзенку (т.е. экстраверты точнее оцениваются).

В.П.Морозов ввел понятие эмоционального слуха – в некоторой степени обособленная функциональная система, составляющая перцептивную часть канала невербальной (экстралингвистической) коммуникации. Установил, что умение понимать эмоцию по голосу выше у представителей творческих профессий (артисты, музыканты), чем у представителей технических профессий.

Когнитивная лингвистика. Каталогизация и выяснение семантики жестов – Е.А.Гришина, мультимодальное (учет всех каналов –в т.ч. жестов, просодии: паузы, тоны, акценты) описание речи - А.А. Кибрик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: