Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования заключается в внедрении методов профилактики или сглаживания последствий синдрома эмоционального выгорания в медицинском коллективе
ГЛАВА I. Обзор современной теоретической базы по вопросам, касающимся профессиональной деструкции.
1.1. Понятие профессиональной деструкции
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания
Основные направления изучения синдрома эмоционального выгорания у российских и зарубежных исследователей
Выводы по первой главе……..
ГЛАВА II. Специфика СЭВ у медицинских работников
2.1. Медицинские работники, как профессиональная группа
2.2. Основные причины СЭВ у медработников российских медучреждениях
2.3. негативное влияние СЭВ на результативность работы учреждения
А При коммуникациях медик-пациент
Б Медик- медицинский коллектив
Выводы по второй главе…
ГЛАВА III. Проведение исследования в трудовом коллективе на тему выявления и профилактика СЭВ
3.1 СЭВ у молодых специалистов
3.1 Выявление СЭВ у работников средней возрастной группы
3.3 СЭВ у работников пенсионного и предпенсионного возраста
Выводы по второй главе…
ГЛАВА VI. Методы психологической коррекции для предупреждения СЭВ и реабилитации после СЭВ у медицинских работников
4.1 Профилактика СЭВ и ранняя диагностика СЭВ
4.2 Психологическая коррекция СЭВ
Выводы по четвертой главе…
ГЛАВА I. Обзор современной теоретической базы по вопросам, касающимся профессиональной деструкции.
Интерес к теме профессионального выгорания в социальной психологии возник примерно в 90-е годы 20 века. Этой проблемой занимаются такие дисциплины, как конфликтология, управление персоналом,диентология. Наибольший объем исследований приходится на 70-е и 80-е годы 20 века. Исследованиями занимались, как советские, так и зарубежные психологи. Тогда же и были сформулированы термины, которыми пользуются современные исследователи. Практический, а так же научный интерес к СЭВ вызван тем, что данный синдром является естественным проявлением, происходящих проблем, которые отражаются на самочувствии работников, эффективности их труда, а так же на стабильности деловой жизни в организации.
|
Профессиональная деструкция это- разрушение, изменение или деформация, сложившейся психической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие ПД снижает продуктивность деятельности и негативно влияет на мотивацию.Человек теряет интерес к своей работе, зацикливается на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки шаблонов, прекращает профессиональное развитие.
Все разнообразные факторы Э. Сыманюк (2003 г) условно делит на:
1- субъективные: внутренние условия развития личности,склонность к агрессии, уровня внутренней культуры, воспитания, самоконтроля,отдельных черт характера.
2- 2- объективные: ухудшение социально – экономических условий, проблемы в реализации профессиональных навыков, невозможность творческого роста,застой,консервативность окружения.
Условно можно выделить следующие стадии профессиональной деструкции
1- Возникновение отрицательных установок
2- исчезновение положительных установок
|
3- закрепление негативных установок, изменяющих личность работника.
Труд большей части медицинских работников осуществляется под влиянием комплекса неблагоприятных производственных факторов различной природы, эмоционального напряжения, высокой степени ответственности. К психологическим стресс-факторам, которые оказывают негативное влияние на медицинский персонал относят: постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, с негативными эмоциями, высокие требования к профессиональной компетентности медицинских работников и к служению другим.ответственность за здоровье пациентов
В зарубежной литературе СЭВ обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание. Данный термин был предложен Фроуденбергером (Freudenberger, 1974) для описания разочарования, крайней усталости, а так же деморализации,, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Предложив термин выгорание Фрейденбергер так же разработал новую модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений, которые связаны с профессиональной деятельностью.Выяснилось, что модель удобна и подходит для всех врачей, а так же других специалистов, занятых в системе здравоохранения. Она ориентирована на патологии профессиональной деятельности и оказывается средством разрушения табу, которого врачи обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость.
Проблемой профессиональной деструкции у медиков занимались чехословацкие ученые Эр Конечный и М. Боуха.(1974 год) в работе «профессиональная деформация медицинских работников «
|
Профессиональная деформация медиков протекает медиков протекает примерно по такой же схеме, как и у других работников помогающих профессий- у учителей, соцработников, волонтеров, спасателей.
«Наиболее частыми проявлениями профессиональной деструкции являются: черствость, бездушие, циничный жаргон, дегуманизация, безответственность,открытая агрессия, позиция ментора и судьи. В диентологиии такое явление получило название потеря больного или ветеринаризация медицины «(Богорад И,В, 1983 год)
Интерес к исследованию СЭВ вырос после того, как американские ученые Маслач и Джексон сформулировали характеристики СЭВ и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach, Jackson, 1986). Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний:
1. эмоциональное истощение (ощущение бессилия и опустошенности)
2. деперсонализация (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости);
3. редукция личных достижений (занижение собственных достижений в профессиональной деятельности)
Более поздние исследования выявили более широкий диапозон негативных последствий выгорания. Межличностные последствия находят свое проявление в семейных отношениях,в рабочих конфликтах, а так же при общении с коллегами. Работники с синдромом эмоционального выгорания полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей. К установочным последствиям выгорания относят: развитие негативных установок по отношению к профессии, работе, отчуждении от работы и в последствии наблюдается снижение привлекательности работы в организации. Поведенческие последствия могут проявляться, как на уровне одного работника, так и на уровне организации. Выгорание является основным фактором профессиональной деморализации, низкой производительности, а так же причиной конфликтов в семье и на работе, физической болезни и дистресса
Так же к этой теме проявляют интерес психологи, которые занимаются транзактным анализом. Исследования показывают, что человек, испытывающий синдром эмоционального выгорания, постепенно теряет позиции «взрослого «и занимает позицию «ребенок «- таким людям становятся свойственны инфантильные поведенческие черты, как безответственность, мстительность, перекладывание вины на других, поиск врага, излишняя обидчивость, эгоцентризм. У людей, занимающих, руководящие должности, синдром эмоционального выгорания так же проявляется в соскальзывании с позиции «взрослого». Появляется несдержанность,критиканство вместо конструктивной критики, поощрение доносительства, формирование вокруг себя свиты, либо наоборот полное попустительство, невмешательство, которое закачивается появлением «серых кардиналов «, то есть людей которые, не занимая соответствующую должность осуществляют управленческие функции.
Этой проблемой занимаются такие авторы, как Макаров В.В. и