ВАШ ТРЕХЛЕТНИЙ РЕБЕНОК И СЕМЬЯ




Трауэлл Дж.

Вашему ребенку 3 года: (Поймите вашего ребенка); Пер. с англ. А. Калабушкина. — Вильнюс: Полина, Москва: Полина М, 1996. С. 99.

ISBN 5-86773-063-8

Книга рассказывает о развитии личности ребенка на третьем году жизни, рассматривает успех и проблемы трехлетних и предназначается родителям, бабушкам и друзьям семьи.

ББК 84 (4Вл)

Джудит Трауэлл

Вашему ребенку 3 года

Continue-19f91700d6ebe7166d4a26da8d61f73b

 

ББК 84(4Вл) Т 65

First published in Great Britain in 1992 by:

Rosendale Press Ltd.

Исключительное право публикации книги на русском языке принадлежит издательству «Полина». Издание без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Copyright © 1992 The Tavistock Clinic

© Слайд на обложке Bavaria, 1996 © Перевод, А. Калабушкин, 1996 ISBN 5-86773-063-8 © Издательство «Полина», 1996

 

Лондонская клиника Тэвисток была основана в 1920 году для помощи людям, чьи жизни были искалечены первой мировой войной. Сегодня ее специалисты по-прежнему помогают людям, хотя времена другие и люди изменились. Сейчас клиника Тэвисток работает не только со взрослыми и молодежью; здесь создан большой отдел помощи детям и их родителям. Его сотрудники, обладающие опытом работы с детьми всех возрастов, предлагают помощь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. Проблемы, которые неизбежно возникают по мере подрастания ребенка, здесь стараются предупредить или решить как можно раньше: если уловить затруднения в самом начале, лучше всех детям могут помочь их собственные родители.

В предлагаемой вам серии книг специалисты клиники Тэвисток рассказывают об этапах развития ребенка с тем, чтобы помочь родителям обратить внимание на болезненные моменты и поразмыслить над тем, как взрослеют их дети.

ОБ АВТОРЕ

После работы с физически неполноценными детьми, а затем в течение пяти лет в качестве врача общей практики, д-р ДЖУДИТ ТРАУЭЛЛ стала детским психиатром и аналитиком. Она является учредителем Детского фонда Мерлин Монро, занимающегося созданием семейных центров для неполноценных детей и их семей, а также председателем «Молодых Умов», организации, которая ставит своей задачей содействовать дальнейшему улучшению умственного здоровья детей, молодых людей и их семей. Среди ее многочисленных публикаций — книга, написанная в соавторстве, «Благосостояние детей и закон» (издательство Сэйдж). ДЖУДИТ ТРАУЭЛЛ работает в отделении «Дети и семья» клиники Тэвисток. Д-р Трауэлл замужем, у нее двое взрослых детей.

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге речь идет о периоде жизни Вашего ребенка между 36-ыо и 48-ыо месяцами. Это время, когда ребенок обычно начинает вовлекаться в групповую деятельность, посещает игровую группу или детский сад, играет с другими детьми. Дети более раннего возраста играют бок о бок в песочнице, катаются на трехколесных велосипедах, играют в кубики с картинками, но примерно до трех лет им трудно играть с другими детьми на протяжение какого-то времени. Под этим подразумевается принятие совместного решения построить башню, поиграть в гоночные машины и затем устроить гонки, построить пещеру, а потом разыграть связанный с нею сюжет, или устроить совместное представление. Таким образом, ребенок этого возраста отва-

 

живается контактировать с миром и на какое-то время может быть разлучен с наиболее близким человеком, мамой или папой; он также заводит знакомства, входит в непосредственный эмоциональный контакт со взрослыми и детьми вне семьи.

Одновременно ребенок очень быстро развивается в большинстве других областей, но временами может показаться, что развитие прекратилось или регрессирует. К примеру, большинство детей приучено к тому, чтобы быть сухими и чистыми, но еще могут происходить неожиданности. Трехлетние любят физическую активность: бегать, карабкаться, кататься на трехколесных велосипедах, большинству по душе надувные бассейны, забавы на воде, некоторые даже умеют плавать. Но когда, казалось, дети уже чему-то научились, они вдруг идут на попятную и не изъявляют желания продолжать занятие. Так, к примеру, дети прекращают лазать по деревьям или плавать, как будто их что-то напугало или они потеряли на некоторое время уверенность.

Как правило, трехлетний поддерживает очень нежные взаимоотношения с мамой, но нередко случается, что в этот период в семье появляется еще один малыш и трехлетнему

 

приходится привыкать к тому, что ему нужно потесниться. Таким образом, ребенок, у которого сильно развито чувство самоосознания и который знает, что любящая, заботливая мама создана для того, чтобы смотреть за ним, теперь видит, что у мамы есть еще кто-то, за кем она приглядывает и о ком думает. У трехлетних детей нередки вспышки раздражения. Порой они бывают очень взрослыми, а порой родителям стоит больших усилий понять трехлетку и успокоить его.

Трехлетние любопытны, находят окружающий мир весьма забавным, бесконечно удивительным, они получают огромное удовольствие от новых знакомств вне семьи как с детьми своего возраста, так и с более взрослыми. Частенько они болеют — простуда, кашель, отит, инфекции, которые они подхватывают в саду, поэтому уход за больным и раздражительным ребенком также является составной частью мира, окружающего трехлетнего малыша. Трехлетние — источник огромного наслаждения, но они могут быть и достаточно надоедливыми, поэтому важно уметь наслаждаться приятными моментами, а для неприятного периода иметь кого-нибудь, кто мог бы вас подменить на короткое время для передышки.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ВЕХИ РАЗВИТИЯ

Языковые навыки

К третьему году жизни дети могут без проблем справлять нужду, хотя некоторые из них испытывают трудности до четырех лет. Трехлетние чувствуют себя очень дискомфортно, когда такое все-таки случается, а если это произошло в новой, необычной обстановке, то они становятся очень взволнованными и им нужно тактично помочь разыскать туалет и разобраться с этими неудобными молниями и пуговицами.

По мере приобретения всех этих навыков у ребенка появляется уверенность в себе. Энергия, высвобождаемая этой уверенностью, как бы дает толчок языковым способностям трехлетнего. Кажется, будто ребенок начина-

ет говорить бесконечно — задавать вопросы, комментировать, подробно рассказывать об увиденном, сделанном или воображаемом. Сюзан, которой только исполнилось три года, преследовала свою маму и задавала один вопрос за другим:

«Когда мы пойдем в парк?»

«Когда к нам приедет дедушка?»

«Когда прекратится дождь и мы сможем выйти на улицу?»

«Когда Джейн (соседка) придет к нам поиграть?»

«Когда мы будем смотреть телевизор?»

После просмотра телевизионной программы Сюзан играла в кубики, строя домик для игрушечного кролика, и подробно, с деталями, рассказывала кролику содержание программы. Потом это превратилось в повествование от первого лица. Мама Сюзан, которая слушала весь этот рассказ, сначала была поражена детальностью, с которой была пересказана программа, а затем ее удивила собственная история Сюзан, которую она соткала вокруг телепрограммы. К тому времени, как игра закончилась, дождь прекратился, и они смогли выйти в парк. Всю дорогу Сюзан

ПОЙМИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

болтала без умолку о траве, деревьях, цветах, машинах, людях, собаках, магазинах — ничто не осталось без ее внимания.

Да, это проявление очаровательной детской любознательности, интереса и энтузиазма, но это и навязчивость, и требовательность наших многословных детей.

Другие дети бывают застенчивыми и не столь словоохотливыми.

Один мальчик трех с половиной лет никогда не разговаривал ни с детьми, ни со взрослыми, что явилось причиной беспокойства воспитательницы детсада. Его мама была озадачена, поскольку дома он болтал без умолку с ней, с отчимом и старшей сестрой. После этого выяснилось, что семья переехала на это место недавно, и Джеймс только-только начал ходить в детский сад. Четырьмя месяцами позже он уже свободно болтал с другими детьми, но нежелание говорить с чужими взрослыми у него так и осталось.

Для некоторых тихих и застенчивых детей требуется только время и терпение со стороны родителей. Трудно иногда сдержаться от раздражения и нетерпения, но если мы их будем скорее ободрять, чем наказывать, то,

 

как правило, они медленно, но верно возьмут свое.

У некоторых детей возникают настоящие трудности с произношением, в этом случае могут оказаться очень полезными практические упражнения — например, произнесение звуков [б] и [п]. Покажите месторасположение языка, как должны сжиматься губы, а потом произнесите звук. Повторите звук многократно, ободрите ребенка, и со временем Вы добьетесь положительных результатов. Некоторые дети «проглатывают» окончание слова и произносят «ку» вместо «кукла», «ло» вместо «ложка». Такой ребенок просто еще не отошел от привычек младенчества, но постепенно взрослая речь начнет превалировать и у него. Опять-таки здесь требуется ободрение и по возможности побольше практики в общении со взрослыми.

Большинство детей получают искреннее удовольствие, когда им читают книжку, но кроме этого им нужен кто-нибудь, кто бы побеседовал с ними, в частности, следил бы за их повествованием. Чтобы в случае, если ребенок произносит «ми» вместо «мишка», последовало бы Ваше дополнение: «Да, это твой

 

мишка, и ты хочешь играть с мишкой». Для того, чтобы вовлечь ребенка в разговор, иногда полезно бывает начать обсуждение телепередачи сразу после ее просмотра:

«А что потом произошло?»

«Какого цвета была машина?»

«Что потом должен был съесть братец Кролик?»

«Почему бы тебе не рассказать, что потом приключилось с мишкой?»

Чем больше ободрения получает ребенок, тем живее и увлеченнее он начинает говорить.

Рисование

Трехлетние дети получают массу удовольствия от рисования. Они любят рисовать пальцем, но им также нравится пользоваться кисточкой и баночкой для акварели. Они начинают различать оттенки и фигуры, простые дома и людей, пейзажи — море, небо, горы. Важно, чтобы Вы продемонстрировали свою благодарность и гордость и дали понять ре-

 

бенку, что Вы по-настоящему хотите, чтобы он рассказал о своей картинке.

Мама изучила цветастый, но, похоже, несколько непонятный шедевр Эммы. Дочь стала объяснять рисунок, и оказалось, что на рисунке изображены и радуга, и чудовище, и колдунья, и, наконец, дом с принцессой. Оказалось, что сказочные чары радуги прогнали прочь старуху-колдунью, принцесса зажила счастливо в своем доме, и появился сад с цветами.

Наряду с большими кисточками дети используют карандаши и фломастеры, часами просиживая за рисунками, узорами и очертаниями. Могут быть изображены цвета и формы, круги, квадраты и треугольники, однако для ребенка наибольший интерес представляет нарисовать то, чему будут удивляться, о чем будут говорить. Трехлетний ребенок изображает в основном знакомые вещи — «мой дом», «это я, мама и папа». Они также рисуют выдуманные сцены и могут быть сильно этим поглощены. Сюжеты могут быть как радостными и счастливыми, так и весьма пугающими, вроде страшных ведьм и чудищ. У Вашего ребенка частенько возникает настоятельная необходимость рассказать своему

ПОЙМИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

близкому, что же он нарисовал. И если ребенок захотел поделиться с вами, попытайтесь найти время и выслушайте его, причем для ребенка будет весьма полезно, если вы воспримите его рисунок всерьез.

Физическое развитие

Ваш трехлетний малыш будет получать наслаждение от физической активности. Но дети устают, поэтому важно оградить ребенка от переутомления и истощения. Для этого взрыв физической активности следует перемежать с чтением книги, просмотром телевизора или видео, а затем только возвращаться к физически активным занятиям.

Трехлетние быстро схватывают все новое. Они любят игры с использованием пения, танца и могут приобрести настоящие навыки в хлопанье, топанье, пританцовывании под ритм и пение простых песен. Для этого подходят частушки, но есть и другие простые песни с четким ритмом и простой мелодией, которые по душе трехлетним. Они могут мар-

 

ВЕХИ РАЗВИТИЯ

шировать на месте, делать другие простейшие движения и тем самым улучшать координацию. Они также любят извлекать звуки, поэтому стучать по барабану, бить в тарелки, греметь погремушкой, играть на треугольнике, звонить в колокольчик, дудеть на флейте доставляет детям массу удовольствия, особенно если детей несколько. Если же ребенок один, то может «аккомпанировать» включенному магнитофону или проигрывателю. Крышки от кастрюли отлично заменяют ударные.

Трехлетние также любят кататься на велосипедах в горку, карабкаясь и скользя. Тут их надо оберегать и обращать особое внимание на дорожное покрытие, хотя, с другой стороны, для ребенка «показать себя» — это значит и приковать внимание наблюдающего за ним взрослого. Точно так же и с водой — многие трехлетние получают огромное удовольствие от купания летом в надувном бассейне или открытом водоеме, зимой — в плавательном бассейне.

Маргарет Грин недавно переселилась на новое место. Ее сын Джонатан, казалось, кипел энергией, и даже приглядывать за ним было утомительно. Однажды она увидела ре-

 

ПОЙМИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

кламное объявление по набору групп матерей с детьми до пяти дет в местный плавательный бассейн и пришла туда с сыном. Джонатан, трех с половиной лет, любил воду и с удовольствием бултыхался с пенопластовыми повязками на руках. Г-жа Грин стояла в воде и разговаривала с другой мамой. Вода была теплая, и Джонатан попросил покупаться еще, но они покинули бассейн, однако мама обещала, что пустит его в воду через полчаса. Несколькими неделями позже Джонатан и г-жа Грин наведывались в бассейн уже дважды в неделю и, казалось, были более расслабленными и довольными. После купаний Джонатан уставал и был более спокоен, поэтому для обоих выходы в бассейн, которые они предвкушали заранее, были удовольствием, а кроме того, они нашли там новых Друзей.

Изменяющийся взгляд на мир

Ваш трехлетний должен понимать смысл большого количества новых вещей. Но, по-

 

 

ВЕХИ РАЗВИТИЯ

жалуй, самое важное, что он должен осознавать — это разницу между реальным (тем, что фактически произошло или происходит) тем, что якобы произошло (в истории или телепрограмме) и тем, что просто кем-то выдумано. Конечно, трехлетнему не дано понять это в полном объеме, но это важно уяснить взрослым, чтобы знать, что дети часто пребывают в сомнении и неуверенности, например, по поводу ведьм и чудовищ. Да и родители со своими Дедами Морозами и феями вносят в детскую неуверенность свою лепту.

Сара рассказала своей маме, что к ним в игровую группу приходила волшебница, которая дала ей конфетку. Мама была озадачена. За день до этого у Сары было плохое настроение, потому что она хотела конфетку, а мама ей отказала. Г-жа Браун решила, что Сара была все еще на нее сердита по поводу «никаких конфет», и поэтому успокаивала себя придуманной волшебницей, раздающей конфеты. Однако Сара настойчиво утверждала, что действительно получила конфету от волшебницы. Г-жа Браун попросила еще что-нибудь рассказать про нее, и Сара поведала, что это была хорошенькая леди, сообщившая детям, что она добрая волшебница, которая

 

 

их защищает, а самой Саре прошептала на ушко: «Не выбегай на дорогу». Леди пришла в игровую группу, и они учились тому, как не выбегать на проезжую часть, когда ждешь маму или другого взрослого, а так же как пересекать улицу по полосатой разметке «зебра», а потом им дали по конфетке. Когда мама с дочкой пошли в тот же день в магазин, г-жа Браун узнала от соседки, что игровую группу на самом деле посещали представители дорожной полиции.

Сара могла бы все это выдумать, но это произошло на самом деле. Но чаще дети убедительно рассказывают о том, чего на самом деле никогда не было.

Джон убеждал свою маму, что папа его знакомого Уэнди умер. Г-жа Смит была весьма обеспокоена, да и Джон не сомневался, поскольку сам Уэнди сказал ему об этом. Г-жа Смит припомнила, что когда Джон в последний раз ходил к ним в гости, папа Уэнди отругал Джона за то, что тот вытоптал только что посаженные растения в саду, поэтому она предположила, что ее сын мог мысленно желать, чтобы отца Уэнди не было. Наконец, когда г-жа Смит позвонила, чтобы получить

 

информацию из первых рук, оказалось, что папа Уэнди, после того, как ему под наркозом удалили зуб, действительно спал довольно долго. Уэнди же сообщил, что папа заснул и не мог проснуться. Для Джона длительный сон ассоциировался с недавно умершим дедушкой, про которого ему рассказывали, что он уснул и пребывает где-то на небесах. Все встало на свои места, однако это в дальнейшем явилось темой для разговоров о сне, смерти и действии снотворных средств.

Смена настроений

Сэм проснулся в половине седьмого утра со слезами на глазах и очень расстроенный. Он плакал и звал маму. Когда она зашла спустя некоторое время к протянула к нему руки, чтобы обнять, он от нее отпрянул. Видя, что мама не уходит, он придвинулся для того чтобы его обняли, но неожиданно ударил ее со словами «плохая мама, мама ненавидит меня». Маме пришлось потрудиться — она держала его на руках, гладила, уговаривала, а

 

он не переставал повторять, что мама его бьет, мама причиняет ему боль, мама просто плохая. Мама вспомнила, что несколько дней назад он чуть было не запустил руку в электрический нож, и она едва успела оттащить Сэма от кухонного стола за руку. Он был потрясен, испуган, ему было больно от крепкой маминой хватки. Мама спросила, что ему приснилось, но сын только повторял «мама сделала мне больно». В конце концов он успокоился, а потом они с мамой выяснили, что у него болит, и пришли к выводу, что все в порядке. Сэм уже был готов встать с постели, и они пошли завтракать. Аппетит у Сэма был хороший, он беспрестанно болтал и спрашивал, что они будут сегодня делать. К девяти часам Сэм уже оседлал велосипед, разговаривал с собакой и наслаждался прелестями жизни. Его же мама, измученная и уставшая, думала, дотянет ли она до вечера.

У Вашего трехлетнего ребенка настроение меняется быстро и сопровождается всплеском эмоций. Чувства проявляются очень интенсивно, но быстро улетучиваются. Какой-то пустяк кажется им катастрофой, будто весь мир разлетелся в дребезги, а причиной тому может стать любая мелочь: по-

 

купка голубого карандаша вместо малинового, слойка с кремом вместо пшеничного печенья — и ребенок взвился. С другой стороны, бывает, что такая же мелочь остается у них без внимания. Родитель, который обеспокоен реакцией ребенка на какое-либо изменение, вдруг обнаруживает, что нечто новое воспринимается без проблем. Реакцию ребенка, так же как и его настроение, иногда нельзя точно предугадать, поэтому понять, как ребенок откликается на что-то, всегда интересно и удивительно. Даже когда вы уверены на сто процентов, может произойти нечто противоположное.

Трехлетние демонстрируют понимание своего тела: они знают, что такое холод, тепло, боль в животе и ногах, головная боль. Кроме того, они понимают и внешние установки: «Мама сказала, что мне нельзя смотреть телевизор», или «мне не разрешают играть с Эдуардом», или «да, мы пойдем гулять в парк, и навестим Дженни». Но дети также могут ощущать и передать словами те чувства и мысли, которое их обуревают: «Я боюсь, занавеска пошевелилась, наверное, в комнате злая ведьма», «я волнуюсь, потому что мы собираемся к бабушке, и мне не тер-

 

 

пится». Все мысли и чувства находят свой выход в поведении, но трехлетний порой не может разобраться, что же он чувствует и что к чему. Поэтому взрослому часто затруднительно отреагировать соответствующим образом. Довольно тяжело смотреть на раздраженного или огорченного чем-то ребенка, потому что Вы почти бессильны помочь ему, пока сам он не постигнет причину своего расстройства. Обычно довольный счастливый ребенок говорит без всяких затруднений, несчастный же становится молчаливым. Некоторые дети в раздражении начинают кричать, могут ударить рукой или ногой, хлопают дверью, прячутся в своей комнате или убегают. Здесь для родителя или взрослого важно постараться помочь ребенку обратить его чувства в слова, чтобы и ребенок, и взрослый смогли понять, что произошло, что все это значит, даже если ничего уже не исправить.


ГЛАВА ВТОРАЯ

ВАШ ТРЕХЛЕТНИЙ РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Анна пришла в игровую группу и рассказала новой воспитательнице: «Меня сюда привела одна из моих мам, у меня две мамы и два папы». Воспитательница нервно сглотнула и попросили рассказать о них. Оказалось, что девочка вместе со старшим братом понедельник, вторник и часть среды проводили у их мамы и нового папы, а остаток среды, четверг и пятницу — у папы и новой мамы. Выходные они проводили поочередно в двух местах.

В наше время один из трех браков кончается разводом, поэтому многим детям приходится приспосабливаться к новым условиям. Трехлетнему полезно и важно четко знать, что происходит, где они будут спать,

 

 

где находятся их игрушки и одежда, ведь может быть так, что живут они не в одном месте.

Лаура жила со своей мамой, папу она не видела, но прекрасно знала маминого брата, своих бабушку и дедушку и двоюродных братьев. Она печалилась, когда на вопрос о папе ее мама рассказывала одну и ту же историю о том как папа ушел на работу, там встретил женщину и создал новую семью. Она хотела бы, чтобы он пришел, и, часто глядя на его фотографию, обычно спрашивала: «Когда же мой папа придет?» С какого-то момента она перестала спрашивать, потому что мама начинала плакать. С другой стороны, она была отчасти рада папиному отсутствию, потому что она оставалась в центре маминого внимания, да и в детском саду у многих ее друзей были только мамы или только папы. Она полагала, что и в самом деле в этом не было ничего ненормального. Обо всем этом Лаура поведала воспитательнице, когда та попросила рассказать о семье.

Рикардо, ее знакомый по детсаду, сказал воспитательнице, что его мама была большой и сильной и ходила на работу, чтобы зарабатывать деньги. Его папа был нездоров,

 

 

сидел в каталке весь день и готовил чай, когда они приходили домой.

Джошуа рассказал, что его мама находится дома, должна выполнять всю домашнюю работу и готовить чай, потому что папа загружен работой, и вообще им нужно очень тихо себя вести дома, чтобы не беспокоить папу.

Трехлетние знают, что существует множество различного рода семей. Сначала они полагают, что у всех такие же семьи, как и у них, но, будучи в игровой группе или детском саду, они познают существование различных видов семейного устройства. У них может зародиться чувство ревности, они могут быть расстроены и озадачены — почему их семья не такая? Папа или мама, любой взрослый, слыша вопрос или жалобу типа:

«Почему у меня меньше подарков, меньше игрушек, не столько бабушек и дедушек», должен попытаться помочь разобраться ребенку во всех этих перипетиях.

Трехлетнему малышу требуется уверенность в том, что его любят, он нужен, он что-то значит, что он в безопасности, что он может доверять взрослым, чтобы выполнять их просьбы. У них есть потребность говорить

 

 

о вещах плохих и хороших, о том, что папа и мама живут вместе, что у них есть только мама или только папа, что у них новая мама или новый папа. Трехлетние ощущают неуверенность в том, как называть новых родителей. Обычно все соглашаются на «Мама Джин», «Мама Сюзан» и пр. Иногда они останавливаются на «Маме», иногда новую маму зовут по имени. К этому не приходят тотчас, и сюда вовлечены настолько глубинные чувства, что это может сопровождаться

расстройствами и страданиями.

Трехлетнему известно не только то, что

есть мальчики и девочки, но также и то, что дети могут быть различного цвета кожи.

Рашель, придя домой из игровой группы, сказала, что к ним в группу пришел совсем другой новый мальчик. Чтобы понять девочку, мама стала задавать наводящие вопросы. Оказалось, что он не был похож ни на Джона, любимца Рашели, ни на Джесса, приехавшего из Америки, у него была черная кожа и очень кучерявые волосы, ни на Ахмеда с коричневой кожей и черными волосами. Мама не знала, что подумать, когда Рашель объявила, что он всем продемонстрировал свои разные глаза — один голубой, а дру-

 

 

гой — карий. Во время обсуждения оказалось, что для Рашель глаза разного цвета были таким же отличительным признаком, как и черная кожа. И вообще мама с трудом воспринимала последовавший рассказ девочки о том, как проходят игры у нее в группе, и что сама Рашель играет лишь только с теми, кто ей нравится.

Не так уж просто родителям допустить ребенка в тот мир детства, который отличается от их собственного. Разные цвета кожи, разные религии, различные способы одеваться, различные способы воспитания — с этим встречается наш ребенок. И такие вопросы подлежат обсуждению с ребенком, ребенок должен ощутить и попробовать непривычную для него пищу, он должен знать, как живут в семьях его знакомых, ребенок должен по приходе домой суметь рассказать об этом своим близким. Процесс сопоставления будет беспрестанным — то, что делается в своей семье, в других семьях делается иначе — они едят другую пищу, ходят в другую церковь и пр.

Это родителей часто приводит в замешательство и они могут быть обеспокоены тем, что ребенок может потерять свою собствен-

 

 

ную индивидуальность, корни, культуру или религию. Иногда трудно не быть раздосадованным или озабоченным, но если на это посмотреть как на увлекательное приключение, как на путешествие в неизведанное, которое заканчивается благополучным возвращением, то в Вас самих культивируется чувство уверенности. По мере того, как дети познают друг друга, знакомятся с семьями, растут шансы на то, что они будут сначала симпатизировать, а потом принимать друг друга, тем самым вытесняя страх родителей перед неизвестным.

Трехлетние также встречают впервые людей с какими-либо физическими недостатками. Это может быть глухота или слепота у бабушки или дедушки, но это может быть и какой-нибудь недостаток у знакомого из игровой группы.

Питер рассказал маме о мальчике из другой страны, но не мог объяснить, почему он был не таким, как все. Он также попытался пояснить, что этот мальчик, Вильям, не разговаривал и не бегал вместе с ними. Очевидно, что сам Питер был взволнован, поэтому мама ничего не смогла понять из его слов и обратилась к воспитательнице, которая пояс-

 

 

нила, что у Вильяма был синдром болезни Дауна. Позднее по этому поводу Питер имел беседу с папой и мамой, после чего он захотел поделиться с Вильямом своей игрушкой. Питер вместе с друзьями решили пригласить Вильяма прийти поиграть вместе с ними. Несколькими неделями позже Вильям уже был в их группе и принимал участие в их развлечениях.

Маленькие дети, в том числе и трехлетние, исключительно наблюдательны. От них не ускользает разница между мальчиком и девочкой, разница в цвете кожи, но, как показывают примеры, они видят и отклонения, то есть они видят разницу в физическом и умственном развитии. Тем не менее, в отличие от родителей у них нет страха, наоборот, они могут проявлять любопытство. И любопытство они проявляют довольно непосредственно — смотрят, трогают, громко выражают свои эмоции. Это может привести в замешательство взрослых и напугать наделенного недостатком ребенка. Необходимо просто и доходчиво объяснить, что ребенку можно делать, а что нельзя. В случае с Питером родители смогли объяснить, в чем заключаются проблемы Вильяма. Страх рождается от не-

 

 

понимания и незнания того, что происходит, в чем заключается разница, страх часто передается детям от родителей. Ведь Питера могли бы попросить избегать Вильяма, держаться от него подальше, что дало бы ему повод думать, что трудности Вильяма могут перейти к нему. К счастью для Питера и во благо Вильяму, родители Питера представили сыну все так, что он увидел в Вильяме личность, мальчика с собственной индивидуальностью, неспособного делать что-то одно, и способного делать что-то другое.

Братья и сестры

Если трехлетний — самый младший ребенок в семье, то это просто прекрасно.

Саймон сказал: «Я особенный, после меня маме уже не надо было детей». Как самые младшие, они и вправду могут быть в каком-то смысле особенными, что обеспечивает им некоторые привилегии. У Саймона трудности, однако, возникли в детском саду, где воспитательница к досаде мальчика не могла уде-

 

 

лять ему все свое внимание. Он захотел ей подарить чего-нибудь, чтобы уж наверняка стать ее любимчиком. Саймон кричал, когда ему приходилось ждать своей очереди, он с неудовольствием делился своими карандашами. Мама была обеспокоена, но после разговора с воспитателем вынуждена была согласиться, что Саймону просто посчастливилось иметь 13-летнюю сестру и 11-летнего брата. К концу дня пребывая в детском саду мальчику требовалось больше проявлений заботы и симпатий, и маме пришлось объяснить, что он вовсе не какой-нибудь забытый или дурной, просто воспитатель занят также и другими детьми. Мама его уверила, что тогда, когда ему нужна будет помощь он ее получит, а в остальное время он должен играть с другими мальчиками и девочками. Не скоро, но Саймону стало легче приходить в детсад, ждать своей очереди и делиться с другими детьми игрушками.

Джеки было три с половиной, у нее был брат Кристоф чуть больше одного года, и мама была снова беременна. Джеки, будучи в игровой группе, частенько бывала раздражена и задирала других ребят. Ее мама недоумевала, ведь дома она была такой разумной

 

 

и взрослой. Мама говорила, что если она просила Джеки принести что-нибудь, она непременно это делала. Если днем ее брат плакал в своей постельке, а мама отдыхала, то Джеки подходила посидеть с братом, говорила с ним, давала ему игрушки. Когда Джеки навестила маму в роддоме, где та была с ее братом Кристофом, она охотно помогала маме, подавала ей вещи, улыбалась ей. Там же, занимаясь рисованием, она изобразила всю семью, включая маму с большим животом и не забыв брата. Неожиданно, она вдруг стала расправляться с рисунком, вонзая в лист бумаги свой карандаш. На этот раз копившееся раздражение по поводу своего брата и предполагаемого ребенка нашли в этом жесте свой выход. С негодованием она кричала на своих родителей: «Мама, почему у тебя в животе ребенок, почему ты его не отправишь куда-нибудь? У нас и так есть Кристоф, и я помогаю с ним, а еще одного будет слишком много!» После длительного разговора, в котором Джеки пожаловалась, что она чувствует себя забытой, эта маленькая девочка Джеки, которая чувствовала потребность в том, чтобы с ней понянчились и поласкали ее, за-

 

 

лезла на колени к маме, и мама ее крепко обняла. Этот визит положил конец всем ее агрессивным выпадам в отношении других детей, но время от времени она кричала на Кри-стофа, чтобы тот успокоился и не так шумел.

Марк был поистине взволнован — у мамы в животе новый малыш, и скоро он должен появиться на свет. Папа тоже был взволнован, да и маме хотелось, чтобы все поскорее разрешилось. Когда, наконец, родился ребенок, Марк понесся поделиться со всеми этой новостью. Казалось, он был безгранично горд за свою малышку-сестру. Он показывал всем новую сестру. Он показывал всем новую машинку, которую сестра якобы подарила ему. Она теперь будет спать в его постельке, а он переселяется в новую и большую постель. Марк был этим чрезвычайно польщен. Несколькими неделями позже он, похоже, стал более реалистичным. Эта сестричка была «ничего себе» — она кричала и ела вволю, мама была постоянно ею занята, а для игр она не годилась, уж быстрее бы она подросла и научилась ходить. Марку даже трудно было представить себе, что сестра сможет ему составить компанию после целой

 

 

вечности, измеряемой месяцами, а, может, и годами.

Во всех описанных случаях речь шла о том, что детям приходилось как-то перебарывать в себе нежелание потесниться. Только у единственного ребенка, или у ребенка, имеющего гораздо более старших братьев и сестер, это происходит не в раннем детстве, однако в какой-то момент они начинают регулярно встречаться со своими сверстниками, и приходится так или иначе столкнуться с этой проблемой. Обычно дети, у которых есть братья и сестры, вынуждены с ними всем делиться. Это может проходить достаточно болезненно и сложно, но при внимательном отношении родителей особых проблем не возникает. Время от времени трехлетний будет высказывать свое раздражение: «Почему я должен ей уступать, почему я должен давать ей сидеть у тебя на руках, почему я должен давать ей свой стул?» Но проходит время, трехлетний убеждается, что он все-таки любим и желанен, что если его просят поделиться, то это еще не значит, что его отторгают. Терпение родителей также помогает привыкнуть трехлетнему ребенку к новым установкам.

 

 

Без родителей: сон вне дома, в больнице, родители на работе

Диана была очень возбуждена — вечером она пойдет к своей любимой подружке Барбаре и будет ночевать у нее. Она прекрасно знала и дом и даже ту двухъярусную постель, где ей предстояло ночевать. На следующий день, уже будучи в игровой группе, она рассказывала о том, что ночевала у Барбары и как здорово там было. Тем не менее, она была искренне рада встретить утром свою маму. Диана трех с половиной лет до этого уже ночевала у своей бабушки, у тети Сары, а теперь она побывала у своей подружки.

Мама Дианы целенаправленно приучала дочь к тому, чтобы та могла провести ночь где-то вне дома, не испытывая при этом дискомфорта. Причиной тому было то, что время от времени родители Дианы отсутствовали дома ночью, а кроме того, у мамы могла возникнуть необходимость неожиданно уехать на ночь или на более долгий период, поэтому у Дианы должны были быть известные ей места, где она могла бы спать безмятежно и спокойно. Бабушка Дианы по папиной линии

 

 

была очень слаба, и мама могла в любой момент уехать для того, чтобы оказать помощь в случае необходимости. Маме также хотелось иметь еще одного ребенка, поэтому она хотела, чтобы Диана была готова к любым разлукам и чтобы об этом можно было с ней

договориться.

Трехлетний ребенок вполне способен перенести отсутствие родителей в случае, если он к этому готов: если его предупреждают заранее, если запас доверия к родителям достаточно велик, чтобы верить в искренность того, о чем они ему говорят. Так, взрослым особенно важно вернуться именно тогда, когда обещали. Родителям ни в коем случае нельзя угрожать тем, что они сейчас уйдут или отправят куда-нибудь ребенка, потому что, если даже чисто внешне он не реагирует, в душе его рождается беспокойство. Такого рода беспокойство и неуверенность могут существенно изменить поведение ребенка, от этого зависит, будет ли он в дальнейшем доверять людям, или станет осторожным и подозрительным.

Если ваш ребенок вынужден лечь в больницу, и вам необходимо его к этому подготовить, то в Вашем распоряжении прекрасные

 

 

издания, в которых содержится вся необходимая информация в доступном изложении. Трехлетние вполне могут понять необходимость нахождения в больнице, но боль от уколов, боль при пробуждении после операции по удалению грыжи или миндалин может причинять им беспокойство. Детям очень помогает, если информация о больнице подается мягко, доходчиво, и уж ни в коем случае нельзя запугивать больницей. Присутствие родителей или близких людей смягчает физическую боль. Дети обладают удивительной способностью к быстрому восстановлению и выздоравливают очень скоро. От больничной обстановки их могут отвлечь игрушки, куклы, но основное влияние, конечно, оказывают родители. Если взрослый спокоен и уверен в благополучном исходе, ребенок непроизвольно заимств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: