ВАШ ТРЕХЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ВНЕ СЕМЬИ




Есть ряд аспектов поведения ребенка, которые могут либо облегчить, либо сделать невыносимой жизнь вне пределов семьи. Корнями эти аспекты уходят в воспитание, заложенное в семье, и их можно разбить на пять больших категорий:

— Гнев и вспышки раздражения

— Страхи и ночные кошмары

— Независимость

— Сон и питание

— Приученность к туалету.

Гнев и вспышки раздражения

Злиться могут все — и трехлетние, и взрослые, их родители. Это вполне естествен-

 

 

но, но создается впечатление, что злость — это пустая трата сил. Ведь в нашем сознании злость — это предвестник неприятностей и опасностей. Только надо понять или принять, что мы все без исключения злимся, однако у нас, нормальных людей, это ни к каким последствиям в большинстве случаев не приводит. Разница между раздраженным ребенком и раздраженными родителями в том, что взрослый человек, будем надеяться, знает, куда девать свой гнев. Взрослый умеет быть жестким, ясным и определенным, но не чрезмерно: он все время себя контролирует. Взрослые знают, как избежать эксцессов — они могут удалиться из комнаты, выйти в сад подышать воздухом, прогуляться с собакой, или просто зайти на кухню и включить какую-нибудь музыку. Трехлетние еще не овладели такими знаниями, их раздражение видно невооруженным глазом, выставлено всем напоказ.

Том, которому уже стукнуло три года, валяется на полу универмага, крича и пинаясь, а его мама стоит рядом с тележкой полной продуктов, на которой еще сидит маленькая сестра Тома. Мама все больше становится раздраженной и сердитой, потому что ни-

 

 

какие слова на Тома не действуют — он хотел большую дорогую игрушку, но мама сказала: «Нет». Мама в замешательстве, она чувствует свою вину, потому что эта игрушка им не по средствам. Некоторые покупатели в проходе смотрят на них понимающе и с состраданием, другие, похоже, с осуждением — «Зачем над ребенком издеваться?» Мать ухватила его за руку, поставила на ноги и оттолкнула к стойке контроля, причем он беспрестанно вопил и рыдал. По дороге к машине мать Тома потеряла терпение и накричала на него, дав затрещину. Кому-то из ближайшей машины пришлось подойти и помочь усадить обоих детей в машину, пока мама выгружала продуктовую тележку.

Когда мама Тома рассказывала этот эпизод, выяснилось, что и до этого Том частенько бывал раздражен и у него были вспышки гнева. Обстановка в доме была напряженной — родители проводили бессонные ночи с шестимесячной малышкой, у которой резались зубы, да и денег на жизнь не хватало, поэтому родители были в заботах. Походы в магазин были одним расстройством, когда на все необходимое не хватало денег. Тем не менее, родители считали, что они делают для детей

 

 

все возможное, поэтому Том слыл у них за жадину.

Мама Тома уже думала о том, как бы справиться с проблемой. Если выходы в магазин вместе с детьми давались с таким трудом, то, может, оставлять их у родных или знакомых? Мама решила во время серьезных выходов в магазин оставлять детей с папой, а в короткие «вылазки» их можно брать с собой. Конечно, мама должна была посмотреть со стороны на причину своей озлобленности и усталости, а с Томом нужно было побеседовать и порассуждать. Позднее она поговорила с Томом о том, как много всего он хочет и как трудно ей в ответ говорить «нет». Они также обсудили его вспышки раздражения, когда он был настолько озлоблен, что не знал что делать. Мама объяснила сыну, что всегда защитит его, и Том будет в безопасности даже в те моменты, когда он ее будет ненавидеть, а такие моменты будут, потому что ей не раз еще придется сказать сыну

«нет».

Да, временами у детей случаются вспышки, но им нужны сильные, спокойные и решительные взрослые. Когда взрослый не проявляет спокойствия, ребенок пугается. У де-

 

 

тей есть потребность сердиться, но они нуждаются в подтверждении того, что взрослый выдержит это и преодолеет. Взрослые также могут сердиться, и хорошо, когда ребенок видит, что взрослый может также и преодолеть свою злобу.

Ханна плакала, расстроенная оттого, что ее игрушечный зайчик потерял ухо, а мама никак не могла его приладить. Она закричала и толкнула маму, чтобы та прекратила заниматься другими делами и постаралась вылечить пушистого зайку. Уставшая мама в этот момент пыталась приготовить ужин. Она почувствовала нарастающее раздражение и посадила Ханну перед экраном телевизора смотреть ее любимую видеозапись. Затем она вышла на балкон поухаживать за геранью. Успокоившись, она вернулась к плите, а когда с кастрюлями было покончено, вернулась к Ханне. Девочка была поглощена видео и приняла мамины объятия. Мама сказала: «Мы обе уставшие и голодные, давай-ка поедим, а потом возьмем твоего зайчика и посмотрим, что с ним можно сделать». Ханна улыбнулась: «Мама сердилась...» — «Да, я сердилась, но сейчас уже все прошло».

Есть много путей обуздать свой гнев —

 

 

выйти в другую комнату, погулять в саду, на улице, зайти к соседу, или переключиться на другую деятельность — посмотреть телевизор, видео, почитать — такие модели поведения себя оправдывают. Вспышки гнева у трехлетних детей могут вызывать беспокойство и испуг. Если кажется, что ребенок на самом деле потерял над собой контроль, то иногда помогает, если поднять его на руки и держать, пока он не успокоится.

Тесно с этим связан вопрос дисциплины. Детям нужно твердо говорить «нет», они должны знать, что взрослые подразумевают то, что говорят, и будут стоять на этом. Поэтому очень важно, чтобы родители или те, кто присматривает за детьми, высказывали одинаковую позицию. Если у родителей есть расхождения во взглядах, то важно, чтобы они заранее решили, как они будут вести себя в конкретной ситуации, чья модель поведения будет разыгрываться. Крайне вредно, если родители сначала убеждают ребенка в разных вещах, а потом еще и спорят друг с другом.

Бабушка забрала Бет из детсада. Мама стала ходить на работу из-за недостатка денег, поэтому бабушка присматривала за Бет до прихода мамы, которая уводила ее домой.

 

 

Мама Бет очень внимательно следила за питанием и запрещала Бет есть всякие сладости, чтобы Бет не набирала лишний вес и не портила зубы. Бабушка же никакого вреда не видела в горсти леденцов — всего лишь два маленьких пакетика после обеда, чтобы успокоить девочку. По выходным Бет клянчила конфеты у мамы, и порой это кончалось слезами от злости как с одной стороны, так и с другой. Маме Бет требовалась поддержка со стороны бабушки, но гнев за такое игнорирование ее пожеланий не давал ей идти на сближение с пожилой женщиной. Кончилось тем, что мама дала очень сильную затрещину девочке за попрошайничанье. В конце концов, мама поняла, что с бабушкой просто необходимо поговорить, потому что Бет получает разные установки. Им удалось договориться, что после обеда девочке дают несколько леденцов, причем и мама, и бабушка сообщили об этом Бет.

Дисциплина важна. Дети должны знать, что можно, а что нельзя. При этом разумно принимать во внимание различные правила, но выбрать наиболее важные. Также всем должна быть известна иерархия наказаний в случае, когда правила нарушаются. На Ваше

 

 

«нет»», сказанное в первый раз, Вы ожидаете правильной реакции, затем — «отправить отдохнуть» в детскую комнату, после — отказ в каком-то удовольствии — посмотреть телепрограмму, прогуляться в парке, получить новую игрушку или угощение к обеду. По возможности, лучше ребенка не шлепать, но иногда это случается, а если уж произошло, то неплохо этот момент обговорить с ребенком уже потом: «Ты капризничал, а мама рассердилась и ударила тебя. Я тебя люблю, но то, что ты делал мне совсем не нравится, поэтому я потеряла терпение».

Саймон пришел в детсад и заявил: «Меня мама ударила».

— Что же ты сделал? — спросила воспитательница с глубоким вздохом.

— Я ударил нашу малышку по голове молотком — настоящим молотком — сказал он.

— Видимо, ты был очень разгневан?

— Да, я злился на малышку и на маму.

— Отчего же?

— Мама разговаривала с малышкой, а потом кормила ее.

— И ты ее ударил?

— Да, а моя мама ударила меня, она рассердилась на меня.

 

 

Конечно, потом мама поняла, что как она, так и сын были сердиты, но шлепать мальчика было нельзя.

Бывают случаи, когда физическое воздействие просто необходимо. Если ребенок вот-вот собирается выбежать на проезжую часть навстречу проезжающему автомобилю, или собрался засунуть руку в огонь или на горячую плиту, или забрался на подоконник с открытым окном, то в первую очередь важно остановить ребенка физически, будь то за руку, за плечи, за что угодно, пусть даже будет больно и появится синяк. В первую очередь решается вопрос безопасности ребенка, а в такие моменты мало толку объяснять или спрашивать, что делать, когда он находится в двух шагах от опасности.

Страхи и ночные кошмары

Трехлетние дети могут быть поглощены собой — они все знают, могут все, проблема только во взрослых, которые их ограничивают. Но временами они застенчивы и напуга-

 

 

ны. Появление в незнакомом месте, встреча с незнакомыми людьми могут повлечь за собой казалось бы беспричинную застенчивость и испуг. Иногда они могут вести себя странно, а иногда бывают настолько увлечены игрой «понарошку», или фантазиями, или просто игрой воображения, что теряют грань между реальным и выдуманным.

Грета пришла в игровую комнату и стала воодушевленно играть в песочнице, составляя всех зверей в семьи. Неожиданно пробежал ветерок и пошевелил занавеску. «Кто там?» — спросила она. Когда ее спросили, что она подумала про занавеску, она ответила: «Это ведьма, она все время ходит за мной по пятам в моей спальне, а теперь она здесь». На вопрос, что же ведьма может сделать, она ответила: «Она может меня забрать». Грета недавно провела неделю в чужой семье, которая приютила ее, потому что папа работал за границей, а мама должна была срочно лечь в больницу для удаления аппендицита, поэтому за ней больше некому было присмотреть. После этого Грета стала напуганной и застенчивой. К счастью, Грета делилась своими страхами и волнениями, но она все еще оставалась пугливой и беспокойной какое-то время.

 

 

С Джеймсом в детском саду творилось что-то неладное, потому что он все время задирался с другими детьми. Когда его об этом спрашивали, ничего вразумительного он ответить не мог. Оказалось очень интересным посидеть и понаблюдать за действиями Джеймса. Он подходил к ребенку, чтобы поучаствовать в игре, но ребенок отворачивался, и Джеймс, несчастный, уходил прочь. Когда двое ребят, поглощенные игрой, засмеялись, Джеймс подошел к ним и стал задираться. На вопрос: «Почему ты ударил их?» — он не смог ответить, однако сказал «да», когда его спросили: «Ты подумал, что они смеются над тобой?»

Дети ведут себя по-разному, когда боятся. Грета могла рассказать о своих страхах, Джеймс — нет, он только действовал. Всегда полезно помочь ребенку облечь его страхи в слова, чтобы он осознал, что реально, а что нет, а потом преодолеть страхи, будь то посредством беседы со взрослым или в общении со сверстниками, если ребенку ближе к четырем годам.

Трехлетние дети могут бояться вполне реальных вещей, как-то оказаться брошенными, потеряться, ходить на плавание в бассейн

 

 

и пр. Подчас необходимость пойти в известное ему место, такое как детский сад, вызывает в нем аллергию. Возможно, ребенок нездоров — приближающаяся простуда, сухое горло, но может быть и ощущение того, что он сыт по горло этим детсадом и видеть его больше не может. Если Вы на какой-то срок откажетесь от всяких занятий и договоренностей встретиться и поиграть, то тем самым предоставите возможность ребенку восстановить свою прежнюю уверенность.

Кошмары ночью пугают и родителей, и детей. Если ребенок пробуждается со всхлипами, чем-то напуганный, то порой бывает трудно его успокоить, поскольку он может испугаться взрослого, пока до конца не проснется. Только что проснувшемуся и выскочившему из постели родителю трудно будет успокоить испуганного, враждебного ему ребенка, но, тем не менее, малыша следует взять на руки, даже если он сопротивляется или испуган, и постепенно ребенок придет в себя. Если же потом он станет за вас цепляться и отказываться от своей постели, то следует нежно, но твердо настоять на своем, если, по-вашему, наступил подходящий момент.

 

Некоторые трехлетние дети способны описать свой сон или кошмар, другие не могут. Мишель: «Страшилище хотело меня съесть», Дамьен: «Папа гонялся за мной с длинной палкой», Мэри сказала: «Я не помню» и заплакала, говоря что напугана. Если Ваш ребенок пересказывает свой кошмар, важно терпеливо выслушать его, даже если Вам самим нестерпимо хочется поспать. Кошмары обычно обозначают, что ребенок чем-то обеспокоен или расстроен, поэтому не помешает, если Вы потратите с ребенком какое-то время днем, чтобы попытаться понять, что может явиться причиной расстройства.

Независимость

Независимость — область, затрагивающая много проблем. Детей надо поощрять к принятию ответственности за простые вещи, передавать сообщения, выглядеть знающим. Тем не менее необходимо признавать, что их возможности ограничены, дети могут забыть, отвлечься, растеряться или запутаться. Вы-

 

 

полнить небольшое задание в допустимых для него пределах доставляет трехлетнему малышу огромное удовольствие. К сожалению, как правило, небезопасно отпускать ребенка одного на улицу, но с помощью взрослого он может помочь выбрать товары с магазинных прилавков, держать в руках небольшие суммы денег, помогать выгружать и раскладывать покупки. Наиболее важным является подстегивание его к независимости в плане собственного тела и собственных потребностей. Некоторые трехлетние начинают самостоятельно пользоваться туалетом по малой нужде, хотя временами им может понадобиться помощь, чтобы справиться с одеждой. Трехлетние обычно стремятся есть самостоятельно, иметь право голоса в выборе еды и одежды. Большинство детей быстро учатся тому, как включать и выключать телевизор или видео, важно, чтобы родители решили, какие программы подходят ребенку, а какие нет. Детям нельзя позволять смотреть любые ТВ или видеопрограммы только потому, что ребенок умеет включать телевизор. Не так просто позволить ребенку, чтобы он постепенно все больше и больше переходил на самообслуживание, ведь частенько самим нам

 

 

сделать что-то надежнее и быстрее. Но трехлетний уже должен идти на риск, контролируемый взрослым, в этом возрасте уже есть необходимость принимать вызов, чтобы приобрести новые навыки. Все это начинается с трех лет.

С детьми этого возраста возникают известные трения, но это вовсе не значит, что кому-то известно, как при таком противостоянии поступать. Чаще всего в обиходе имеется ряд решений, и родитель чувствует себя сбитым с толку: делать ли то, что сам думаешь, то, о чем говорит книга или что советуют многочисленные родственники?

Наиболее разумным и важным представляется делать то, что ближе Вам и что Вы уверенно сможете довести до конца, но не забыть при этом взвесить все за и против. В таких сложных ситуациях просто преступно действовать сгоряча, найдите время подумать.

Мэнди — расторопная и смышленая девочка, которой скоро исполнится четыре года. Собираясь в игровую группу она всегда, исполненная решимости, надевала из одежды то, что хотела сама, пододвигала стул, открывала входную дверь и по утрам самостоятельно туда отправлялась. Мама Мэнди ча-

 

 

сто сердилась на нее за то, что та настойчиво одевала свои лучшие платья, а домой возвращалась перемазанная краской и клеем. Мама также сердилась на то, что приходилось выскакивать из дома и либо провожать Мэнди до игровой группы, либо со сценами волочить девочку домой, чтобы отправиться в подходящее время.

Мэнди вставала рано поэтому имела возможность выбирать наряды самостоятельно. Мама решила изменить такой порядок и надежно заперла шкаф, предварительно выбрав для дочки два комплекта экипировки на выбор. Это сработало, да и Мэнди, видимо, не осталась внакладе, потому что у нее по-прежнему сохранилось право выбора. Сражений вокруг одежды стало меньше. Мама решила также навесить еще одну щеколду на замок, чтобы входную дверь нельзя было открыть пока мама с дочкой не будут готовы. Мэнди очень рассердилась, стала пинать дверь и бушевать. Спустя три дня Мэнди утром играла в игрушки, время от времени спрашивая маму, когда же они пойдут. Однажды, когда входная дверь оказалась открытой, она выбежала, но затем оглянулась, не идет ли мама, и так ждала ее на обочине, пока та не подош-

 

 

ла и не сказала что все нормально, и лишь после этого перебежала улицу.

У Питера всегда начинались сражения, когда его укладывали спать. Либо это приходилось на самый разгар его игры, либо на увлекательнейший момент программы ТВ или видео. Никак не получалось уложить его в постель гладко и мирно. Родители решили с ним побеседовать. Питер сказал, что ему хочется самому командовать, когда ему ложиться спать, — видимо, тогда же, когда ложатся родители. Родители категорически отказались, утверждая, что ему всего лишь три года и девять месяцев, и ему требуется больше сна. Они в конце концов договорились, что после чая, перед тем как он оказывался увлечен очередным занятием, они каждый раз совместно будут решать, во сколько ему надо будет отходить ко сну. В зависимости от телевизионной программы они решат, на каком месте будут стоять часовые стрелки в тот момент, когда ему надо будет укладываться. Поначалу Питер злился, но, так или иначе, в семье придерживались разработанного плана. Питер был участником обсуждения и имел возможность заявить о том, чем ему хотелось заниматься в этот вечер — смотреть телеви-

 

 

зор или играть, причем время устанавливалось так, чтобы по возможности удовлетворить и его потребности. Вскоре Питер привык к новому распорядку и в большинстве случаев самостоятельно ложился спать и просыпался бодрым и веселым.

Сон и прием пищи:

Сон

Одно дело — уложить Вашего трехлетнего ребенка спать, и совсем другое — как он будет спать. Большинство детей за день настолько устают, что крепко спят в течение всей ночи. Помимо детей, переживающих ночью кошмары, о которых говорилось несколько выше, есть дети, которые не могут заснуть, другие — встают очень рано, третьи — и посреди ночи, в два часа, похоже бодрствуют. Нарушение сна — это, как правило, очередная фаза развития, риск же заключается в том, что это может превратиться в привычку. Детей надо поддерживать в том,

 

 

чтобы они оставались в своей комнате. Они могут играть, но время для сна — это не время для того, чтобы слоняться по всей квартире. На случай, если у ребенка жажда, рядом с кроваткой должна стоять чашечка с напитком, если ребенку надо в туалет, то это должно быть по возможности ближе.

Джулия каждое утро сама вставала около 6 часов, ходила в туалет, а потом возвращалась к себе в комнату. Рядом с постелью были ее игрушки и кассетный магнитофон с записями рассказов. Этим она довольствовалась до 6.45, когда начинал звонить будильник у родителей. Она всегда любила пересказывать услышанный с магнитофона рассказ, пока родители одевались.

Дэниэл ложился спать около восьми часов вечера и засыпал за считанные минуты, но однажды после скандала, происшедшего между родителями, он некоторое время полежал, а затем свалился с постели. Для первой ночи это показалось достаточно искренним, родители поняли, что он, видимо, проверял, здесь ли они. Но так продолжалось в течение двух последующих недель. Родители поняли, сколько, должно быть, тревоги доставила эта ссора сыну. Позже они объяснили Дэниэлу, что им известно, насколько он был испуган

 

 

их угрозами уйти из дома, но они на самом деле не собирались этого делать, просто они оба сердились и были расстроены. Поэтому Дэниэлу вовсе не надо каждый раз проверять, здесь ли они. И если они собираются куда-то уйти или прийти позже, они ему об этом скажут. Далее они рассказали, как могли бы помочь ему укладываться в постель и больше не падать. Дэниэл попросил оставить ночник включенным, и они согласились. Они поговорили об игрушках, прежде чем оставить его одного, рассказали ему историю на сон грядущий. Мальчик попросил дать ему послушать рассказ, записанный на магнитофон. Папа и мама не возражали. В этот вечер Дэниэл лег в постель после того, как ему прочитали рассказ, потом включили магнитофон, свет оставили включенным, а дверь — открытой. Через двадцать минут, когда папа заглянул к сыну в комнату, Дэниэл крепко спал.

Позднее засыпание и ранний подъем могут оказаться трудноразрешимой проблемой, но если Вы к ней относитесь как к задаче вполне реальной и выполнимой, то трудности преодолимы. Важно также никогда не упускать из виду то, что сон должен быть здоро-

 

 

вым и крепким, и пытаться ненавязчиво поощрять такой образ жизни в Вашем ребенке.

Питание

Как правило, трехлетние едят все. При удобном случае они могут натрескаться бисквитами, сладостями или пирожными, поэтому их питание должно быть под контролем.

Наиболее распространенная проблема в плане приема пищи — это если ребенок капризничает во время еды, ест неохотно. Причиной этому может быть то, что он вовсе не голоден ввиду свободного доступа к сладостям и печенью, либо он просто малоежка. Возможно, таких малышей надо кормить меньше, но чаще. Некоторым детям отдельные продукты совсем не нравятся: рыба, яичный белок, зеленые овощи за исключением гороха. Такие продукты им следует подавать в небольших количествах.

Линде было уже чуть больше трех лет, когда она вместе с мамой и папой поехала в длительную поездку на машине к папиным

 

 

родителям. Они жили в трехстах милях и не видели Линду с ее шестимесячного возраста. Они были взволнованы, как и Линда. Но путь был длинный, и к моменту прибытия Линда была очень уставшей. Бабушка наготовила всяческих угощений, и папа с мамой наслаждались. Увлеченные разговором, никто из взрослых не обращал особенного внимания на девочку. Подали ягнячьи отбивные, и все принялись есть. Линда нацепила на вилку котлету, разломила ее, повозила кусок по тарелке, положила наконец его в рот и тут случайно поранила десну попавшейся в котлете косточкой. В конце концов блюдо оказалось на полу. Собака тут же котлету съела, а Линда захныкала. Взрослые не сразу поняли, что же произошло. Ей предложили еще котлету, но она наотрез отказалась. В конце концов, она съела рыбную палочку и ушла спать. Только через несколько недель ее уговорили попробовать кусочек ягнячьей отбивной, до этого она рыдала лишь при виде котлеты.

Хэмиш постоянно отказывался есть, когда перед ним ставили блюдо, он просто размазывал еду по тарелке. Он был слабым мальчиком, но живым и энергичным, поэтому серьезных опасений не было. Маме было из-

 

 

вестно, что он любит навещать пожилую даму, живущую в соседнем доме, и последнее время участил свои визиты. Он пролезал через дырку в заборе, и она всегда радостно его приветствовала. Хэмишу было уже около четырех и он посещал детсад. Обычно он заходил к соседке после возвращения из детского сада до того, как мама подавала еду. Маме стало любопытно и однажды она вместе с сыном зашла к соседке. На кухне за входной дверью стоял маленький столик и стульчик, а на столе — аккуратная горка из четырех кремовых бисквитов и упаковка мармеладных конфет. Хэмиш направился прямо к столу, сел, поглотил большую часть и запил это большой чашкой апельсинового сока. Мама почувствовала раздражение — обед она готовила впустую, но ведь, с другой стороны, старая дама испытывала удовольствие от визитов мальчика. Мама решила ничего не говорить, а на досуге обдумать ситуацию. Позднее она предложила соседке приходить к ним в гости, где та могла бы посмотреть на девятимесячную сестренку Хэмиша. В этом случае Хэмиш после детсада будет сначала обедать дома, а потом навещать соседку. Это предложение сработало, и мальчик обедал хорошо. Через некоторое время мама заметила,

 

 

что Хэмиш после еды, уходя к соседке, нередко берет книжки. Хэмиш объяснил, что они вдвоем читают рассказы. Мама улыбнулась и отдала ему с собой из библиотеки только что купленную книгу.

Иногда дети настолько капризничают, что и в самом деле получают недостаточное количество пищи и теряют в весе. Это уже повод для беспокойства, и следует обратиться за советом к специалисту. Также необходима консультация с компетентным лицом, если Ваш ребенок ест такие необычные вещи, как уголь.

Приучивание к туалету

Большинство трехлетних детей обладают навыками не «делать в штанишки», однако от случайностей никто не застрахован. Если ребенок все еще писается или обкакивается, то родителей это приводит в замешательство и огорчает, но будет лучше, если Вы, по возможности, просто его переоденете и продолжите Ваши дела. Если ребенок постоянно де-

 

 

лает под себя, то нелишне обратиться к специалисту. Многие дети начинают себя контролировать позже, некоторые не добиваются полного контроля до пяти-шести лет и даже больше. Как правило, это происходит у детей, живущих в семье, и, может показаться, что это свидетельствует о задержке в нормальном развитии, однако это означает лишь то, что ребенок несколько поотстал в этой области.

Мэтью, трех с половиной лет, был огорчен — он опять намочился. Дети в игровой группе называли его вонючкой и смеялись. Воспитательница рассказала маме о его огорчении. Мать решила обратиться к терапевту, который, исследовав мочу, сказал, что повода для беспокойства нет. Она также припомнила, что всего месяц назад мачеха мужа шутила по поводу таких же «случайностей», происходивших с ним и его братом в довольно большом возрасте. Врач подтвердил, что такое случается и может быть передано по наследству, поэтому нужно лишь ждать и надеяться. Мэтью перестал писаться, когда ему было почти пять лет, он сказал однажды маме: «Сейчас, кажется, совсем просто ходить в туалет, и могу сходить, когда мне хочет-

 

 

ся». Он был очень горд собой.

Если ребенок, казалось, уже научился «не делать в штанишки», и вдруг снова начинает писаться и какаться, может быть полезным попытаться вспомнить, когда рецидив произошел. Частенько подходящей причины не находится, но иногда это может быть спровоцировано появлением в доме новорожденного, смертью бабушки или дедушки, громкой перебранкой родителей. Причиной может также стать начало посещений детсада. Ребенок может быть расстроен, однако выразить это словами он часто не в состоянии.

Мама Дафнии удочерила девочку. Дафния и ее старший брат знали, что папа с мамой взяли малыша, потому что хотели вырастить и воспитать его, ведь еще так много детей, которых некому любить и о которых некому заботиться. Поначалу Дафния отнеслась к этому спокойно, но малыш стал везде ползать, двигать игрушки и разрушать игры. Дафния стала мочиться, хотя не делала этого уже около года. Когда ее просили, она была очень аккуратной: «Мама очень занята с Софи — она ее кормит, одевает чистые подгузники, а когда писаюсь я, мама подходит ко мне и надевает чистые трусики, разговарива-

 

 

ет со мной, она не с Софи». Мама Дафнии решила ежедневно уделять ей какое-то время и читать рассказы, и скоро «случайности» прекратились.

Случается так, что, кажется, ребенку ничего не помогает. Родители сердятся, расстраиваются, чувствуют себя беспомощными. Может даже показаться, что ребенок нарочно делает так, чтобы унизить их и показать им их же несостоятельность. Если на самом деле кажется, будто ситуация выходит из-под контроля, Вы близки к конфликту и вот-вот потеряете терпение, лучше обратитесь к кому-нибудь за советом.

Вышеизложенное относится к трехлетнему уровню развития ребенка, когда трехлетний ребенок проводит все больше времени вне пределов дома, и уже другие взрослые могут оценить, насколько Вы, папа или мама, преуспели в качестве родителей. Вы чувствуете себя не в своей тарелке, потому что Вас как бы оценивают в зависимости от поведения Вашего ребенка, и вердиктом может быть «успех» или «неудача». Ребенок прекрасно улавливает эти Ваши сомнения и может вести себя исключительно хорошо, но у ребенка мо-

 

 

жет что-то не получиться, и у него, напряженного и обеспокоенного, могут появиться вспышки неоправданной злости, он может быть больше подвержен страху, может быть приставучим, у него возникнут проблемы с приемом пищи, он чаще, чем обычно, станет «делать в штанишки».

Если родители не чувствуют напряжения и самоуверенны, то и дети ведут себя соответственно и с ними проблем не возникает. Чтобы не происходило, важно Вашего ребенка подготовить, подбодрить и похвалить, а по возможности — относиться ко всему с юмором и не напоминать ребенку о каких-то проступках. Если ребенок чувствует, что его любят и ценят, он будет стараться изо всех сил угодить родителям, даже, как Вам может иногда показаться, не в совсем подходящий момент.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ИГРЫ

Игра — это то, чем занят ребенок в течение всего дня. Детям можно позавидовать — ни проблем, ни ответственности, знай играй с утра до вечера. Но так ли это? То, что чисто внешне именуется игрой, на самом деле имеет несколько предназначений и предполагает целый набор определенного рода действий.

Игра может быть индивидуальной деятельностью уединенного ребенка, игра может происходить в присутствии других, хотя трехлетние дети редко играют вместе, они лишь внимательно следят друг за другом. Дети этого возраста могут кооперироваться лишь по очереди качаясь на качелях или съезжая с горки, могут также пользоваться об-

 

 

щей песочницей или тазом с корабликами. К концу третьего года они уже в некоторой степени могут играть сообща, делясь игрушками, играми и подчас идеями. Игра сама по себе состоит из ряда действий, каждое из которых вносит свой вклад в развитие ребенка. Но, пожалуй, самое важное в игре это то, что ребенок погружается в реальный, а с другой стороны — выдуманный мир.

ШЕЛЕСТ ВЕТРА В ИВАХ

Глава первая

Крот не слышал как заговорил Крысенок. Поглощенный новой жизнью, в которую он только-только вошел, одурманенный искрением, журчанием, ароматами, звуками, светом солнца, он опустил лапку в воду и предавался своим неисчислимым мечтаниям.

Глава седьмая

Крот стоял недвижимый, захваченный мыслями, как если бы он неожиданно пробудился от прекрасного сна и мучительно, но напрасно вспоминал этот сон, от которого остался лишь едва уловимый привкус прекрасного, едва уловимый. Он стоял до того момента, пока и этот привкус не раство-

 

 

рился, как иной раз пробуждающийся с горечью вынужден принять отрезвляющий душ реальности со всеми ее заботами. Поэтому Крот, на какое-то время окунувшийся в свои воспоминания, с досадой тряхнул головой и побрел за Крысенком.

«Шелест ветра в ивах» — рассказ о воображаемом мире, в котором Крот мечтает, воображает, перевоплощается настолько, что уже и сам теряет грань между реальностью и вымыслом, а вслед за ним — и читатель.

Дети любят, когда им читают книги, и сами постепенно приобретают эти навыки. В зависимости от содержания, прочитанный материал может быть обучающим, подражательным, развивающим творчество или фантазию. Устная речь позволяет ребенку развивать свое собственное воображение, создавая в мыслях сценки, людей, звуки и запахи, а способность к воображению — это ценнейшее качество. Программы радио и магнитофонные кассеты тоже хороши, но в них отсутствует притягательная близость к читающему. Без сомнения, дети проводят много времени у ТВ экранов. Программы также могут быть обучающими, подражательными, развивающими

 

 

творчество или фантазию, но творчество и фантазия оказываются вторичными, поскольку содержание программ является художественным вымыслом автора, это не продукт детского мышления, и поэтому в меньшей степени способствуют их развитию. Ребенок может многому научиться, смотря телепрограмму или видео, но он остается лишь наблюдателем и получателем информации, а не участником пусть даже выдуманных событий и пусть даже в качестве наблюдателя.

Родители Дина были обеспокоены тем, что сын проводил очень много времени, смотря телевизор или видео и говорил о любимых им персонажах как о вполне реальных людях. Они жили в многоэтажном доме, и мальчику негде было играть, как только в их малогабаритной квартире. В три с половиной года Дину предоставили место в детском саду. Дин и родители очень беспокоились, но уже к концу первой недели Дин был жизнерадостен и полон энергии. Он рассказывал родителям о своих новых друзьях и мог без конца и подробно пересказывать содержание всех игр, в которые он играл. Повсюду были чудища, драконы и ведьмы. Каждый раз он был горд, когда приносил оттуда свой рису-

 

 

нок, аппликацию или вырезанную картинку. Дома он весьма настойчиво повторял, что же он делал с картонными коробочками, трубочками, бумагой и красками. Совершенно неожиданно домашние игрушки, которые его раньше не интересовали, приобрели для него большое значение, так же как рулоны бумаги, грифели и все ящички от инструмента. Беспокойства родителей как не бывало, у Дина всегда находилось какое-то занятие, и он стал проводить намного меньше времени у экрана телевизора.

Всем детям необходима подражательная игра, когда они получают возможность самим воспроизвести, иногда неоднократно, события из реальной жизни, сценки из книги, свои мечтания и представления. Это могут быть мама и папа, больница, детсад, самый популярный мультфильм, супергерои. Значимость такой игры в том, что ребенок пытается отработать различные исходы событий и, возможно, сможет рассказать другим детям или взрослым о том, что же происходит.

Творческая игра имеет первостепенную значимость для всех детей, они с удовольствием калякают на бумаге выпачканными краской пальцами, лепят из глины, строят из

 

 

песка, выдумывают игры с куклами и другими предметами домашней утвари. Они могут задействовать картонные коробки, столы и одеяла для сооружения берлоги или своего дома.

Творческая игра легко переходит в игру фантазии. У ребенка существует необходимость убегать в мир, неподвластный реальности и рационализму. Игра фантазии начинается там, где ребенок начинает играть в выдуманные им самим образы. Находясь одной ногой в мире реальности, а другой — в придуманном мире, мире мифов и легенд, кажется, будто ребенок попал в некое промежуточное пространство. Будучи в этом пространстве, дети полностью оказываются поглощены властью фантазии. Это пространство крайне необходимо детям для исследования самих себя и силы своего воображения. Но чтобы расстаться с этой игрой им требуется какое-то время, поэтому их следует заранее предупреждать о том, что их игра истекает через пять или десять минут, чтобы у них был маневр для выхода из игры и возвращения в настоящий, рациональный мир. В какой-то степени такая игра сродни мечтаниям и грезам.

 

 

Наиболее частый вид игровой деятельности — это обучающая игра, то, что весьма широко поощряется родителями в игровых группах. Дети должны быть заинтересованными, они должны какое-то время пребывать в напряжении, но им нужно и время, чтобы расслабиться. Игрушки для трехлетних типа «Смотри и твори», такие как почтовый ящик, нанизывание бусин на нить, уменьшающиеся пирамидки, ручки от молотка — все они задействуют глаза и руки ребенка. Конструкционные игрушки типа Дупло, Лего, большие пластмассовые или деревянные строительные блоки и некоторые наборы Лего, которые надо собирать в определенной последовательности, способствуют привитию навыков координац



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: