ЧТО-ТО ВРОДЕ РОДНИКА ЖИВОЙ ВОДЫ




ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я. КУПАЛЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЛЕТНИХ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЯХ

Методические материалы у спецкурсу

"Педагогика временных детских объединений"

 

Гродно, 1994


ББК 74.22

И. 32

Составитель: А.А. КАРДАБНЁВ, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры

педагогики ГpГУ

Рецензенты: П.Р. ГАЛУЗО, доцент кафедры педагогики ГpГУ

В.С. БОГОСЛОВСКАЯ, доцент кафедры педагогики ГpГУ

Из опыта работы летних лагерей: Методические рекомендации по спецкуpсу "Педагогика временных детских объединений"/ Сост. А. Кардабнев. -Гродно, 1994.- 90 с.

Рассказывается об отечественном и заpубежном опыте pаботы летних детских лагеpей. Раскpываются pазличные подходы, соде- pжание и методы педагогической деятельности в летних вpемен- ных объединениях. Рассказывается о том, как за недолгие дни лагеpной смены оpганизовать полноценную жизнедеятельность летних объединений детей, об умении педагогов находить путь к сеpдцам детей, увлекать их полезными и интеpесными делами.

Для студентов, пpоходящих летнюю воспитательную пpактику, pуководителей и педагогов вpеменных детских объединений.

Обсуждены и pекомендованы к печати на заседании кафедpы педагогики N 6 от 17 декабря 1993 года.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Много лет назад я впервые работал в детском летнем оздоровительном лагере (правда, в то время они назывались проще - пионерскими). Работал по своему желанию и, соответственно, с увлечением, был юн и по хорошему максималист. старался проводить со своими воспитанниками интересные, непривычные и полезные дела. А приехав тем летом из лагеря, твердо решил, что в следующем году непременно поеду вновь.

Мои старшие товарищи, имевшие большой опыт работы в лагерях, посоветовали мне почитать литературу, рассказывающую о том, как работать с детьми в летних лагерях. Кое-какие книги, скрипя сердцем, они дали мне сами (подобная литература всегда дефицитна). К своему удивлению и даже разочарованию я узнал, что в стране (тогда еще достаточно большой) кроме меня работали в детских лагерях тысячи энтузиастов- педагогов. среди них было большое количество талантливых, совершенно неординарных, преданных детям педагогов. Оказалось, что за десятки лет эти энтузиасты понапридумывали и внедрили в практику лагерей массу прекрасных идей, программ, творческих дел.

От этого мне стало чуточку грустно... Я понимал, что дотянуться до многих из них мне будет очень тяжело. То что я пытался

сделать на педагогическом поприще, как оказалось, давно делали

другие, и, видимо, лучше меня.

Позже я понял, что разобраться в особенностях функционирования и жизнедеятельности летних детских лагерей сложно даже многоопытным школьным педагогам - они порой беспомощны в подобных временных детских объединениях, которые представляют собой своеобразное королевство "Кривых зеркал": чрезвычайно высока концентрация всех психолого-педагогических процессов во времени и пространстве, очень большие возможности для развития различных свойств детей и педагогов. По сути, подобные детские объединения представляют собой педагогический феномен, в которых педагогическая деятельность протекает по особым, присущим только им, законам.

По этой причине важно не только научное исследование временных детских объединений как специфического педагогического объекта, но и тщательное изучение опыта педагогической деятельности в них. Его освоение и использование позволит менее опытным педагогам сделать свою работу в лагере более эффективной и pадостной.

В прежние годы, лагерь исправно служил целям унификации человеческой личности. Ребёнка "оздоравливали" привесами, словно он был "хрюшей" на передовой свиноферме. Ему предоставлялся стандартный, почти одинаковый набор мероприятий для всех лагерей, непременно массовых. Жизнь лагеря строилась либо по образцу и подобию школьной, либо педагоги наивно (или лицемерно) полагали, что хоть летом ребёнок должен вдоволь пожить без забот, отдохнуть от школы, порезвиться. Обе крайности, по сути, отражали непрофессионализм и лень "педагогов", их неумение и нежелание организовать развитие и отдых детей летом.

А лето, между тем, имеет свои законы, неподвластные нам и плохо вписывающиеся в педагогические каноны. Оно, как всегда, долгожданно, солнечно и радостно для всех детей. Оно манит и завораживает их сердца своей беззаботностью и неповторимостью. Оно - время мужания м взросления, небывалых возможностей для саморазвития. И задача педагогов - не нарушить это как минимум и организовать более разумно и целесообразно развитие ребёнка как максимум.

Нет понятия "средний лагерь" как и нет одинаковых лагерей - каждый по-своему хорош или плох. Но коренные преобразования мало их задели и это вызывает определенное беспокойство. Они оказались как бы на периферии реформаторской деятельности. А изменения в организации летнего отдыха детей нужны непременно, как свежий ветер. Верю, что их принесёте вы.

Материал, представленный в сборнике, разнообразен (некоторые статьи даны в сокращении), основан на различных теоретических подходах, написан непохожими людьми и это здорово - вы сможете выбрать то, что ближе вам. Среди авторов есть педагоги, имеющие небольшой опыт работы в лагерях (Д. Орлов, О. Лялина, Н. Богатырева), многоопытные Н. Павлова и М. Гарина, а также серьезные исследователи ВДО (но в то же время и прекрасные практики) В.Матвеев, О. Гаманин, А. Кирпичник, С. Шмаков. Калейдоскоп их опыта позволит достаточно полно узнать о содержании, формах и методах педагогической деятельности в летних лагерях, об умении педагогов находить путь к сердцам детей, увлекать их полезными и интересными делами, о некоторых путях педагогического поиска, который от лета к лету набирает силу.

В добрый путь по увлекательному педагогическому опыту!


 

Д. Оpлов

ЧТО-ТО ВРОДЕ РОДНИКА ЖИВОЙ ВОДЫ

Говорят, что ты собираешься на лето отправиться в лагерь вожатым. Это правда? Тогда рад за тебя. Выходит, что за учебный год ты не устал от детей, работы и учебы, от детских проблем, радостей, шалостей и вопросов, задаваемых ими, от шума, ими производимого, от головных болей и постоянного поиска. Да и, говоря откровенно, мы-то с тобой знаем, что тот, кому хоть однажды довелось "хлебнуть" работы с детьми, потом уже втягивается в нее надолго (если не на все жизнь), и она становиться чем-то вроде глотка свежего воздуха или родника живой воды.

Завидую тебе. У меня такой возможности не будет, а я до сих пор вспоминая вожатство как один из лучших эпизодов моей жизни. Пожалуй, я еще раз с удовольствием предамся приятным воспоминаниям и, если тебе будет интересно, поделюсь ими с тобой. Боже упаси счесть, что я собираюсь поучать тебя и давать какие-то рекомендации! Да и не существует готовых рецептов приготовления "звонкого ребячьего лета". А если тебе хоть чуть-чуть пригодится мой опыт, то буду рад. Но если не пригодится, то... буду рад вдвойне, ибо это будет означать что в вожатскую палитру добавились и твои краски.

О ЧЕМ ЗАБЫТЬ?

Можно... совет (первый и последний)? Забудь на лето о том, что ты учитель в настоящем или будущем. Оставаясь в душе и по статусу представителем этой одной из лучших профессий, помни все-таки и смирись с тем, что, отправляясь в лагерь, дети хотят не только отдохнуть от города, от дома, но и от школы в том числе (и быть может в первую очередь). Да и тебе самому будет лучше "выключи" свой назидательный тон, возможные постукивания по столу (указкой или кулаком), надежду на родительскую общественность и принудиловку и перестать оценивать мальчишку или девчонку по степени старания, с каким они "обалдевают знаниями". В лагере эти номера не проходят, там совсем иная система ценностей... Так вот...

КАКОЙ ВОЗРАСТ ЛУЧШЕ

За время дороги мы успели и покричать, и помолчать, и послушать магнитофон, и уничтожить часть продовольственных запасов. Я даже, конкурируя с шумом мотора, поиграл на гитаре. Но все это получалось пока натянуто, так как основательного знакомства еще не состоялось. Немыслимо было сразу запомнить имена всех сорока моих ребят, уловить их особенности и наклонности. Пока я только присматривался к детям, а они - ко мне. Возраст мне достался (впрочем, я сам выбрал этот отряд), как принято считать, трудный и интересный - 13-14 лет...

Возможно, тебе достанется иной возраст. Это не имеет большого значения. Интересно со всеми:и с восьмилетними зайками-лапушками, и с шестнадцатилетними экс-детьми, которые все еще не расстаются с лагерем, неисповедимыми путями достают путевки и общей картины, как правило, не портят. Просто одни больше знают, а другие больше хотят знать. Одним интересен окружающий мир, а над другими уже властвует мир внутренний. Так что смотри сам, кто тебе ближе, с кем тебе проще. Не надо смущаться слова "проще": здесь не тот случай, когда постоянное преодоление трудностей полезно. Лето летит стремительно, и жаль терять время на притирку.

Я говорю "мои", "мне" не от ячества. Просто дело в том, что напарница Юля через неделю заболела и покинула нас, и я остался один на один с отрядом численность которого уже в первый день в результате переходов составляла сорок пять человек.

"Хочу в ваш отряд". Вот, оговорился по привычке, и ты готовься к тому, что в лагере, кроме, может быть, няничек и начальника, на "вы" тебя никто звать не будет. "Хочу в твой отряд". А кто ты такой? Парнишка довольно-таки хулиганского вида, белобрысый, с веснушками.Этакий Буратинка, только нос маленький.Взгляд, извиняюсь, наглый, и руки в карманах. Этот мне даст жизни! Выясняю, что ему лишь 12 лет. Ку-ку? Но оказывается, что в отряде его закадычный дружок, годом старше... Так вы, братцы, меня вдвоем допекать будете? Взял, конечно. А отказал бы, так лишился бы лучшего актера во всем лагере, непревзойденного хохмача и душа-человека. Но это я потом понял, а пока

... Пока я ломал голову над тем, как разместить в пятиместной палате семерых девочек, которые ни за что не хотели разлучаться.

СПИМ ПО ОЧЕРЕДИ

... говорят, незнакомый коллектив лучше всего сплачивать, найдя для него общее дело. Такое дело нашлось: получение инвентаря и телевизора. Я собрал своих добрых молодцев, они проявили незаурядную предприимчивость, "приватизировали" на хоздворе тележку и все грамотно получили. На чем и сплотились. Телевизор, правда, так и не заработал до конца смены. Но главное - участие.

Первую ночь все спали спокойно. Утром на зарядку вышли организованно. В дальнейшем, увы, спали по очереди. Либо дети, либо я. Это грустная шутка. Ибо, обеспечивая сносную тишину на нашем этаже, оберегая сон и покой остальных от энергии и изобретательности моих ребят, мне приходилось бодрствовать и спать

часа по три в сутки. И, наоборот, когда я расслаблялся и устраивал себе отбой, детки незамедлительно пользовались этим обстоятельством. И меня уже будил начальник лагеря, сурово предлагая полюбоваться достижениями бодрствующих "монстров".

Некоторые вожатые, следуя нехитрой методике, предпочитают в течение дня так нагружать детей, чтобы у тех под вечер едва хватало сил добраться до кровати и мгновенно уснуть. Я не против полезной и содержательной нагрузки (точнее, загрузки). Но что касается данного подхода к связке "цель - средства", я полагаю, что он не совсем справедлив, ибо это все же оздоровительный лагерь, а не что-нибудь иное. И не о благе вожатого нужно заботиться в первую очередь...

ЧТО НЫНЧЕ ТАНЦУЮТ И КАК БЫТЬ, ЕСЛИ?

Забавно, что "школьные" и "летние" дети имеют много общего. Например, и тем и другим единственным и доступным способом знакомства и выражения сокровенного представляется дискотека. Если дневные успехи и поведение отряда позволяли, дискотека проводилась. Я предусмотрительно захватил с собой магнитофон и кассеты. Что и тебе не помешает сделать, если не жалко. Правда, я заранее изучил коньюнктуру: что дети на данный момент времени слушают, подо что танцуют, от чего "тащатся". И вот несмотря на то, что записи у меня были самые свежие, они не очень удовлетворяли детей, требовавших либо "хеви", либо "Европу" (все описываемые события происходили в 1989 году). Но чего не оказалось, того не оказалось.

Впрочем, некоторым детям (речь веду о "своем" возрасте) уже доступны и другие способы выражения сокровенного. Однажды, влетев зачем-то в палату мальчиков, я застал там уединившихся Лену и Толю... Лена и Толя сидели на кровати и целовались. Не знаю, как бы я отреагировал на подобную ситуацию в стенах школы, где вместо кровати была бы парта (и вообще, в школе такое трудно представить). А тут я смутился не меньше влюбленных - в их возрасте это определение будет наиболее верным - и, сказав "пардон", ретировался. Но это еще что...

Как-то раз во время ночного обхода, опять же в палате мальчиков, я на время лишился дара речи, увидев Наташу в кровати Максима. Правда, сам Максим сидел на соседней, да и Наташа, судя по одежде, команду "отбой" проигнорировала. Тут ко мне вернулась речь и... Черт его знает! Скорее подсознательно, я почувствовал, что этот пассаж имел место не эротики ради, а потаенной душевности для. Поэтому я разоряться не стал, а просто продублировал команду "отбой". Может, надо было поступить по-другому, и ты поступишь более правильно, если вдруг выпадет на твою долю подобное зрелище. А вот (это из цикла "Бывает и такое") вожатый первого (самого старшего) отряда мне поведал - хочешь верь, хочешь нет

- вообще жуткую вещь. В одну из ночей к нему в комнату вошла его шестнадцатилетняя воспитанница, чего греха таить, в одних трусиках. То ли ей самоутвердиться захотелось, то ли влюбилась и голову потеряла, то ли еще что-то. Вожатый спасся. Причем сделал это благородно, отправив девочку спать, не нанеся ей при этом морального ущерба.

И уж коли речь зашла о морали... Мой воспитанник Леша дождливым вечером пришел в корпус красным с лица, а через некоторое время удалился и вернулся уже зеленым. И разумеется, мокрым от странных прогулок под дождем. Потом он поделился со мной своими определенными опасениями, после чего я подумал, не занести ли его в книгу рекордов лагеря. Оказывается, четырнадцатилетний акселерат умудрился в одиночку где-то достать и уговорить бутылку сухого. Со всеми вытекающими из организма последствиями. Лучше бы он, конечно, поделился со мной сухим, а не опасениями. Но я зла не заимел на него из-за этого...

Предвосхищаю твой вопрос: случаев детской наркомании на моей памяти не было. И не сочти, что меня потянуло на рассказы про "чернуху". Это просто как иллюстрация к детской песне, которой я тебя напутствую и в которой есть такие слова: "Будь готов всегда, во всем. Будь готов ты и ночью, и днем..."

ТРИ КИТА И МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ

Три кита лагерной действительности - это самодеятельность, спорт и полезный труд. По идее, они должны развлекать и развивать. И как бы удачно ни был составлен общелагерный план мероприятий, то, как он будет реализован, зависит от отрядного вожатого. Именно ему, если он не довольствуется ролью пастуха, приходиться много изобретать, придумывать. Например, нашим "коньком" была самодеятельность. И мне, и моим ребятам это нравилось больше всего. Такое вот удачное сочетание интересов и склонностей. Мы собирали всевозможные призы и грамоты - за КВНы, конкурсы и т.д.

Спортивные достижения у нас были скромные. Но когда наши мальчики сражались на футбольном поле, девочки непременно бросали все свои занятия и шли поддерживать их. А мальчишки болели за наших девочек, когда те играли в пионербол. Ну, конечно, это привилось не сразу, но я тактично подсказал и тем и другим эту идею, и потом уже никого не приходилось агитировать и объяснять, почему взаимная поддержка, хотя бы в таком варианте, является признаком настоящего коллектива и человеческой атмосферы в нем.

Полезного труда мы не гнушались. Но зачастую он был бесполезным, как это случается и в школах, и в лагерях. И в этом случае лучше не лицемерить, не доказывать в угоду начальству (ребятам), что черное - это белое. Помню, однажды решили нас бросить трудовым десантом на подготовку помещения дискотеки. Все настроились на работу, но вдруг выяснилось, что танцевать будут только два старших отряда, а наш в числе остальных в то же время пойдут на "боковую". Мы тут же и пошли. Не на "боковую", а в лес. Бунт? По-моему, справедливость.

Наказания... Знаешь, в лагере главный вид наказания - это наказание трудом. Провинился - собери фантики, вымой пол и т.д. Что касается меня, то я отказался от этой методы. Все наши семьдесят с лишним лет - это наказание трудом, и не потому ли мы имеем сейчас такую экономику? Вообще, арсенал вожатских наказаний богат. Перечислением заниматься не стану: ты сам со временем узнаешь, что к чему, а что ни к чему... А мне вспоминается только хорошее.

Вспоминаю, вспоминаю... Вечера с гитарой. Дружный отпор агрессивным местным. День именинника. Юморину. Всего, конечно, не вспомнишь сразу, обо всем не расскажешь. И еще очень отчетливо сохранился в памяти момент когда в прощальный день, уже в Москве, уходил с родителями последний паренек из моего отряда, и я долгодолго смотрел ему вслед, будто переворачивал в душе страничку некоего календаря.

Но ты пока этого не вспоминаешь. Да и не этого момента ты ждешь. До него еще далеко. Как далеко до воспоминаний и до того, что им будет предшествовать. И я желаю тебе поскорее дождаться лета, встретить его во всеоружии и быть для него не случайным человеком. Желаю удачи!

-Ступени. -1991. -N 2. -С. 36-38.

От составителя:

1. Автор этой статьи имеет небольшой опыт работы в лагере, не все его позиции бесспорны (попробуйте определить какие!). Но это даже хорошо - ведь вы тоже в лагере будете работать впервые, а потому изложенный материал (да и стиль его подачи) будет вам близок и понятен.

2. Не могу согласиться с тем, что вас дети будут непременно называть на "ты". Как вас будут называть дети, зависит от многих причин - возраст детей, их воспитанности, традиций лагеря, вашего желания. Но желательно, чтобы подростки называли вас по имени, но непременно на "Вы" или по имени и отчеству, но на "Ты". Не правда ли подобный компромисс более приемлем.

3. Оцените, конфликтную ситуацию, возникшую из-за отстранения отряда от участия в дискотеке, несмотря на то, что он готовил к ней помещение.

4. Как бы вы поступили, если стали бы свидетелем (или невольным участником, как описано в одном из эпизодов) ночных похождений воспитанников.

5. Определите основные трудности, с которыми столкнулся автор статьи во время работы в лагере.

А. Кирпичник

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ

Чего ждут от лагеря мальчишки и девчонки? Особенно те, что приехали сюда впервые.

С одной стороны, новая обстановка, новые знакомые, а может быть, и друзья, постоянное общение со сверстниками. Все это, конечно, привлекает подростков, вызывает у них приподнятое настроение, радужные ожидания. С другой стороны, лагерь это серьезное испытание. Ведь приходится входить в новый коллектив, перестраивать привычный образ жизни, согласовывать свое поведение, свои привычки, свои интересы, стремления с законами и режимом лагеря. Внимательный глаз вожатого заметит напряженность, тревожность, у некоторых ребят совершенно открытую, у других тщательно маскируемую внешней бравадой, непомерной шутливостью, излишней разговорчивостью, у третьих, едва заметную за некоторой сухостью, деловитостью... Что кроется за ожидающими, доверчивыми, напряженными глазами детей?

Перед нами несколько девочек. Подтянутые, аккуратные, внимательно выслушивают все, что говорят педагоги, с готовностью выполняют любую просьбу, строговато посматривают на своих новых товарищей по отряду. В школьной дружине они члены совета отряда.

Белобрысый мальчишка, тощий и слабый на вид, демонстрирует соседям по спальной комнате секреты каратэ. Возможно, он действительно в этом что-то смыслит, а может, узнал кое-что от старших и спешит поделиться своими познаниями.

В беседке группа девочек оживленно обсуждает недавно просмотренный кинофильм. Особенно выделяются две: какие бы мнения ни высказывались, они тут же опровергают их, явно демонстрируя свою независимость и самостоятельность. Рядом, ни к кому не присоединяясь, о чем-то глубоко задумавшись, сидит на скамейке девочка с косичками. В лагерь ее провожала вся семья: мама, папа, бабушка и маленький братик...

Происходит естественный процесс установления контактов, поиск близких по духу друзей, вхождение в зарождающийся коллектив. Проводится своеобразная разведка: кто они, новые товарищи, как они меня примут? Складываются отношения. Каждый стремится занять в этих отношениях достойное для себя место. Наверняка те аккуратные готовые выполнить любое поручение взрослых девочки-активистки желают стать членами выборного самоуправления. Мальчишка-"каратист" надеется быть принятым в мужском сообществе. "Знатоки киноискусства" рассчитывают на лидерство среди девочек. Одиноко сидящая на скамейке девочка не знает, как выйти на контакт, и потому все ее мысли о том, "как хорошо и легко было дома, каково-то будет здесь?".

А действительно, как будет здесь? На базе каких интересов объединятся ребята в дружеские группы? Какие отношения установятся между мальчиками и девочками? Какие лидеры будут верховодить в отряде? Может ведь стать лидером у мальчишек кто-нибудь из обладающих физической силой, умеющих пользоваться ею для подчинения других своей воле и подавляющих всякое неугодное ему поведение. Может произойти так, что заряженные эгоизмом и черствостью девочки самим отношением к другим создают такую обстановку, при которой девочка с косичками будет до самого окончания смены чувствовать себя одиноко.

Чтобы этого не произошло, вожатому нужно с самого начала чутко и внимательно вслушиваться, всматриваться, вживаться в происходящее в отряде. Первой его заботой должно стать построение таких отношений, чтобы каждый чувствовал, что он нужен отряду, а отряд нужен ему, чтобы каждый стал для отряда интересным, незаменимым человеком, чтобы каждому было комфортно в новом коллективе. Располагает ли вожатый возможностями не просто вмешиваться в стихийно складывающиеся отношения симпатий-антипатий, но в известной мере и управлять этими отношениями? Не только располагает, но и обязан эти возможности использовать. Как это лучше всего сделать? Наши советы обращены к тем, кто приехал в лагерь в качестве вожатого, воспитателя.

Прежде всего, постарайтесь оградить себя от предубеждений по отношению к каждому из вошедших в отряд ребят. Получая при заезде информацию от пап и мам, школьных педагогов, из возможных характеристик и анкетных данных, не спешите уверять себя заранее, что школьный активист наиболее подходящая кандидатура на пост председателя совета отряда, что "возмутитель спокойствия класса" непременно станет виновником всех неблагополучий в отряде, что "тихоня" - потенциальный пассив, неспособный участвовать в жизни отряда. В моей памяти ярко запечатлелся один случай. Было это в родительский день. Одна из мам, еще не повидав сына, расспрашивает вожатую, как он здесь, в лагере. Вожатая совершенно искренне рассказывает, как много хорошего делает мальчик, какой он активный, добрый, отзывчивый... "Не может быть. Мой сын..." Женщина уточнила еще раз имя и фамилию мальчика, но удивленная вожатая подтвердила, что именно о нем и говорит. У женщины полились слезы: "Первый раз слышу хорошие слова о своем сыне".

Детский лагерь, для иных подростков, возможно, единственное место, где можно освободиться от сложившихся в течение многих лет учебы в одном и том же классе стандартных представлений и ожиданий со стороны педагогов и одноклассников. Мальчишке, может, и хотелось иногда сменить предписанную ему роль, но всякая попытка выхода за ее пределы воспринималась его постоянным окружением как что-то противоестественное, и под влиянием устойчивого общественного мнения он продолжал играть надоевшую роль. Подобные устойчивые представления могут незаслуженно сопровождать и активистов, которые на самом деле уже не активисты и держатся в этом качестве только в силу сложившегося ранее мнения.

Постарайтесь и ребят предостеречь от того, чтобы оценить друг друга по анкетным данным да по той информации, которую могут "выгодно" подать о себе некоторые мальчики и девочки. Много раз наблюдая "огоньки"и костры знакомств в пионерских лагерях, проводимые под девизом "Расскажи мне о себе", поражаешься тому, как быстро завоевывают популярность в отряде те, кому удалось хорошо рассказать о своих "былых заслугах". Со временем эта популярность у не подтвердивших ее делами уходит, но лучше не дать ей расцвести с самого начала.

Кто есть кто - лучше всего проявится в делах, в настоящих, нужных и отряду, и лагерю, а может быть, и за его пределами. В таких делах и раскрываются истинные ценности каждого ребенка, быстрее устанавливаются отношения сотрудничества, вырабатываются совместные нормы поведения. Некоторые вожатые недооценивают эту закономерность и больше всего возлагают надежд на беседы, лекции, проводя бесконечные обсуждения на темы: "Коллектив ли мы?","Есть ли дружба в нашем отряде".

В костромском лагере комсомольского актива "Комсорг" мы провели небольшой эксперимент. В одном отряде больше заботились о формировании отношений между ребятами, учили их вежливости, внимательности друг к другу, проводили соответствующие беседы и специальные занятия, а в другом главное внимание было сосредоточено на организации совместной деятельности, учили ребят в общей работе ставить задачу, распределять силы, добиваться выполнения задуманного. В конце смены каждый мог убедиться, что второй отряд превосходит первый по своим коллективистским качествам, что в нем царит атмосфера дружбы и сотрудничества, та атмосфера, в которой каждый ребенок чувствует себя хорошо.

Но как нельзя полностью отвергать воспитательную роль бесед, лекций на нравственно-этические темы, так было бы неверно абсолютизировать любую деятельность.

До сих пор вспоминаю свою самую первую смену в пионерском лагере, куда я приехал на практику, будучи студентом второго курса пединститута. Большинство мальчишек и девчонок тогда высказались за то, чтобы у нас в отряде было побольше спортивных дел, и мы, двое вожатых, старались каждый день организовывать побольше игр, соревнований, дружеских матчей с другими отрядами и лагерями. Каково же было наше разочарование, когда уже в середине смены многим стало скучно в отряде, все труднее становилось решать вопросы дисциплины и порядка. И сейчас, наблюдая примерно такую же картину на практике у некоторых наших студентов, приходится повторять положение о том, что коллектив может сплачиваться только в общественно значимой деятельности, на делах, явно полезных для других коллективов, для лагеря, для близлежащего населенного пункта, колхоза или совхоза. Но и это не все. Сама по себе общественно значимая деятельность тоже может быть скучным занятием, если ребятам непонятен ее смысл. Если эта деятельность плохо и неинтересно организована.

И еще одно требование важно, особенно во временном коллективе. Деятельность подростков должна быть разнообразна по видам, формам и содержанию. Социальные психологи точно установили, что коллектив принимает и оценивает лишь те проявления индивидуальности личности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям его жизни и деятельности (знания, умения, способности, нравственные качества и т.д.), которые ребятам негде проявлять, остаются "немыми", по образному выражению психолога А.В. Петровского. Организуя же разнообразную деятельность коллектива, мы создаем условия для того, чтобы как можно больше качеств ребят "заговорило", стало необходимым детскому коллективу, и следовательно, создаем условия для того, чтобы каждый подросток был положительно оценен и принят коллективом, чтобы он чувствовал себя нужным в своем звене, отряде, дружине.

Отдавая первенство организации коллективной деятельности, понимая ее значимое влияние на сферу отношений ребят, вожатый не может оставлять вне поля своего внимания общение детей, его содержание и особенно складывающийся тон и стиль. Первыми помощниками в этом могут стать культивируемые с первого дня традиции и законы жизни лагерного коллектива. Замечено, что стиль общения педагогов в большинстве случаев воспроизводится в стиле общения ребят. Психологи даже придумали этому название - феномен "Эхо". Поэтому манера вожатого держаться, разговаривать, оценивать, одобрять или делать замечания играет важную роль в судьбе им же привносимых в детскую среду законов и правил общения. В связи с этим вожатому может быть полезно знакомство со специальными правилами общения, разработанными психологами и уже апробированными в ряде лагерей. Приведу некоторые из предложенных Р.С. Немовым.

- Прежде чем осудить других, постарайтесь понять и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.

- Научитесь видеть достоинства в других людях, быть искренними, сердечными и щедрыми в похвалах и одобрениях.

- Проявляйте уважение к мнениям других людей.

- Если вы не правы, открыто признайте это.

- Стремясь убедить человека, дайте ему сначала возможность выговориться.

- Начинайте беседу, в которой вы хотите кого-то убедить или переубедить, с демонстрации дружеского отношения.

- Беседуя с людьми по вопросам, в которых у вас имеются разногласия, не следует начинать разговор именно с них.

- Проявляйте искренний интерес к другим людям.

- Помните имена людей.

- Улыбайтесь людям.

- Укрепляйте у людей веру в себя.

Руководствоваться этими правилами может не только вожатый. Облекая в доступную форму, можно познакомить с ними и ребят. Так сделали в некоторых лагерях Костромской области, и это дало неплохие результаты.

Для корректировки общения, улучшения психологической атмосферы вожатый может взять на вооружение используемые во многих лагерях различные формы откровенных разговоров по типу: "Расскажи мне обо мне". Сев в кружок, лучше всего у вечернего небольшого костра, ребята говорят по очереди, что они думают друг о друге. Такая форма доверительного разговора может помочь разрешить назревший конфликт, снять гнетущее напряжение, стимулировать изменение к лучшему поведение отдельных подростков. Но может привести и к совсем противоположным результатам. От вожатого, который хочет прибегнуть к такому разговору, требуется большая осторожность, точная оценка ситуации и готовности отряда к нему, нужно умение направить разговор в доброжелательное и конструктивное русло. Следует помнить при этом психологически обоснованную педагогическую заповедь - оценивать следует конкретные поступки, а не личность растущего человека в целом.

Есть еще одна форма откровенного разговора. Педагоги костромского лагеря "Комсорг" дали ей название "Какой у нас, ребята, замечательный отряд". В основном она напоминает предыдущую. Особенность здесь заключается в том, что в адрес каждого высказываются только положительные суждения. Опыт показывает, вот такой откровенный разговор дает особенно сильный эффект в случаях, когда причиной ослабления внутриколлективных связей является недостаточная информированность членов отряда друг о друге, об отношении отряда к каждому отдельному подростку. Положительные мнения окрыляют подростков, придают уверенность в своих силах, стимулируют активность, возбуждают желание принести наибольшую пользу отряду.

...30-40 мальчишек в отряде у вожатого. В чем-то даже очень похожих друг на друга, но еще более разных, неповторимых. Любое событие в лагере и отряде по-разному отражается на их настроении. Как важно нам знать и видеть все эти "похожести" и "разности", учитывать их в своей повседневной работе, точно и вовремя определять назревающее неблагополучие, выпадение из зоны воспитательного воздействия того или иного воспитанника. Для этого вожатому нужно умение видеть отряд в целом и каждого ребенка в отдельности, чувствовать малейшие изменения в настроениях ребят. Такая наблюдательность придет к вожатому со временем, особенно если он сам чуток и внимателен.

Теперь пора вернуться к вопросу, с которого начался наш разговор, и подвести некоторые итоги. Чего же ждут от лагеря мальчишки и девчонки? Совершенно ясно, что в лагере их привлекает перспектива интересных, захватывающих дел. Они ожидают также, что в лагере станут членами доброй, приветливой семьи сверстников, в которой каждый интересен друг другу, каждый заботится друг о друге. Они мечтают о дружном, сплоченном коллективе, справедливом и красивом. Создание обстановки, отвечающей этим ожиданиям ребят, для вожатого есть не что иное, как обязательное условие, на решение которого должны быть направлены все его усилия.

-Вожатый. -1985. -N 6. -С. 14-16.

От составителя:

1. Как Вы думаете, каким образом вожатый может влиять на становление и развитие межличностных отношений в отряде?

2. Постарайтесь определить, какие возможности представляет лагерь для более широкой реализации ребенком своего творческого потенциала?

3. Подумайте, почему феномен "Эхо",описанный, автором наиболее ярко проявляется именно в детских загородных лагерях, а не, к примеру, в учебных заведениях.

4. Какие формы организации и коррекции общения, улучшения психологической атмосферы в отряде предлагает использовать А.Кирпичник вожатым.

B. Матвеев, О.Гаманин

ПЕДАГОГИКА РЕЖИМА

Режим дня. Признаемся: еще с детства живет в нас неприязнь к этим словам. "Режим дня" - увидишь, услышишь это казенно-медицинское словосочетание и повеет от него однообразием, обязательностью, возникает этакое неприятное ощущение ограничений, рамок, в которые втискивают твою свободную волю.

Нынешние ребята, как явствует из анализа их ожиданий и опасений по отношению к лагерю, тоже не жалуют режим ("там только и твердят - режим, режим, режим..."). Да, он может оказаться и таким ограничительно-запрещающим. Но бывает и другим.

7.30 - подъем.

Не хочется просыпаться летом в такую рань. Дома позволили бы подняться попозже...

В одном лагере полусонный горнист, не вставая с постели, продудел с хрипотцой в открытое окно сигнал побудки. Продудел и спит дальше... Горнист в лагере фигура особая, ему кое-где дарят поблажки. Но и другие ребята не спешат вставать. Ходят из спальни в спальню раздраженные вожатые, просят, настаивают, требуют, срываются на крик. Что-то из этого набора средств действует.

Поднялись. А впереди новая мука для вожатого - доставить отряд на зарядку.

7.35 - зарядка.

В спальне - никого, и на спортплощадке - никого. Куда подевался отряд? Поди-ка повылавливай хитрецов из укромных местечек. Но это в одном лагере, а в другом...

Вышел на солнечную полянку горнист. Он с дежурным вожатым успел уже и в реке окунуться, и зарядку сделать, и одеться по форме. Вдохнул горнист побольше свежей утренней прохлады, приподнес горн к губам - и полилась над лагерем чистая, прозрачная мелодия. Сначала мягко, негромко, а потом все более набирая звонкой силы. Затерялись где-то в лесу отголоски трубы, и ясный мальчишеский голос сказал на весь лагерь по радио: "Сегодня 27 июля, среда. С добрым утром, друзья!". И еще:

Начинаем новый день,

Прогоняй скорее лень.

Подыми, глаза протри!

На зарядку, раз-два-три!

Так диктор Сережа сказал сегодня, а завтра он подымет лагерь уже другим шуточным стихотворением.

После утреннего приветствия из всех репродукторов вырвалась стремительная, задорная утренняя песенка. Непосвященный человек подумает:"Ну, песенка и песенка, ну, веселая, ну, смешная.". А ребята знают: песенка непростая. В ней зарядка бодрости, с которой должен начинаться каждый новый день. Ровно пять минут звучит мелодия, ровно через пять мину



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: