ЭТИ АКТИВНЫЕ, АКТИВНЫЕ, АКТИВНЫЕ ДЕТИ




 

ГДЕ ВЗЯТЬ ЛИДЕРА?

Опыт ленинградцев позволяет ответить на некоторые трудные вопросы, с которыми сталкиваются многие педагоги. Первый вопрос: "Скажите, кто является лидером коллектива, и мы скажем, каков коллектив", - утверждают ученые. В теории все ясно, а на практике даже теоретически подкованные воспитатели хватаются за голову: кумирами подростков часто являются те отчаянные сорвиголовы, от которых и идут все беды. Да, по теории надо попытаться поставить во главе коллектива примерных ребят. Однако скучных праведников мальчишки и девчонки недолюбливают, а лидеры должны быть обаятельны. Им должны подражать - как подражают моде, знаменитым спортсменам и артистам...

Так можно ли искусственным путем, по воле педагогов "сотворить кумира"? Опыт ленинградцев подтверждает: можно. Здесь лидером лагеря и кумиром его в итоге становится особый коллектив: отряд Друзей.

... Лагерь ошеломил меня настолько, что отчетливо помнится лишь первое впечатление. Помню, брела по лесу наугад, отыскивая палатки лагеря. Спросить не у кого - ели да сосны. Вдруг через просеку бесшумным призраком скользнул отряд индейцев. Из ельника вышли несколько королей и королев в бумажных мантиях. "Вы к нам в лагерь? - спросила меня королева - Тогда я знаю - вы будете жить в Санкт-Петербурге."

За деревьями показались палатки... и запестрело в глазах: 200 мальчишек и девчонок в самых невероятных костюмах из бумаги носились в разных направлениях по своим сверхсрочным делам - красили, строили, жгли костры, варили борщи и каши, спорили, орали, командовали. Что это - какой-то костюмированный аврал? "Скажите, - растерянно спросил я Фаину Яковлевну Шапиро, бессменного руководителя и организатора ленинградских лагерей,- а к чему все так деятельно готовятся?" - "Откуда я знаю?!- пожала она плечами".

Я действительно поселилась в Санкт-Петербурге. Он же Спарта. Он же партизанская землянка. Он же... проще сказать, что в лагере никогда не знаешь, где и в каком веке проснешься. По утрам нас будят стихами, объявляя, что сегодня мы подданные Шахматного королевства или древние греки. Погода - хуже не бывает: холодно, вторую неделю костры и палатки заливает дождь. Не живем, а тонем! Тонем и хохочем - утром в нетерпении выскакиваем из палаток на холод, потому что если объявлено, что сегодня Х1Х век, значит, в лесу уже что-то случилось: ветер раскачивает старинные фонари на шестах. Столовая (поляна у костра) превращена в особняк графов Ростовых. Графиня Ростова в кринолине из простыни суетилась, принимая гостей. А мы, то есть гости, важничаем, изображая, кто во что горазд: Болконских, Безуховых. Таково правило здешней жизни: войдя в столовую, надо войти в роль и назваться кем-то из героев книги или фильма, а ежедневно меняющиеся вывески над столовой означают тему импровизации.

Каждый день в лагере с утра до вечера идет такая непрекращающаяся игра, спектакль, бал-маскарад, уж не знаю, как назвать. Каждый день необычный: сегодня День шахмат, завтра День Древней Греции, послезавтра Партизанский день, потом День телевидения, День сказок, День рыцарей и т.п. Пересказывать сценарий какого-либо дня было бы неразумно - их здесь не пишут, а сочиняют живьем, на ходу. Импровизировать помогает острый игровой сюжет. Принцип: в День Греции все должно быть "древнегреческим". Подъем "древнегреческий" - нас будят гекзаметром. Зарядка "древнегреческая" - битва на мечах, метание из пращи и т.п. Линейка "древнегреческая" - отряды выходят на нее уже переименованными: "Спарта", "Троя", "Итаки", "Олимп". А потом начинаются Олимпийские игры, "древнегреческий" КВН и, конечно же, Троянская война... Независимо от темы дня все они включают с себя спортивные состязания в университете. По традиции работает несколько факультетов одновременно. В День Греции это был соответственно Лицей с отделениями: древнегреческий театр, наука, философия, техника...

Фантастический лагерь! Здесь только бывает чего не бывает: пассивные одержимы жаждой творчества. Разболтанные - дисциплинированными. Главное, все рвутся совершать положительные поступки и являют чудеса трудолюбия: ребята не только сами готовят и обслуживают лагерь - они ежедневно перевыполняют норму на прополке. Два слова о прополке: сорняк в этом году уродился до того жилистый и изобильный, что работа хуже наказания. Так вот, в лагере наказывают, не допуская к работе..

Два необходимых пояснения: лагерь становиться таким не сразу, а где-то недели через две после начала смены. И другое уточнение: не следует думать, будто в лагере собраны какие-то особые показательные дети. Очень обыкновенные ребята. Много трудных, сложных, дурно воспитанных, эгоистичных - всяких. Как же удалось добиться перестройки?

Парадокс лагеря: здесь не борются за дисциплину, не агитируют быть сознательными - здесь вообще никого не уговаривают быть хорошими. Положительное распространяется в лагере тем образом, каким, казалось мне раньше, могут распространяться лишь эпидемии моды и гриппа. Непривычно, а все-таки может быть и такая мода: на талант, подтянутость, на самоотдачу в любом деле.

"Модельеры", конечно же, воспитатели - и какие воспитатели! Обаятельные молодые люди: талантливые - великолепные гитаристы, спортсмены, эрудиты, умницы. "Везет вам с кадрами!"- откровенно завидуют Фаине Яковлевне. Между тем секрет везения прост: воспитатели - это бывшие лидеры ребячьих компаний, выросшие здесь же, в лагерях у Фаины Яковлевны. Потом они кончают школу, уходят в институты, уезжают на работу в Сибирь. А летом слетаются со всех концов страны, чтобы бесплатно, в счет трудового отпуска отработать смену в своем лагере.

По негласному конкурсу в лагерь отбирают преимущественно молодых мужчин. Неизменно выдержанных и доброжелательных в общении с ребятами. Своеобразный стиль: говорят с ребятами вполголоса - и мало говорят.

А чтобы стал понятен секрет немногословной педагогики, надо пояснить: в лагерях этих взрослые живут на общих основаниях. Строятся, как все, на зарядку - своим отрядом. Это отряд друзей. Они, действительно, друзья - между собой и в отношениях с младшими. У каждого отряда есть свой Друг. Он не вправе командовать отрядом - в лагере самоуправление. Отношения с ребятами построены на чисто человеческой основе: если нужен совет, Друг всегда придет на помощь. И он не подойдет к отряду, если увидит, что в нем не нуждаются. Кстати, по традиции в лагерях Фаины Яковлевны каждый год бывают "дни без взрослых"- Друзья "покидают" лагерь, не принимая никакого участия в его делах.

Так вот, секрет немногословной педагогики в том, что в лагере с первого дня есть это веселое братство друзей - идеальный отряд, заражающий остальных стилем своего поведения. Строятся, как все, и на зарядку, но быстрее всех. Играют в волейбол, но лучше всех и дружнее остальных отрядов. Когда же Друзья берут гитары... как поют! За такими взрослыми ребята, действительно, ходят толпами. Самое главное, Друзья как бы задают модель поведения и тон в ежедневной игре. Помню, в День Древней Греции "спартанцы" и "троянцы" переживали поутру легкую растерянность: а как играть в греков? Друзья - они были в этот день богами Олимпа - вышли из палаток с венками на голове и бросили лагерю озорной вызов: "Слушай, народ, и запомни навеки - мы ваши боги, а вы наши греки". Лагерь грохнул от хохота, началось препирание с богами, веселье, выдумки, игра...

Принципиально новый тип лидера - коллектив единомышленников. Но сказать так - мало сказать: пусть самом огромном человеческом обаянии все-таки далеко не уедешь. За поражающей воображение "легкостью" кроется сложнейшая, ювелирная педагогическая режиссура. Лагерь стоит на трех китах: самоуправление, творчество, труд. В жизни, разумеется это триединство нерасчленимо, но для удобства разговора мы рассмотрим каждую из тем порознь...

 

НОВИЧКИ ЗА РУЛЕМ

Да, на страницах учебников самоуправление одерживаем блистательные победы. А в жизни... чаще не получается! Ребята не умеют управлять не то что коллективом - самими собой. Как тут быть воспитателю?

Итак, ребята приехали в лагерь, сбросили рюкзаки под елками и как развинтились разом: воля! А взрослые, кажется, увеличивают общую анархию, объявляя, что хозяева лагеря сами ребята ("Так мы и поверили!"). "Конституция" лесной республики: высший орган власти - общий сбор и его представители в лице Совета Командиров. Кстати, здесь же закладывается "железная" традиция - ежевечерний общий сбор у костра ("огонек"). Программа "огонька": 1. Анализ работы за день. 2. Песни.

Далее: отрядом управляет постоянный Командир (его избирают на неделю) и Дежурный командир - каждый день кто-то новый. Словом, к концу смены шапка Мономаха перебывает на всех головах.

Первое заседание общелагерного "парламента" проходит по классической схеме: народ безмолвствует. Правда, в лагере выработан способ борьбы с безмолвием: дается 5-10 минут на "шум" (то есть на внутренние совещания), после чего от каждого отряда должен выступить хотя бы один оратор. И все-таки "народ" не желает брать власть в свои руки, поскольку знает по прошлому опыту: самоуправление дозволено ему до той границы, пока он голосует за то, чтобы быть еще более сознательным. Стоит ему выразить свои естественные интересы - лучше купаться, чем полоть сорняки, как тут же будет доказано: кто тут власть, а кто слазь. Выборы первых правителей превращаются в парад юмористов: "А давайте Петьку выберем? Для хохмы!".

Можно себе представить второгодника Петьку в роли управляющего лагерем: вот тебе дрова, макароны - корми лагерь, строй на зарядку Человек, впервые севший за руль автомобиля, - вот что такое Петька у кормила власти: дергает наугад рычаги - авария за аварией! Обычно нервы педагога не выдерживают. Проще "подстраховать" новичка, отдав несколько точных, нужных распоряжений... Между тем полусамоуправление являет собой род того педагогического ханжества, когда ребята отлично понимают, что с ними заигрывают, предлагая решать "самим". Глубинной перестройки личности в этом случае не происходит. Вот почему на тайных ночных педсоветах в лагере то и дело "прорабатывают" кого-то: опять не выдержал и бросился "выручать" очередного Петю.

В первые дни самоуправления лагерь бедствует: обеда нет и к пяти. Наконец, зовут обедать, но тут выясняется, что девятиклассницы, перед тем как варить вермишель, долго мыли ее в холодной воде, и на второе подан клейстер.

Однако невзгоды делают свое дело, потому что на следующем общем сборе "народ" уже пытается пустить пух и перо из своих первых незадачливых властителей - "... прошу узаконить традицию, - возвышает голос Фаина Якавлевна,- обсуждать поступок, а не человека". Очень важная традиция! "Самонесправляющийся" коллектив склонен анализировать свои неудачи по принципу: "Все из-за малахольного Петьки!". А самоуправление не осуществимо, если ежевечерние разборы не станут "работающей" школой управления: не распинать незадачливого Петьку - анализировать, что в данном конкретном деле было хорошо, плохо и как сделать лучше? Итак, первая победа: "народ" поверил, что он власть, правда, предварительно попробовав ее, как монету, на зуб. Ночью в палатках идет вселенский треп. Друг рекомендует лечь спать, а отряд, переглянувшись, голосует за продолжение дискуссии. И друг отходит: "Извините".

В другой же раз проголосовали за то, чтобы не пойти на работу, а посвятить весь день игре... Этого-то как раз и бояться педагоги, не рискующие дать детям полное самоуправление: ну-ка дай им волю - куда это заведет? Между тем рискованно скорее полусамоуправление или начальный этап становления его, потому что по мере того, как детское "командование" начинает чувствовать себя действительным хозяином положения, оно обнаруживает наклонность к "консерватизму". Понятно почему: опытный руководитель смелее в своих действиях, а новички склонны "закручивать гайки". Друзьям, например, так и не удалось убедить общий сбор внести хотя бы полчаса свободного времени - на отдых, на чтение. "Ну да, - возражали им, - ребята, знающие за собой определенные слабости, будут шататься, нарушать?!". И каждый раз голосовали за свое - ужесточение режима. Словом, к ребятам это приходило только с опытом - как управлять разумно, гибко, маневренно?

ПЬЕСА БЕЗ СТАТИСТОВ

Как вовлечь в творчество всех? Принцип ленинградцев: использовать лишь те формы работы, игры, занятий, в которых каждый вынужден проявлять активность. А это не осуществимо без педагогики группового метода.

Начнем опять с начала, просматривая первые дни уже по деталям. Итак, ребята сбросили рюкзаки. Стоп! Мы присутствуем при основании нового города - его проспекты, площади и кафе должны сразу получить свои веселые имена. Во-первых, потому, что жизнь в безымянном городе неудобна: "Пойди в третью от края палатку". Во-вторых, никакого творческого взрыва не будет, если творчеством заниматься лишь в специально отведенные часы, полагая, что зарядка, обед, мытье посуды - это уже, увы, малохудожественная проза жизни. Только одна деталь: в лагере не сядут обедать без цветов. Но это никоим образом не пук травы в консервной банке - икебана.

Однако, сбросив рюкзаки, ребята разбежались по лесу. Как собирать их? И здесь должны появиться городские глашатаи. Три-пять человек - охотников покричать всегда много! Хором "оповещают" горожан. И опять - немного выдумки и "театра" в указах глашатаев. Следующий стоп-кадр: итак, вы собрали ребят, чтобы, как водится, призвать: "Давайте придумаем план работы. У кого есть предложения?". Ошибка! Поручить какое-либо дело всему коллективу сразу - значит наверняка породить систему коллективной безответственности. Ленинградцы в таких случаях используют метод групповой педагогики. Вот что это такое: если вам нужно придумать план работы (сценарий праздника и т.п.), быстро разбейте коллектив на группки в три-пять человек. Каждой - свое спецзадание, полчаса на "шум", через полчаса они должны выдать свои идеи. Парадокс в том, что три человека, брошенных в пожарном порядке на решение проблемы, выдают в итоге больше идей, чем тридцать, из которых каждый надеется на инициативу соседа.

...Кстати, разбивку на группы в лагере обычно проводят по принципу: "Кто хочет быть главным редактором ТАСС? Министром музыки? Вождем краснокожих? Королевой?..." И хотя королева, прежде чем открыть бал, начистит ведро картошки, в остальном она настоящая королева.

Между прочим, здесь и кроется разгадка того секрета, почему лагерь не знает проблемы борьбы за дисциплину: все сверх-заняты! А по традиции на территорию лагеря допускаются лишь те игры, состязания, "пьесы", в которых может участвовать весь наличный состав Лесной республики. Даже в шахматы умудряются играть всем лагерем одновременно! Об этих шахматных играх стоит рассказать особо.

В День шахмат в лагере правит жестокий Вечный Шах. С утра ему поют осанну и носят на руках - уже зарядка начинается в упражнений в низкопоклонстве. Шах диктаторствует, повелевая услаждать его музыкой и танцами, слагать в его честь оды и гимны. Неугодивших ему артистов Шах бросает в тюрьму. Дело, естественно, заканчивается народной революцией. И шахматная республика открывает всем доступ к шахматному образованию.

Шахматное образование они получают минут за 50, после чего начинаются всенародные игры. Игра идет так: скажем четыре отряда (в здешних лагерях всегда четное количество отрядов) выстраиваются в живую очередь к двум шахматным доскам. Кстати, в этот день каждый отряд представляет собой какую-нибудь шахматную фигуру и, соответственно, на бумажных воротниках и головных уборах изображены знаки отличия отрядов - кони, ладьи и т.д. Играют отряд на отряд

- практически бегом: 30 секунд на ход - и беги в конец живой очереди, дожидаясь следующего своего хода. Правило: отряд лишается очередного хода за подсказки или хитрости типа - в критический момент "маэстро" лезут к доске без очереди, спасая "малограмотных". Справедливости ради следует сказать, что борьба за соблюдение правил есть самая тяжкая часть игры: крик, как на футболе!

Система здешней творческой иерархии такова: каждым днем руководит Совет дела из 5-7 ребят. Тот же принцип добровольного набора - кто хочет войти в Совет Дела по Дню индейцев? Вызываются охотно, потому что Совет Дела не просто оргкомитет - это штаб и главные герои будущей игры: вожди индейских племен, Гекторы, Ахиллы, Менелаи... Совету Дела дается на подготовку пара дней, чемодан, книги и консультации Друзей. На период Дела вся полнота власти в лагере передается Совету - он раздает задания командирам, те в свою очередь, разбивают отряды на творческие группки.

ФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?

Темпы здешней жизни: час на подготовку концерта... "Представляю, что за концерт!" - развеселиться методист по детской самодеятельности, прослышав про здешние темпы. В самом деле, можно ли за час подготовить концерт?

Да, на здешних концертах методист наверняка бы испещрил блокнот замечаниями: сбиваются, хор поет по бумажке, естественно, не зная наизусть только что сочиненной песни. Между тем в лагере сознательно культивируются "сырые", построенные практически на импровизации концерты. Здесь, например, распространена такая форма - "концерт-ромашка": командиры отрядов отрывают по лепестку бумажного цветка, на обратной стороне которого написаны, скажем, названия стран - Индия, Англия, Япония. И опять приблизительно через час отряд должен показать индийский "фильм", песни, танцы. Минимум времени на подготовку! Чтобы сочиняли, а не заучивали, играли по вдохновению, а не по памяти.

Несколько условий, при которых "сырые" концерты проходят великолепно. Первое: это театр без зрителей - все свои. Или, как говорила гордая пушкинская Земфира, "я песню для себя пою". Второе условие: свой репертуар - только что сочиненные песни, скетчи, "телепередачи" и т.п.

И наконец, третье условие: импровизированные "спектакли" требуют особого стилистического решения. На оформление и костюмы в лагере идут низкосортные обои. И потому, что они дешевы. Главное же, потому, что обои непритязательный материал - здесь естественная "недоговоренность" оформления. Костюм - намек: мушкетер - это бумажный воротник, "шпага" и шляпа с пером. Костюм-символ - практически вырезанная за минуты из бумаги главная линия образа. А этот богатый костюм - вспомним известное из психологии: дети предпочитают дощечку с гвоздем "настоящему" кораблю из магазина. "Настоящее" убого промтоварностью овеществленностью мечты - нет прекрасней кораблей из фантазии. К сожалению, в оформлении детских комнат, маскарадов, спектаклей обычно слишком много того вещизма, который сушит фантазию магазинной конкретностью. У лагеря в этом отношении свой отработанный стиль: каждый раз идет поиск этого главного емкого символа. Оформление столовой в Партизанский День было простым и, на мой взгляд, идеальным - никаких столов и скамеек. Настелили лапник у костра - и ведь дрогнули почему-то, усаживаясь за непривычный обед на земле...

Так можно ли за час подготовить концерт? Ответ на этот вопрос зависит от главного решения: что важнее в каждом конкретном случае - сформировать у детей навыки профессиональной культуры или же формировать творческое мышление и активность в каждом?

Мне очень понравились здешние "сырые" концерты. Скажу больше: не раз присутствовала на представлениях талантливых детских коллективов, искренне восхищена ими, и вот, пожалуй, впервые увидела самый ребячий жанр в искусстве. Это же главный талант детства - жажда выдумывать, фантазировать, сочинять.

12 ПОДВИГОВ ГЕРАКЛА

К ленинградцам часто приезжают за опытом. Перенимают. А потом жалуются: игры и развлечения проходят великолепно, а вот достичь того же воспитательного эффекта не удается. Почему? "А ваши дети работают?"- допытывается в свою очередь, Фаина Яковлевна,- Помогают стройкам, больницам, старикам, кому-то?- "Да нет же, у нас клуб!"- "Трудный случай,- вздыхает Фаина Яковлевна.- А тогда что ж получится? Ну развлекалочка, пожалуй, получится..."

Душа лагеря - Фаина Яковлевна (Ф.Я., как называют ее по традиции). Крупная красивая голова с серебром короткой стрижки. Характерный прищур недовольства - вечно недовольна. Отмечу только одну человеческую или педагогическую черту Ф.Я.: она видит насквозь, что в человеке настоящее и идущее от жизни, а где лишь затейливая суета, как бы пышно и значимо она ни заявляла себя. По-крупному видит людей. Может быть, это потому, что Ф.Я. воевала и видела страдания и радости людей в неподдельной обнаженности. Во всяком случае, искренне равнодушна к надуманным драмкам. Снисходительна к мелкому "криминалу": "У каждого, знаете ли, свои привычки". И взрывается до ненависти, когда сталкивается с тем, что определяет коротко - "дешевка".

Выскажу здесь особое мнение о ненастном лете. Конечно, ливни и холод были незапланированы - Ф.Я. громче всех кляла невзгоды. Но если присмотреться внимательнее к ее лагерям, все они лагеря борьбы с невзгодами. С неба не льет - значит, разразится какой-нибудь финансовый кризис, когда лагерь должен своим горбом заработать чуть ли не краюху хлеба. (Как будто родители и организации не предлагали усиленных дотаций!). Или опять подворачивается поросшее репейником поле с тучей комарья над ним. (А звали-то встать лагерем в Крыму!).

После отбоя в этом лагере подростки порой падают от усталости в спальные мешки. Они могут недоспать, потому что ночью надо уйти на секретное задание или выбросить трудовой десант. Когда же однажды сбор пришелся на 22 июня, лагерь поднялся по боевой тревоге в час, когда началась война, и в 4 утра открылся траурный митинг в помять о павших.

Почти традиция сборов Ф.Я. - когда лагерь начинает шатать от усталости и ливней, общей сбор принимает решение: на работу выходят только добровольцы, остальным отсыпаться, набирать сил. "Хитренькие!- разгадал этот маневр Петя - Так ведь каждый выйдет". Невелика хитрость, а почему-то волнуешься, когда в серое холодное утро раздается негромкая команда: "добровольцы, вперед". Медсестра бегает вдоль строя: Петрову нельзя - кашляет, у Иванова нарыв на руке... Потом она в опустевшем лагере долго клянет Ф.Я.: нужно было запретить, настоять! А Ф.Я. сидит, опустив голову, и как заново видит лица ребят: разные люди - кто сильнее, кто слабее, а все без "дешевки" в главном. Кто-то из педагогов сказал: чтобы воспитать Геракла, надо дать ему возможность совершить его 12 подвигов. В этом главная воспитательная сила лагерей Ф.Я.: подростки совершают здесь поступки, заставляющие их почувствовать себя хорошими людьми. Именно потому, что не принуждают: хочешь, выбирай себе ношу потяжелее - твое дело: за подвиг в лагере не превозносят, в за слабость не осуждают. Личный, хотя в итоге массовый выбор - жизнь по нравственным нормам сильных.

Во второй половине сбора в лагере начинается общее брожение любопытства: говорят, что Ф.Я. в 14 лет ушла на фронт? А правда, что Друзья работают в лагере бесплатно? "Расскажите о себе", - пристают к Друзьям. И тут-то начинаются долгие, откровенные разговоры у костра: о жизни, убеждениях.

Об идее, объединяющей Друзей в отряд единомышленников,- творческое воспитание ребят... Кстати, Друзья - это не только взрослые. Хочешь - тоже стань другом малышам. Внешняя примета Друга - он повязывает красный галстук. Он не афиширует и не объявляет ребятам: я ваш шеф, будем дружить - он просто живет и работает так, что младшие сами понимают: это Друг. Так вот к концу смены в лагере нет человека без галстука.

И еще одна примета во "внешности" лагеря: день, как мы уже знаем, заканчивается песнями у костра. В первые вечера хор писклив и слаб - поют немногие девочки. Что делать? Нынешние подростки не охотники до хорового пения да и песен не знают... В последнюю неделю все работают как одержимые. И все поют.

Работай, чтобы петь? Стань человеком, чтобы пелось? Разгадка творческого "взрыва" не проста. Несомненно одно - творческое вдохновение порождает, прежде всего, высокий эмоциональный настрой здешней жизни. Вот даже о чем подумалось в лагере: а может, потому и не удаются творческие дела в иных местах, что творчество превращается в самоцель: род забавы? Во всяком случае, эти лагеря, как признают многие побывавшие здесь педагоги, заставляют задумываться над такими вопросами, пробовать, искать...

-Клуб и худ. самод. -1977. -N 9. -С. 35-38.

От составителя:

1. Статья Н.Павловой отражает опыт интереснейшего детского объединения "Фрунзенская коммуна" г. Ленинграда, существовавшего в 60-х - 70-х годах, жизнедеятельность которого основывалась на так называемой "коммунарской методике". Чтобы ближе познакомиться с "Фрунзенской коммуной" прочитайте: Фрунзенская коммуна. -М.,

1972., С.Соловейчик. Воспитание творчеством. -М., 1978.

2. Выпишите из статьи названия тематических дней, проводимых в лагере, кратко раскройте их содержание. Дополните полученный список своими предложениями.

3. Вспомните лагерь в котором отдыхали в детстве и дайте названия его основным местам и окрестностям, как это сделали ленинградцы в описанном лагере.

4. Составьте схему самоуправления в лагере ленинградцев, которое достигло, пожалуй, больших демократических высот. Попробуйте объяснить, почему в детских лагерях развитых зарубежных стран,которые и поныне являют нам образец подлинного демократизма, детское самоуправление отсутствует практически полностью (о зарубежных лагерях читайте в этом сборнике дальше).

5. В лагере используются лишь те формы деятельности, в которых активно участвуют все ребята - это по сути "театр без зрителей, пьеса без статистов". Попытайтесь определить позитивные и негативные стороны данного принципа и сделать вывод о его эффективности, а также целесообразности его использования в летних детских лагерях.

 

Л. Иванова

НЕОРДИНАРНЫЕ ДЕТИ

Уже двадцать лет в разных амплуа, то вожатым, то начальником, а сейчас вот уже руководителем кружка, езжу я в подмосковный лагерь "Звонкие горны". Всегда вокруг меня удивительный мир детства со своими радостями и страстями.

Какие они, сегодняшние ребята? Чем отличаются от тех, с которыми мне пришлось работать два десятилетия назад? Лучше или хуже? Труднее с ними или легче? Вглядываюсь в загоревшие, порозовевшие от лесного воздуха лица и вижу: они почти те же. Так же любят игру. Хотя многие вожатые, наталкиваясь на это желание, чувствуют себя не в своей тарелке - мешают скованность, непонимание души ребенка. И тогда возникает вакуум детской радости, недостаток эмоционального удовольствия, и как следствие - плохое настроение и желание уехать из лагеря.

И летят письма домой: "Дорогая мамочка! За что ты меня так наказала? Возьми меня поскорее отсюда. Я все тебе буду по дому помогать, и с собакой гулять, и даже полы мыть. Мне здесь так скучно, что я все время плачу и плачу, все глаза уже проплакала. Приезжай обязательно в субботу, а то с горя умру! Твоя дочь Юля".

Юля - высокая, худая, угловатая. Глаза все зареваны, руки нервно теребят платок. Но в том и дело что это временное состояние вполне типично в этом возрасте. Перепады настроения происходят так часто, что подросток сам теряется от этого. Но стоит обратить внимание на нее лично, а не вообще на отряд, спросить, как она живет в Москве, с кем дружит, чем увлекается, и предложить ей что-нибудь именно для нее интересное, в чем она сама может принять участие или раскрыться, как и слезы высохнут, и настроение улучшится.

Случайно я узнала, что Юля может печатать на машинке, предложила ей напечатать сценарий сказки для малышей, потом музыкальный руководитель сумел вовлечь ее в агитбригаду. И вот уже наша Юля с гитарой на сцене исполняет соло. Приехавшие родители, озабоченные ее грустным письмом, не поймут, почему произошла столь быстрая перемена. Смеется вместе с ними Юля... Таковы дети!

А вот Кирилл, ему всего семь лет, а вожатая говорит о нем, как о взрослой личности, что он неуправляем, что она отказывается за него отвечать. Почему? Потому что Кирилл бродячий ребенок. Он бродит и бродит по лагерю. Никакие горны и линейки для него не имеют значения - у него свои маршруты и свои планы. Больше всего он, конечно, любит свой ручей. Это для нас ручей, а для него это

- река, по ней он пускает свои кораблики и ждем их возвращения. Он стоит на берегу и разговаривает сам с собой. Потом обегает лагерь по периметру забора. Непредсказуемы его действия, непредвиденны поступки. Тут и поймешь вожатых. Ведь каждый из них расписался в приказе номер один о том, что несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Я работаю в лагере руководителем кружка "Флористика" - делаем из засушенных трав и растений панно, картины. Там-то я и столкнулась с Кириллом. Если бы вы видели, какие у него глаза! Как небо ярко-голубые, большие я очень удивленные, раскрытые. Он очень подвижный, эмоциональный, веселый... и больной. Я давно работаю с детьми, и мне не надо заключение врача, чтобы понять, какой ребенок и в какой степени морально, душевно нездоров. Чаще всего именно такие дети отличаются оригинальностью мышления, каким-то даже художественным складом ума, фантазией, игровой направленностью своей деятельности. С ними всегда интересно и чаще всего ужасно трудно, потому что у вожатого еще сорок детей. А такие яркие индивидуальности требуют индивидуального подхода и особой программы воспитания. А их посылают в лагерь. И чего греха таить

- сами родители хотят от них отдохнуть хоть месяц. Так было и с Кириллом.

Я взяла его с собой и с ребятами из кружка "на пленэр", иными словами в лес за поиском лесного материала для будущих наших произведений. С одним условием, что он не отойдет от меня ни на шаг. Сначала он с восторгом кричал, как красиво в лесу. Говорил, что ему нравится рисовать, у каждого цветка он замирал в удивлении и восторге, потом рвал и клал в свою папку для засушки. Потом мы фотографировались, и он смеялся вместе с нами, потом бегал за бабочкой, ел первую землянику, сидел с нами у костра - общем, ребенок как ребенок. Но это только если не наблюдать за ним серьезно.

Его красивые голубые глаза не могли ни на чем сосредоточиться, руки были в постоянном беспорядочном движении, улыбка блуждала по лицу. Мое требование не отходить от меня было для него непосильным. Он старался, но никак не получалось. Я не делала ему замечаний, но глазами не упускала его из виду ни на минуту. Мальчишка, почувствовав мое расположение, развеселился. И тут ему тоже не было удержу - еле угомонили. Возвращаясь из леса, он гордо нес свою тяжелую папку, шел, опираясь на палку, как старичок-лесовичек. И такой был счастливый. Таким детям, как никому, нужны воздух, лес, река и... покой.

У каждого такого ребенка своя трудная биография - у Кирилла неизвестны родители, он приемный сын, у Андрюши папа пил, у Светы папы нет вообще, у Толи родовая травма, у Миши мама психически больна. Миша тоже хороший мальчик, и с ним тоже можно работать - с одним. Но как же быть вожатым, многие из которых еще никогда с детьми не работали? И теперь у них в отряде и Миша, и Толя, и Кирилл. Чем им заниматься? Укладывать спать остальных или бегать в ужасе по лагерю в поисках исчезнувшего ребенка? Они делают и то и другое. Тяжело им приходится, не позавидуешь...

Вожатая лежала с приступом сердца, а в это время заседал большой педагогический совет - слушали Вадима. Он стоял понурившись и бурчал что-то себе под нос. Да, он признавал, что ведет себя плохо, что ни за что избил мальчишку, курил и прочее. Но он просил оставить его в лагере до последнего замечания. В глазах его не было никакого раскаяния, и говорил он это все механически и спокойно. Взгляд его рассеянно скользил по стенам.

Такие проработки для него, судя по всему, дело привычное и вполне понятное. Педагоги на то и существуют, чтобы прорабатывать. Он спокойно, без эмоций отвечал, что больше не будет. Вранье было для него первой сущностью, а все остальное - второй. И перед нами стоял тринадцатилетний, в общем-то ребенок. Когда его спросили, состоит ли он на учете в милиции, он не моргнув глазом ответил, что нет. Только очень опытный физрук вдруг сказал просто: "А может быть, ты опять врешь?". Вадим тут же сказал: "Да".

Хуже всего в лагере "приличным", интеллигентным детям. Настолько не до них, что они уезжают из лагеря, как и приехали - с невысказанными мыслями, наполненные собственной информацией. Они пытаются подделываться под общий хор голосов в отряде, чтобы не выделяться, не выбиваться и не вызывать детскую жестокость, которая чаще всего и рождает целую цепь конфликтов. Если ребенок ни на кого не похож - слишком тихий, слишком робкий, слишком начитанный, он обязательно вызывает недовольство детской массы и ее главных лидеров. Они стараются незаметно от вожатого эксплуатировать такого ребенка, потихоньку издеваются над ним. И худо живется такому ребенку в любом, даже самом великолепном лагере, где и питание пять раз в день, и картинги, и кино показывают, и дискотека. И это не потому, что ему не хочется жить в лесу и купаться каждый день в бассейне, а потому, что отношения в детском коллективе сложились для него трагично.

Занимаясь в своем кружке "Флористика", чаще всего я наблюдаю детей в интересной для них деятельности - творение красоты. Они раскрываются своей лучшей стороной. Действительно, в каждом ребенке скрывается художник, надо только создать условия для того, чтобы он раскрылся. Мы ходим с ребятами в лес, наблюдаем жизнь природы. Дети очень чувствительны к красоте. В основном у меня занимаются девочки. Но вот прибавилось несколько мальчишек. Чудных. Я-то знаю, почему они пришли в девчоночий кружок, в отряде они выбиваются, вожатый на них кричит. Неприкаянность привела их к нам. У меня дела хватает всем, и мальчишки тоже делают с нами общие большие работы и свои личные. Одного из них, Мишу, ребята прозвали "хрюшей", вероятно, за то, что не хочется мыться, или за жадность. И его жалко, и ребят понимаешь, они в своих оценках искренни, у них нет нашего взрослого конформизма. Не нравится - и все тут.

Девочка Наташа с подозрительно недетским лицом пришла и спросила по-деловому: "Что нужно сделать, чтобы картину потом отдали для дома?". Я сказала, что нужно насушить цветов и листьев, потом сделать картину. Она насушила немного материала и попросила ей помочь. Мы сделали вместе небольшую композицию, и я ее повесила на стену в кружке. Тогда она спросила, а когда я ей отдам ее? Я сказала, что надо и дальше заниматься в кружке, а в последний день на линейке я награжу лучших. Она ушла разочарованная. И долго не появлялась на занятиях. Но вот прибежала радостная и сообщила, что к ней приезжала мама. Попросила показать маме картину, я ей, конечно, отдала, уже понимая, что она больше не вернет ее и сама не вернется в кружок. Так все и было. Грустно как-то осознавать, что это все ребенок задумал и его детский ум был направлен на приобретение даже таким путем.

Я начинаю понимать ту разницу, которая все же существует между сегодняшним поколением и тем, с которым я столкнулась двадцать лет назад. Современные дети более "пестры" по составу: среди них больше "интеллектуалов" и больше таких, психическое состояние которых можно охарактеризовать как пограничное - между здоровьем и болезнью. Это состояние выражается в так называемом "отклоняющемся" поведении, доставляющем много хлопот и вожатым и детям. Раньше таких детей были единицы на весь лагерь, а сейчас почти треть! Вот такая грустная статистика.

-Вожатый. -1989. -N 3. -С. 39-40.

От составителя:

Таких вот "неординарных" детей в отряде у вас будет достаточно много. Нами установлено, что дети чувствующие себя некомфортно в лагере составляют 15-23 % от общего количества. И не имеет особого значения весело ли в лагере или не очень. Всегда будут ребята в вашем отряде, желающие поскорее уехать из лагеря.

Одни из них не приучены, а потому и не могут жить длительное время с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: