ШПАГА КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ




И вот, гремя и содрогаясь, поезд мчится через Сиваш, и мы взглянув на тусклые воды залива, торопливо и без горечи прощаемся с Крымом, потому что мы еще - отряд, еще крепки лагерные связи, а впереди - ночь с песнями и разговорами. Это утром, когда начнется знакомый до тоски русский пейзаж и нависнет над лесом неприветливое северное небо, мальчишки будут угрюмо и бесстрастно глядеть в окно, нехотя и односложно отвечать на вопросы, и всех будет томить одна мысль: ну быстрей бы приехать, что ли, не бередить рану, ведь ничего уже не вернешь! Вот тогда лагерь кончится совсем. И я почувствую, как ускользают они от меня, уходят в свой привычный круг забот и рушится лагерное братство. Ну что Москва! Большой, равнодушный, суетный город, в котором все мы тут же затеряемся, едва выйдя на перрон Курского вокзала. Да, будут встречи, но разве это сравнится с тем, что было в лагере!... Эти мысли придут утром, а пока мы еще вместе, и будет целая ночь, уже настроена гитара, а в наше купе потянулся народ, потому что около этих ребят всегда тепло и спокойно.

И мы пели все вместе: дети и родители, вожатые и обслуживающий персонал, даже старший вожатый Гена забрел на огонек - пели в последний раз. И в этом уютном полумраке и веселой тесноте я чувствовала плечи самых надежных моих друзей - мальчишек... Наверно не скоро я найду среди своих новых подопечных таких друзей. Да и найду ли, таких великодушных и отзывчивых, преданных и понимающих? Многому они научили меня, заставили взглянуть на себя иначе - бесценные уроки!

В поезде времени для размышлений хоть отбавляй. И вдруг вспоминаю жалобы собратьев по профессии, вожатых и учителей, на то, как трудно порой найти контакт с мальчиками: озорные, дескать, непонятные. Мне странно это, ведь мальчишки - замечательный народ: открытый, незлопамятный, веселый. Конечно, разные попадаются люди, встречаются мне и трусы, и сплетники, и драчуны, но ни один не оставил неприятных воспоминаний. К сожалению, гораздо чаще от общения с некоторыми девочками оставался осадок. И я верю, что с мальчишками всегда можно договориться. По-всякому, конечно, случается. И у меня с моими мальчишками начиналось очень не гладко. Круто начиналось.

Когда я появилась на их горизонте в качестве отрядной вожатой, они были уже крепким коллективом (в этот лагерь выезжали не первый год) и выделялись на общем фоне бывалым видом и независимым поведением. Ко мне отнеслись с холодной вежливостью и равнодушием. Нет, они не "доводили", даже слушались, но к себе не подпускали, явно давая понять, что им хорошо и без мудрого старшего товарища. Меня, привыкшую с небрежной легкостью покорять детские сердца в лагере и школе, потрясло полное отсутствие интереса к своей персоне. Обида породила серию карательных операций с привлечением начальника, скандалы, угрозы разогнать теплую компанию по отрядам за малейшую провинность. Запреты, бесконечный крик - и вот мои славные и добрые мальчики начали удирать в колхозный сад за персиками, в поселок за пирожками, стали злостно нарушать распорядок, каждую ночь устраивали набеги на соседние палаты (однажды мне в постель умудрились подсунуть грязные кеды). Ни о каком доверии и понимании и речи не было... Тогда я их чуть не потеряла. Спасибо, вовремя опомнилась. Присмотрелась и увидела, что никакие они не хулиганы, а очень даже интересные и неглупые люди, творческие и артистичные.

С ними можно было такую кипучую деятельность на благо всего лагеря развернуть! Просто им заняться было нечем, я-то из протеста общалась только с девочками, вот мальчишки развлекались как могли. И однажды надоело быть надзирателем, внушать страх (и протест), и я сделала первые робкие шаги навстречу. Интересы мальчишек, к счастью, знала хорошо и разделяла их, поэтому принесла для начала статью про НЛО, а потом рассказала детектив Честертона - пока еще смущенно и сбивчиво. Они внимательно слушали, и вдруг почувствовала, как раскрываются мне навстречу эти ребята, казавшиеся такими ершистыми и неприступными.Нам стало интересно друг с другом, они потянулись ко мне, а я, почувствовав их доверие и симпатию, - к ним. И когда возникли слабые и хрупкие нити дружбы, когда я смогла уже рассказывать им про свою жизнь, а они про свою, когда появилось первое общее дело, веселая и захватывающая "Зарница", встал вопрос о разделении отряда, поскольку мой напарник уходил работать на соседний отряд. И хотя наши отношения потеплели буквально в последние дни, мальчишки, посовещавшись, решили остаться со мной.

Они поверили мне, и как же я была им за это благодарна! Я возлагала на них большие надежды и не прогадала. Да еще оставались робость и опасение, что до конца не поймут, что будут недоумевать и, может быть, усмехнуться и не примут мою систему ценностей. Но они приняли меня такой, какая есть. И внимательно слушали, как горячо и торопливо - времени мало, успеть бы побольше вложить!- рассказываю обо всем, что дорого самой. Причудливая смесь из Грина и Крапивина, Стругацких и Голдина, Багрицкого и О.Генри. О подвигах, о приключениях, о дружбе. И все наконец стало, как в хорошей книге про настоящую жизнь: море, скалы, горячий степной ветер, хорошие песни, задушевные ночные разговоры и рядом друзья. И, конечно, приключения. Риск был уже в том, что мы ходили в поселок (отпала необходимость наведываться туда тайком и опустошать окрестные сады, благо тогда еще все было на рынке). Мне попадало за это: визиты в поселок ребятам из лагеря были запрещены. И можно было честно сказать мальчикам: извините, но больше нельзя, мне попадет. И они бы поняли и не нарушали запрет, потому что теперь, когда возникли равноправные, доверительные отношения,подводить друг друга было бы непорядочно (а понятие чести к тому времени усвоили хорошо). Но я сама не хотела ограничивать ребят лагерным забором. Когда первый раз пошли на авантюру, рассуждала так: все равно ведь убегут, не углядишь, а так хоть со мной, дети на глазах. Потом убедилась, что достаточно было поверить в их порядочность и совестливость, взять в них слово - и они это слово не нарушали. В конце лета я узнала, что Стаса звали ребята из другого отряда в сад за персиками. Он отказался.

- Почему? - допытывалась я. - Боялся, что я ругаться буду?

- Нет, - вздохнул Стас и нехотя объяснил: - Боялся, что тебя начальник из-за меня ругать будет.

Так вознаграждались мои рискованные попытки сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мальчики понимали это и платили уважением и признательностью. Ради этого можно было вытерпеть не один нагоняй то начальника. Риск - разумный, конечно, - необходим. Мало того, опасность сплачивает.

Дайте мальчишке возможность проявить себя в опасности, дайте почувствовать плечо друга - и ему будет что вспомнить во взрослой, трудной и не всегда радостной жизни. Не так уж богато впечатлениями и яркими красками наше существование. Так пусть хоть детство будет насыщенным и ликующим. Я знаю, моим ребятам есть что вспомнить - наша лагерная жизнь была боевой и лихой. Мы заплывали далеко в море, прыгали с пирса, катались на лошадях и ездили на скалы на велосипедах. И мальчишки учились ответственности, учились рассчитывать силы, отбрасывая глупую браваду, учились помогать друг другу. И я с радостью видела, как в напряженных ситуациях проявляли они лучшие свои качества.

Как-то Лешка перегрелся, и по дороге с пляжа ему стало плохо, потемнело в глазах. И тут же рядом оказался его друг, Димка, подставил плечо. Так и вел, бережно поддерживая, до самого лагеря... Однажды уехали с утра на скалы, а на обратном пути у Лешки сломался велосипед. Один бы Лешка, хоть и с трудом, добрался бы. Но он вез товарища и не захотел его бросать одного на дороге. Чего стоили ему эти километры, красноречиво свидетельствовала насквозь мокрая рубашка, сам Лешка никогда не жаловался... Когда я, обследуя вместе с ребятами скалы, спрыгнула с камня и никак не могла влезть обратно, Игорек с Витей, не задумываясь, бросились меня вытаскивать, рискуя свалиться с многометровой кручи... А Стас, благодаря незаурядному уму и острому языку, не раз оказывал мне мощную поддержку в словесных баталиях.

Был момент, когда я чуть было не уехала из лагеря, не доработав лета. Мальчишки, узнав об этом, решительно заявили, что и они тогда в лагере не останутся. Так этот нещедрый на комплименты народ выразил свою благодарность за все, что я делала для них. А ведь требовала от них много, тянула изо всех сил к своему идеалу. Это углубленное самокопание, эти бесконечные разборки дня - как они выдержали, не сломались? Такая была колоссальная работа души! А если учесть, что воспитывала я их не слишком умело, ударяясь в рассуждения о высокой материи или в занудные (самой тошно было) нравоучительные беседы... Но - вода камень точит. Билась с "плохими" словами, изводилась, убеждала - и помогло. Исчезли напрочь из отрядного лексикона все грубые слова. Мальчишки выражались так культурно, что, отвыкнув от ругательств и услышав в день приезда из лагеря пьяную брань на улице, почувствовала себя оплеванной. Однажды услышала от своего воспитанника непечатное слово. Весь день ходила с таким ощущением, будто меня жестоко предали, а вечером, собравшись с силами, устроила мощную проработку. И с тех пор ни от героя этой истории, ни от его друзей не слышала ни одного грубого слова. Более того, мальчики пошли еще дальше. Как-то захожу в палату, слышу возбужденные голоса:

- Ты сказал "дурак", мы все слышали!

- Ребята, он закон нарушил, параграф второй!

И тут же, организовав очередь, мальчишки стали аккуратно отвешивать виновнику щелчки.

- Что здесь происходит?- вмешалась я.

- Да вот, мы закон приняли, протягивают лист бумаги, где перечислены прегрешения и мера наказания за каждое. Среди прочих - "неприличные выражения"... К радостному удивлению добавилось гордость за них и благодарность. Ну надо же, сами! Значит, не зря присутствовали в разговорах понятия чести, благородства, взаимовыручки. И вскоре появились в нашей жизни шпаги. Первый раз они вышли на сцену со своим деревянным оружием в пьесе по мотивам "Трех мушкетеров". И уже не расставались с ним.

- Этот 6-й отряд вечно батальными сценами увлекается!

- Опять у них фехтование сплошное на сцене!

- 6-й отряд, почему это у вас все шпаги да шпаги?

Теперь это звучало со всех сторон: со снисходительной улыбкой, с недоумением и осуждением: зациклились, новых форм не ищут дескать. А мы нашли свою форму - ту, что соответствует содержанию. Герои наших многочисленных постановок - принц Зигфрид из "Лебединого озера", Робин Гуд с компанией лесных стрелков, барабанщики из сказки В.Крапивина - были людьми отважными и справедливыми.

И мальчишки, пропуская каждую роль через себя и выкладываясь на сцене, сами становились честнее и смелее, а устраивая фехтовальные поединки, невольно принимали их благородные правила. Ведь шпага ко многому обязывает, даже если она деревянная. И когда однажды на пляже к моей напарнице пристал пьяный, мальчишки спокойно и решительно встали на ее защиту. Не забыть глаза Лешки, когда он неторопливо поднимался с земли. Тогда я поняла, что никогда ни Леша, ни Димка, ни Витя в беде не бросят.

... Через год игра кончилась, ребята выросли из нее, но суть осталась. В отношениях - бережных и деликатных, в поступках - жить по большому счету. Мне повезло, что встретила таких ребят. Но посмотрите внимательно вокруг: разве их мало? Не жалейте себя, доверьтесь им, и вы найдете своих Димку, Лешку, Стаса... И преданнее друзей вы не встретите. Мы долго притирались друг к другу, присматривались. И выяснилось, что у нас много общего. Во всяком случае, мнения о людях почти всегда совпадали. И я спокойно могла довериться их характеристике нового человека. Интересно, кто же пользовался их уважением?

Конечно, прежде всего люди спортивные, крепкие. К "ботаникам" (современный синоним "очкариков") отношение было сдержанно-презрительное. Вот Ромку - вожатого приняли сразу, увидев, как легко и красиво берет на футболе немыслимые мячи. Позднее в числе Ромкиных достоинств включили ребята артистичность, остроумие и добродушный характер. И я убедилась, что мои мальчишки ценят в человеке не только силу мышц, но, прежде всего, - силу характера. Потому уважали и даже немного побаивались начальника лагеря, который не только мог в футбольном матче небрежно забить парочку неберущихся мячей, но и решительно пресечь малейшую несправедливость. Потому прекрасно относились к заместителю начальника, знаменитому в прошлом хоккеисту сборной, которого все в лагере звали просто Женя. Конечно, обилие наград, которые дядя Женя надевал в день открытия спортивного сезона, вызывало почтительное восхищение, на все-таки больше уважали его за то, что не гнушался экс-чемпион в день Нептуна надеть бороду и сыграть на празднике царя морей.

Правда, не всегда мальчишки оценивали человека с первого взгляда. Илью Шершнева, вожатого, не приняли сначала потому, что

не выделялся горой мускулов и спортивными успехами. Но когда Илья

виртуозно сыграл роль в сказке на День Нептуна, да устроил

несколько грандиозных спектаклей на лагерные темы с песнями

собственного сочинения, да научил нас замечательным песням -

после этого на Илью взглянули другими глазами. Мальчишкам нравился профессионализм: если кто-то умело выполнял какое-то дело, они с удовольствием смотрели. Как-то рисовала им на память лошадей - набила на этом руку, и получилось вроде неплохо - так они по два часа просиживали рядом, внимательно следя за карандашом. И это любители побегать, поиграть! Если они исчезали вдруг, я знала, что искать нужно в мастерской Коли-художника. Ребят привлекала и уютная, располагающая атмосфера мастерской, заваленной живописными грудами рисунков, и спокойный, доброжелательный голос Коли.

Здесь они отдыхали от шумной лагерной жизни и с интересом наблюдали, как создается очередной красочный плакат или морской пейзаж. Они жадно тянулись ко всему новому, обожали слушать. Стоило только начать какую-нибудь историю, как тут же рядом оказывался Стас, превращался в слух Лешка, распахивались глаза Димки. И, конечно, им приятно было, когда слушали их. Добрый, отзывчивый человек тут же становился нашим другом. Как Юлька Селезнева из старшего отряда, как сестра, участливо выслушивала наши беды, штопала мальчикам одежду... Или как вожатая у малышей Аня, удивительно светлый, мягкий, обаятельный человек. С доверием и дружелюбием отнеслась она к мальчишкам, стала частым гостем, и когда уехала из лагеря, мои ребята не раз с грустью вспоминали ее... Вот так учились мальчишки и я вместе с ними понимать людей и ценить в них настоящее, человеческое.

- Ступени. -1991. -N 7. -С. 24-27.

 

От составителя:

1. Шпага, честь, отвага - верно найденный ключ к мальчишеским душам. Он найден отнюдь не автором этих прекрасных строк, которая лишь умело (и, пожалуй, интуитивно) его использовала. А быть может этот набор важных для мальчишек всего мира понятий необходимо время от времени открывать вновь и вновь? И каждый раз по-своему...

Думается, что вам будет кстати узнать об удивительном человеке

- Владиславе Крапивине. Детский писатель, живет в Свердловске. Работа с детьми это его личное дело, что-то вроде хобби, хотя она несомненно помогает ему писать необычные повести для обычных мальчишек. Многие годы он руководит созданным им же еще в молодости детским юнкоровским морским отрядом "Каравелла".

Сначала в своем воображении Владислав Крапивин (воспитанники называют его несколько проще - Славик) создал удивительную страну где шпага, честь, отвага, неуспокоенность, дружба не пустые слова для мальчишек. Потом претворяет это в жизнь и описывает в своих книжках. Непременно прочитайте их - это поможет вам, а значит и вашим будущим воспитанникам открыть необыкновенную ребячью страну. Я знаю - она вам непременно понравится!

2. Какими педагогическими методами и приемами сумела Н.Богатырева найти взаимопонимание с мальчиками своего отряда?

3. Попытайтесь определить как можно точнее возраст мальчиков, описанных в статье. Объясните, почему вы пришли к тому или иному выводу?

В.Пузыревский, Н. Кустовская

Дж. Сультеев, А. Рязанова

ЯРЧЕ, БОГАЧЕ ФАНТАЗИЕЙ, ТВОРЧЕСТВОМ

О сюжетно-ролевых играх в "Орленок"

Как приобщить ребят к реальному, активному участию в общественной и политической жизни страны? Какими могут быть формы такого приобщения? Над этим задумался коллектив вожатых Всероссийского лагеря "Орленок". Так как в нашем обществе нормы демократической жизни находятся еще в процессе становления, то и в детском лагере учиться демократии и ребятам, и взрослым можно только совместно, в общей деятельности.

Такой опыт целенаправленно создается в дружине "Солнечная". Для этого в основу жизни дружины летом 1988 года были положены социально-педагогические модели "Республика", "Коммунар" и "Революционное общество". При этом мы исходили из реально существующей проблемы: активисты, усвоившие навыки организаторской работы в специфических условиях Всероссийского лагеря, не могут успешно применять полученные навыки у тебя в школе. Почему? Не будем останавливаться на всем комплексе причин (многие из них коренятся в школе), укажем только на те недоработки, которые были присущи "Орленку" (и присущи, добавим, многим детским лагерям): воспитание преимущественно на словах, а не на деле, беспроблемность воспитания, что обрекало ребят на половинчатость осуществления в школе своих намерений либо вовсе пассивность. Учить детей борьбе за преобразование нашей жизни можно только в том случае, если они включены в процесс борьбы, стали его участниками.

Встает вопрос: где, в какой интересной и значимой для подростка форме общественно полезной деятельности он сможет усвоить методику обновления? Где он сможет найти тот воспитательный полигон, на котором проверит свои возможности и способности, свое становление как лидера детских организаций. Ответ, считаем, такой: в сюжетно-ролевой игре. Но в игре не в качестве фрагмента жизни ребенка или чисто развлекательного явления в воспитании, а в игре как целостном образовании, которая для ребенка, по словам Шацкого, является "жизненной лабораторией".

Социально-педагогические модели (СПМ) являются сочетанием ролевой игры с реальной жизнью. СПМ - саморазвивающиеся системы, имеющие импровизированный характер, их цель - обеспечение подросткам новой, социально значимой позиции.

"РЕСПУБЛИКА"

Чем определен выбор сюжета данной игры? Задачами создания условий для поиска и опробования различных форм и методов коллективного управления и хозяйствования, новых форм отношений, наполненных идейным и нравственным содержанием. СПМ "Республика" решала задачи воспитания гражданской позиции подростков через участие их вместе со взрослыми в моделировании государственного управления и строительства, привития умений и навыков, поисков демократических форм управления и жизни в условиях совместного коллектива взрослых и детей.

Сразу после приезда в лагерь ребята узнали, что они попали в "Республику", и несколько растерялись от предложения действовать в рамках такого игрового сюжета. Для начала вожатые предложили оформить территорию "Республики": дать названия "городам" (палаткам), "улицам и проспектам" (пространствам между палатками), "площадям" (общественным местам сборов). В ходе состоявшейся на третий день "гайдаровской атаки" территория "Республики" была красочно оформлена. Затем на общем сборе ребята пришли к необходимости выработки структуры государственного управления, конституции, государственной символики. Для решения этой задачи на пятый день существования "Республики" была проведена игра "Взятие баррикад", состоявшая в прохождении маршрута, на котором ребята получили информацию: что такое государство, для каких оно целей создается, зачем нужна государственная символика и т.д. Консультантами были вожатые или, как они себя назвали, старожилы "Республики". Затем группами (по 8-10 человек каждая) началась работа над выработкой государственного управления. На шестой день состоялось Учредительное собрание, утвердившее высшие органы "Республики": Форум - высший законодательный орган, Совет "Республики" - высший исполнительный орган, Совет Старейшин - высший консультативный совет. Также были созданы различные общества (театральное, спортивное, бюро добрых услуг и т.д.), газета. Запись "на работу" в общества происходила на следующий день - в бюро по трудоустройству. Ребята сами выбирали то учреждение (общество), где бы им было интересно, где они могли проявить свои способности.

В конституцию вошли следующие законы: закон образования, закон вежливости, закон творчества, закон "зеленой ветки", закон о взятии власти (на случай воцарения анархии). Туда же вошли правила справедливости, вежливости, откровенности, обмена опытом, выбора по совести и т.д. После республиканского конкурса были утверждены изображения герба и флага, а на общедружинном сборе впервые исполнен гимн "Республики" (слова и музыку написал "старожил" - вожатый Д. Непомнящий). Это была самая яркая визитная карточка нашей идеи. Гимн сплачивал ребят в трудные минуты, был знаменем их единства.

Шли дни. Были опубликованы законы, вышел в свет первый номер республиканской газеты, начал работу Совет республики, в каждом обществе и бюро велась работа по намеченному плану. И постепенно все отчетливее проявлялась "пробуксовка" идеи. В республике стали ощущаться застойные явления.

Цель создания СПМ заключалась в совместном поиске новых форм и методов управления, новых отношений между людьми. Для детей она была сформулирована так: построение модели общества ХХI века. Но поставленная задача решалась с огромным трудом. Каковы причины? На наш взгляд, главная - не получила развития система общей заботы, не была организована социально значимая деятельность. Подлинно игровые отношения между детьми и вожатыми были утрачены, место игры стала занимать ее вывеска. Все это было следствием недостаточной подготовки перед началом смены.

Чтобы вызвать к жизни саморегулирующие процессы, способные поднять на более высокий уровень содержание жизни в дружине, вожатым необходимо было незаметно для ребят смоделировать конфликтные ситуации.Первую такую ситуацию спровоцировал выпуск листовкиобращения от имени заставы "Дозорная" и "Коммуны" (другие игровые центры дружины), в котором содержался упрек в отсутствии общественно значимых дел в "Республике". Собрался форум. После бурных дебатов ребята задумались: так ли мы планируем свою жизнь? Все ли делаем для поиска интересных дел? Возникновению второй педагогически выстроенной конфликтной ситуации способствовало заявление начальника лагеря, основанное на пункте конституции о взятии власти Советом Старейшин в случае возникновения анархии. Это было, по существу, заявление о ликвидации "Республики", что прозвучало как гром среди ясного неба. В результате: "Республика" была поделена на две неравные части: "Новая Республика" (меньшая часть граждан) и "Слобода" (большая часть).Выйти из второго конфликта оказалось непросто. Вожатым пришлось много трудиться, чтобы нормализовать отношения между "республиканцами" и "слободчанами". Первое время "Слобода" была настроена враждебно не только к "Республике", но и к вожатым. Разделение задело самолюбие ребят, особенно жителей "Слободы" - они почувствовали себя как бы гражданами "второго сорта". Но проанализировав прожитые в "Республике" 10 дней, они признались: да, для общего блага ничего сделано не было. "Слободчане" решили занять более активную позицию, стремиться войти в "Республику", но не поодиночке, а всем отрядом, бороться за звание "республиканца". Одним из примеров всплеска активности ребят после "раскола" стало создание кафе "Сластена", средства на содержание которого ребята зарабатывали сами, сами же и работали в кафе.

В конце смены из "Орленка" уезжало 100 человек, объединенных общей идеей, общими воспоминаниями о совместно прожитой жизни, не всегда гладкой, но интересной.

"РЕВОЛЮЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО"

Более высокой, на наш взгляд, ступенькой в обучении и воспитании общественников и организаторов в условиях "Орленка" явилась идея создания "Революционного общества" (РО).

Его цель: формирование социально активной личности, способной к революционному преобразованию окружающей действительности на принципах демократии, творчества и гуманизма. "РО" - неформальная, саморазвивающаяся организация взрослых и детей, основой деятельности которой является выявление и изучение социально значимых проблем действительности, разработка способов практического разрешения этих проблем и в результате - приобретение знаний, умений и навыков по революционному преобразованию окружающей жизни.

Прибыв в "Солнечную", ребята по собственному желанию определились в так называемое "Неформальное революционное общество". Вожатые сразу же включали новичков в решение проблем: одних - в выпуск газеты на тему "Современные революционеры - кто они?", других - в совместный подбор кадров для решения задач "РО" по различным направлениям его деятельности. Буквально на следующий день, уяснив суть идеи "РО", большинство ребят пришло к выводу, что "РО" может стать средством борьбы против школьного бюрократизма, обновления политической жизни комсомола и пионерии. Затем они по желанию распределились по творческим союзам (группам по интересам), которые стали "боевыми единицами" "РО": "Союз борьбы за перестройку", Политтеатр, Литературно-музыкальный союз, пресс-центр, "Мысль" (психологический центр).

На четвертый день, утром, "Союз борьбы за перестройку" вывесил манифест, в тот же день союз "Мысль" выступил с контрманифестом. Вечером на общем сборе все творческие союзы в ходе обсуждения содержания манифестов выработали программу и устав общества, позднее опубликованные в печатном органе "РО" "Солнечный удар". На следующий день оборудовали отрядные места - расчищали площадки, таскали скамейки, плиты. Состоялась также встреча "Союза борьбы за перестройку" с представителями заставы "Дозорная" и поездка группы ребят в соседний лагерь. Ребята рассказали о целях и задачах "РО". Состоялся обмен мнениями по проблемам школьной жизни. Все это было этапами процесса самоопределения членов "РО".

На седьмой день на общем собрании произошел раскол на "верхних" и "нижних" (термины, рожденные в спорах о тактике движения "РО" к намеченным целям). "Верхние" (по месту расположения групп на эстраде дружины) считали первостепенным делом решение внутренних проблем, в первую очередь бытовых, а также коммуникативных - проблем общения. И только потом, по их мнению, может иметь место выход на социально важные проблемы, внешние по отношению к "РО". "Нижние" считали, что внимание к внешним социально значимым проблемам и борьба за их разрешение должны стать таким же первостепенным делом, как и внутренние проблемы организации. Понимая единство внутренних и внешних проблем, члены этой группы впоследствии стали теоретическим и идеологическим центром, развивающим основную идею и общую цель "РО".

Через два дня состоялись выборы в ревком. Они проходили в несколько этапов с применением конкурсных заданий для кандидатов. Из 12 кандидатов от ребят и 3 от вожатых в ревком вошли 6 ребят и 1 вожатый. Правда реальной власти ревком не получил, сильна была автономия деятельности творческих союзов, которые сами определяли пути своего развития.

Памятными событиями стали вечер памяти В.Высоцкого, политспектакль о Фредерике Гарсиа Лорке, работа проблемных групп над разработкой концепции "Уроки моей мечты" и "Совета школы". Удалось реально разрешить проблему их жизни ближайшего окружения лагеря, вошедшую в летопись "РО" под названием "Автобус для рабочих". Это жизненная ситуация помогла приобрести ребятам опыт изменения жизни для блага людей. Считаем, что за время деятельности "РО" удалось сформировать в каждом позицию человека, готового начать выявление и искать способы лечения "больных точек" сегодняшней школы, да и всей социально-экономической жизни страны.

"КОММУНА"

"Коммуна" явилась одной из СПМ, предложенных ребятам, приехавшим в "Орленок".

И вас в добровольцы труба позовет

В момент перелома жизни страны.

Кто смело и прямо в коммуну шагнет?

Кто, если не я? И кто, если не ты?

В "Коммуну" записалось 83 человека. Перед вожатыми встал вопрос: как донести до всех идею коммуны как трудового объединения на благо окружающих, ее отличие от ЛТО? Ребятам была рассказана история идеи коммуны - от Парижской коммуны до коммуны А.С. Макаренко и Фрунзенской коммуны в Ленинграде. Оговоримся сразу: не все задуманное получилось. Не удалось вывести ребят на самостоятельную формулировку принципов "Коммуны", использование уроков ее истории в сочетании с законами и традициями "Орленка", выработанная программа деятельности носила лозунговый характер. Но тем не менее считаем, что в "Коммуне" удалось решить многие воспитательные задачи и решить более эффективно, чем это делалось традиционными для лагеря способами.

В основу жизни "Коммуны" были положены принципы коллективно-творческой деятельности, сотрудничества детей и взрослых, романтики, общественно значимой деятельности. С самого начала "Коммуна" была разбита на бригады. На третий день состоялся поход в лесхоз для разведки возможностей приложения своих сил. Во время похода ребята работали на прополке молодых сосенок. Возникли вопросы к леснику:

- Почему сосны так заросли? Жалко ведь!

- Никто не хочет работать на этой делянке.

- Но ведь это нужное дело!

- Нужное, но зарплата маленькая.

- Почему?

В головах ребят возникали все новые вопросы. Участок pаботы важный, но из-за низкой оплаты труда взрослые не работают. Почему туда, где не хотят работать взрослые, часто посылают детей? Почему норма завышена, а расценки в книге учета занижены? Почему нельзя повысить зарплату рабочим? Почему конторские служащие сами бесконтрольно ставят расценки за работу? А сколько заработаем мы? И группа ребят - "экономистов" отправилась в управление лесхоза, где обнаружила много недостатков в планировании, распределении доходов, в расходах. Ребята при этом не были людьми "со стороны"

- ведь они сами работали в этой организации и потому выясняли, почему им не платят за то, что они работают без рукавиц, за вредность амброзии, почему равна расценка квадратов и межей. Итогом работы в лесхозе было коллективное письмо в Госкомстат. Так постепенно развивалось у ребят чувство социальной зоркости, предприимчивость.

Работая в передовом колхозе, ребята сравнивали постановку дела там с организацией труда в лесхозе. Алеша Орлов сказал: "Я понял, почему совхоз - миллионер. Все дело в правильной организации труда".

Но чтобы прийти к этому выводу, надо хотя бы немного знать экономическую теорию. В "коммуне" работала школа экономистов, куда ребята записывались по желанию. Со временем ребята не могли пройти мимо чужой работы, чтобы не помочь: помогали на прополке перца, в работе столовой, в ремонтно-строительном управлении.

По итогам работы мы пришли к выводу, что ничего страшного, если большую часть заработанных денег ребята потратят на нужды своего коллектива. Так и получилось. Основная сумма была потрачена на открытие в "Коммуне" ребячьего кооперативного кафе, поездку в Туапсе, часть денег решили отдать за потерянную одежду, остальное - на поддержку следующей смены.

Проанализировав деятельность "Коммуны", мы поняли, что только через включение в трудовые отношения можно добиться максимального развития человеческой личности.

Потом от наших ребят полетели письма: "Могу в своем городе без боязни зайти в любой кабинет, если это нужно для дела", "Хочу разобраться, почему начальные классы нашей школы бесплатно убирают территорию районного отделения сельхозтехники. Это же рабский труд. Взрослые не хотят работать, а маленьких ставят", "Организуем коммуну в нашей школе, так как в "Орленке" была целая делегация от школы".

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. СПМ помогли нам изменить структуру общения - она стала шире, глубже, содержательнее, чем в традиционной методике "Орленка". Мы пришли к выводу, что подобные игры социально возвышают личность, вовлекают ее в новые общественные отношения и человеческие контакты, ускоряют процесс социализации подростка, под которым мы понимаем усвоение и активное воспроизводство социального опыта, системы связей и отношений. Психолог Д.Эльконин отмечал: "Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором их нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми".

Сошлемся на опыт зарубежных соседей, давно взявших на вооружение ролевую игру как средство воспитания для закрепления желаемых личностных качеств и навыков поведения, так как в социодрамах и полевых играх вербальные (словесные) реакции трансформируются в поведенческие. Учащиеся под руководством учителя "проигрывают" заседания парламента, ООН, различные исторические события. "Проигрывание" дополняется эффектом сопереживания, что активизирует процесс формирования убеждений и перевода их в поведение.

Особое место занимает игра в организации самоуправления учащихся. В Великобритании широко распространена система префектов - классных и общешкольных, образующих школьный совет или парламент. Та же система в США (президенты классов, президент школы, ученический совет). На школьное самоуправление возлагается задача знакомить учащихся с системой выборов и органов управления. В школах США избрание школьного президента в других ответственных лиц сопровождается элементами настоящей политической жизни страны. Пишутся плакаты, призывающие голосовать за названных кандидатов, созываются митинги, устраиваются шествия с музыкой и пением патриотических песен, работают избирательные комиссии. В школьных парламентах Англии есть свои спикеры, "правящие" и "оппозиционные" партии. На заседаниях устраиваются дебаты по вопросам школьной жизни, делаются запросы ответственным лицам, выносятся резолюции.

Наш вожатский долг - стремиться к тому, чтобы во многом заформализованная, скучная и однообразная общественно-политическая жизнь наших ребят стала ярче, богаче выдумкой, фантазией,твоpчеством.

-Вожатый. -1990. -N 1. -С. 9-12.

От составителя:

1. Подумайте, в чем педагогическая ценность социально-педагогических моделей, предложенных автором.

2. Оцените каждую из трех предложенных социально-педагогических моделей по следующим критериям: содержательная актуальность; эмоциональная привлекательность для детей и педагогов; на какой возраст детей рассчитана СПМ; технологичность использования; негативные явления, которые могут возникнуть при использовании СПМ; какие изменения вы могли бы предложить в содержание и форму проведения СПМ.

3. Самостоятельно разработайте одну-две социально-педагогические модели по любым сюжетам и темам.

 

О. Лялина

ФИРМЕННЫЕ ИГРЫ

Среди обычной атрибутики пионерского лагеря - призывов "Будь готов!" и портретов пионеров-героев - проходило это необычное действие. Его герои 11-14-летние школьники из Москвы, Ленинграда, Бреста. Режиссеры и постановщики - экономисты, психологи, программисты и музыканты из махачкалинской школы менеджеров.

Впрочем, декорации все-таки потеснились, уступив место рекламе: "Фирма "КЛАСС" гарантирует качество рекламы!", "Журнал "10х10" - это то, что вам нужно!", "Читайте газету фирмы "INKR 5", НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!". Вместо "Взвейтесь кострами..." в воздухе нос<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: