И ПРАЗДНИКЕ ОТКРЫТИЯ СМЕНЫ В ЧАСТНОСТИ




... Эскадроны будней в лагере возглавляют праздники. Количество их зависит от уровня работы в отрядах. Если он низкий, праздников может быть много. Это старший вожатый "вытаскивает" дружину, рассуждая примерно так: чем больше общелагерных торжеств, тем активнее жизнь в отрядах: никуда не денешься - хочешь не хочешь, а в праздники проявляться как-то надо. Вот и крутится праздничный калейдоскоп: праздник Нептуна, песни, леса, Мойдодыра... А сколько ведомственных праздников падает на лето? А фестивали, спартакиады, митинги, большие костры - тоже с праздничным "уклоном". Все это мне напоминает колесо обозрения в парке. Сядешь в кабиночку, и пошло: кругом все вертится, а ты сидишь на месте, только голова кружится. А ведь перегружать ребят эмоционально вредно. Они у нас и так под прессингом слишком больших перегрузок.

Пусть пока ребята живут у леса и речки, их будет поменьше. А уж если праздник, так действительно праздник - звонкий, веселый, красочный. А то что это за праздник Мойдодыра, когда пятьсот ребят стоят два часа на линейке, а пятеро в костюмах мыла и мочалки читают стихи? Пятеро читают, а десятки от солнечных ударов падают. А праздник между прочим здоровью посвящается. Не надо, наверное, путать: есть праздник, а есть тематический день или конкурсное исполнение песен. Зачем же все это праздником обзывать? Праздник, во-первых всегда - воплощение идеи. Во-вторых, он предполагает участие (а не присутствие!) всех. В-третьих, в нем многое обращено к области эмоций. Праздник ярко смотрится, громко слушается и даже "обоняется".

Я как-то попросил ребят 4-го класса закрыть на минутку глаза, а потом записать на бумажке все, что на ум придет после моих слов-команд. Одним из таких слов было - "праздник". Все, что они написали: "Играет духовой оркестр...", "Лошадь под синей попоной...", "Хрустящая скатерть на столе...", "Много цветов...", "Пахнет пирогом...".

В-четвертых, праздник подводит итоги какой-то предшествующей работы. В-пятых, праздник- это ритуалы, обряды, обычаи, традиции.

И все-таки два вечных праздника в лагере есть - открытия и закрытия смены. О первом - наше слово.

Какую же идею он выражает? Наверное, идею ребячьего братства, долгожданность лета. К тому же праздник открытия должен стать провозвестником больших дел, которые ждут ребят в самом лагере, в его откровенностях. А еще - это рождение временного самоуправляющегося государства под названием "лагерь". Да и сам праздник - это десятки творческих советов дела, необычные сюрпризные моменты, и еще, и еще что-то. Выскажу некоторые подсказки, а уж вам выбирать. Замечу: плохо, когда праздник идет по чужому, готовому сценарию. Нет, какие-то кусочки можно взять, но не целиком же. Так мы лишаем ребят возможности думать, фантазировать. У всякого праздника должно быть свое неповторимое лицо.

Вот наши подсказки.

ПЕРВАЯ. Не затягивайте с открытием. Если не на второй, то уж на третий день проводите обязательно. И то при условии, что ребята доезжают в течение нескольких дней. Для того, чтобы включить в подготовку всех, сделайте так: объявите конкурс на лучшее предложение к празднику и раздайте задания отрядам. Например: сделать над линейкой противосолнечный навес из лопухов (натянуть сетки и забросать лопухами); подготовить группу приглашения (пусть это будут "бременские музыканты" или лесные персонажи), и эта группа сходит ко всем соседям - в окрестные лагеря, в дома отдыха, к сельским ребятам: сделайте пригласительные билеты, особые, красивые (в виде солнышка, ромашки, ягоды-малины), и шефам послать не забудьте; один из отрядов пусть подготовит необычную встречу гостей у центрального входа или в лесу, за километр от лагеря, другому поручите вместе с поварами организовать работу киосков с прохладительными напитками.

Можно вообще создать 20 маленьких советов дела и каждому - интересное поручение. Один совет выясняет, нет ли в день праздника "юбиляров". Может,у кого-то день рождения, у какого-то вожатого или работника лагеря личное событие - он начинает, к примеру, свой 10-ый сезон работы в этом лагере. Кто-то из ребят приехал сюда... 5-ый раз - тоже юбиляр! И само-собой, совет дела придумает поздравления в адрес этих людей.

Другой совет дела составляет программу по заявкам для лагерного радиоузла. Третий сделает большого бумажного змея, который будет запущен в часы праздника. Это будет что-то вроде летающей рекламы. А кроме того, всем отрядам надо дать общие задания: приготовить парадную форму, красочный коллективный рапорт, придумать одну игру и провести ее со всеми, один аттракцион для аукциона забав, одну песню для костра, установить от отряда один приз, к примеру, "Самому веселому человеку дружины".

И обязательно все отряды готовят хотя бы по одному сюрпризу для всех. Что это может быть? Гирлянда цветных лампочек над танцевальной верандой, десятиметровая стенгазета "Здравствуй, лагерь!" (а можно и тридцатиметровую!). Кто-то ночью нарисует на асфальте добрые рисунки и напишет слова приветствия. Кто-то рано утром поставит во всех палатках по крошечному букетику цветов. Кто-то красочный плакат в виде телеграммы на самом видном месте вывесит. И не надо уточнять, кто что сделал. Ведь делают все отряды. А еще каждый отряд подготовит 1-2 номера художественной самодеятельности к концерту, одну пирамиду на сюрпризную часть праздника и выставит команды для участия в состязаниях. Вообще какой же праздник без сюрпризов? Вожатые и все сотрудники обязательно подготовят концерт. В нем все взрослые будут выступать - от сторожа до начальника, работники кухни праздничное меню придумают, такое, что никогда еще не было. Сторожа трехлитровую банку ягод насобирают в лесу и самому дружному отряду на костре вручат. Сестра-хозяйка сделает коврик в виде большой ступни и... самой чистоплотной палате его подарит. Музыканты песню о лагере сочинят. Физруки зарядку такую проведут - обхохочешься. Медики - медицинские аттракционы приготовят, призы вроде гематогена или "холодков" тому, кто надует самый большой шарик, у кого самый высокий рост или, напротив, самый маленький, тому, кто тяжелее и легче всех, и... самому загорелому. А начальник лагеря вручит соломенную шляпу-сомбреро тому, у кого больше всех... веснушек. А старший воспитатель? Он вручит коллективу на линейке букет из разноцветных шаров. Шаров будет столько, сколько лет лагерю или сколько было смен. И на каждом шарике будет дата написана.

ПОДСКАЗКА ВТОРАЯ. Праздник открытия, конечно же, идет целый день. Утром побудка необычная - праздничная, с особым поздравлением, с музыкальным эпиграфом по радио. Затем веселая праздничная зарядка. После завтрака встреча гостей и вместе с ними "кругосветка по лагерю". Потом конкурсы. К примеру, на самое симпатичное оформление всех помещений и отрядных мест. Потом ребята примут гостей у себя в отрядах с маленькой творческой программой. По радио в первой половине дня пройдут концерты по заявкам и радиоперекличка отрядов. В первой же половине дня могут открыться все праздничные "учреждения" - библиотека, игротека, музей лагеря, дискотека, зоопарк, тир, игровой городок малышей и т.п.

ПОДСКАЗКА ТРЕТЬЯ. Когда быть торжественной линейке? Наверное, перед обедом. Что хотелось бы видеть на линейке: выход линейных; выход маршевой группы; марш-парад отрядов; внос государственного флага; церемониал его подьема; приветствия и сюрпризы гостей. Какие? Например, профсоюзная организация дарит ребятам... автобусную экскурсию, молодежь предприятия - спортивный переходящий кубок и самый новый детский фильм, мини-концерт. А вожатский коллектив? Он вручит всем отрядам большие вкусные караваи хлеба, вывезет на автокаре Королеву лета, Нептуна, Лешего, лесных гномиков. А еще можно зачитать письмо из прошлого лета (если оно, конечно, было написано, но вы то уж наверняка не забудете написать такое письмо будущему лету). А еще можно сделать живую рекламу всех крупных дел смены. Пусть пройдут парадом по линейке "Памятные даты календаря", "Турпоход", "Олимпиада", "Карнавал" и т.д. А еще можно на линейке вручить отрядам пакеты-задания на смену (трудовые задания лета). Какой бы насыщенной линейка ни была, больше 30-40 минут ее проводить нельзя.

ПОДСКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ. А что делать после праздничного обеда? Все что интересно, кроме тихого часа. Его в этот день проводить не обязательно. Можно покатать ребят на лодках. Можно провести сюиту игр, забав, пусть в этот час одновременно действует много аттракционов, игровых точек. На спортивных площадках провести блицтурниры по волейболу, баскетболу, городкам, шахматам, шашкам. Можно устроить показательные выступления приглашенных спортсменов. Отряды могут показать пирамиды, спортивные танцы. Если погода хорошая, на пляже стоит организовать купание. Пусть к ребятам приплывет парусник с любимыми героями. А после ужина время концерта, подготовленного силами ребят. Во время концерта их могут поздравить с открытием смены соседи. И вожатскому сюрпризному концерту тоже где-то здесь время и место. К ребятам может прибыть на машине, на мотоцикле, на пони почта с веселыми телеграммами и посылками. А вечером? Либо фильм, либо игродискотека, либо костер, либо отрядные "огоньки".

ПОДСКАЗКА ПЯТАЯ. Праздник всегда в чем-то необычен. На линейке, к примеру, вместе с государственным флагом могут подниматься на специальных мачтах флаги расцвечивания, а на реях мачты - сигнальные флаги или цветные флажки. На линейке и на костре можно запустить в небо голубей или зондов с плакатами. Вечером может быть фейерверк или залпы ракет. На концерте можно дать слово живой эмблеме лета, ее придумали во всех отрядах - в каждом свою. Общая песня может быть и на линейке, и на костре, и на концерте. В этот день может быть выставлен почетный караул у мемориала, в музее лагеря, у мачты с флагом. Возможна и смена караула. Если гостей тепло и красочно встретили, не забудьте так же проводить. В этот день все на праздничной придумке. И газета, сделанная как улыбка. И оформление центральных ворот и площадки линейки. Праздник открытия - запев смены. От него зависит, сложится ли песня лета. К сожалению, дети нередко недолюбливают загородные лагеря за унылость, заорганизованность, формализм. А ведь даже в ежедневные, порядком поднадоевшие дела можно внести творчество и фантазию. Например, в уборку постелей. Оказывается, есть сорок два способа заправки кровати обыкновенным одеялом, покрывалом, простыней и подушкой. Наверное, можно придумать и больше. Почему бы в первые дни смены не устроить выставку нестандартной заправки постелей? В средней полосе лето нередко выпадает дождливым. Хорошо бы вожатым заранее подумать, чем они займут отряд в дождливую погоду.

А можно поступить и по-другому. Предложить какому-то отряду разработать и показать отрядным вожатым свою "дождливую программу". И появляются аукцион забав, базар головоломок, бюро предложений по делам развлечений, вечер веселых сюрпризов и мистификаций, день разгаданных и неразгаданных тайн, веселое пятиборье, конкурс Мюнхаузенов и Шерлоков Холмсов, коллективный рассказ о картинках, шуточный музей "Заходи-глазей", конкурс рисованного и озвученного диафильма и мультфильма, вечер шумовых оркестров, День Юморины и т.д. Ведь если за окнами несколько дней подряд сыплет мелкий унылый дождик, душе особенно хочется праздника.

Для детей празднично все, что нестандартно. И если общение с природой повернуть к городскому ребенку неожиданной стороной, это запомнится на всю жизнь. Вот почему во многих лагерях вожатые рискуют устраивать ночные походы с фонариками, утреннюю конкурсную рыбалку, встречу солнца и проводы зари.

Вероятно, в вашем лагере возникнут новые традиции - это слово стало, к сожалению, синонимом очередной скучной "обязаловки", но ведь возможны и такие традиции, которые - праздник, фейерверк, именины сердца?

- Ступени. -1991. -N 5. -С. 36-38.

От составителя:

1. Составьте подробный план праздника открытия смены, его подготовительного периода, в котором определите время и место проведения конкретных программ, определите объем и последовательность подготовительной работы.

2. В детских лагерях развитых зарубежных стран праздник открытия смены (в нашем понимании) не проводится. Как вы думаете почему? Информацию к размышлению ищите в статьях данного сборника, посвященным зарубежным лагерям.

3. Можно ли в наших лагерях обойтись без подобного праздника и если да, то при каких условиях?

4. Согласны ли вы с признаками праздника, выделенными автором статьи? Дайте аргументацию, подтверждающую ваше мнение?

 

С. Шмаков

ДЕНЬ ФАНТАЗЕРА

Без фантазии лагерь - сирота. Мечта, воображение - спутники детства. Задача детского оздоровительного лагеря - пробуждать в детях волшебный дар фантазии. Запас ее в ребятах огромен, и, если она не проявляется, виноваты взрослые.

Вот что было однажды в лагере "Орленок" (Всероссийский лагерь в Туапсе) в День Фантазера: во-первых, весь день в лагере действовали разновозрастные отряды... нет, не просто пионеров и октябрят, а отряды, в которых на какое-то время объединялись блондины, брюнеты, русые, шатены. Каждый отряд - это ребята со своим цветом волос. Отряд белобрысых или отряд рыженьких. Через час-два возникали, как грибы, отряды голубоглазых. Еще спустя какое-то время по лагерю бродили компании Оль и Галь, Юриев или Олегов. Потом на турнире личности с греческими носами соревновались с курносыми. На концертах выступали хоры холериков, меланхоликов, сангвиников. На футбольном поле шел матч "худых" и "упитанных", сражались в волейбол кудрявые с прямоволосыми.

В течение дня все ребята перебывали в шести-семи временных объединениях. Весь день шли "бои местного значения". Например, канат с привязанными посредине полиэтиленовым мешком с грецкими орехами, тянули команды "длинные бороды (вожатые) и "шортики" (старшие ребята). Победили "шортики". На рыцарском турнире сошлись высокие и маленького роста рыцари. И у тех, и у других костюмы были из эпохи Робин Гуда и Айвенго. Рыцари, завоевывая сердце дамы, бились подушками на буме, стреляли из луков в мишени на расстоянии 10 шагов, танцевали, пели серенады и отвечали на каверзные вопросы про рыцарские обычаи минувших веков. Они же обязаны были быстро нарисовать портрет дамы на картоне цветным пластилином, сочинить стихи и, вытаскивая спички из коробка, сказать как можно больше нежных слов даме: несравненная, божественная, прекрасная, очаровательная... и так далее. За что получали в награду блюдо с капустными кочерыжками. А "прекрасные дамы" на асфальте "рисовали" рыцаря в полный рост на коне... спичками и сооружали шляпы из разных материалов и предметов: металлической корзины для мусора, цветных лент, сосновых шишек, гусиных перьев и канцелярских скрепок. На научном симпозиуме слушались "доклады" и "диссертации", "рацпредложения" по таким вопросам:

- как быстро перезнакомить всех ребят в отряде и дружине;

- какие кушания можно сделать из картошки;

- возможен ли вечный двигатель.

В этот день открывалась выставка фантастического творчества: проект лагеря через 100 лет (на макете); лесные диковинки; изделия из лесного материала. А еще были выставки птичьих кормушек и скворечников. Особенно роскошной оказалась выставка песочных архитекторов. Из глины и песка они построили замки и крепости. Оригинальной получилась выставка из репейников. Победу одержал автор, сделавши снежного человека из репейника. Успехом пользовалась выставка стенгазет одного редактора. Если нам не изменяет память, газет было около трехсот... размером в тетрадный лист. А сделать фантастическую прическу, думаете, просто? Юные парикмахеры трудились над прическами по нескольку часов. Зато этим прическам могли бы позавидовать лучшие модельеры. Кстати, интерес вызвал и конкурс мод. Модельерши ходили под музыку и отвечали на вопросы зрителей.

Можно было полдня ходить по лагерю и рассматривать то проекты велосипедов на солнечных батареях, то эскизы оформления столовой, то занавески на окнах из лесного материала (не зелень), то необычные отрядные стенгазеты в форме куба, трехгранника, парусника. Была и выставка стенгазет на стекле. Одна небольшая выставка нам особенно понравилась - выставка бутербродов и салатов, их делали девочки. А мальчики-дизайнеры предложили сушилки для обуви и памятные "штучки-дрючки", на которых можно было ставить свои автографы в конце смены. И конечно же, был концерт. По условиям всем отрядам надо было подготовить по два номера. Не разрешалось использовать жанр вокала, танца, декламации и игры на инструментах. Зато творчески проявились такие жанры, как пантомима, акробатика, игра на бересте, шумовой оркестр пожарных, которые играли на брандспойте.

В этот день были конкурсы и делового характера. Например, на лучшее костровое место отряда, на оригинальную шляпу от солнца, на рацпредложение по экономии хлеба. Все конкурсы судило компетентное жюри в составе: барон Мюнхаузен, Тульский Левша, Данила-мастер, капитан Врунгель и Самоделкин. Может быть, мы что-нибудь забыли вспомнить. Надеемся, что фантазеры вашей дружины переплюнут в выдумке ребят из лагеря "Орленок".

-Вожатый. -1989. -N 3. -С. 47.

От составителя:

1. Имея значительный опыт работы в лагерях, не сомневаюсь, что День Фантазера, описанный С. Шмаковым, будет пользоваться неизменным успехом у детей и педагогов. Попробуйте провести его в лагере. Если не удастся организовать его в рамках всей дружины, то уж со своим отрядом проведите непременно!

2. Составьте подробный рабочий план Дня Фантазера, используя материал, помещенный в статье, и свои предложения.

3. Составьте список конкурсов, состязаний и затей - их можно вполне успешно использовать самостоятельно и при организации каких-либо досуговых программ.

 

 

О. Кондратьева

НАМ БЫВАШИ ЗАБОТЫ

В "Артек" приехали представители Американской и Канадской ассоциации лагерей: Линда Гриер - директор (но не собственница) круглогодичного лагеря "Дружба" из американского штата Вирджиния, Роберт Лебби - директор и собственник (совместно с женой, своей помощницей) сезонного лагеря "Северная звезда" для мальчиков, который находится в штате Висконсин, Джек Пирс - директор и собственник лагеря "Тавинго" из канадской провинции Онтарио и его заместитель Джейн Маккочио.

Хотелось бы рассказать о том впечатлении, которое сложилось во время встреч и бесед с гостями. Конечно же, полученная от них информация о том, как отдыхают дети США и Канады, не претендует на исчерпывающий характер.

Что общее для всех лагерей? Все они частные. Приносят доход. Несмотря на то, что энтузиазм в Штатах и Канаде в чести (без этого замечательного качества, присущего первопроходцам, Северная Америка не была бы ни открыта, ни освоена), убыточные лагеря никто содержать не станет. А если быть более точным, то в "их" мире любое дело могут превратить в прибыльное. Правда, по признанию гостей, лагерь в их странах не рассматривается как дело, на котором можно сделать серьезный бизнес. Имеющаяся небольшая прибыль у всех владельцев лагерей пущена в оборот.

За пребывание ребенка в лагере вносится солидная сумма. За детей из бедных семей платят спонсоры: религиозные общины и разные благотворительные фонды. Для неимущих слоев существуют и другие лагеря - бесплатные или почти таковые, финансируемые перечисленными выше организациями. Я полагаю, что в них и "дома пониже, и суп пожиже". Но это всего лишь мои догадки. Я также могу только догадываться о том, что самая высокая плата у Роберта - ведь его лагерь для мальчиков функционирует только три месяца в году и за это время успевает не только окупить себя, но и принести прибыль. Зато остальные выкручиваются, организуя в течение года множество оздоровительных, образовательных и развлекательных программ для разных групп населения. Лагерь должен приносить прибыль круглый год, иначе его владелец прогорит! Как это осуществляется на практике, посмотрим на примере лагеря "Дружба".

Кстати, откуда такое родное название, символизируюшее одно из тех желанных качеств, которое лагерь якобы должен воспитывать. Поговорив с гостями, я пришла к выводу: да, научить детей дружить, правда без особых разглагольствований на этот счет. Но вообще-то о целенаправленном воспитании каких-то качеств в Америке говорить не принято, как не принято спрашивать о среднегодовом заработке. Человек живет, а не зарабатывает себе на жизнь, ребенок живет, не воспитывается. Но об этом чуть позже. Зато внимательно изучив подаренный Линдой проспект, я обнаружила в нем замечательную программу для людей всех возрастов.

Эта программа называется "Зов дружбы", ее цель - испытать "красоту общения" с дикой природой. Желающим в течение недели предлагается заняться планеризмом, покорить несколько горных вершин, проплыть несколько километров на плоту и каноэ по горным рекам, проехать по горным тропам на велосипеде, а затем верхом на лошадях и, наконец, вместе с опытными спелеологами исследовать несколько пещер. Вдобавок ко всему, желающие уезжают в двухнедельную экспедицию в пустыню. Как говорится в резюме к этой насыщенной программе, "она открывает безграничные возможности личного совершенствования и развития дружеских связей".

Да, если выживешь, то очень сплотишься и сдружишься в преодолении вышеперечисленных трудностей. Как знать, может отсюда и происходит название лагеря...

"Дружба" находится у подножия гор в центральной Вирджинии в бассейне реки Риванна. Территория в 460 акров густо покрыта лесами, в центре ее находится озеро, по берегам которого построены домики, повернутые лоджиями к лесу, окружающему их плотным кольцом.

Главной для лагеря является летняя детская программа, состоящая из двух частей: для 7-12-летних и подростков 13-15 лет. В нее входят более тридцати видов деятельности: плавание, верховая езда, рыбная ловля, плавание на каноэ, теннис, гимнастика, стрельба из лука и малокалиберной винтовки, гончарное производство, фотография, танцы и многое другое. Дети могут приехать на одну или две недели и выбрать по своему вкусу пять видов деятельности. Существует еще и мини-лагерь для 6-8-летних малышей, ориентированный на многие из перечисленных видов деятельности, но продолжительностью в одну неделю. Малышам незачем долго уезжать из дома... Девочки 10-16 лет могут приехать специально для занятий верховой ездой. Собственностью "Дружбы" являются 60 лошадей, содержащихся в прекрасно оборудованной конюшне, открытые треки, большая закрытая арена и двухмильная дорожка для езды по пересеченной местности

На берегу залива находится морской лагерь, тоже принадлежащий "Дружбе". Те, кто туда приехал, занимаются не только водными видами спорта (виндсерфингом, водными лыжами, и т.д.), но и баскетболом, теннисом, фотографией. Лагерь имеет флот из 13 больших судов. Под присмотром опытного капитана желающие могут пересечь залив.

С наступлением осени бурная жизнь затихает, но не замирает вовсе. Существует множество различных программ, проводимых в течение года. Например, популярностью пользуются весенняя и осенняя недельные программы для семейного отдыха. Ребята от 7 до 15 лет из городов штата Вирджиния приглашаются в лагерь на уик-энд, чтобы они могли для себя определить: захочется ли им приехать сюда летом. Помимо традиционных видов времяпровождения, дети совершают пешеходные экскурсии, разводят ночные костры, готовят на них пищу, строят шалаши из сена. Кроме этого, весной и осенью помещения лагеря используются для организации различных встреч и конференций на контрактной основе, приезжают учащиеся школ и колледжей, бизнесмены. Марилендский университет финансирует пятидневный лагерь для взрослых. И, наконец, лагерь используется как база для проведения свободного времени для учащихся близлежащих школ, а также для уроков верховой езды для всех желающих.

Что касается собственно воспитания, его форм, методов, целей и прочих глубокомысленных вещей, о чем с такой охотой говорится на всех наших совещаниях по подготовке к лету, то сошлюсь на такой пример. Один артековский вожатый очень настойчиво добивался, какие воспитательные цели преследуются в "их" лагерях. На это Джек Пирс в конце концов разразился пространной тирадой примерно следующего содержания:"Мы принципиально не ставим перед собой никаких целей. Цели можно выписать на листе бумаги, повесить на видное место и... забыть. Но зато в нашем лагере культивируются обещания. Например, все взрослые совместно обещают, что каждый день будут добавлять в жизни ребенка что-то новое. Такое обещание, данное друзьям и единомышленникам, данное самому себе, нельзя не выполнить. Также есть обещания, данные детям. Это вообще дело святое, о том, чтобы их не выполнить, не может быть и речи. Вот эта совокупность обещаний и составляет нашу философию воспитания, если вы непременно хотите услышат это слово". При этом Джек многозначительно посмотрел на любознательного вожатого. Как я понял из выступления директоров, под воспитательной работой ими понимается, в основном, формирование у ребенка черт лидера (оказывается, эти качества хорошо формирует такой вид состязаний, как... лазание по канату).

О целенаправленном воспитании лидерских качеств упоминалось чаще всего. Таков социальный заказ родителей, общества. Коллективизм - качество, по всей вероятности, сугубо советское, о нем наши гости даже не упоминали. Хотя они говорили о том, что дети в лагере учатся жить вместе и помогать друг другу, но об этом упоминалось мимоходом, как о житейской необходимости. У нас же чувство локтя возводится в ранг государственной идеологии. И это, будем до конца искренни, шло и, увы, идет в ущерб развитию индивидуальности. У "них" же все наоборот. Развитие индивидуальности - главное, краеугольный камень всей работы в лагере. Решению этой задачи служит баснословное, по нашим представлениям, число видов деятельности.

Условная форма - работа в малых группах. К примеру, в лагере "Тавинго" общие сборы всех ребят можно перечислить по пальцам. Раз в смену собирается Совет Индейского костра, где демонстрируются обычаи, игры коренного населения Канады. Так же один раз в смену собираются мальчики и девочки - отдельно, для решения каких-то своих проблем. Еще проводятся массовые религиозные праздники, но так как в лагерь приезжают представители разных религий, то собирать на эти церемонии весь лагерь нет просто необходимости.

Связь с ребятами хотя бы раз приехавшими в лагерь, администрация поддерживает круглый год. Отрядные вожатые ведут с детьми переписку. Всем в течение года высылается издающаяся в лагере газета.

Очень тесные контакты поддерживаются с родителями. Считается важным вовлекать родителей в тот опыт, который ребенок приобретает. Папы и мамы охотно приезжают навестить ребенка, что только приветствуется администрацией. Наверное, поэтому приезжают отдыхать дети тех, кто побывал здесь 30 лет назад, а так же дети их друзей. Но вместе с тем считается, что родители не должны часто навещать ребенка - это мешает ему учиться независимости, умению заботиться о себе. В большинстве лагерей родители принимают участие в строительстве, ремонте построек, иногда приезжают в качестве работников. Избирается родительский совет лагеря, который носит далеко не формальный характер. Например, одна из его задач

- поиск меценатов, которые могли бы пожертвовать средства. Как правило, все благодетели - бывшие воспитанники лагеря.

Кто работает в лагерях? В количественном отношении, по нашим меркам, куча народу. В лагере "Тавинго" на 400 детей - 150 взрослых, у Линды в "Дружбе" на 330 детей приходится 110 работников. На 7-8 детей - один вожатый. Вожатыми, как правило, работают те, кто знает хорошо лагерь и его традиции - бывшие воспитанники, студенты, приехавшие на месяц ради новых впечатлений, а в итоге преданно приезжающе многие годы подряд.

Это добровольцы, их большинство. Но есть и своего рода"барщина". В лагере отрабатывают практику студенты университета из штата Иллинойс, будущие организаторы детского и взрослого отдыха - отдыха не только в дни каникул и отпусков, но и в выходные дни, праздники (па нашему, массовики-затейники с дипломом) - и, конечно, будущие педагоги. К работе вожатым можно приступить с 16 лет, пройдя соответствующую подготовку от 2 недель до месяца. В течение этого срока вожатые решают, с каким возрастом они будут работать. Зарплата - не то что мизерная, а вообще символическая. Поощрения - исключительно морального плана. Считается, что самое большое чувство удовлетворения вожатый испытывает от того, что наблюдает рост и развитие ребенка, совершающиеся благодаря его усилиям. Короче говоря, и там лагеря держатся на душевном порыве и фанатичной преданности идее. Энтузиазм, как видим, понятие интернациональное!

Слушая американцев и канадцев, я все время поглядывал на соседа справа. Я знала, что это - начальник большого лагеря из центральной полосы России. Он, пыхтя, не переставал что-то строчить в блокнот, но в то же время с его лица не сходило выражение здорового отечественного скептицизма. "Нам бы ваши заботы!" - так и читалось в озабоченном выражении его лица. Да, наш начальник лагеря обременен заботами государственной важности. Перечислять их можно бесконечно. Ну как, например, исхитрится накормить детей на выделяемую весьма скромную сумму, если на базе все по договорным ценам? Или где достать овощи? А как быть с постельным бельем, если прачечная срывает все сроки, ссылаясь на отсутствие моющих средств?

Вздыхает начальник лагеря, ворочаясь на сиденье. А тут Джек Пирс вместе с Джейн показывает веселые пантомимы, понятные без слов, и зал надрывается со смеху. Так и видишь их в окружении ребят, которые вовсю хохочут, глядя на эти проделки. Наш начальник лагеря не может так ронять свое достоинство, выставляя себя шутом на всеобщее обозрение. Его достоинство в раздобытых огурцах и стиральном порошке. С этими приобретениями он спит спокойно.

А я все смотрела на сцену, на поджарого неутомимого Джека, которому перевалило за 60, на тоненькую, похожую на девочку Джейн и думала: придет ли такое время, когда "ваши" заботы станут "нашими"? Когда наши начальники лагерей направят всю свою фантазию на общение с детьми, на их развитие, на создание большой, дружной и обязательно счастливой семьи? Эх, нам бы ваши заботы! То-то была бы радость!

-Ступени. -1991. -N 8. -С. 32-34.

 

 

А. Строканов

ХАУ ДУ Ю ДУ, АМЕРИКА

Ночью лагерь, где нам предстояло жить, не выглядел привлекательным. Мы остановились около небольшого деревянного строения с металлическими тонкими сетками на окнах и двери. Но что удивило больше всего, так это отсутствие в окнах стекол. Прохладный ветерок забирался в помещение и от этого температура воздуха в нем ничуть не отличалась от уличной.

Пройдя через небольшую веранду, мы оказались внутри строения, называемого "кабиной". Луч фонарика осветил четыре пары двухэтажных нар и... просто исключительный беспорядок. Чьи-то вещи свешивались с балок, служащих опорой крыше, висели на гвоздях, вбитых в стены, просто валялись на полу около огромных, как "бабушкин сундук", чемоданов. Ребята в кабине уже спали, устроившись в спальных мешках.

"Вот это будет ваш дом",- сказал сопровождающий нас директор лагеря Джордж Пейнтер. Надо заметить, что восторга на лицах двух ребят, которым предстояло жить в этой кабине, я не заметил. "И это Америка?"- как бы про себя говорили они. Честно сказать, и я ожидал увидеть комфортабельный коттедж, блестящий от чистоты и благоустройства, с ванной и телевизором. Однако и мне предстояло расположиться точно в такой же, только менее заселенной кабине. "Первое впечатление обманчиво",- подумалось нам тогда, и мы смиренно легли спать.

Утро выдалось солнечное и теплое, Выйдя на улицу, мы увидели, как из всех кабин выбегали мальчишки и, сделав 2-3 упражнения, шли умываться. А еще через несколько минут они уже стояли в строю, по своим отрядам-"кабинам, не стараясь при этом выдерживать равнение". Руководитель лагеря старших мальчиков Майкл Миллер подозвал к себе одного из парней, и они вдвоем направились к флагштоку. Звучал гимн - и звездно-полосатый стяг взвился в небо. Я посмотрел на ребят - их лица не были торжественными, но были серьезны.

Первый день в лагере был днем открытий. Мы открывали для себя американский язык, который, особенно в его детской форме, весьма далек от английского. Открывали лагерь, который с каждым часом, проведенным в нем, нравился все больше. И в этом, наверное, заслуга тех, кто составлял главное открытие этого дня - американцы, и взрослые, и дети. Мы были готовы к тому, что нас здесь хорошо встретят, но такого радушия, открытости и душевной теплоты даже не ожидали.

Неизменная улыбка на лице, готовность помочь, желание поговорить - все это мы увидели, почувствовали на себе в этот день. А жизнь в лагере тем временем набирала обороты. 7.45 по распорядку дня - завтрак. В столовой - простые, даже грубоватые столы и лавки, рассадка по коммунам (старшие и младшие мальчики, так же и у девочек), затем по кабинам. Один стол - одна кабина. Лес рук поднят вверх - в столовой устанавливается тишина, Звучит песня-молитва, всего один куплет, и вот уже за столами рассматривают, кому какая коробочка с хлопьями досталась. Дело в том, что привычной раскладки по порциям здесь нет, и что успел взять, то и будешь есть. А еды на завтрак в этот день, да и все последующие было не так уж и много: молоко и пакетик (величиной с большой спичечный коробок) кукурузных хлопьев. На помощь нашим ребятам приходят американские друзья. Оказывается, все просто. Если тебе чего-то не хватило, подними тарелку с этим блюдом, и дежурные принесут тебе новое. Так что голодным никто не остался, правда, и нельзя сказать о том, что мы были сыты... Ну, ничего, будем привыкать. Но стало ясно, что если у нас после лагеря детей спрашивают, на сколько ты поправился, то в Америке, вероятно, вопрос звучит иначе.

После завтрака встреча с руководством лагеря. Садимся за стол переговоров на большой поляне. С американской стороны в них участвуют уже знакомые нам Джордж Пейнтер, а также заместитель директора Джим Данхем, руководитель лодочной станции Бил Аллен.

С первых минут ощущаем, что у всех них есть что-то неуловимо общее. Лишь позже мы поняли, что всех их объединяет любовь к детям, не по должности, а по состоянию души. Свидетельств тому видели множество. Доказательство тому и то, что здесь, в лагере, они проводят свой отпуск, получая за эту работу, по американским меркам, сущие гроши (от 500 до 1500 долларов за девять недель).

Итак, как показала нам американская сторона, в лагере есть свои правила и традиции, которые мы должны неукоснительно соблюдать. Вот они. Каждый должен посещать занятия (5-6 уроков по 50 минут каждый ежедневно). Три раза в день инструкторы проводят общий сбор, на котором обсуждают текущие вопросы и проверяют наличие детей. Нельзя бегать и ходить босиком, иметь при себе ножи и спички. Нельзя без сопровождения инструкторов покидать территорию лагеря. Нельзя обзываться и дразнить друг друга. В послеобеденное время (наш тихий час) мальчики должны быть в кабинах, а девочки могут гулять по площадке. Чем объясняется это неравноправие, мы так и не смогли понять. Надо заметить, что все эти правила нас не очень удивили. Но вот еще одно правило. В лагере четыре коммуны: две у мальчиков и две у девочек, находятся они друг от друга на приличном расстоянии. Так вот, по правилам лагеря, мальчикам запрещено заходить в кабины девочек и наоборот. В лучшем случае можно встретиться на веранде.

Как соблюдали все эти правила американские ребята, судить не берусь, но по словам наших ребят, они не видели проблем с дисциплиной, хотя отдельные отступления и бывали. Но больше всего ребят поразило то, что за все время жизни в лагере они не видели ни одного случая, когда инструктор повысил голос на ребенка. Чья в этом заслуга: <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: