Территоризм | Антитерриторизм |
1. Использование силы дома: «Если выполнишь задание, будешь работать ближе к дому». Результат: сотрудница испытывает желание взяться за этот проект и выполнить его хорошо | 1. Арест части территории: «Как только восстановите 15% продаж, верну вам машину» Результат: сотруднику хочется немедленно восстановить и перевыполнить план продаж, чтобы в дальнейшем не забрали машину |
2. Распределение территории в соответствии со статусом: начальнику — угловой кабинет, лучшая территория — тем, кто старше по статусу, но даже самому мелкому клерку выделяется его собственный участок. Результат: каждый, кому выделили его территорию, чувствует себя более сильным, повышается ощущение безопасности, усиливается концентрация на задании | 2. Объединение территории: начальник переезжает в комнату подчиненных, отказываясь от своей собственной территории. Результат: сотрудники, которые до этого занимались по большей части своими собственными делами, начинают испытывать стремление работать более старательно |
3. Улучшение и обогащение пространства: рабочее место сотрудника оснащается новой оргтехникой Результат: сотрудник испытывает воодушевление и желание работать | 3. Перераспределение обязан -ностей: «Поскольку план работ не выполняется уже вторую неделю, я предлагаю перераспределить обязанности в нашей команде». Результат: каждый испытывает стремление работать лучше, чтобы не лишиться части своей символической территории (своих прав, полномочий и др.) ________________________-------- |
При обсуждении результатов работы каждой команды важно помнить о тонкой фани между организацией рабочей среды и психологической манипуляцией. Эта опасность особенно актуальна для антитерритористических методов, подразумевающих сознательное препятствование территористическим стремлениям других людей.
|
Ролевая игра «Автономизация мотива»
Цель — спроектировать и реализовать ситуацию, в которой у других людей происходила бы автономизация мотива.
Автономизация мотива — это превращение средства реализации первоначального мотива в самостоятельный мотив. Впервые этот механизм описал Гордон Виллард Оллпорт в 1937 году (см. раздел 4.7.2).
Пример Оллпорта: молодой человек отправляется в море, чтобы накопить денег на дом. Однако море постепенно вытесняет мечту о доме. Море становится ему необходимым, он тоскует без него и только в море чувствует себя счастливым.
Современный пример: начальнику отдела продаж предложили пройти психологический тренинг для того, чтобы научиться мотивировать своих подчиненных. Он настолько увлекся психологией, что перешел на работу в психологический центр, в котором проходил тренинг. Или: торговому представителю предложили освоить работу в Интернете, и Интернет стал для него важнее работы торгового представителя.
Инструкция
Сейчас мы объединимся в следующие команды (объединение в команды здесь производится таким образом, чтобы они оказались уравновешенными по мотивирующим возможностям участников; тренер определяет состав команд заранее, а потом объявляет их по своим записям).
Команда 1 должна будет вызвать автономизацию мотива у команды 2, команда 2 — у команды 3, команда 3 — у команды 4, а команда 4 —у команды 1.
|
Ваша задана — добиться того, чтобы команда-адресат настолько увлеклась работой, чтобы забыла о первоначальной
ее цели.
Часто бывает важно, чтобы сотрудники работали увлеченно и в процессе работы находили нечто новое: ранее не существующие способы решения задач, оригинальные подходы, нестандартные приемы.
Иными словами, бывает важно, чтобы сотрудники не столько стремились к поставленной цели, сколько находили новые цели, созидали их. Творчество же требует увлеченности самим процессом. Парателическая направленность в таких случаях оказывается важнее телической.
Добейтесь того, чтобы команда-адресат увлеклась процессом, забыв обо всем остальном. Добейтесь того, чтобы они оказались в парателическом состоянии, чтобы у них активизировалась внутренняя мотивация, наградой для которой является сам процесс деятельности.
В первом мотивационном тренинге настоящей удачей оказалась работа команды, которая предложила следующее задание: «Создайте рекламу мотивационного тренинга без слов. Вы будете сидеть спиной к доске. Один из вас, крайний справа, выйдет к доске и нарисует на ней какой-нибудь элемент этой рекламы. После того как он вернется на место, следующий за ним участник встанет, подойдет к доске и нарисует там следующий элемент. После того как он вернется на место, встанет третий и добавит свой элемент.
И все это нужно делать молча! Остальные участники группы могут наблюдать, но не должны высказывать вслух свои комментарии».
Команда, которая должна была выполнять это задание, оказалась очень творческой (характерно, что одной из ее участниц была Нина Юрьевна Хрящева). По мере того как на доске появлялись элементы рекламы, хохот зрителей становился все безудержнее. И все были настолько увлечены процессом, что забыли о времени, о том, где они находятся и зачем они
|
здесь.
Полученная реклама представлена на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Эскиз плаката для рекламы мотивационного тренинга
В процессе обсуждения игры, в полном соответствии с концепцией Г. В. Оллпорта, участники пришли к выводу, что механизм автономизации мотива:
— не действует в случае простой задачи и простого навыка;
— менее эффективен в отношении людей с телической направленностью (ориентацией на цель);
— тем более эффективен, чем больше творчества допускает задача и чем менее предсказуем результат деятельности.
Инсценировки
Инсценировки — это разыгрывание сценок, в данном тренинге — таких, которые демонстрировали бы действие различных мотивационных механизмов. Большинство инсценировок создаются самими участниками в процессе командной работы.
Например, результатом работы над кейсом «Апатия» должны стать сценки, в которых команды показали бы на практике, каким образом можно использовать территоризм, антитеррито-ризм и различные виды таксисов, чтобы мотивировать сотрудника к участию в компьютерном курсе. В кейсе — по крайней
мере четыре персонажа: ответственный за прохождение курсов, апатичная сотрудница и два бывших сотрудника, пришедших поздравить ее с Новым годом. Поскольку в каждой из команд ровно столько участников, сколько может потребоваться для инсценировки, каждый из них выполняет в инсценировке свою роль. Исключения возможны лишь в тех случаях, когда нельзя сформировать команды с количеством участников, соответствующим количеству возможных ролей.
Если команда не настолько изобретательна, чтобы дать двум участникам одинаковые роли, но с разными оттенками, или придумать еще одну, дополнительную, роль, то один из ее участников может оказаться «за сценой». Однако эти исключения не отменяют общего правила — во всех играх участвуют все.