Мониторинг собственной актуальной мотивации




Цель — анализ и согласование собственных противоречивых мотивов.

Инструкция

Зачастую в нас борются противоречивые импульсы и желания. Этот феномен известен в психологии под названием «борьба мотивов». Иногда нам даже трудно понять, чего мы больше хотим. Психология советского периода утверждала, что личность сама должна выбрать тот мотив, который будет управлять ее поведением. При этом личность с развитой волей выберет мотивы более высокого порядка, обладающие большей общественной ценностью, и пренебрежет мотивами меньшей общественной значимости.

«Действие будет волевым в том случае, если оно исходит из мотивов, обусловленных чувством долга» (Степанова Е. И., 1955, с. 237).

По утверждению И. М. Сеченова, воля может управлять движением во имя разума или морального чувства часто «наперекор даже чувству самосохранения» (Сеченов И. М., 1983).

«Воля предполагает способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей и требует господства над желаниями, а не только служения им» (Рубинштейн С. Л., 1946, с. 515).

Мы с вами сейчас попробуем пойти не по советскому, а по французскому пути, который предлагает не преодолевать импульс

актуальной потребности, а использовать его энергию для достижения поставленной нами цели.

Предлагаю сейчас каждому вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали борьбу мотивов. Вы хотели сделать что-то важное, но не делали этого, потому что одновременно вам хотелось чего-то другого.

Постарайтесь вспомнить такую ситуацию. Будет даже лучше, если эта ситуация актуальна для вас сейчас: хотите сделать что-то, но при этом вам хочется чего-то другого.

Через 2—3 минуты: Кто мог бы рассказать о своей борьбе мотивов?

Сначала нужно дать высказаться тем участникам, которые пожелают рассказать о подобных ситуациях. Затем тренер должен выбрать ту ситуацию, которая кажется ему наиболее перспективной для анализа, и предложить группе рассмотреть ее по алгоритму (см. Алгоритм мониторинга в Приложении 3).

Проиллюстрируем это примером.

Участница А. решила переосмыслить, переписать и довести до сведения своего персонала новые должностные обязанности. Однако она так устала, что ей хочется одного — спать. В результате она не может ни писать инструкции, ни спать.

Мониторинг на примере участницы А

1. Хочу ли я достичь своей цели?

В принципе — да. Это моя цель, я сама ее перед собой поставила.

2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься? Сейчас мне этим заниматься не хочется.

3. Что мне хочется делать?

Мне хочется выспаться, а потом уехать в отпуск. Ну — хотя бы выспаться... Для этого мне дня два нужно валяться в постели.1

4. Как соединить это с тем, что я решила сделать?

Уйти с работы на два дня, валяться в постели и на диктофон записывать свои мысли об инструкции!

1 Тут группа реагирует: «У-у-у! Ничего себе! Мы такого себе уже много лет не позволяли!»

Результатом упражнения должно быть ощущение возможности и полезности соединения противоречивых стремлений вместо борьбы с одним из них.

Наша подкорка не любит приказов. Подкорка не желает подчиняться коре.1 Можно проиллюстрировать это рассказом о методе парадоксальных намерений Виктора Франкла (Франкл В., 1990). Суть этого метода, как известно, состоит в том, что мы идем навстречу нежелательному импульсу, даем себе приказ сознательно и произвольно совершать то, что нами непроизвольно или помимо нашей воли и так совершается. Например, мы приказываем себе трястись как можно сильнее перед интервью, на котором будет решаться вопрос о нашем приеме на работу, или не засыпать до 5 часов утра, и т. п.

В результате того, что мы приказываем себе делать нечто, что наша подкорка заставляет нас делать, действие прекращается. Мы перестаем трястись, перестаем мучаться бессонницей, и т. п.

Французское плетение»

Цель — тренировка в использовании энергии различных побуждений и желаний для реализации поставленной цели.

Ж. Пэйо писал: «Если для того, чтобы идея могла слиться с поступком, ей нужна теплота эмоции, то... мы можем вызывать эту теплоту не с помощью самоприказа, но разумным применением законов ассоциаций. Узнали ли мы об успехе товарища, получили ли мы радостное известие из родного дома — живей за работу/» (Пэйо Ж., 1903, с. 46).

Будем действовать по алгоритму (тренер выдает участникам лист с соответствующим алгоритмом из Приложения 3).

Сначала нужно сформулировать свою цель. Вспомните о какой-либо актуальной для вас цели и отчетливо сформулируйте ее. Запишите эту цель в своих тетрадях.

Теперь представьте себе, что кто-то из ваших друзей добился успехов в реализации аналогичной цели или вообще добился в чем-то успеха. Определите, как ваше знание об успехах ваших товарищей помогает вам в реализации собственной цели.

1 О строении головного мозга см. Приложение 3.

_Пб1

Определите, как этой цели помогает вам ваша семья...

Определите, как достижению цели помогает любимый мужчина/любимая женщина...

Вспомните о каком-либо событии, которое сегодня (или вчера) с вами произошло. Это может быть и радостное событие, и неприятное, и амбивалентное (многозначное). Например, это может быть срыв договора о поставках, уход в другую организацию ценного сотрудника, сбой в сети электропитания, поломка вашего персонального компьютера, введение закона о регистрации расходов, рождение котят у вашей кошки, приезд родственников из другого города и т. д. и т. п. Определите, как это событие может помочь вам в достижении вашей цели. Неприятные события создают дискомфорт, а великая мотивирующая сила дискомфорта нам уже известна. «Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды» (Куницына В.Н., 1998, с. 190). Приятные события воодушевляют, дают прилив энергии. Правда, эта энергия не имеет определенного направления, и наша задача состоит как раз в том, чтобы направить ее на реализацию поставленной цели. Неожиданности заставляют искать новых ходов, а значит, стимулируют творчество.

Всякий раз определяйте, какую энергию для достижения цели вам дает любое событие вашей жизни.

Используйте эту энергию, напоминая себе, как это событие помогает вам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: