Завершающее упражнение «Вызов»




Цель — заострение жизнеутверждающей идеи о великой мотивирующей силе дискомфорта.

1 Особенно широко заключение контрактов практикуется мною при проведении Бихевиоральных студий в Институте тренинга, в Санкт-Петербурге.

Инструкция

Постарайтесь преодолеть зону комфорта, в которой вы стремитесь находиться. Сделайте что-либо, что вам будет неудобно, неприятно или страшно сделать.

Как барон Мюнхгаузен, вы должны сами себя поднять за волосы и выбраться из болота.

Сделайте это сейчас.

Делайте это все время.

Это упражнение не обязательно выполнять. Можно прочитать инструкцию к нему как призыв, так, чтобы оно звучало как завершающий аккорд всего тренинга.

Дискомфорт мотивирует. Поэтому будем радоваться дискомфорту.

4.5. Сумасшедшие сессии

Сессии подразумеваются экзаменационные, сумасшедшие же они потому, что проводятся в манере «crazy» — остроумного безумия (или безумного остроумия, если получится).

Цель — повторить и систематизировать пройденное, энер-гетизировать группу.

В главе 1 были описаны отличительные черты сумасшедших сессий в мотивационном тренинге. Опрос ведется в опоре на образы, якобы «зарисованные» в тетради у пытливого, но не очень сметливого участника тренинга. Образы должны помочь вспомнить, а потом еще раз, и уже более прочно, запомнить ту или иную идею, способ действия и т. п.

Инструкция

Друзья! Доброе утро! Оказывается, вчера у нас за кругом сидел еще один участник тренинга, которого мы не заметили. Он все записывал, многое зарисовывал, но не все понял. Сейчас он будет задавать нам вопросы. Возможно, они будут казаться иногда чуть-чуть безумными... Но этосумасшедшая сессия...

Вы знаете, что в группах (и в коллективах) часто бывают люди, которые все понимают как-то по-своему. Нам нужно просто и точно ответить на все вопросы. Давайте встанем. Я буду переда-

ватьмяч кому-то из вас, этот человек и будет отвечать на вопросы пытливого гостя.

Привожу примеры вопросов.

1. Как можно в офисе мотивировать с помощью террора?

2. Почему у меня нарисована решетка и написано: «Тюрьма мотивирует»?

3. Чем харизма-таксис отличается от босс-таксиса? Если у босса нет харизмы, то какой уж тут таксис?

4. Правильно ли я понял, что глупого надо слабо активировать?

5. Почему у меня на рисунке мотивация — маленький кружок, а активация -- большой?

6. У меня нарисованы чашка кофе и пистолет, и написано, что и то и другое активирует. Это в каком смысле?

7. Я не понял насчет боязни неудачи. Может для одного это — грандиозный успех, а для другого — полный провал. Например, как на моем рисунке. Значит, тот, кто боится неудачи, может оказаться на более высоком уровне? И при этом все еще не будет доволен...

8. Почему это я должен помнить то, что у меня не получилось?

9. А почему это я должен забыть то, что у меня не получилось, если мне дали более трудную задачу?

10. Почему все-таки отделу производства дали больше денег, чем отделу персонала и отделу маркетинга?

П.Если 3/4 населения развитых стран занимаются маркетингом, то кому же они все это продают?

12.У меня написано, что я как менеджер должен быть зоологом и ботаником, чтобы действовать на людей через какого-то гиппопотама..} Как это?

13.У меня еще записано, что этот гипоталам мешает выполнению договора. А это как?

14.Теперь я понял, что есть телитики и паралитики. Это-то правильно?

15.Что это такое — патерналистская мода в бизнесе? А еще какие есть моды?

16.Я знаю пирамиду Хеопса. А что такое пирамида Маслоу?

17.Что такое анонимизация мотива?

18. Почему Никколо Макиавелли у меня нарисован между задачей и «Я»?

19. Почему это я должен предоставлять человеку свободу выбора? Разве задача не должна быть четкой?

20. Почему Ван-Гог вместо еды покупал краски? и т. п.

Ну что, мы смогли повторить материал? Спасибо, давайте сядем. Начинаем работу!

Как правило, если сессия прошла удачно, она дает участникам чувство удовлетворения. Кроме того, возможность сесть их тоже радует. Как часто выясняется в неформальных разговорах, сумасшедшие сессии создают- достаточно высокое напряжение у многих участников, несмотря на шутливую форму этой работы. Важно, чтобы напряжение во время сумасшедших сессий было

конструктивным.

Если тренеру кажется, что группа недостаточно вовлечена, он может задать вопрос одному участнику, а потом, если тот задерживается с ответом, спросить у остальных: «Кто знает ответ на этот вопрос? Молча поднимите руку, пожалуйста». Этот прием помогает также проконтролировать степень «узнавания» материала и его образного воплощения.

1 Гипоталамус, который мы условились считать центром, управляющим таксисами и территоризмом.

4.6. Иные методы

В мотивационном тренинге применяются также дискуссии и методы рисования, продуцирования. Они могут сопровождать любой из вышеперечисленных методов. Например, деловая игра завершается свободной дискуссией. Командная работа с инсценировками «Таксисы» также может завершаться дискуссией.

Командная работа «Свита паразитов» сопровождается созданием схем, картин, любых иных изображений. Участники могут использовать рисование или лепку для формирования заданий другим командам в командной работе по автономизации мотива.

Общий принцип таков: количество дискуссий, по возможности, ограничивается. Исключение делается только для таких дискуссий, в процессе которых участники узнают об опыте своих коллег в преодолении трудных ситуаций мотивирующего действия.

Рисование и иное творчество поощряются. Например, участники могут проявить любые творческие подходы в обозначении своих территорий и играх «Два племени», «Два отдела» и других.

ГЛАВА 5

ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА

Мотивационный тренинг предъявляет особые требования к личности тренера. Он должен обладать такими личностными качествами, как энергия, информированность, опыт, властность, остроумие и харизматичность. Рассмотрим эти качества последовательно.

5.1. Энергия

Энергия — это, прежде всего, потенциальная сила. Энергия тренеру необходима, чтобы энергетизировать других. Вялый и апатичный тренер лишь теоретически может поведать участникам, что такое природная стихия мотивации и как ею можно управлять.

И напротив, тренер с собственным мощным энергетическим зарядом не только провозглашает и вещает, но и являет собою пример человека, который умеет поворачивать в нужном направлении паруса корабля или крылья мельницы.

Энергия должна рассматриваться нами так же, как способность динамичных превращений. Тренер должен быть образцом превращения энергии: его способность электризовать участников своим внутренним зарядом, заражать и заряжать их, может

свободно перетекать в силу магнетизма, внушения. Он экспрессивен и подвижен чисто механически. Однако самая главная энергия, с учетом общей концепции данного тренинга, — энергия биологическая. Как может тренер продемонстрировать свою биологическую энергетику? Важнейшие функции живой системы — это рост, добывание пищи, обмен веществ, обновление материала системы, размножение, расселение. Что может служить реальными проявлениями животворящей и плодоносящей, — биологической — силы?

Энергетики собственных таксисов и территоризма здесь недостаточно. Нужны еще и иные доказательства.

Рост, цветение, зрелость проявляются и во внешности тренера, в способе его самопрезентации, в его подходе к проблемам и задачам, в том числе (и даже, прежде всего) совершенно незапланированным. Все должно свидетельствовать о том, что он уже вырос и продолжает расти, что он — цветущий и жизнеспособный организм, у которого нет проблем в «добывании пищи», «расселении», «размножении» (в смысле поиска спутника жизни и рождения потомства). Тренер должен производить впечатление человека, которому ничто не мешает дальше расти, цвести и плодоносить.

Пусть уж он лучше будет казаться оранжерейным растением, чем забитой жизнью крысой или вороной.

Призывать использовать силу природной стихии, не умея властвовать над нею, — означает посылать противоречивый, а значит, лишенный настоящей энергии сигнал. Подсознательно участники тренинга могут ответить на это: «Если ты такой стихийный, то почему такой забитый?».

Ощущение биологического благополучия важно как фон, как необходимое, хотя и неосознаваемое, основание мотиваци-онного тренинга. В первом эскизе тренинга мною планировалось упражнение «Стая», где тренер играет роль вожака стаи птиц или рыб, а все должны инстинктивно следовать за ним, забыв о собственной воле и способности к критическому мышлению. Тренер должен был сначала лететь (или плыть) свободно, во всю полноту своей жизненной силы, и члены стаи должны были почувствовать мощь его витальности. Затем тренер должен был продемонстрировать различные нарушения жизненной силы (утрата мышечной силы, зрения, координации и др.), аучастни-

ки стаи — испытать на себе действие изъянов в биологической энергетике вожака. Позже я исключила это упражнение, так как оно требует иной системы объяснительных принципов, чем те, которые я считаю главными в данном тренинге1. Тренер просто должен быть вожаком — исполненным жизненной силы и привлекательным благодаря ей.

Как известно, сила вожака племени — вопрос его потенции, в том числе и половой. Этот аспект жизненной силы лучше оставить за кадром. Не думаю, что эротическая игра может быть адекватным обучающим инструментом тренинга. Однако я не обольщаюсь. Для многих людей весь мир эротизирован и тренинг — такая же часть этого мира, как и все остальные. История любого тренинга — это и история взаимных притяжений и отталкиваний, соединений и отторжений.

Однако, что бы ни чувствовали участники группы, большинство из них предпочитают молчать об этом. Я считаю, что нужно обсудить проблему, если она возникает, но именно как проблему научную и отвлеченную. Экспериментировать с эрото-таксисом в той же манере, в какой я экспериментирую с автономизацией мотива или эффектом Зейгарник, я бы не рискнула.

Неоспоримым свидетельством животворящей силы тренера является способность к созданию нового, живое творчество. Важно, чтобы тренер мог не только сам «зачать», развить, породить идею, но и уловить семена чужих идей и дать им прорасти, созреть. Уважение к живой силе ростка, почки, еще слабого крыла, еще покрытых пленкой и пока не зрячих глаз — это, пожалуй, более важные доказательства жизнеутверждающей силы тренера, чем его собственная жизнеспособность.

Энергия тренера — это и биологическая энергия живого организма, и энергия биолога, поддерживающая другие организмы.

1 Например, принципы стадности, естественного отбора, взаимного притяжения и отталкивания, общественной стратификации, лидерства и т. п.

174 _

5.2. Информированность

Тренер должен быть человеком сведущим, причем не только в психологии, но и в биологии, менеджменте и вопросах практической жизни.

Информированность тренера создает ощущение безопасности любого эксперимента.

Обширные познания и умение увлекательно рассказать о том, что ты знаешь, — верное средство преодоления любых эмоциональных затруднений в группе. Любое событие, даже самое неприятное для участников, может быть проанализировано, сопоставлено с уже имеющимся знанием, изучено в свете последних научных данных. Таким образом, любое событие может быть переведено в когнитивный пласт рассмотрения, преобразовано в интеллектуальную проблему и посредством этого преодолено как эмоциональное затруднение. Благодаря информированности тренера это событие будет закреплено в опыте как достижение, а не как психическая травма.

5.3. Опыт

Лучше, если тренер имеет разнообразный опыт работы в тренинге и в других областях жизни и у него на лице написано, что он сам многократно испытал действие всех мыслимых таксисов, территоризмов, договоров, эффектов и парадоксов.

Он должен уметь вовремя вставить данные о действии этих механизмов в других группах, в реальном менеджменте, в собственной практике руководства другими людьми. Собственный опыт руководства и оказания мотивирующего воздействия, пожалуй, наиболее важен.

5.4. Властность

Тренер должен быть человеком, уверенным в ценности того, что он говорит и делает. Для него должно быть привычным, что любому его слову верят на 100% и что любое его слово весомо.

Он должен уметь так дать инструкцию, чтобы все слушались его беспрекословно. Для этого уверенность должна сочетаться с

чувством юмора. Подтекстом любого его безапелляционного предложения должно быть приглашение: «Сыграем в игру: я командую, а вы подчиняетесь!». И все подчиняются, причем — с удовольствием.

В иные моменты властность необходима. Она передает группе послание о мотивирующей силе четкой и ясной цели, простой, четкой и уверенно произнесенной инструкции.

Властность же передает послание о том, какое облегчение можно испытать, когда снимаешь с себя ответственность за решение и просто слушаешься другого. Уверенная, полновесная команда мотивирует людей тем, что освобождает их от бремени ответственности и задает цель, к которой стоит стремиться, потому что она дана знающим, опытным человеком.

Я убеждена, что мотивирует не только делегирование ответственности, но и освобождение от нее. Возможно, это наша национальная особенность: для того чтобы стать мотивированными, нам нужно подчиняться власти. Когда власть проявлена, она мотивирует нас двояко: мы либо покоряемся ей, либо восстаем против нее (см.: Бердяев Н. А., 1996).

А для того чтобы в группе тренинга не произошло восстание, необходимо чувство юмора.

5.5. Остроумие

Тренер должен быть человеком с достаточно подвижными мыслительными процессами. Это необходимо. Желательно, чтобы он мог еще и остроумно пошутить. Мотивационный тренинг должен быть жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым. Однако остроумие должно касаться только внешних предметов, а не самих участников группы.

5.6. Харизматичность

В идеале тренер должен быть таким человеком, чтобы участникам хотелось смотреть на него, внимать ему, идти за ним.

Полагаю, что харизма необходима любому тренеру, в любом тренинге.

Харизма тем сильнее, чем она более безотчетна и менее произвольна. «Включение» обаяния, как электрической лампы, тоже, конечно, дает лучи, но лучше природное мерцание, чем яркий, но произвольно вызванный блеск. Люди верят не тому, что специально поворачивают к ним сверкающей стороной, а тому, что вдруг нечаянно озарит их своим природным лучом или тихо, непроизвольно сияет, согревая душу.

Чем больше тренер сознательно хочет произвести впечатление, всем понравиться и т. п., тем больше он теряет в возможностях использования своей природной харизмы. У вымученных американских красоток нам нравятся не глаза, а тушь с подвивающим эффектом, не волосы, а краска для волос, и т. п. У тренера тоже более значимыми вдруг могут оказаться внешние приемы, а не таинственная, притягивающая глубина собственного обаяния.

Единственный путь — быть самим собой, развивать тот харизматический дар, который есть в тебе, вместо того чтобы заимствовать внешние проявления харизмы у кого-нибудь другого.

Не стоит стараться блеснуть или блистать. Мой опыт показывает, что когда тренер много думает, это создает вокруг него определенный ореол. Нужно думать. Думать в процессе тренинга, заставлять душу работать. И говорить правду, если участники группы тебя о чем-то спрашивают. Чем более затруднительно сказать правду в ответ на какой-нибудь слишком личный или «провокационный» вопрос, тем более важно ее все-таки сказать. Когда тебя что-то задело и ты отвечаешь взволнованно, то в этом волнении ты — настоящий. А в том, чтобы быть настоящим, и состоит неповторимое обаяние каждого человека. В этом я вижу главный путь для развития собственной харизмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

То, что мой мотивационный тренинг оказался «биологическим», — вопрос выбора из многих иных возможностей. Например, это мог быть космологический тренинг или гравитационный тренинг. Б. Ф. Ломов писал:«Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел» (Ломов Б. Ф., 1981, с.12).

Можно было бы остановить свой выбор на молекулярной версии тренинга, версии химических реакций, геологических превращений и др.

Однако в биологическом тренинге — больше жизни. Движение небесных светил исполнено величия, но в нем почти нет юмора. Трудно посмеяться над кометой, рентгеновским лучом или выпадением в творожистый осадок солей серебра.

Зато как удивительно сочетаются во взаимоотношениях живых организмов трагедия и фарс! Какой поразительный отклик в душе вызывают они! Какое богатство ассоциаций!

Тренинг для меня — это прежде всего игра. Она позволяет преодолеть то, что нам кажется очень трудным, и посмеяться над

7 Зак. 3914

тем, чего мы боимся. Играть, конечно, можно и с молекулой, и с небесным телом, но веселее как-то с живым существом, пусть это будет даже гусеница или какой-нибудь Аспидосифон. Будем оставаться живыми!

Желаю коллегам веселого и успешного тренинга!

Елена Сидоренко

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

ГЛОССАРИЙ

Термин Вид термина1 Определение
Активация психол. 1) Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы; 2) Объем возбуждения, энергии, мобилизации
Апатия психол. Отсутствие чувств и эмоций в ситуациях, которые обычно их вызывают. Безразличие к окружающему
Автономизация мотива психол. Превращение действия, первоначально служившего лишь механизмом достижения цели, в самостоятельный мотив; переключение мотива с цели на средства

1 Термин, который создан специально для данного тренинга, будем называть условным (усл.), термины, используемые в науке помимо данного тренинга, — по названию науки (психол. — психологический, биол. — биологический и т. п.)

Продолжение табл.

Термин Вид термина1 Определение
Внутренняя мотивация психол. Стремление совершать деятельность ради нее самой
Гипоталамус анат. Структура ствола мозга, контролирующая значительную часть мотивированного поведения
Квазипотребность психол. Динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения
Комменсализм биол. Использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера
Конкуренция (межвидовая борьба) биол. Отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пищу, место обитания и другие необходимые для жизни элементы
Манипуляция психол. Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них
Мониторинг психол. Сплошное, разностороннее и непрерывное наблюдение
Мотив психол. Побуждение поведения, деятельности
Мотивация психол. 1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент)

Продолжение табл.

Термин Вид термина1 Определение
Мотивировать психол. Активизировать мотивы субъекта
Мотив-ботаника усл. Импульсы движения и роста растений
Мотив-зоология усл. Мотивы, которые роднят людей с животными, но людьми часто подавляются или игнорируются
Нейтрализм биол. Отсутствие взаимодействия между организмами
Паразитизм биол. Использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой
Парателическое состояние психол. Ориентация на процесс текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или потребность в такой ориентации)
Патернализм психол. Практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо
Принуждение психол. Угроза применения инициатором воздействия своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств»

Продолжение табл.

Термин Вид термина' Определение
Продолговатый мозг физиол. Самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно перед спинным мозгом. В нем находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.
Саботаж1 психол. Сдерживание, торможение, затруднение действий оппонента
Самоактуализация психол. Потребность человека развить и реализовать свой потенциал
Самоисполняющиеся предсказания психол. Предубеждение по отношению к человеку, выражаемое в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих его вести себя в соответствии с нашим предубеждением
Симбиоз биол. Взаимно полезное сожительство организмов
Синойкия биол. Квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них
Стимул психол. Первоначально — палочка для того, чтобы подгонять домашнее животное. То, что побуждает.
Стимулировать психол. Пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия

1 От франц. сабо — деревянные башмаки, которыми работники били и разрушали оборудование во время забастовок.

Продолжение табл.

Термин Вид термина1 Определение
Таксис биол. Вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения у бактерий, сине-зеленых водорослей, слизистых грибов и других растений. У человека (условно, в концепции мотиваци-онного тренинга) — автоматическое движение к чему-либо или от чего-либо вследствие притягательности или отвра-тительности внешнего стимула; этот автоматизм непреодолим или весьма трудно преодолим, даже если он осознается
Таламус анат. Структура ствола мозга, действующая как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее
Тел и чес кое состояние психол. Ориентация на важную, существенную цельдеятельности (или потребность быть ориентированным на такую цель)
Территоризм биол. У животных — борьба за занятое жизненное пространство определенной площади и конфигурации. У человека может обретать форму борьбы не только за пространство, но и зато, что символически сохраняет или увеличивает пространство, «обогащает» его; деньги, вещи, количество подчиненных, объем властных полномочий и т. п.
Харизма психол. Способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями
Харизматическая личность психол. Человек, чьи цели хочется признать своими

Окончание табл.

Термин Вид термина1 Определение
Эффект Зейгарник психол. Возникновение напряжения при невозможности завершить задачу и лучшее запоминание материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами
Эффект Лисснер психол. Падение интереса к незавершенной задаче после работы над более трудной и интересной новой задачей
Эффект ореола психол. Включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который нами оценивается низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством

Приложение 2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.

Балашов Ю. С. Значение идей В. Н. Беклемишева о паразитарных системах и жизненных схемах видов в развитии паразитологии // Паразитология. 1991. Т. 25, вып. 3. С. 185-195.

Бассин Ф. Б. У пределов распознанного: к проблеме предречевой формы мышления.// Бессознательное (Природа. Функции. Методы исследования). Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 3. С. 736—750.

Беклемишев В. Н. Возбудители болезней как члены биоценозов // Зоол. Журнал. 1956. Т. 35, вып. 12. С. 1765-1779.

Биология. В 2 кн.: Учебник для медицинских специальных вузов / В. Н. Ярыгин и др. — М.: Высшая школа, 1997. — 352 с.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.

Вайнар Р. Движения у растений. / Пер. с нем. — М.: Знание, 1987. — 176 с.

Вилли К.,Детье В. Биология. М.: Мир, 1974.

Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997. — 208 с.

Гербачевский В. К. Проблема индивидуальности в онтопсихологии. Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. А. Крылова и проф. Е. Ф. Рыбалко. СПб.: СПбГУ, 1994, С. 111-120.

Джемс В. Научные основы психологии// Пер. под ред. Л. Е. Оболенского. С-Петербург, 1903.

Догель В. А. Общая паразитология. Л.: ЛГУ, 1962.

Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М.: МГУ, 1981. — 118 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

Каверин С. Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 1998.224 с.

Ковалев В. И. К проблеме мотивов. — Психологический журнал, 1981, Т. 2, № 1, С. 29-44.

Корнилов К. Н. Воля.// Психология./ Ред. К. Н. Корнилов, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов. Изд. 3-е. М., 1948, С. 315-337.

Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1957. 24 с.

Куницына В. И. Потребности и мотивы личности //Психология. Учебник. - М.: Проспект, 1998. С. 188-195.

Приложение 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: