Дескрипторы | Компетенции | Оценочные средства | |
УК-3 | УК-5 | ||
Знать | проблемы подбора эффективной команды; основные условия эффективной командной работы; основы стратегического управления человеческими ресурсами, норма-тивные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной дея-тельности; методы научного исследования в области управления; методы верификации ре-зультатов исследования; методы интерпретации и представления результатов. | психологические основы социального взаимодействия, национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения; основные закономерности и взаимодействия людей. | Опрос на семинарском занятии |
Уметь | различать особенности поведения разных групп людей, с которыми работа-ет/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности. | находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции. | Письменная (творческая работа) |
Владеть | организацией и управлением командным взаимодействием в решении по-ставленных целей; способностью устанавливать разные виды коммуникации (учебную, де-ловую, неформальную и др.) | демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения. | Экзамен |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Оценочные средства | Уровни сформированности компетенции | |||
Компетентность не сформирована | Базовый уровень компетентности | Достаточный уровень компетентности | Высокий уровень компетентности | |
Опрос на семинарском занятии | Отсутствие материалов, и неспособность ответить на поставленные вопросы | развернутый ответ на один из вопросов к 3 семинарским занятиям | участие в обсуждении темы каждого семинара | подготовка тематической презентации к одному из семинаров |
Письменная работа (творческая работа) | Неумение поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения оформление работы | умение грамотно и ясно изложить содержательную часть | наличие собственной точки зрения на проблематику работы | оригинальность творческих решений в содержании |
Экзамен | Отсутствие знаний по основным фактам, датам и персоналиям | знание основных фактов, дат и персоналий; владение исторической терминологией | умение сформулировать собственную точку зрения по вопросу; логичное изложение материала | умение рассматривать события и явления в историческом контексте, прослеживать причинно-следственные связи |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Методологические принципы исторического познания.
2. Теории происхождения человека. Зарождение человеческой цивилизации
3. Древний человек на территории Крыма
4. Древнейший период отечественной истории. Этнические общности и первые государства на территории нашей страны в древности (до IX в.).
5. Теории происхождения славян
6. Образование государства Киевская Русь. Основные концепции и этапы становления древнерусской государственности.
7. Расцвет Руси при Владимире Великом и Ярославе Мудром. Принятие христианства и его значение. Свод законов «Русская Правда».
8. Русь и Крым
9. Русь в условиях феодальной политической раздробленности. Владимир Мономах. Характеристика развития древнерусских земель в условиях децентрализации в XII - начале XIII вв.
10. Русь и Орда: особенности взаимоотношений и взаимовлияния.
11. Крым и Золотая Орда. Создание Крымского ханства
12. Судьба русских земель в XIII-XIV вв. Северо-Западная Русь: борьба Новгорода и Пскова с экспансией крестоносцев на западных границах. Александр Невский.
13. Юго-Западная Русь: вхождение княжеств в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства.
14. Северо-Восточная Русь: борьба за великое княжение Владимирское. Возвышение Москвы. Куликовская битва и ее историческое значение.
15. Формирование единого русского государства в XV веке. Собирание земель и укрепление Московского княжества при Иване III. Ликвидация зависимости от Орды.
16. Правление Ивана IV Грозного: характеристика личности правителя, его внутренняя и внешняя политика.
17. Смутное время в начале XVII века: причины, этапы, последствия.
18. Московское государство при первых Романовых. Система власти и эволюция сословного строя.
19. Внешняя политика России в XVII веке. Вхождение под протекторат Московского государства Левобережной Украины – Гетманщины.
20. Россия в эпоху преобразований Петра I. Особенности петровской модернизации.
21. Эпоха «дворцовых переворотов» после Петра I.
22. Правление Екатерины II и «просвещенный абсолютизм».
23. Внешняя политика Екатерины II. Борьба России за выход к Черному морю. Участие России в разделах Речи Посполитой.
24. Присоединение Крыма к России 1783 г.
25. Российская империя в первой половине XIX века. Правление Александра I. Проекты либеральных реформ. Отечественная война 1812 года.
26. Крым в первой половине XIX в.
27. Император Николай I и его политический режим. Государственный консерватизм и его проявления.
28. Крымская война и её последствия.
29. Преобразования Александра II. Отмена крепостного права и реформы 1860-1870-х годов в России.
30. Правление Александра III. Особенности внутренней и внешней политики.
31. Император Николай II. Динамика и противоречия национального развития. Первая российская революция и начало парламентаризма. Реформы П.Столыпина и их последствия.
32. Крым во второй половине XIX d/
33. Россия в Первой мировой войне. Военные кампании 1914-1917 г. Власть, экономика и общество в условиях войны. Брестский мир.
34. Февральская революция 1917 г.: причины и результаты. Приход к власти Временного правительства. Политическая ситуация «двоевластия».
35. Свержение Временного правительства в октябре 1917 года и установление советской власти. Первые революционные преобразования большевиков.
36. Гражданская война 1918-1922 гг. как общенациональная катастрофа. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Интервенция.
37. Политика «военного коммунизма» в годы Гражданской войны (1918-1922 гг.). Продразверстка. Создание чрезвычайных органов власти в центре и на местах. Террор как главное проявление Гражданской войны.
38. Советская Россия в 1920-е годы. Переход к новой экономической политике. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
39. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы. Внешняя политика в 1920-е годы: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
40. Реализация проекта сталинской модернизации СССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.
41. Утверждение «культа личности» Сталина. Идеология и политика сталинизма. Массовые политические репрессии.
42. Внешняя политика СССР в 1930-е годы. СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Пакт Риббентропа-Молотова.
43. Первый период Великой Отечественной войны (июнь1941 - осень 1942 гг.). Причины военных поражений Красной армии на начальном этапе войны.
44. Нацистский оккупационный режим и преступления фашизма. Начало массового сопротивления врагу. Движение Сопротивления: советские партизаны и подпольщики.
45. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.). Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение освобождения территории СССР.
46. Внешняя политика СССР в годы войны. Ленд-лиз. Тегеранская конференция. Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г. Создание ООН.
47. Советско-японская война и окончание Второй мировой войны. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
48. Особенности послевоенного периода в СССР (1945-1953 гг.). Ресурсы и приоритеты восстановления народного хозяйства. Рост влияния СССР на международной арене. Начало «холодной войны».
49. СССР в период «оттепели»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Н.С.Хрущев и ХХ съезд КПСС. Частичная десталинизация: содержание и противоречия.
50. Социально-экономическое развитие СССР и преобразования Н.С.Хрущева. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу с Западом.
51. Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Попытки экономических реформ 1960-х гг. Социальная политика: достижения и проблемы. Неосталинизм и реализация концепции «развитого социализма».
52. Внешняя политика СССР в 1970-х - начале 1980-х гг.: между разрядкой и конфронтацией. Олимпиада-80 и её значение.
53. «Перестройка» и распад СССР (1985-1991 гг.). Гласность и плюрализм мнений, рост общественной активности. «Новое мышление» и изменения в советской внешней политике.
54. Становление новой России. Начало радикальных экономических преобразований и их последствия. Б. Н. Ельцин. Причины и последствия политико-конституционного кризиса 1993 года. Новые приоритеты внешней политики.
Образец билета на экзамен: