Посвящается Л. Н.
Гумилеву
- Этногенез по Л. Н. Гумилеву - новая междисциплинарная парадигма.
Научная мысль XX века выдвинула целый ряд новых теорий глобального значения (парадигм), способных в своем диалоге заложить фундамент человекознания — наиболее сложной области науки, требующей прозорливой интуиции, самобытности и одержимости от ее творцов. Так, Л.Н.Гумилев отмечал:
«Подвиг науки и искусства требует жертвенности, как и подвиг прямого действия» [1989, с. 121]. Первые же книги Л.Н.Гумилева, появившиеся в конце 80-х — начале 90-х годов, буквально взбудоражили общественность.
Системная концепция Л.Н. Гумилева об этногенезах и о пассионарности по своей сути сама «пассионарна», поскольку ломает многие априорные устаревшие точки зрения на природу человека, она обладает огромной прогностической ценностью — это в истинном понимании новая мощная парадигма, как одно из великих достижений двадцатого века.
Этногенезы — новообразовательные тысячелетние акты человеческой истории до сих пор не были осознаны научным мышлением, знакомым лишь с процессами культурной и социально-экономической истории. Тогда как другая сторона— взаимодействие народов с природной средой обитания не учитывались гуманитарными науками, поскольку не был открыт способ этого взаимодействия.
Их открыл Л. Н. Гумилев, определив этнос как биогеофизическую систему, природную единицу человеческой истории, не сводимой более только к смене общественно-исторических формаций, которую Гумилев не отрицал, но дополнял историей этногенезов.
Совершенно необычные воззрения Л.Н. Гумилева на стадийный процесс взаимодействия народов со средой своего природного (геоландшафтного) обитания вызвали широкий научный резонанс в разных областях знания. И не только в гуманитарных науках, таких как этнология, социальная экология, политическая психология, но и в области биологии и психофизиологии человека. В связи с этим следует отметить, что Л. Н. Гумилев полагал своевременным организацию междисциплинарных исследований человека в аспекте новой науки — этнопсихологии.
|
Однако можно говорить и о развитии этно-психофизиологического направления современной науки, которому и посвящена данная статья. Особый интерес вызывает идея Л.Н.Гумилева об особом, «странном» свойстве человека, названном им органической пассионарностью.
Взгляды Л.Н. Гумилева активизируют усилия ученых к поиску объективного механизма пассионарности — одержимости в неукротимом стремлении человека к достижению цели (иногда иллюзорной, но важной для сохранения целостности и выживания этноса) даже ценой собственной жизни. Только на уровне психофизиологии возможно решить основной в данной проблеме вопрос — являются ли пассионарные люди нормальной, хотя и акцентуированной по типу поведения вариацией вида Человек разумный (Номо сапиенс). Или это результат биологической мутации, выгодной нарождающемуся этносу, но чреватой определенной инвалидностью пассионарного индивида, как полагал Л. Н. Гумилев (очевидно, под влиянием известного биолога Тимофеева-Ресовского), в виде утраты инстинкта самосохранения.
По мысли Л.Н. Гумилева пассионарность — скрытая до сих пор от науки пружина (фактор X) этногенезов — рождения и расцвета новых этносов, это необоримая сила объединения и самозащиты этносов как систем взаимодействия человека с биосферой. Актуальность этой идеи для нашего отечества не приходится доказывать. Остается найти способы определения напряженности «пассионарного поля» в настоящее время, и прогнозировать степень пассионарности выдвигаемых для руководства и защиты народа людей! Этот вопрос имеет не только значительный академический интерес, он связан с задачами обучения и воспитания, профориентации и профотбора, в особенности для таких эксклюзивных профессий, как руководящие работники, политики, дипломаты и другие лица, от тех или иных решений и поведения которых зависят судьбы отдельных людей и народов.
|
Внезапно нарождающиеся, как считал Л.Н.Гумилев - под влиянием космических причин сверхактивные самоотверженные люди - пассионарии в своем единении образуют необходимое напряжение «пассионарного поля», вовлекающего массы людей старого этноса в процессы перестройки, ломающей прежние поведенческие стереотипы. В итоге вместо старых этносов создаются новые этносы — новые стереотипы поведения, новые типы культуры и учреждения. И становится возможным продолжение человеческой истории, нравственное возрождение человечества, (вот здесь, как зафиксировал ещё Воланд в «Мастере и Маргарите» ничего новогоа учитывая «Квартирный вопрос» вообще деградация) его выживание на Земле, восстановление экологического равновесия в природной среде, как считал Гумилев.
Двигателем этнической истории выступает система, получившая название «пассионарное поле» - энергетический заряд, нарастающий в генофонде нового этноса, в силу чего в нем наблюдается «пассионарный перегрев», в котле которого плавятся идеи-химеры старого мира и рождаются новые этнические доминанты, определяющие новые стереотипы поведения, новые адаптивные взаимосвязи человека с его биогеоландшафтной средой. Остается спорным положение о космической причине внезапных подъемов пассионарности. (сегодня регулция пассионарности вполне управляемый подачей информацией и программированием психики процесс)
|
Этот взгляд Л.Н. Гумилева резонирует с ранней идеей Луи Пастера о космических влияниях, создавших главное отличие живой материи - использование организмами исключительно левовращающих молекул углерода, входящих во все аминокислоты и белки. В.И. Вернадский [1977] в 20 годы прошлого столетия поднял вопрос о роли принципа диссимметрии в процессах развития, в том числе жизни на Земле (закон Кюри - Пастера).
К сожалению, В.И. Вернадский, очевидно, не был осведомлен о работах А.А. Ухтомского, когда с удивлением писал: «Особое диссимметричное состояние пространства биологами, насколько я знаю, не учитывалось. Оно введено мною в 1924-1926 гг. в биогеохимию» [1977, с. 149]. Согласно закону Кюри — Пастера, диссимметричное состояние — норма живых и всех развивающихся систем [Вернадский В. И., 1977].
Забегая вперед, отметим, что состояние головного мозга у людей пассионарного типа по нашим данным наиболее диссимметрично, благодаря формированию устойчивых доминант мозга по А.А. Ухтомскому. Доминанта А. А. Ухтомского как реальный факт диссимметричной работы мозга, в особенности ярко проявляющийся у человека — наиболее мощного деятеля среди живых систем, доказывает мысль П. Кюри, что диссимметрия (а применение более понятного и распространённого термина «ассиметрия» религия не позволяет?) — состояние пространства, в данном случае живого пространства. Она проявляется в ряде явлений, больших и малых — от физико-химических процессов до энантиоморфности парных систем, так свойственных человеческому организму. Показано, что функциональная асимметрия всех парных систем — больших полушарий рук, глаз, слухового аппарата — создается механизмом доминанты [Павлова Л. П., 1970, 1976, 1988].
И в этой связи идея Л.Н. Гумилева о космической причине внезапного роста пассионарности на различных участках земного пространства не кажется одиозной. В начале развития этносов идет нарастание только еще локальной энергетической сверх избыточности объединяющихся в консорции пассионариев, но далее в старом этносе идет дальнейший рост диссимметрии за счет поведенческих экстремумов, вы-сокоэнергетичных «фокусов» - действий пассионарных консорции, вовлекающих на стадии «перегрева» все большую часть народа в защиту новых этнических доминант. Этот мощный энергетический источник объединения и самозащиты этноса иссякает при снижении поведенческо-мотивационной диссимметрии в стареющей этнической системе из-за убывания числа пассионариев.
Ведущую роль после «облома пассионарности» при переходе к инерционной стадии начинают играть «нормальные» поведенческие мотивы-смыслы (доминанты самосохранения) «гармонического» большинства этноса, людей, не имеющих врожденного «избытка» энергии и не одержимых обще этническими идеалами общего блага — «жертвенности».
Таким образом, в концепции этногенеза по Л. Н. Гумилеву явственно просматривается роль принципа диссимметрии в развивающейся этнической системе и роль индуцирования пассионарности в этносе по механизму биорезонанса. Эти же две фундаментальные закономерности — диссимметрия и сорезонанс — составляют сущность концепции доминанты по А. А. Ухтомскому, как мы показываем ниже.
Непосредственная задача нашей статьи — сопоставить необычные концепции, описывающие два природных феномена — стадийное развитие этноса как биогеофизической системы (этногенез по Л. Н. Гумилеву) и стадийное развитие доминанты мозга человека как физиологической мозговой системы (доминантогенез по А.А.Ухтомскому), о чем речь пойдет ниже (рис.1, А, Б). I
Ээээээ\
Обе концепции столь новы, что сделали переворот в соответствующих областях науки, а их синтез, на наш взгляд, способен дать поистине пассионарный толчок к развитию человекознания. И энергия этого «толчка» явится очистительной, силой для устранения ряда научных химер, что чрезвычайно важно для современной жизни человечества. Путь сближения обеих концепций — системный подход к проблеме пассионарности. И Л.Н. Гумилев, и А.А. Ухтомский, по существу, решали одну и ту же задачу — научного объяснения поведения людей, но в разных масштабах событий — тысячелетней жизни этносов и жизни человека, индивидуальности.
Л.Н. Гумилев показал, что жизнь каждого народа (этноса), как и всякой живой (бренной) системы, стадийна и конечна — эта система рождается, развивается и умирает по определенным законам, которые он вскрыл. Главным (системообразующим) фактором этногенеза по Гумилеву является признак пассионарности — «избыточность энергии» как свойство сверхактивных, пассионарных индивидов, (его бы с Сергеем Савельевым скрестить, тогда бы идеи обрели метрологически состоятельную форму. А так — слова, вроде бы правильные а практаческого выхлопа не дают) объединяющихся в консорции под стягом новых идей и вовлекающих в них людей гармонического типа — весь народ. Этнос слабеет, и теряет свою системную устойчивость из-за исчезновения в нем необходимого числа пассионарных личностей, способных защищать его «в подвигах прямого действия» от врагов — факторов внешнего давления. На этой стадии этнос теряет свою экспансивность, он более не стремится к захватам чужих территорий, в нем затихают внутренние распри и социальные революции. Закономерно меняются этнические доминанты (идеалы), теряя героизм (высокую духовность), этнос материально богатеет в размеренной (стереотипной) культурной жизни.
А.А. Ухтомский раскрыл главный механизм поведенческой целенаправленной активности— доминанту — экспансивный «очаг» возбуждения в коре говного мозг а, определяющий тип поведения, мышления и сознания человека. Законы доминанты по-новому раскрывают биологическую «норму реакции» живых систем на раздражители среды, и именно они объясняют тип пассионарной личности, причем одновременно на разных организменных уровнях — физиологической организации (сверхактивности, избыточности энергии), и психической мотивационно-эмоциональной ориентации (устремленности к идеальным мотивам и подвигу — «жертвенности»).
«Поиск новизны и путь преодоления препятствий — главный мотив пассионария », — считал Гумилев [1989, с. 144]. По Ухтомскому — это и есть главные характеристики доминанты: принцип доминанты- это принцип действия.
Сотрудничество смежных наук в решении наиболее сложных проблем идет не через отдельные факты, но посредством контакта встречных концепций на основе системного подхода и системного анализа. При этом подразумевается наличие у исследователя особого когнитивного стиля, объективно отражающегося в работе мозга,— способность к творческому, продуктивному мышлению на основе эвристических стратегий при наличии пассионарного «запала» к научному подвигу [Павлова Л. П., 1988; Лобачев В. И., Павлова Л. П., 1994]. Таким актом с позиций доминанты является «рецепция дальнего порядка», результат подвижнического труда, подготавливающего акты «озарения» в открытии главного системообразующего фактора, отражающего сущность сложной системы, и в нахождении системной, интегральной единицы анализа, способной описать состояния сложной системы «нелинейных колебаний», как определял живой организм А.А. Ухтомский.
Концепции об этносе и доминанте — системные парадигмы, создающие не только концептуально-терминологический, но и методический аппарат научного исследования наиболее сложных проблем человекознания, в том числе и проблемы пассионарности.
Человек, как бы он ни был сложен, и противоречив — объект природы. Одновременно он предстает как активный субъект, обладающий свободой воли и творческим разумом. Эта двойственность человека приводила к дуализму — разделению «идеальной» и «материальной» сфер, и не только в теории познания, в плане первичности материи, но и в практике изучения человека; духовное в человеке до сих пор, фактически, не подлежит естественнонаучному рассмотрению.
Старый тезис физиолога Дюбуа-Реймона «ignorabimus» (непознаваемо) еще сохраняет свою силу в общественном и научном мнении. И эта проблема не менее сложна, чем познание Космоса, для подхода к ее решению необходимы радикально новые научные идеи о системообразующих факторах биосоциальной природы человека.
Человек не имеет общего с животными «биологического начала», его новая анатомия тела и мозга сформировалась в длительном процессе антропогенеза, поэтому правильнее говорить не о биологическом, а именно о природном в человеке. Уже при рождении в своей наследственности индивид несет в себе давно сложившийся «сплав» от взаимодействия биологических и социально-трудовых (коллективного орудийного труда) факторов /Дубинин и Шевченко,1976; и мн.др./.
Только к середине XXвека устоявшаяся многовековая традиция дуалистических представлений о человеке сменилась представлением о качественно новой, биосоциальной природе вида Человек разумный. Тем не менее оно оставалось скорее декларативным, как блестяще доказал в своей широко известной дискуссионной монографии «О начале человеческой истории» историк Б.Ф. Поршнев [1972]. Сохранялась тайна механизма превращения вида высших приматов в вид Человек разумный, поскольку не был назван способ трансформации высшего животного в человека, тысячелетиями повторяющегося привычного, но не теряющего мистического покрова, превращения в человека абсолютно незрелого новорожденного младенца, утратившего генетическую передачу поведенческих навыков нового биологического вида. Генезис рече-мышления, исходящий от особого рода сигнальной деятельности мозга высших животных, и прелогического мышления троглодитов по Б. Ф. Поршневу, обеспечен развитием в совместно-разделенной деятельности нового типа опосредования взаимосвязи со средой — через мотив-цель «общего блага» коллективного орудийного труда речи.
В интересах нашей статьи следует отметить, что выдающийся ученый Б.Ф. Поршнев один из первых глубоко осознал, и творчески применил в развитии созданной им новой области человекознания — палеопсихологии (на основе нейролингвистического подхода) тот уникальный системообразующий фактор работы мозга, который А. А. Ухтомский назвал принципом доминанты.
Синтез концепций Л.Н. Гумилева, Б.Ф. Поршнева и А.А. Ухтомского, несомненно, должен пойти и в направлении развития этнической палеопсихофизиологии, как фундамента этнопсихофизиологии современного человека. В работах Б. Ф. Поршнева разработана идея - о роли особой доминанты, создающей устойчивую целостность коллективной орудийно-трудовой жизнедеятельности людей на основе мотивов «общего блага», «нашего», противопоставленного «чужому», (химерному, губящему) как главного императива поведения.
Раскрытие соотношения биологического и социального в человеке требует нахождения реального, конкретного способа их взаимодействия, при котором и то, и другое и не отождествлялись, и не отрывались бы друг от друга. Согласно биологам-эволюционистам главная тайна антропогенез а состоит не только в усложнении строения головного мозга, но в парадоксальном факте – появления «незрелости» коры головного мозга у новорожденного - отсутствия необходимых межнейрональных связей, что не обеспечивает его спонтанного развития в человека. Человеком нельзя родиться. Главные функции прямохождения, речи и мышления развиваются только в совместно-разделенных действиях со взрослыми людьми / Выготский, 1982/. Врожденные качества новорожденного определяют лишь «фоновые окраски» — реакцию на голос матери, фонемы родного языка, лицо человека, потребность общения, тип высшей нервной деятельности, доминирование той или иной модальности чувствительных восприятий (склонности), но не содержание и поведение личности [Леонтьев А. Н., 1977].
Заслуга Л.Н. Гумилева в том, что он предложил на рассмотрение этносы как природный способ «производства» индивида и личности: любой рожденный ребенок превращается в человека в этнической «колыбели», которая внедряет доминанты этноса (посредством передачи взрослыми людьми традиций, вкусов, предметов, навыков, языка) в формирующийся мозг новорожденного. Этническое «наше» (мотив общего блага) входит в «кровь» (эмоции) и в душу и менталитет (мозговые доминанты) ребенка, в раннем периоде онтогенеза — в совместно-разделенных действиях с взрослыми членами этноса еще на уровне прелогического (интуитивного) мышления в доречевой период (Поршнев, 1972). Этнические доминанты (язык, навыки, предметы труда и искусства, обычаи, нравы, вкусы) пожизненно как бы «впаиваются» в созревающие мозговые морфофункциональные системы коры головного мозга новорожденного. (здесь бы пару слов о «северном типе мышления» русских и его отличии от типов мцшления других этносов)