Становление и развитие представлений о культуре




Второй сегмент теоретических предпосылок ста­новления социальной и культурной антропологии как науки составляет теоретическое понимание культуры. Культурология как наука и учебная дисциплина явля­ется одной из важнейших в системе подготовки про­фессионального антрополога, поэтому ее изучению уделяется достаточно много внимания и отводится немалое время в учебном процессе. Нет смысла дуб­лировать положения этого учебного курса. Мы поста­раемся, как и в первом разделе настоящей главе, вы­делять те теоретические концепции относительно по­нимания культуры в европейской общественной мысли, которые оказали наиболее существенное методологи­ческое влияние на становление социальной и культур­ной антропологии.

Для европейской культурологии основными этапа­ми исторического развития представлений о культуре и ее понимания (для которых характерна новизна в постановке культурологической проблематики) являют­ся античность, Средневековье, Новое время.

Античные представления о культуре. Понятие «культура» восходит к римской античности. Обычно подчеркивают фиксируемое в этом понятии отличиечеловеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. И действительно, первое значение тер­мина culture возделывание, обработка, уход. В пер­вую очередь — возделывание земли. Наиболее же привычное значение культуры как воспитания и об­разования также может быть рассмотрено в этом кон­тексте. Культура в этом смысле есть нечто дополняю­щее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. При этом считается, что культурный человек всем обязан образованию и вос­питанию. Следовательно, при таком понимании обра­зование и воспитание и составляет содержание куль­туры всех народов, сохраняющих культурную пре­емственность и традиции как форму собственного коллективного социального опыта (сравните исследо­вательский интерес к проблеме детства и системам воспитания у одного из ведущих антропологов XX века М. Мид).

Однако при таком подходе не принимается в рас­чет еще один смысл термина: «культура» — это покло­нение, почитание, почет, культ, рассматриваемые, прежде всего, в религиозном смысле. В древности че­ловек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними и в поле, и в роще, и в городе-полисе, и в доме человека. Полис — это город со сравни­тельно небольшим числом жителей, которые подчиня­лись законам своего города, защищали его от не­приятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности. В таком городе-государстве культура и была одновременно как «воспитанием», «возделывани­ем», так и «культом». Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из не­смышленого ребенка греки обозначали понятием «пайдейя» (от греч. раis — ребенок).

В более широком смысле этот термин характеризу­ет образование, образованность, просвещение, культу­ру. Греки создали уникальную систему образования, в которой формировался человек как личность, с опреде­лившимися ценностными ориентациями, с достаточно гармоничным духовным миром (по крайней мере, такая гармония выступала в качестве идеала воспитания).

Образовательный процесс готовил будущего граж­данина полиса к общественной жизни в соответствии с широким набором социальных норм, которые расце­нивались греками как их «мудрые изобретения» — «nomos» (законы). Основные ценности греческой «пайдейи» фактически формировались как нормы и образ­цы целостной системы культуры. В качестве исходно­го образца при этом выступал аристократический тип культуры. Необходимы были и красота, и физическое совершенство, с которыми тесно связаны аристокра­тические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес».

Целью культуры выступало развитие в человеке разумной способности суждений и эстетического чув­ства прекрасного, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости. Из единства человека с при­родой вытекало возведение ее в этический идеал обра­зования и культуры. Полис гарантировал древнегре­ческому гражданину свободу, социальную защищен­ность и реализацию его устремлений.

Однако в эпоху эллинизма общество перестало нуждаться в гражданах: город входил в необъятную империю, и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродете­ли умеренности и справедливости, а способность «про­жить незаметно», сохранить себя, добиться «атарак­сии» (невозмутимости духа) в условиях возрастающей социальной нестабильности. Ядро греческой образо­ванности — система рационального знания и форми­рования человека по гражданскому образцу — в новых условиях оказывалась невостребованной.

Вследствие нарастающей дисгармонии между че­ловеком и социумом, в результате разрушения полиса прежние ценности гражданской добродетели оказа­лись несовместимыми с новыми имперскими ориента­циями. Возникла потребность в чуде, в некоем духов­ном абсолюте как средстве выражения осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых и неподвла­стных ему социальных процессов. Наступает эпоха, потребностью которой становится религиозная ориен­тация культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: