Причины биологических явлений с точки зрения архаического человека (по Э. Тайлору)




Смерть   Душа уходит из тела навсегда  
Болезни   Временный выход души из тела  
Сновидения   Путешествия души вне тела или приход других душ  

 

Именно анимистическая теория Тайлора (наряду с его идеей о «пережитках») сделала его имя широко популярным в науке. Эта теория нашла многочислен­ных последователей во многих странах и в течение 70 — 80-х годов XIX в. практически вытеснила преобладав­шую прежде «мифологическую» концепцию религии. Это была стройная, всеобъемлющая концепция, исхо­дившая из идеи единства исторического процесса и из идеи прогрессивного развития культуры. Однако через некоторое время стали обнаруживаться ее недостатки.

Дискуссии по проблемам анимизма. Многие ис­следователи, обстоятельно изучавшие работы Тайлора, обнаружили неспособность теории объяснять некото­рые ранние формы религиозных верований. Выявился чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, ко­торые не могли быть выведены из анимизма. Более того, эти верования предшествовали анимизму. Подобный подход получил именование «преанимизм». Это поня­тие было впервые использовано английским ученым Р. Марретом в статье «Преанимистическая религия» (1899). Он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии и на этом основании считал, что первобытный человек действовал не в силу каких-то интеллектуальных представлений (как это представ­лялось Э. Тайлору), а под влиянием внутренних бес­сознательных импульсов. В результате религия высту­пала как область аффектов, безотчетных эмоций и произвольных импульсивных действий. К примеру, в сознании первобытного человека фиксировалось ощу­щение безотчетного страха перед чем-то непонятным и опасным. В результате возникало представление о некоторой мистической силе, оживляющей всю при­роду. Маррет подобные проявления первобытного религиозного сознания назвал «аниматизмом». Впос­ледствии безличная мистическая сила персонифици­руется, и возникают анимистические образы и образы личных духов.

Подобные же аргументы противопоставляли ани­мизму Э. Тайлора немецкие ученые — этнограф К. Прейсс и психолог В. Вундт. Взгляды отмеченных исследователей принято относить к эмоциональной кри­тике анимизма. Крупнейшим представителем интел­лектуального направления критики анимизма стал шотландец Дж. Фрэзер (1854— 1941). Его перу принад­лежат всемирно известные книги «Золотая ветвь» (1890) и «фольклор в Ветхом завете» (1918), а также работы «Почитание природы» (1926), «Страх смерти в прими­тивной религии» (1933) и др.

Дж. Фрэзер стремился понять и объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. При этом он хо­тел для каждого явления найти место в общей иерархии элементов культуры. Фрэзер одним из первых пред­принял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других наро­дов, осуществил исторический подход к Священному писанию. В его работах священные книги христиан стали рассматриваться в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества.

Дж. Фрэзер выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества, в качестве кото­рых рассматривал магию, религию, науку. Первая ста­дия характеризуется верой человека в свои способно­сти, в свою колдовскую силу приманивать зверя, нано­сить вред врагу на расстоянии, вызывать дождь и т. д. Как подчеркивает исследователь, для первобытного мага характерно ощущение, что он «может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему.., что все то, что он проделывает с предметом, ока­жет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении»1.

На второй стадии в силу некоторых причин чело­век разуверился в своих силах, поэтому сверхъесте­ственные способности стали приписываться человеком уже богам и другим сверхъестественным силам. К ним он стал обращаться с просьбами, молитвами. На тре­тьей стадии место богов заняли законы, открываемые наукой.

Стадиальное деление культуры Дж. Фрэзера при­менимо и к анализу современной исторической эпохи. При этом надо иметь в виду, что все три этапа пред­ставлены в современной действительности. К приме­ру, магия существует в относительно изолированных от остального мира этнокультурных обществах, зате­рянных в сельве Амазонки, бескрайних просторах Африки, джунглях стран Юго-Восточной Азии. Рели­гия осталась ведущим фактором в культуре исламско­го мира. Наука выступает в качестве основы духовной жизни в развитых индустриальных странах. Как подчеркивает А.А. Белик, «не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Дж. Фрезером»2.

В книгах «Первобытная культура», «Антропология» и других работах Э. Тайлор сформулировал целый спектр проблем, которые впоследствии стали цент­ральными для многих направлений социальной (куль­турной) антропологии. К примеру, он писал о недоста­точности научного изучения языка в свете строгой естественнонаучной методологии. Впоследствии про­блема исследования языка стала основой неопозити­вистской философии, а также современных структу­ралистских и постмодернистских концепций культуры. Идея Э. Тайлора об особом складе ума у первобытных народов выступила предтечей многих теоретических разработок «первобытного мышления», реализованных культурологами и антропологами в середине XX в., в частности, Леви-Брюлем.

Эволюционистская концепция культуры Э. Тайло­ра оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX века, в частности, на социальные и культурологические идеи Г. Спенсера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: