Эволюционизм Г. Спенсера




Одним из классиков английского эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820— 1903) — философ, биолог, психолог и социолог. Он был кабинетным уче­ным, и это является одним из объяснений того факта, что его работы в наибольшей среди всех эволюциони­стов степени носят теоретический характер. Он непло­хо знал этнографический материал из литературы и широко пользовался им для иллюстрации своих теоре­тических идей. Его концепция наиболее полно изложе­на в фундаментальном труде «Основы социологии» (1876—1896). Опираясь на идею эволюции, Спенсер пытался сделать из нее универсальный закон миро­здания и связать им разные области бытия.

Г. Спенсер не разделял концепции единообразно­го линейного прогресса. В соответствии с этой концеп­цией различные формы общества, будь то дикие либо цивилизованные племена, выступают лишь как различ­ные ступени одной и той же формы. В противополож­ность этой идее Г. Спенсер полагал, что «истина зак­лючается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют изве­стного ряда, но распределяются только на расходящи­еся и разветвляющиеся группы»1.

В качестве основополагающего методологическо­го принципа у Спенсера выступает аналогия общества и организма. Он попросту уподоблял общество живот­ному организму, например: пути сообщения — это со­судистая система общества, «кровяные частицы упо­добляются деньгам» и т. д. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органи­ческий и неорганический, которые подчиняются об­щим законам. В соответствии с этим развитие обще­ства и, соответственно, различные типы культур анг­лийский мыслитель понимал как «надорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» рас­тений, животных и человека). Исходя из единства различных видов эволюции, Спенсер видел «зачаточ­ные формы надорганического развития» уже в жи­вотном царстве, к примеру, у высших позвоночных, живущих стадами.

Он выделял две основные группы факторов разви­тия культуры, или обществ:

• внешние факторы — воздействие географической среды и соседних культур,

• внутренние факторы — физическая природа чело­века, дифференциация рас, разнообразие психи­ческих качеств.

Характеризуя внутренние факторы развития куль­туры, Спенсер односторонне трактовал идею эволю­ции: он считал, что члены первобытных обществ — люди физически, морально и умственно отсталые. Поэтому, по мнению некоторых историков культурологии и ан­тропологии, его эволюционизм носил расистский ха­рактер.

Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспе­чивает производство продуктов, необходимых для об­щества и составляющих его индивидов. Распростра­нение этих продуктов обеспечивает распределитель­ная система. Регулятивная система осуществляет подчинение элементов культуры «надорганическому» целому. В теоретической конвенции Спенсера боль­шая роль отводится институтам как механизмам са­моорганизации совместной жизни людей. Именно эти институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способ­ное к совместным коллективным действиям. Он выде­лял, в частности, следующие институты культуры:

домашние, обрядовые, политические, церковные, про­фессиональные, промышленные.

Г. Спенсер выделял две основные тенденции в историческом развитии: дифференциацию и интегра­цию. В процессе развития происходит увеличение объе­ма и числа составляющих элементов культуры, или количественный рост. Этот рост, в свою очередь, ведет к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Выделившиеся структурные эле­менты культуры начинают выполнять специализиро­ванные функции, все более различаются между со­бой и требуют особого механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г. Спенсера, ведущей тенденцией развития культур яв­ляется их интеграция, их объединение в некую цело­стность. Благодаря тому, что Г. Спенсер в качестве методологической основы исследования культур ис­пользовал понятия «структура», «функция», «соци­альный институт», его нередко называют предшествен­ником функционализма в изучении культур. И действительно, теория социальных институтов представляла попытку системного исследования общества.

Впрочем, следует отметить, что идеи Спенсера были более популярны среди философов и социологов, а на развитие социальной антропологии (этнологии) оказа­ли незначительное влияние. «Даже те этнографы, ко­торые разделяли его взгляды по отдельным вопросам (например, происхождения религии), - подчеркивает С.А. Токарев, — на него обычно не ссылались»1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: