Третий «сегмент» предпосылок становления культурной (социальной) антропологии составляет тот огромный эмпирический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий. Речь идет о характеристиках и описаниях конкретных культур и их представителей в этнографическом аспекте. Действительно, исходным эмпирическим материалом социальной (культурной) антропологии как науки служит информация о народах, их быте и культуре. Однако сами эти понятия «народ», «культура», «быт» отнюдь не являются непосредственно данной в опыте конкретной реальностью. Содержание этих обобщенных терминов лишь постепенно, в течение веков формировалось в сознании людей.
В древнейших дошедших до нас письменных источниках Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, Древней Индии, Китая и других центров мировой цивилизации содержатся разнообразные этнографические данные, прежде всего, сведения о народах разных областей. Некоторые ранние этнографические наблюдения зафиксированы, в частности, в победных надписях вавилонских, ассирийских, персидских царей о покоренных ими странах с разноязычным населением. Там же имеется и обширный иконографический материал, позволяющий судить об орудиях и оружии, о процессах труда, о жилище, костюме этих древних народов, об их религиозных культах и т. д.
Широкий спектр этнографических материалов содержится в сочинениях античных авторов, которые показывают, как постепенно накапливались знания греков, а позже римлян об окружающих народах. Сначала это ближайшие народы, населяющие Эгейский мир, а затем все более отдаленные. Сами эти знания вначале перемешаны с баснословными рассказами, но затем они приобретают все более точный и истинный характер. К концу эпохи Римской империи цивилизованный греко-римский мир имел уже вполне достоверную информацию о многих народах Европы, Передней Азии и Северной Африки.
|
Геродот (484 — 425 до н. э.), которого называют «отцом истории», с таким же правом может быть назван и «отцом этнографии», поскольку в его исторических описаниях много места уделяется и собственно этнографическому аспекту. Уделяли внимание этнографическим аспектам также современники и последователи Геродота. Так, Ксенофонт (У—1У вв. до н. э.) оставил описание народов Малой Азии и Закавказья, у Мегасфена (к. IV—н. III вв. до н. э.) находим сведения о народах Индии. Описание древних галлов и германцев дано в труде Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» (I в. до н. э.), у Тацита (I в. н. э.) имеются интересные сведения о быте и нравах древнегерманских племен, о формах их землепользования, а также о некоторых пережитках у них материнского права.
У многих античных авторов исторические, этнографические и географические сведения оказываются взаимосвязанными. Такой характер имеют, к примеру, сводные труды: «География» Страбона (начало I в.), «Естественная история» Плиния Старшего (I в.), «География» Птолемея (II в.). В античной литературе мы находим попытки осмыслить известный тогда этнографический материал. Знакомство с племенами, стоявшими на более низком уровне развития, чем греки и римляне, жившими охотой и скотоводством, не знавшими рабовладения и сохранившими родовой строй, вызвало в античной философии интерес к вопросам
|
развития человеческого общества. Различные теории о древнейшем состоянии человечества формировались в трудах Аристотеля, Платона и других греческих мыслителей.
Так, в поэме римского поэта Лукреция Кара (99 — 55 до н. э.) «О природе вещей» в образной форме излагается история развития техники (камень— медь— железо) и «теория трех ступеней» материального производства (охота — скотоводство — земледелие), удержавшаяся в науке до конца XIX в.
Многие античные мыслители стремились не просто дать описание конкретных народов, но и показать различия и сходства между народами, пытались дать им объяснения. Так, Гиппократ, Аристотель, Посидоний ссылаются на действие географической среды, Геродот, Страбон указывают на взаимные культурные влияния, а Демокрит и Лукреций показывают ступени культурного развития. В дальнейшем мы увидим, что подобный спектр факторов культурного развития рассматривается и в классических культурно-антропологических концепциях XIX — начала XX вв.
Общий упадок культуры и науки в Западной Европе в начале средних веков сказался и в области этнографии, где также отмечается известный застой в накоплении новых материалов и резкое снижение уровня теоретической мысли, скованной догмами христианской схоластики. Политическое раздробление феодализирующейся Европы ограничило культурный горизонт рамками мелких графств и княжеств. В это время даже дворянство оставалось в значительной мере не только не образованным, но попросту неграмотным. Основным носителем образованности стало христианское духовенство, поэтому именно у церковных историков XI — XII вв. (Л. Адам, Титмар, Гельмольд) находим сведения о народах Северо-Восточной Европы, особенно о прибалтийских славянах. Однако интерес к этим народам был вызван, прежде всего, миссионерскими устремлениями католических священников.
|
На место объективных географических и этнографических сведений в западноевропейскую средневековую литературу приходят сказания о неведомых странах и людях, которые наделяются самыми фантастическими чертами. Традиции античной литературы сохраняют и развивают в этот период только историки и географы Византии — восточной половины бывшей Римской империи. В трудах византийских авторов (Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и др.) обобщен обширный этнографический материал о многих народах Европы и Азии, в т. ч. и о восточнославянских племенах. Этот материал позволяет со ставить представление об этнографической карте Европы в VI — VII вв. Однако, как подчеркивает СА. Токарев, эти сведения «по большей части имеют лишь практическое назначение — это как бы военные и коммерческие справочники»1.
Традиции античных авторов продолжаются и в средневековой литературе на персидском и арабском языках. Большое значение имеют этнографические материалы, содержащиеся в трудах Ибн-Хордадбеха (820-912), Ибн-Русты (к. IX — н. Х в.), Аль-Масуди, И.-А. Якута (1179-1229), Ибн-Баттуты (1304-1077), выдающегося филолога-тюрколога Махмуда Кашгари и многих других. Ценные сведения о народах Восточной Европы, в том числе Поволжья, находятся у Ибн-Фадлана (1 пол. Х в.). Средневековая арабская литература является и до сих пор неоценимым источником по этнографии и истории народов Северной и Центральной Африки.
Богатейшим этнографическим источником о многих древних народах Восточной, Южной и Средней Азии являются китайские хроники и описания китайских историков и путешественников: выдающегося китайского историка Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н. э.) — автора «Исторических записок» («Ши цзи»), Чжан Цяня, совершившего в 138 — 126 до н. э. путешествие в Среднюю Азию и описавшего ее народы, Сюань-цзана, посетившего в 629 н. э. Южную Индию и оставившего «Записки о странах Запада», и др.
К XIII в. относятся материалы европейских путешественников Плано Карпини (1182—1252), Рубрук-виса (1220- 1293), Марко Поло (1254- 1323) о народах Восточной и Центральной Азии. Их путешествия были вызваны практическими причинами — попыткой выявить возможность военного союза с татаро-монголами против мусульман (Карпини, Рубруквис), торговыми интересами (Марко Поло).
Великие географические открытия конца XV и XVI вв. неизмеримо расширили этнографический горизонт европейской науки. Это эпоха дальнейшего роста городов, всемерного расширения торговых связей, появления первых мануфактур. Поиски и захваты новых земель, плавания смелых мореходов, пиратов и купцов, образование обширных колониальных империй — все это события, результатом которых стало существенное расширение географического кругозора образованных европейцев. Была открыта Америка, береговая полоса Африки, ряд стран Южной и Юго-Восточной Азии, архипелаги Океании, европейцы подробнее узнали о существовании «Московии».
В описаниях европейских путешественников, испанских конквистадоров, христианских миссионеров могут быть найдены обширные этнографические материалы о народах Северной, Центральной и Южной Америки. Западная Европа познакомилась с народами, о существовании которых она раньше не подозревала. Это были народы иного физического облика, неведомых языков, различных культур. В относительно короткое время, в течение XVI—XVII вв. в западноевропейской литературе появилась обширная информация об индейцах Центральной, Северной и Южной Америки, о многих народах Африки, Азии.
Продолжение колониальной экспансии в XVIII в. стало стимулом появления более полной информации И об индейцах Северной Америки, и о жителях ряда других стран, в особенности об островитянах новооткрытых архипелагов Океании и побережья Австралии. Позднее стали предприниматься попытки обобщенного описания этих стран и народов. Так, в 1724 г. вышла книга французского миссионера Жозефа Франсуа Лафито (1670 — 1740) «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен», в которой автор отмечает сходство обычаев и религии индейцев с обычаями и религией древних народов по сообщениям античных авторов. Он впервые в европейской литературе описывает у индейцев групповой брак, матриархальные порядки, своеобразную систему родства.
Открытие Австралии, путешествия на острова Тихого океана, географические исследования в Африке познакомили европейскую науку с народами, стоявшими на разных ступенях культурного развития. «Век Просвещения» — XVIII столетие — стремился теоретически осмыслить разнообразие народов и культур. Одни мыслители видели в отсталых народах результат деградации (теория регресса), другие рассматривали их как представителей «золотого века», сохранивших добродетели, утраченные цивилизованным человеком.
Теоретическое обоснование в этот период получила идея географического детерминизма, известная еще со времен античности. Так, французский просветитель Монтескье утверждал, что человек, народы, обычаи есть не что иное, как продукты воздействия окружающей природной среды. В работах Руссо, Дидро и других великих мыслителей этого времени широко обсуждалась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы. У философов XVIII в. мы находим попытки периодизации истории. Шотландцу А. Фергюсону принадлежит деление на периоды дикости, варварства и цивилизации, которые он различал по господствующим формам собственности. Эту идею развивали далее Тюрго, Вольтер, Кондорсе. Сделана была попытка сочетать выделяемые этими авторами общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры. Наиболее обстоятельно эта попытка реализована в трудах немецкого просветителя Гердера.
В первой половине XIX в. все более упрочивается представление о закономерной эволюции человеческого общества. Этнографические материалы играют в этих построениях значительную роль. На почве широко развернувшихся в странах Европы национально-освободительных движений зародился интерес к прошлому своей страны, к самобытному творчеству народа. Формируется родиноведение, ширится собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях. Так, в Германии постепенно обособляется сфера научного знания, получившая название «Volkskunde» и призванная изучать немецкие народы.
Параллельно с активной работой европейской теоретической мысли продолжалось накопление фактического материала по быту и культуре внеевропейских народов. Синтез теоретических воззрений с осмыслением фактического этнографического материала приводит к оформлению этнографии, социальной и культурной антропологии в качестве самостоятельной дисциплины. Этот процесс относится к середине XIX в., когда в разных странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. Но это уже тема следующей главе.
Краткие выводы
· В системе знаний, которые могут быть рассмотрены в качестве теоретических предпосылок становления социальной и культурной антропологии, выделяются три основных «сегмента»: знания о человеке, знания о культуре, знания об обществе, прежде всего о конкретных странах и народах, а также об их представителях, взятые в их этнографическом (этнокультурологическом) аспекте.
· Теоретическая концепция человека в европейском знании развивалась главным образом в рамках философского знания и такого его специфического направления, как философская антропология.
· Для европейской культурологии основными этапами исторического развития представлений о культуре и ее понимания (для которых характерна новизна в постановке культурологической проблематики) являются античность, Средневековье, Новое время. В Новое время формируется классическое понимание культуры, ставшее методологической основой для формирующейся социальной (культурной) антропологии.
· Третий «сегмент» предпосылок становления культурной (социальной) антропологии составляет тот огромный эмпирический этнографический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий. Речь идет о характеристиках и описаниях конкретных культур и их представителей в этнографическом аспекте.
Литература
1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. — М.: Онега, 1994. — Разд. 1, гл. 1.
2. Велик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований и учебная дисциплина // Этнографическое обозрение. — 2000. — №6. — С. 3 — 15.
3. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — Введение.
4. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. — 1989. — №2.
5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.Т.З. Философия духа. — М.: Мысль, 1977.
6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX—начала XX века. — М„ 1988.
7. Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980.
8. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. — Гл. 1, 2.
9. Культурология / Науч. ред. Драч. Г.В. — Ростов н/Д.:Феникс, 1997.—Разд. 1.
10. Лурье С.В. Историческая этнология:Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.
11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.
12. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либ-рис, 2000. —Тема 1,8.
13. Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2001.—Гл.1.
14. Токарев С.А. Истоки этнографической науки (досер. XIX в.). — М.: Наука, 1978.
15. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1978. — Гл. 1.
16. Фейербах Л. Избр. философ, произв.—М., 1955.— Т. 1.— С. 190.
17. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. — СПб.: Лань, 1998. — Разд. 1.
18. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. — М., 1947. — Т. 9.
19. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. —М.: Наука,1991.
Контрольные вопросы
1. Покажите структуру знания, которое может быть рассмотрено в качестве предпосылок становления социальной (культурной) антропологии.
2. Покажите различие антропологических концепций античного мира и христианского средневековья.
3. В чем состоит сущность «антропологического переворота» в эпоху Ренессанса и Нового времени?
4. На каких основаниях базировалась «классическая модель» культуры?
5. В чем состояла натуралистическая версия культуры В философии Нового времени?
6. В чем разница между двумя основными этапами (классическим и постклассическим) развития философии культуры в Новое время?
7. Покажите основные этапы развития этнологического знания.
8. Какова роль классической немецкой философии в понимании сущности человека и культуры?
Глава 3