РАЗДЕЛ 2. СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ С ПЕРСОНАЖЕЙ ДЕЛЬ АРТЕ




Виды техники исполнения малых форм

За последние годы значительно оживился интерес людей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Особое место в этом процессе отводится малой пластике.

Жанры и направления малой скульптуры чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Не удивляет не только повсеместность керамики, но и то, что даже искусство резьбы по камню отлично сохраняет свои традиции по сей день. Из современных камнерезов выделяются мастера немецкой школы Эберхард Банк, династия Дрееров (Карл, Герман, Пауль, Герд, Патрик), Манфред Вильд и немногие другие.

Например, во время Первой мировой войны Пьер Ле Фагуэ обучается в Школе изящных искусств, в Женеве, в мастерского скульптора Джеймса Виберта (James Vibert), обучаясь хрисоэлефантинной техникой, суть которой заключается в изготовлении изделий из слоновой кости с внедрением золотых элементов. В школе Пьер знакомится с будущими знаменитыми ремесленниками своего дела Марселем Андре Буреном (Marcel Andre Bouraine) и Максом Ле Верье (Louis Octave Maxime Lе Verrier). Дружба продлиться до конца их жизней и подарит искусству много непревзойдённых шедевров. На данный момент мелкую пластику Ле Фагуэ можно встретить в Эрмитаже.

Манфред Вильд (Manfred Wild) – художник по камню, ювелир. Родился в 1944 году в местечке Киршвайлер недалеко от города Идар-Оберштайн (Германия). Манфред Вильд является восьмым представителем семейной династии, которая работает в области художественной обработки камней и драгоценных минералов с 1630 года [2]. В этой скульптуре мастера обращаются к еще одной популярной теме ар деко – персонажам комедии дель арте. Образ Арлекина, Коломбины, Бригеллы и Панталоне и многих других прекрасно подходили для скульптуры малых форм, во-первых, благодаря декоративности своего костюма, а во-вторых, потому что предполагал широкий диапазон различных поз, динамичных и интересных по силуэту. Маски комедии дель арте возникли в Италии в XVI века, а пик их популярности в европейской культуре, в частности во Франции, приходится, как раз, на конец XIX – первую половину XX века. В большой степени этим успехом маски комедии дель арте обязаны "Руским сезонам", в частности балету "Карнавал", который в свою очередь вдохновил Пабло Пикассо создать свою серию работ с Арлекинами. А уже через великого испанца образы итальянских масок проникли в творчество множества художников, в том числе и скульпторов, работавших в стиле ар деко [18, 45-42 c].

Мелкую пластику с изображением персонажей дель арте можно так же встретить в местах, где имеют распространение русские фарфоровые фигурки, то есть во всевозможных антикварных магазинах и рынках. Комедия получила некое распространение и в России, а техника исполнения русского фарфора достаточно запоминающаяся своей минималистичностью и намеком на древнерусский стиль покраски кукол, особенно это заметно для отечественников, что имеют фарфоровые статуэтки прямиком из СССР в буфете или на полках. Зачастую изображение дель арте в русском фарфоре представляет собой подделочные копии уже существующих работ Антона Бустелли и мейсенской мануфактуры. Это видно по куда более простой технике исполнения, сглаженности формы, отсутствию деталей и цветам.

 

 


 

Мейсенский фарфор

Коллекция фигурок (см. приложение) «Комедия Дель-Арте» является одной из главных среди произведений фарфоровой немецкой мануфактуры Meissen. Первые 6 фигурок, изображающих героев итальянского театра были созданы в 1710-1712 годах ещё в красном «беттгеровском» фарфоре. Это были образы следующих персонажей: Арлекино, Пульчинелло, Бригелла, Кантарина, Капитоне и Панталоне. В музее при мануфактуре Meissen находятся оригинальные произведения ещё тех времён [23].

В 1743-44 гг. Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler 1706-1775 гг.), Иоганн Фридрих Эберляйн (Johann Friedrich Eberlein 1696-1749) и Петер Рейнеке (Peter Reinecke 1711/15–1768 гг.), восхищённые гротескностью масок и яркостью костюмов персонажей комедии Дель-Арте, начали создавать первые модели своей коллекции, которая получила соответствующее тематике название «Комедия Дель Арте» («Commedia dellArte»). Их коллекция стала своеобразным продолжением начатой ещё первыми мастерами великой мануфактуры Meissen [21].

В 1858 году театральный историк Морис Санд (Maurice Sand)- сын известной французской писательницы Жорж Санд, который был лично знаком с одним из главных скульптурных модельеров на Meissen Вильгельмом Романус Андресен (Wilhelm Romanus Andresen), передал имеющиеся у него гравюры комедии Дель-Арте мануфактуре. Скульптор начал работать с первой половиной фигурок новой коллекции комедии Дель-Арте. А в дальнейшем остальные фигурки были созданы шестью другими прославившимися на мануфактуре Meissen скульпторами. Например, фигурку Фрителлино создал немалоизвестный своими другими коллекциями Юлий Конрад Хендшиль (Julius Konrad Hentschel).

В 1900 году на международной выставке в Париже мануфактура Meissen представила все 12 фигурок новой коллекции Дель-Арте, которые демонстрировали основных героев разных направлений и стилистик комедийного итальянского театра Дель-Арте. Фигуры в масках блистают совершенством и юмором, динамикой движения, мастерски воплощённого в скульптуре, яркостью красок, детальностью исполнения.


 

Фарфор Антона Бустелли

В мире фарфора Франц Антон Бустелли (Bustelli Francesco Antonio, 1723–1763) имеет репутацию мастера, чьи фигурки кажутся совершенно неповторимыми. Их изящно выточенные лица выражают покорность, счастье, радость и удивление. Одетые в модные костюмы дамы и кавалеры выполнены Бустелли с высочайшим мастерством. Его персонажи повествуют о любви, о сказочной жизни обитателей Олимпа, о дальних странах, о рынке в центре Мюнхена.

Первую фарфоровую мануфактуру в Баварии основал в 1747 году курфюрст Макс III Йозеф Баварский. Результаты недавних исследований в майсенских архивах моего коллеги свидетельствуют о том, что до женитьбы на саксонской принцессе Марии Анне Софии молодой Макс III побывал инкогнито в Дрездене и, между прочим, посетил Майсенскую фарфоровую мануфактуру. Вероятно, он пытался что-то выведать, но безрезультатно. Получить фарфор ему удалось лишь тогда, когда в Нойдек прибыл венский арканист Иоганн Якоб Ринглер.

Старый охотничий замок у реки, небольшой, но важной для доставки материалов и работы барабанной мельницы, переоборудовали под мастерские. Местечко называлось Нойдек и в те времена находилось на окраине Мюнхена. Сегодня это уютный, спокойный уголок в современном городе. Постройки, к сожалению, были разрушены в XIX веке. Раньше здесь находились три здания, в которых размещались жилье для рабочих, производственные корпуса (справа), склады (в центре) и печи для обжига и сушки (слева).

Когда Бустелли начал работать Figuren Modelleur (модельщиком фигур), как это значится в архивном документе от 3 ноября 1754 года, его жилище размещалось как раз над производственными помещениями в здании справа. В то время Бустелли, вероятно, был очень молод, и его еженедельный заработок, составлявший всего 4 гульдена, через год увеличился до 5, a к 1758 году — до 6, то есть до 312 гульденов в год. Это значительно меньше годовой зарплаты в 1000 гульденов, которую получал в Майсене опытный мастер моделей Кендлер. Когда мануфактура достигла расцвета и стала предметом гордости курфюрста, было приказано перевести ее в замок Нюмфенбург. И сегодня она находится на том же месте, где для обеспечения производства в апреле 1761 года был сооружен канал. Бустелли получил здесь одну из служебных квартир, которая размещалась либо в круглом здании, либо в доме № 6 – точных сведений нет. Помимо изготовления моделей (слева – очень приукрашенная мастерская, из публикации графа де Милли о фарфоре, вышедшей в 1770-е годы) Бустелли также курировал работу сборщиков моделей и токарного отделения. Помимо этого он изготавливал глазурь, контролировал закупку каолина и расходы материалов [2].

Рассматривая пару «Арлекин и его спутница». Молодой мастер создал эту пару еще в 1756 году. В то время как Арлекин – традиционный персонаж народной итальянской комедии дель арте, его спутница, в соответствующем его наряду платье, была введена лишь для балов и маскарадов. Позы фигурок продиктованы графическими образцами, которыми пользовались на всех мануфактурах [16, 234].

В основе образа Арлекина – довольно грубый юмор, который выражается не только в его манере смеяться, но и в его непристойном эротическом жесте mano in fica (фига), когда большой палец находится между безымянным и указательным. Его спутница тоже жестами показывает, что к верности она относится не слишком серьезно. Поэтому обе фигурки, простые костюмированные герои, с такими характерными жестами приобретают явный эротический характер. Изображения этих жестов есть в книге Джона Балвера «Хирограмма», изданной в Геттингене в 1644 году [20, 272 с].

Выдающаяся работа Бустелли – 16 фигурок главных действующих лиц комедии дель арте, известной в Германии как «итальянская комедия». В Италии это были постановки, основанные на импровизации и противопоставляемые французской комедии. В центре такой пьесы всегда находилась пара влюбленных, а другие персонажи служили для того, чтобы плести интриги вокруг пары, либо, наоборот, помогать ей. Эти пьески ставились на простых дощатых помостах. Хотя костюмы выглядели изящными и богатыми, это были всего лишь обноски знати, для которой и ставились пьесы [18, 40-41 c].

 


 

Выводы ко второму разделу

До сих пор проблемы стилей рассматривались или только исключительно на примере архитектуры, или в общих трудах по истории искусства, где фарфор упоминался вскользь. Специалисты по истории западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII в. пока не ставили перед собой задачу подробного изучения стилистической эволюции фарфора. В то же время совершенно объективным является тот факт, что искусство фарфора XVIII в. – одна из вершин в истории мировой керамики. Фарфор стал феноменом придворной культуры, чем объясняется его бесспорно высокий художественный уровень.

Среди других видов декоративно-прикладного искусства фарфор обладает особой значимостью. Благодаря художественной специфике, уникальной формальной и смысловой ёмкости, фарфору присуща полнота отражения жизни и яркое проявление стилистики своего времени. При изучении образного содержания и художественного языка фарфора рассматриваются те же проблемы, что и в монументальном, и в станковом искусстве. В фарфоре, как в фокусе, сконцентрированы все основные и характерные черты искусства XVIII в., отражены все основные аспекты мировоззрения эпохи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе мы выполнили поставленные задачи в виде исследования в области историографии комедии дель арте, и изучили как истоки, так и влияние на массовую культуру и декоративно-прикладное искусство, а именно – керамику, уделяя особое внимание техники фарфора. Применив методологические исследования удалось ответить на поставленные вопросы и раскрыть должным образом тему с разных ее сторон. Такой успех и популярность данная комедия обрела по мере того, как демократические и реалистические традиции комедии дель арте давали о себе знать в бульварных французских театрах XVIII века. Они влияли на формирование комической оперы Фавара, стимулировали развитие народного театра в Австрии, вдохновляя Иосифа Страницкого на создание типического образа зальцбургекого крестьянина, они жили в искусстве замечательного французского бульварного актера XIX века Дебюро и во множестве иных проявлений комедийно-буффонного творчества актеров разных стран и разных поколений.

У себя на родине реалистические традиции комедии дель арте сохранились не только в развитии ветви диалектальной драматургии и театра, но и в своем непосредственном виде. Импровизированные спектакли с традиционными масками и по сегодняшний день можно встретить в Италии как одну из разновидностей малых форм народного театра. Новая сатира заполняет старые маски, любимый народом Арлекин оттачивает новые остроты, и попадают они в цель столь метко, что Ватикан и по сей день отлучает от церкви исполнителей роли Арлекина [1].

Тайна неиссякаемой жизненности комедии дель арте – в ее народности. Ее создал итальянский народ после того, как им же было возвещено начало и драматургии, и сценического оформления, и архитектуры театрального здания, и теории драмы. Не во всем театральное творчество итальянцев эпохи Возрождения было одинаково плодотворным. Итальянский театр не создал шедевров трагедийной и комедийной драматургии, но именно он научил актеров сделать первый самостоятельный шаг в области актерского мастерства и утвердил сценическое творчество как особый род искусства.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. / С.П. Батракова – М., Наука, 2002. – 215 с.

2. Батракова С. П. Язык живописи авангарда и миф. К проблеме языка в культуре XX века // Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. / С. П. Батракова, СПб, 2001. – С. 24-40

3. Голдовский Б. История драматургии театра кукол. – М.: «Галерея Анастасии Чижовой», 2007. – 300 с.

4. А.К. Дживелегов А.К. Избранные статьи по литературе и искусству. / А.К. Джевилегов, Ереван: Лингва, 2008. – 300 с.

5. А.К. Дживелегов Итальянская народная комедия / А.К. Джевилегов, А.А. Губер, Г.Н. Бояджиев, Москва, 1954, стр. 112—118.

6. Зингерман Б.И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века. / Б.И. Зингерман // Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб, 2001. С. 51– 88

7. Молодцова М.М. Комедия дель арте: история и современная судьба. -Л.: ЛГИТМИК, 1990. – 219 с.

8. Набоков В. Смотри на арлекинов! / В. Набоков, СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. – 320 с.

9. Нокс Р. Честертон. Человек и его творчество // «Честертон.ру»: [сайт]. URL: https://www.chesterton.ru/about/gkc-and-his-works.asp (дата обращения: 14.10.2021)

10. Пезенти М.К. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском любительском театре XVIII века. / М.К. Пезенти – Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2008. – 264 с.

11. Рогозина E.H. Традиции итальянской commedia dell'arte в творчестве J1. Пиранделло и Д. Фо // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2002, №4.

12. Скорнякова М.Г. Эволюция образа Дзанни в итальянском театре XX в. // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб. 2001. С. 255–276.

13. Старобинский Ж. Портрет художника в образе паяца // Поэзия и знание. История литературы и культуры. М. Языки славянской культуры. 2002. Т. 2. – С. 502–579.

14. Феррацци М. Комедия дель арте и её исполнители при дворе Анны Иоанновны / М. Феррацци 1731-1738. – М.: Наука, 2008. – 311 с.

15. Чекмарёва М.А. Персонажи комедии дель арте в западноевропейской живописи и графике первой половины XX века: автореф. дис.... канд. иск. / М.А. Чекмарёва. – М.: [б. и.], 2008. – 23 с.

16. Элизбарян Д.А. Особенности итальянских и армянских масок в трудах А. К. Дживелегова и Г. Гояна. Ереван: / Лингва, 2009 – 234 p.

17. Barranger, Milly S. Theatre: A Way of Seeing. The United States of America: Cengage Learning, / Milly S. Barranger, 2005. – 410 p.

18. Eccard, Johannes Zanni et Magnifico / Jones, Eccard, Italia 2009. – 40-45 p.

19. Fava, Antonio The comic mask in the Commedia dell'Arte: actor training, improvisation, and the poetics of survival. The United States of America: Northwestern University Press, / Antonio, Fava, 2007. – 182 p.

20. Grantham, Barry. Playing Commedia: A Training Guide to Commedia Techniques. Great Britain: Nick Hern Books, / Grantham, Barry, 2000. – 272 p.

21. Heck, Thomas F. Commedia Dell'Arte: A Guide to the Primary and Secondary Literature. The United States of America: iUniverse, / Thomas F., Heck, 2000. – 468 p.

22. Henke R. Performance and Literatur in the Commedia dell'arte. Cambridge, Cambridge University Press, / R. Henke, 2002. – 264 p

23. Katritzky M.A. The Art of Commedia. A study in the Commedia / M.A. Katritzky // dell'Arte 1560–1620 with Special Reference to the Visual Records. New York, Rodopi, 2006. – 360 p.

24. Severini G. Dal Cubismo al Classicismo. Milano, Abscondita Ed. Coll.Carte d'Artisti, / Severini G, 2001. – 130 p.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

А. Альбом иллюстраций

Рисунок 1. – «Арлекин» ок.1760 Нимфенбургский фарфоровый завод

Franz Anton Bustelli

 

 

Рисунок 2 – Коллекция фигурок «Комедия Дель Арте» является одной из главных среди произведений фарфоровой мануфактуры Meissen. Первые 6 фигурок, изображающих героев итальянского театра были созданы в 1710–1712

 

 

Рис 3. – Романус Андресен. Гравюры комедии дель арте.

 

 

Рис. 4. – Светильник «Танцующий Арлекин». Марсель Андре Бурен, Пьер Ле Фагюэ. Общая высота: 54,8 см
Бронза (расписанная в холодной технике, покрытая серебром), слоновая кость, мрамор (постамент)

 

Б. Список иллюстраций

1. Franz Anton Bustelli. Форфоровая статуэтка «Арлекин» ок. 1760 Нимфенбургский фарфоровый завод.

2. Коллекция фигурок "Комедия дель арте 1710–1712.

3. Романус Андресен. Гравюры комедии дель арте.

4. Светильник «Танцующий Арлекин». Марсель Андре Бурен, Пьер Ле Фагюэ. Бронза (расписанная в холодной технике, покрытая серебром), слоновая кость, мрамор (постамент).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: