Самоопределение, самопредставление и самопредъявление. Диагностические игры




руководящий кадр профессиональный лидер

Этим комплексом процедур открывается диагностический процесс, задаются необходимый темп, напряжение и настрой на весь период ее проведения, происходит знакомство и взаимоузнавание участников друг друга через самоопределение, самопредставление и самопредъявление каждого из них.

Всем участникам предлагается четко ответить на определенные вопросы и выразить свою позицию:

назвать свою фамилию, имя и отчество, должность, организацию, район, мотивации к обучению;

перечислить круг вопросов, которые представляют наибольший интерес, отражают конкретную потребность в обучении;

выразить собственное понимание своей должностной роли и тех проблем, которые имеются в сфере профессиональной деятельности и имеющие отношение к обучению;

охарактеризовать свой опыт как руководителя, отметить те его моменты, стороны и достижения, которые могли бы быть полезны другим;

сформулировать предмет и указать объект своего сотрудничества;

сообщить прочие данные о себе и заявить о своих возможностях к сотрудничеству с другими руководителями как по линии профессиональной деятельности, так и в процессе обучения;

сформулировать свои профессиональные и другие практические интересы.

Вся процедура записывается на видеомагнитофон для последующего показа и рефлексии на этапе G. Регламент ее исполнения определяется регламентом дня. Поэтому индивидуальное время определяется числом участников, а передача «эстафеты» (микрофона) регулируется ими самостоятельно.

Каждый следующий контролирует время выступающего и корректно прерывает по истечении индивидуального регламента. Диагностические игры также являются одним из необходимых компонентов диагностической системы. В 1989 г. в Академии народного хозяйства в процессе конкурсного отбора кандидатов в слушатели впервые были применены диагностические игры. Их включение в систему процедур профессиональной диагностики оказалось полезным, поскольку давало возможность получить в течение короткого времени (как при тестировании) очень важную информацию для принятия решения о приеме кандидата.

Помимо традиционных элементов, например результатов контроля знаний в различных областях или собеседования, в ходе игр выявляются такие существенные для руководителей личностные характеристики, как умение быть лидером и работать с людьми, что является основной задачей использования диагностических игр в процессе отбора руководителей. Кроме того, эти игры могут использоваться в ходе и аттестации, и обучения руководителей, чтобы дать каждому рекомендации в области работы с людьми, а также по процедуре принятия решении в малых группах.

Процедура проведения диагностических игр включает следующие обязательные элементы:

наличие, не менее двух групп участников из трех - пяти человек (количество групп может быть четным или нечетным в зависимости от содержания игры; оптимальное количество - шесть);

задача, предлагаемая для решения, по своему содержанию должна быть новой, интересной и вызывающей спор;

задача должна иметь конечное, определяемое решение, чтобы можно было сравнить индивидуальные и групповые решения с этим оптимумом.

Игра состоит из шести периодов, а точнее, фаз, так как действия внутри них не повторяются, а развиваются по сценарию. Общая продолжительность игры 1,5-2 ч без перерывов.

Первый период. Все участники делятся на несколько равных групп. Ведущий раздает каждому из них специальные бланки для фиксации по определенной форме принимаемых решений и подсчета результатов. После этого он излагает ситуацию (содержание игры) и объясняет правила и порядок действий для достижения игровых результатов. Прежде всего, каждый участник должен самостоятельно принять собственное, индивидуальное решение и зафиксировать его на бланке. Затем в каждой малой группе участники должны выработать единое групповое решение, после чего каждый должен снова принять свое, но уже окончательное. Это очень важный психологический момент игры. Для принятия первоначального единоличного решения выделяется 5-15 мин в зависимости от сложности задачи. Участники должны зафиксировать свое решение в соответствующей графе на бланке.

Второй период. Участники принимают групповое решение (на это выделяется от 20 до 40 мин в зависимости от сложности задачи) и также фиксируют его на своих бланках.

Третий период. Каждый участник принимает окончательное решение (в течение 5-10 мин), которое может отличаться как от первоначального, так и от группового, а может и совпадать с любым из них. Это окончательное индивидуальное решение также отражается в игровом бланке участника.

В течение первого периода ведущий отвечает на вопросы участников (если ответы на эти вопросы не окажутся прямой подсказкой), следит за тем, чтобы они работали самостоятельно, не переговариваясь друг с другом, а по истечении выделенного на индивидуальное решение времени проверяет, все ли зафиксировали свои первоначальные решения на бланках.

Четвертый период. После того как все решения приняты, ведущий приглашает по очереди от каждой группы одного представителя к доске, на которой тот фиксирует групповое решение и кратко (в течение минуты) его обосновывает. Остальные участники группы (а также сам представитель) могут при необходимости высказать свое несогласие с групповым решением и привести доводы в пользу своего решения.

Подведение предварительных итогов игры может проводиться по-разному, в зависимости от того, оглашается ли оптимальное решение или нет.

Если нет необходимости скрывать оптимальное решение, то после выступлений представителей групп, ведущий сообщает оптимальное решение и предлагает всем участникам сравнить с ним свои решения и подсчитать суммарное отклонение от оптимума. После подведения предварительных итогов игры в той или иной форме ведущий собирает игровые бланки участников и отпускает участников на перерыв. Во время перерыва ведущий анализирует результаты, представленные в бланках участников, сравнивает их с оптимальным решением, выявляет отклонения (игра «Выборы») и определяет, кто из участников принял наилучшие решения, кто и как повлиял на решение, принятое в группе, кто не сумел доказать правильность своего решения и т.п. Кроме того, ведущий должен познакомиться с получившимся видеофильмом и подготовиться к его комментированию.

Пятый период. Ведущий кратко сообщает участникам игры итоги проведенного анализа, предлагает обратить внимание на тот или иной эпизод.

Когда игра используется для отбора и оценки руководителей, основная задача ведущего заключается в том, чтобы подготовить участников к последнему этапу диагностики, дать им возможность более осмысленно и ответственно подойти к решению вопроса о выборе «лидера» и «партнеров».

Шестой период. Участники игры прикалывают свои нагрудные знаки (карточки) на стенд (или ведущий заранее записывает фамилии участников на доске и оставляет против каждой фамилии место для фиксации «голосов» участников). Участникам предлагается решить, под руководством кого из своих коллег по игре они хотели бы работать (т.е. выбрать своего «лидера»), а также с кем из коллег они хотели бы работать (т.е. выбрать своих «партнеров»). Анализ результатов диагностической игры. При анализе результатов, представленных в бланках участников, ведущий обращает внимание на следующие существенные характеристики, проявившиеся во время игры.

Умение убеждать членов группы в правильности своего решения.

Умение прислушиваться к чужому мнению и чужим доводам.

Уверенность в своей правоте, но неспособность убеждать других.

Бывает также вариант, при котором все участники не справились с задачей и приняли далекие от оптимального решения.

При анализе результатов игры могут проявиться и другие варианты поведения людей. Если игра используется в учебных целях, то ведущий может провести с каждым участником индивидуальную беседу и разъяснить ему, какие особенности своего характера он продемонстрировал в ходе игры, какие черты являются «полезными» для руководителя, какие нет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: