Структурный функционализм А.Р. Радклифф-Брауна




Одним из крупнейших представителей функциона­лизма в культурной (социальной) антропологии являет­ся Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (1881 — 1955), который создал научное направление, получившее на­звание «английский структурализм» или «структурный функционализм». Научные взгляды Радклиффа-Брауна во многом близки ведущим идеям Малиновского.

Будущий выдающийся антрополог с молодых лет отличался целеустремленностью. Он получил образование в Кембриджском университете на кафедре со­циальной антропологии. В 1906— 1908 гг. проводил по­левые исследования на Андаманских островах. В по­следующие годы изучал жизнь аборигенов Австралии, путешествовал по Африке, Китаю и другим странам. Долгое время преподавал социальную антропологию в Австралии, ЮАР и США. В 1938 г. после двадцатичеты­рехлетнего отсутствия вернулся на родину, где стал руководить кафедрой социальной антропологии Окс­фордского университета. Являлся президентом Коро­левского антропологического института. В числе глав­ных сочинений А.Р. Радклиффа-Брауна — «Андаманские острова. Исследования по социальной антропологии» (1922), «Структура и функция в примитивном обществе» (1952), «Метода социальной антропологии» (1958).

В его теории сочетались функционалистский и структуралистский подходы при анализе культуры, общественной жизни, сознания и поведения людей, Некоторые из отечественных исследователей пред­ставляют теорию Радклиффа-Брауна как синтез соци­ологизма Дюркгейма с эволюционизмом Г. Спенсера, На основе такого синтеза он стремился посредством сравнительного анализа создать естественную классификацию структур первобытных обществ.

Важной научной заслугой Радклиффа-Брауна ста­ла институционализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Ее он определял как «науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах». В ее структуре английский исследователь выделяет три направления:

• биологическую антропологию;

• археологию;

• этнографию.

Этнография, в свою очередь, подразделяется на этнологию и социальную антропологию, каждая из которых использует специфический метод научных исследований.

Этнологией Радклифф-Браун предложил называть науку, занимающуюся конкретно-историческим изуче­нием отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основным методом этой науки выступает историческая реконструкция челове­ческой культуры. При этом наука опирается на прямые свидетельства письменных источников, а также на иные гипотетические реконструкции, не выходящие за рам­ки конкретной культуры конкретного народа.

Социальная антропология, по его мнению, пред­ставляет собой совсем другое направление в изучении человеческой культуры. Ее задача — не реконструкция конкретной культуры, а поиск общих законов социаль­ного и культурного развития. Основной метод этой науки — метод индукции, аналогичный методам есте­ственных наук. По Радклиффу-Брауну, сущность ин­дуктивного метода — это генерализация (отбор и обоб­щение материалов), которая применима к изучению культурных явлений.

Таким образом, социальная антропология ищет и исследует общие законы развития человечества и его культуры, применяя метод, который Радклифф-Браун определил сначала как «генерализующий», а затем — как «функциональный», впоследствии — как «сравни­тельный». Особенностью научного кредо А. Радклиффа-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б. Малинов­ского, не отрицал и исторического изучения культур.

Методологическую основу общетеоретической кон­цепции Радклиффа-Брауна составил тезис о том, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем. В качестве таких систем могут быть представлены, к примеру, атом, молекула, организм, общество людей. Свойства и качества любой системы определяются как элемента­ми, ее составляющими, так и отношениями между ними. В качестве элементов (по Радклиффу-Брауну — единиц) социальной системы выступают человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними характеризуются как соци­альные отношения. В свою очередь, социальная систе­ма включает в себя:

· социальную структуру;

· общую совокупность социальных обычаев;

· специфический образ мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

В ранних работах Радклиффа-Брауна широко ис­пользовался термин «культура». Однако в 30-х гг. XX века он пришел к более узкому пониманию предме­та социальной антропологии. В связи с этим основным термином его теории стал термин «социальная струк­тура». С этого времени основными аспектами его ис­следований стали политическая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в соци­альных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований. По этим причинам Рад­клиффа-Брауна нередко противопоставляют «функци­оналист» Малиновскому, именуя его «структуралистом».

Структуру он определял как «сложную сеть реаль­но существующих социальных отношений». Понима­ние структуры как набора невидимых отношений, про­изводящих видимый результат на поверхности обще­ства было позаимствовано ученым из естественных наук. Каждое общество, по Радклиффу-Брауну, выра­батывает свою культурную модель социальных отно­шений. На основе этих моделей в результате социали­зации вырабатываются сходные формы поведения множества людей, а индивиды в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений исполняют предписанную им социальную роль. Так, применительно к ритуалу английский культуролог подчеркивает, что его теоретическая гипотеза «рассмат­ривает ритуал и ритуальную ценность в их отношении к основной структуре человеческого общества, т. е. тем инвариантным общим характеристикам, которые при­сущи всякому человеческому обществу — прошлому, настоящему и будущему»1.

Как считает Радклифф-Браун, структура включа­ет в себя три взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, это «структура сама по себе», которая может быть обнаружена в социальных ролях;в свою очередь сами социальные роли могут быть представ­лены как узлы в сети социальных отношений, цемен­тирующих общество. Реальная структура состоит из невидимых отношений и пребывает в статическом состоянии.

Во-вторых, это «функция», с помощью этого поня­тия удается показать структуру в действии. «Функция» определяется Радклиффом-Брауном как социально стандартизированный способ деятельности или мыш­ления, направленный на поддержание существования социальной структуры.

В-третьих, это «изменения» или «социальная эво­люция». Социальная эволюция выступает не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие изменения, например, демографические процессы рождения и смерти.

С точки зрения Радклиффа-Брауна, любое явле­ние культуры, в том числе религию, надо изучать «в действии», внутри той или иной социальной системы как целого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: