Психоаналитическое изучение культур Г. Рохейма




Венгерский психоаналитик и антрополог Геза Ро­хейм (1891 — 1953) был практикующим врачом-психи­атром, однако совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур. Резуль­таты собственных полевых исследований, проведен­ных среди аборигенов Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия), в Африке и юго-за­паде США, он отразил в работах «Австралийский то­темизм» (1925), «Происхождение и функции культу­ры» (1943) и «Психоанализ и антропология» (1950). Ученый последовательно применял принципы психо­анализа, разработанные 3. Фрейдом, к обобщению и объяснению конкретного этнографического и культу­рологического материала.

Стремясь объяснить специфику мифологии аборигенов, особенности их ритуалов, Г. Рохейм в качествеосновного объяснительного принципа использует фрей­дистскую идею о великом доисторическом конфликте отца и сыновей, о процессе подавления влечения к матери («Эдипов комплекс»). Теоретическая концепция Г. Рохейма представляет собой пример тотального психоанализа культуры.

В его книге «Австралийский тотемизм» все пред­меты, обряды действия, получают сексуальный смысл. В частности, тотемические хранилища чуринг (предме­ты религиозного культа) племени араида выступают как символы человеческого эмбриона и в то же время являются символами мужского полового органа. Неко­торые элементы обрядов «интичиума» (размножения тотемических животных), также связанных с исполь­зованием чуринги, — натирание ее жиром, трение ею камня, а также ритуальное вздрагивание при совер­шении обрядов Г. Рохейм трактует как проявление сексуальной символики.

В общетеоретической концепции культуры Г. Рохей­ма сама культура рассматривается как совокупность того, что в обществе превышает животный уровень. Вся культура основана на Эросе, который понимается как инстинкт размножения и полового влечения. Ключ к пониманию культуры Г. Рохейм видел в длительном периоде детства. Поскольку человеку после рождения предстоит длительный период обучения, то людьми формируются учреждения культуры. Главная идея Ро­хейма состоит в стремлении доказать, что созданные человеком «учреждения», т. е. формы общежития и яв­ления культуры, обусловлены именно «продленным детством» или «перманентным инфантилизмом».

Г. Рохейм, как и некоторые другие фрейдисты, как бы удлиняет собственно биологическую историю фор­мирования человеческой личности, придавая большое значение пренатальному (утробному) периоду разви­тия. С его точки зрения, человеческий эмбрион во чре­ве матери уже является субъектом некоторых ощуще­ний, память о которых в подсознательной сфере оста­ется затем на всю жизнь.

Новорожденный, беспомощный ребенок, прежде всего, нуждается в защите и покровительстве против всяких опасностей, и в первую очередь в материнской защите. Отсюда у него формируется чисто биологичес­кое «желание быть любимым — желание, с которым человеческие существа никогда не расстаются». Имен­но эта потребность, по мнению Г. Рохейма, накладыва­ет существенный отпечаток на культуру. Впоследствии этот тезис исследователя получил выражение в поня­тии «привязанность». Это понятие стало одним из клю­чевых в современном психобиологическом анализе

культур.

Г. Рохейм при построении теории культуры после­довательно опирался на разработанный 3. Фрейдом принцип сублимации. Г. Рохейм рассматривает субли­мацию в качестве главной силы, порождающей все виды культурной деятельности. В числе этих видов он рассматривает науку, литературу, искусство, техничес­кие изобретения. Сублимации (вытеснению) подверга­ются те же бессознательные влечения, которыми вы­зываются неврозы. Но в отличие от неврозов, изолиру­ющих личность, сублимация оказывается фактором, соединяющим людей, поскольку она творит новые куль­турные ценности. Аналогично позиции 3. Фрейда, куль­тура, по Г. Рохейму, представляется как «система пси­хической защиты» от напряженности и деструктивных сил. Поскольку, как он утверждает, материалом, исполь­зованным в формировании цивилизации, является либидо, то сама цивилизация выступает как «продукт

Эроса».

В современной антропологии получили развитие предположения Г. Рохейма о том, что эмбрион в про­цессе утробного развития уже является субъектом некоторых восприятий, ощущений. Таким образом, личность ребенка начинает формироваться уже во время беременности матери. Он полагал также, что в будущих культурологических исследованиях возрастет роль такого предмета анализа, как сообщества прима­тов, рассматриваемые в качестве исходной точки в анализе происхождения культуры. Предсказание Г. Рохейма оправдалось, и ныне сформировалось соот­ветствующее направление сравнительного анализа мира антропоидов и культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: