Аналитическое исследование культуры К. Юнга




Карл Густав Юнг (1876—1961)— выдающийся представитель психоаналитического направления в изучении культур. Единственный сын швейцарского пастора, он с детства отличался жаждой чтения, но вместе с тем в детстве его посещали сверхъестествен­ные видения и фантазии. После окончания Базельского университета получил медицинскую степень по специальности психиатрия. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда, и с 1907 г. они стали работать вместе. В 1910 году Юнг был из­бран первым президентом Международной психоана­литической ассоциации. Однако в 1913 году между двумя учеными произошел разрыв по причинам, как личного характера, так и в результате теоретических расхождений. К.Г. Юнг писал в связи с этим: «Сексу­альная теория невроза, выдвинутая Фрейдом, базиру­ется на истинном и фактическом принципе. Однако ошибка ее состоит в односторонности и ограниченно­сти исключительно этим принципом»1.

Интерес к исследованию культуры, в частности, к ее мистическим аспектам, Юнг продемонстрировал уже во время обучения в университете. Его первой самостоятель­ной работой, в которой предпринята попытка формули­рования собственного взгляда на конкретную культуро­логическую проблему, стала докторская диссертация «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902). Сравнивая состояние медиумическо­го транса, галлюцинации и помрачения рассудка, К. Юнг приходит к выводу о наличии сходных состояний у про­роков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у этих людей к их соб­ственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. При этом в отличие от сознания больных сознание творцов может осваивать то содержа­ние, которое происходит из глубин подсознания. В процессе такого овладения они придают этому содержанию религиозную или художественную форму. У выдающих­ся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Такие люди улавливают некие «праформы», всплывающие в их сознании спонтанно и обла­дающие способностью воздействовать на внутренний мир личности. Впоследствии этот термин был заменен поня­тием «коллективное бессознательное».

Юнг выработал свой аналитический способ иссле­дования культур: аналитическую психологию — свое­образный вариант культурологии. Основные отличия теоретической концепции К. Юнга от классического психоанализа культуры могут быть сведены к следую­щим положениям.

Таблица 3

Различие психоаналитических концепций

Фрейда и К. Юнга

Концепция 3. Фрейда   Концепция К. Юнга  
Пансексуализм как ведущий принцип объяснения культур   Неприятие пансексуализма и эротической интерпретации всех явлений культуры  
Трехэлементная структура личности: Id – Ego – Super-ego   Модифицированная структура личности: «это» — «личное бессознательное» — «коллективное бессознательное»  
Выделение индивидуального бессознательного в структуре личности   В дополнение к понятию «индивидуального бессознательного» выдвинута идея «коллективного бессознательного»  
Культура включена в «Сверх-Я», стоящее в оппозиции к «Оно», выступающему как вместилище бессознательного   Сознательное и бессознательное дополняют друг друга и выступают как источник культуры  

 

В поле исследовательского интереса Юнга нахо­дится не только логика, но и интуиция, а изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. Так, Юнг считал, что в человеческой психике существует особо глубокий уровень — коллек­тивное бессознательное. Оно служит вместилищем архетипов и тем самым выходит за пределы психичес­кой личности и имеет несколько уровней:

• персональное бессознательное;

• бессознательное семьи;

• различные уровни бессознательного более круп­ных человеческих общностей, вплоть до общечело­веческого коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное присуще всем лю­дям, оно передается по наследству и выступает в каче­стве основы, как каждой индивидуальной психики, так и всего культурного многообразия. «Коллективное бес­сознательное» К. Юнга выступает как родовая память человечества, как итог жизни человеческого рода.

В отличие от Фрейда, Юнг отказался от абсолюти­зации значения сексуальности. Термин «либидо» обо­значает у него психическую энергию вообще, связан­ную не только с сексуальными влечениями, но и с соматической сферой в целом. Он показал также, что именно сексуальные мотивы обладают в человеческой психике чрезвычайно сложным символическим значе­нием. В частности, по мнению К. Юнга, мотив инцеста, существующий в мифах, а также выплывающий в сно­видениях и фантазиях пациентов психиатрических клиник, имеет в качестве причины не ориентацию либидо на ближайших родственников, а нарушение установленной в человеческом сообществе меры.

У Фрейда психика рассматривается как открытая энергетическая система, подпитываемая энергией со­матических влечений. Для Юнга эта система носит закрытый характер, и количество энергии, которым она обладает, должно оставаться постоянным. Таким обра­зом, все энергетические процессы психики подчиня­ются принципу компенсации, т. е. уменьшение энергии в одной части означает ее увеличение на точно такую же величину в другой части, и наоборот. В результате все процессы сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как проявления психической энергии — либидо. Но она не является сверхмощной, как у Фрейда, и под влиянием сложных жизненных обстоятельств может поворачивать вспять, что приводит к появлению в сознании пациентов весь­ма древних образов и переживаний. Они возникли на ранних этапах человеческой истории для приспособления к окружающей среде и с тех пор пребывают в сознании всех людей в скрытом виде. Так Юнг прихо­дит к своей концепции коллективного бессознательно­го к понятию архетипа.

Архетип — это своеобразный коллективный осадок исторического прошлого. Этот осадок, воспринимаемый только интуитивно, выносится на поверхность психики из ее глубин благодаря деятельности бессознательного. Архетипы воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов снови­дений, фантазий, грез, при этом они выступают не как конкретные образы, а как схемы (формы) образов. Про­никая в сознание, эти схемы наполняются содержани­ем сознания и оформляют представления человека.

Архетипы «коллективного бессознательного» — познавательные модели и образы (образцы), выступа­ющие как врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Они близки ин­стинктам, и можно предположить, что архетипы явля­ются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения»1. Юнг от­мечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторе­ние отчеканило этот опыт на нашей психической кон­ституции — не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия»2.

По мнению Юнга, активизация архетипа происхо­дит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу: «Архетипы есть своего рода готов­ность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифологические представления... Архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъектив­ных реакций»3. Среди многих архетипов К. Юнгом описаны мать, ребенок, герой, божество Солнца, плут и др. Некоторые из них охарактеризованы в таблице.

Таблица 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: