Групповая психология» как теоретическая концепция внутрикультурных механизмов




Важное место в изучении внутрикультурных меха­низмов взаимодействия людей занимают исследования французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриеля де Тарда (1843-1904).

В работах Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) анализируются взаимоотношения масс наро­да, толпы и лидеров, в том числе и на уровне чувств, идей. Впервые в этих трудах были поставлены про­блемы психического заражения и внушения, сформу­лирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Отождествляя массу с толпой, Лебон пред­вещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации. Ведущую роль в общественном развитии Лебон отводил тем изменениям в идеях, которые внушаются массам со стороны немногих «вожаков» посредством утверждения, повторения и заражения.

Исследование проблем групповой психологии и межличностного взаимодействия было продолжено в работах Габриеля Тарда «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895). Г. Тард начинал профес­сиональную деятельность в качестве судьи г. Сарла, а его первые статьи были посвящены проблемам крими­нологии. Впоследствии стал главой отдела криминаль­ной статистики министерства юстиции и профессором Коллеж де Франс.

Однако известность Тарду принесли его исследо­вания групповой психологии, в частности, основных типов психологических взаимодействий. Выделяя три типа взаимодействий: психическое заражение, внуше­ние, подражание — Г. Тард стремился показать, как появляются инновации в культурах и как они переда­ются в обществе индивидам. Согласно его взглядам, «коллективная интерментальная психология... возмож­на только потому, что индивидуальная интерменталь­ная психология включает элементы, которые могут быть переданы и сообщены одним сознанием другому. Эти элементы... могут соединяться и сливаться воеди­но, образуя истинные социальные силы и структуры, течение мнений или массовые импульсы, традиции или национальные обычаи»1.

Элементарное отношение, по Тарду, — это пере­дача или попытка передачи верования или желания. Основную социальную роль он отводил подражанию и внушению. Характерным признаком общественных отношений и взаимодействий выступает подражание, а подражание — это своего рода гипнотизм. Всякое новшество является результатом деятельности творчес­кой личности. Этот результат, в свою очередь, вызыва­ет волну подражаний.

Подражание (имитативная деятельность) состоит в воспроизведении, копировании социально-культурных стереотипов. Благодаря подражанию формируются групповые и общественные ценности и нормы, а пу­тем их усвоения происходит социализация индивидов.

Неоценимо значение этого процесса как формы овла­дения культурой в детстве. В частности, благодаря это­му качеству ребенок овладевает языком. Подражая взрослым, он овладевает спектром культурных навы­ков. Подражание составляет основу обучения и обес­печивает возможности передачи культурной традиции из поколения в поколение. Основные формы подража­ния — обычаи и мода. Тард считал наиболее характер­ным подражание «низших» слоев «высшим».

Психологическое заражение заключается, прежде всего, в неосознанном повторении действий в челове­ческом коллективе или в массе людей. Заражение со­ставляет основу механизма, благодаря которому мас­сой людей одновременно овладевают какие-либо пси­хологические состояния: страх, ненависть, любовь и т. д. Велика роль заражения в религиозных ритуалах.

Внушение выступает как процесс внедрения в сознание людей (в осознанной или бессознательной форме) некоторых положений, правил, норм, регули­рующих социокультурное поведение. Нередко оно способствует объединению людей внутри культуры для выполнения конкретной задачи. Подражание, зараже­ние и внушение, с точки зрения основоположников «групповой психологии», в реальной системе обще­ственных отношений взаимодействуют и обеспечива­ют регуляцию этих отношений применительно к кон­кретной этнокультурной общности.

В качестве основы анализа культурных изменений для Г. Тарда выступает культурно-историческое разви­тие таких явлений, как язык (его происхождение, эво­люция, социально-культурная роль), религия (формыееразвития от примитивных до современных мировых религий), чувства, прежде всего чувства любви и не­нависти. В частности, он выясняет роль притягиваю­щих и отталкивающих чувств, размышляет о том, что такое друзья и враги. Особое место в работах Г. Тарда в связи с этим занимает исследование таких культур­ных обычаев, как вендетта (кровная месть), феномен национальной ненависти.

В теоретических рамках «групповой психологии» и теории подражания обстоятельно исследованы механизмы внутрикультурного взаимодействия. Их раз­работки были использованы в исследовании культур в XX в. для объяснения ряда фактов и проблем, возника­ющих при изучении различных типов культур. Они восприняты, в частности, теоретической концепцией символического интеракционизма.

Научные традиции, заложенные в теоретических направлениях «психологии народов» и «групповой психологии», были развиты и продолжены направле­нием в изучении культур, которое в американской культурной антропологии получило название «Культура-и-личность». Предметом изучения исследователей этого направления стали познавательные способности людей различных культур, культурно обусловленные стереотипы поведения, эмоционального реагирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: