В 1853 г. была опубликована книга французского дипломата графа Жозефа Артура де Гобино (1816— 1882) «Опыт о неравенстве человеческих рас» — настоящий манифест расизма. В своем обширном сочинении французский аристократ пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или «этнический», по выражению Гобино) фактор по-прежнему остается важнейшей движущей силой прогресса культуры. Он отрицает влияние как условий географической среды либо общественных учреждений, так и развития нравственности и других духовных факторов, считая, что только расовые качества людей влияют на развитие культуры, определяют как прогресс развития, так и упадок культуры.
Сам Ж. А. Гобино выступал сторонником полигенизма. Полигенизм — это учение, которое отрицает единство человеческого рода и считает, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Каждая раса, с точки зрения французского графа, создавала свою культуру. При этом человеческие расы отличаются между собой, по его мнению,
• по «красоте»,
• по физическим признакам,
• по психологическим качествам,
• по различной способности создавать и усваивать культуру.
Он считал также, что различия рас и их культур сохраняются навсегда. В частности, «дикие» в настоящее время народы вечно останутся в этом состоянии. Культура одной расы никогда не сможет распространиться в среде представителей другой расы.
Гобино выявлял три основные расы и низшей среди них считал черную («меланическую»). Несколько более развитой по сравнению с меланической в его теории выступала желтая раса. Однако единственно способной к прогрессу и созданию полноценной культуры у этого автора выступает белая раса, прежде всего ее элита — арийская раса. Превосходство высшей расы Гобино обосновывает на основе рассмотрения культур-цивилизаций, которые были известны в истории человечества. По его подсчетам, таких культур оказалось десять: индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская. Как писал в своих работах Гобино, все эти культуры были созданы высшей разновидностью белой расы, а именно — арийцами.
|
Такой тезис подтверждался им на основе самых фантастичных допущений о возникновении древнейших культур и развитии связей между ними. В частности, по его мнению, древнеегипетская цивилизация получила развитие от арийской колонии на Среднем Ниле. Для подкрепления этого сомнительного тезиса он выдвигает другой, не менее сомнительный — о родстве египетского языка с санскритом. Что касается китайской культуры, то она, по его мнению, была создана «ветвью белых людей», которые якобы прибыли из Индии. Цивилизации в Америке, которые принадлежали к доколумбовой эпохе, с точки зрения Гобино, были созданы «белыми элементами», проникшими на американский континент через Исландию и Гренландию в Х в.
В качестве идеала для Гобино выступала германская культура в лице средневекового Рима. При этом имелся в виду не классический Рим античной эпохи, а «германский Рим» эпохи гуннских завоеваний. Как утверждал Гобино, Рим выступал в качестве подлинного культурного центра Европы, именно Рим содействовал образованию ряда европейских государств. С его точки зрения, Россия (Русь) своим образованием также должна быть обязана Риму, а поэтому без германцев-норманнов просто не смогла бы существовать в качестве самостоятельного государства.
|
Высшей расой для Гобино являются светловолосые и голубоглазые арийцы, которые и выступают создателями всех высоких цивилизаций, сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии германских народов. Будущее человечества Гобино описывает в своих работах пессимистически. Как он считает, создавая повсюду новые типы культур, арийская раса смешивалась с другими народами, поэтому она теряла свою чистоту и «изначальный импульс энергии». В результате потери энергетических способностей раса приходит к унылому застою, к единообразию. В итоге белая раса оказывается не выше остальных рас и также оказывается обреченной на гибель. С пессимистических позиций рисует он картину будущего: «Нации — нет, стада человеческие, погруженные в угрюмую дремоту, будут жить, оцепенелые в своем ничтожестве, как буйволы, жующие свою жвачку на стоячих лужах Понтийских болот»1.
Таким образом, содержание расово-антропологической концепции культуры Гобино может быть сведено к следующим положениям:
а) Культура выступает как продукт расово-антропологических факторов.
б) Неравенство рас (высшей среди которых является белая раса) обусловливает, в свою очередь, неравенство созданных ими культур.
в) Культурные стереотипы поведения людей определяются преимущественно биологической наследственностью людей.
|
г) Смешения рас оказываются социально вредными, поскольку они наносят урон развитию культур, характерных для белой расы. Вследствие таких смешений происходит потеря энергетических импульсов, но именно эти импульсы выступают в качестве важнейших стимулов совершенствования культуры и создания ее новых форм.
Подобный взгляд на процессы развития культуры получил более наукообразное оформление в теоретических изысканиях Жоржа Ваше де Лапужа (1854— 1936) во Франции и немецкого исследователя Отто Аммона (1842— 1916). Теоретическая концепция этих исследователей получила название «антропосоциологии». Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и соответственно качества созданной ими культуры от величины головного показателя. Понятие о головном показателе было введено в науку шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х гг. XIX в. как процентное отношение наибольшей ширины головы К ее наибольшей длине. Таким образом, чем длинноголовее человек, тем более он одарен, способен и т. д. «Длинноголовые» люди принадлежат к европейской расе, создательнице всех великих культур в истории человечества.
Следует обратить внимание на тезис Лапужа и Аммона о том, что бедные социальные группы (классы в слои) современных им европейских стран состоят из людей с неполноценными психическими свойствами. При этом неполноценность таких людей обусловлена их короткоголовостью, люди подобного типа характеризуются как брахицефалы (брахис — короткий, кефа-лос — голова). К ним принадлежат потомки негерманского местного населения Европы. Что касается европейской элиты, то ее представляют высшие носители культуры, которые являются длинноголовыми потомками германских завоевателей, — долихоцефалы (долихос— длинный, кефалос— голова). Иными словами, развитие культуры определяется длинноголовостью черепа особой «европейской» (или арийской) расы: головной показатель у горожан оказывается в среднем ниже, чем у крестьян; в равнинных местностях ниже, чем в горных; среди богатых ниже, чем среди бедных. К сторонникам подобного рода концепций развития человеческой культуры следует отнести также Людвига Вольтмана. В его «Политической антропологии» (1905) качествами безусловного превосходства наделен длинноголовый германец-протестант, менее хорош альпийский короткоголовый католик; средиземноморец — низкорослый мезокефал (мезо — средний) хуже альпийца. Еще один сторонник этого направления — Хаустон Чемберлен, сын британского адмирала, который впоследствии стал германофилом и в качестве наивысшего достижения исторического развития Европы считал создание «тевтонской» культуры и «тевтонской» расы, являвшихся наследницами «арийского» духа.
На основе такого подхода был сделан вывод о полноценных и неполноценных культурах, а также и о народах — носителях этих культур. «Полноценные» народы пошли по европейскому пути цивилизации, народы же «неполноценные» оказалась не способными к развитию. За скобками такого подхода оставался тот факт, что неевропейские народы пошли своим историческим путем развития, на котором они создали иные типы культур, отличающихся от христианских культур Запада. Тем не менее, отход от некоего предначертанного пути развития «высшей» расы считался признаком недоразвитости, неполноценности.
Таким образом, в расистских разновидностях биологизаторского направления культурологии особенно четко сформулирована идея обязательного следования западноевропейской модели развития культур, которая создана «длинноголовой» арийской расой. Всякий иной путь свидетельствует о неполноценности культуры.