Американская школа исторической этнологии




Почти все американские культурные антропологи считают себя учениками Франца Боаса (1858— 1942), который был физиком и математиком по образованию, но занял почетное место и в культурологии, став при­знанным главой «Американской школы исторической этнологии» — таково официальное название истори­ческого направления в американской культурной ант­ропологии. Некоторые исследователи считают, что Ф. Боас сыграл роль моста между европейской и аме­риканской этнографией (культурной антропологией)3. Действительно, он учился в Гейдельбергском, Боннс­ком, Кильском университетах, от Гумбольдта воспри­нял важнейший методологический принцип: сначала — факты, потом — теория.,

Целью культурно-антропологических исследова­ний Боас считал создание целостного представления об истории. В свою очередь, это представление должно было базироваться на изучении каждого отдельно­го народа, его языка и культуры. Это конкретное изу­чение нельзя подменять упрощенными абстрактными схемами, как принято в традиционных школах этно­логии. Уже в своей первой принципиальной статье «О задачах этнологии» (1907) Боас писал, что конеч­ной целью этнологии является построение единой истории всех народов. При этом имелись в виду не одни только цивилизованные нации, но все человече­ство и все периоды его истории. Для этого, по мне­нию американского исследователя, необходимо изу­чить каждый отдельный народ, его особенности и своеобразие, его культуру и его язык. Только лишь на основе реконструкции всей истории человечества станет возможным выявить законы, управляющие деятельностью человека.

Боас признавал существование общих законов, которым подчиняется возникновение и развитие куль­туры. Однако он полагал, что при формулировке таких законов необходима особая осторожность, поскольку культурные явления, внешне сходные между собой, могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. К тому же каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития. В про­тивовес эволюционистам и диффузионистам Боас за­являл, что не всякое сходство явлений культуры свиде­тельствует об исторических связях или об их заимство­вании одним народом у другого: «К одной и той же географической среде приспосабливаются различные типы культуры»1, — утверждал он.

Сходство культурных явлений не всегда поддает­ся объяснению с помощью ссылок на одинаковость человеческой психики и сходство географической среды. По его мнению, в истории культур существу­ют различные варианты развития: так, в одних случа­ях может осуществляться переход к матрилинейной системе родства, в других случаях — к патрилинейной системе. Во всех случаях нужны тщательные исторические исследования, касающиеся процессов развития как культуры в целом, так и ее отдельных элементов. Убедительные примеры вариативности дает история развития языков: их родство иногда можно объяснить общим происхождением, а иногда — взаимным влиянием. Именно поэтому объективное исследование культуры возможно проводить, опира­ясь на систему ценностей того народа, который изу­чает культуролог.

Боас отстаивал исторический метод в качестве важнейшего метода исследования культуры. В его по­нимании, культура предстает в качестве совокупности моделей поведения, которые каждым человеком усва­иваются в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Развитие культуры определяется спектром факторов. Среди них Боас выделяет, в част­ности:

• своеобразное внутреннее развитие социальной группы;

• посторонние влияния, которым она подверга­ется.

Последователи Ф. Боаса рассматривали каждую культуру как нечто уникальное и особенное, поэтому они проводили детальнейшее описание культур. В ре­зультате накопился огромный и разнородный куль­турологический и этнографический материал. Боль­шой объем материала потребовал, в частности, спе­циальных методов его обработки. Американскими культурологами был создан метод этнографического картографирования, он получил позднее широкое распространение в культурно-антропологических и этнологических исследованиях.

Научный авторитет Боаса в американской культур­ной антропологии был необычайно высок, у него было много учеников и последователей. Из них наиболее известны К. Уисслер, А. Кребер, А. Гольденвейзер, Л. Уайт. Из этой плеяды известных ученых, быть мо­жет, самым последовательным учеником Боаса был Аль­фред Кребер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: