Предпосылки становления культурно-исторической школы




В авторитетном отечественном этнологическом словаре предпринята попытка, в известной мере, отождествить становление исторической школы и формирование диффузионизма, по крайней мере, примени­тельно к ряду западных стран: «Формирование исто­рической школы в этих странах проходило по-разно­му. В то время как диффузионизм преобладал в Скан­динавских странах, а также в Германии и Австрии (теория культурных кругов), имея, по меньшей мере, некоторых крупных представителей в Англии (Г. Эллиот-Смит, У. Перри, У. Риверс), во Франции он не играл сколько-нибудь заметной роли... В Германии историческая школа существовала еще в одном варианте, а именно в виде историко-архивного направления. Это специализированное течение исторической школы видело свою задачу в изучении исторического развития культуры народа на основе использования письменных источников, причем всегда ограничиваясь тер­риториально небольшими областями распространения культуры... В США с самого начала существовало два направления исторической школы: диффузионистское в виде концепции культурных ареалов и собственно историческая школа, во главе которой стоял Ф. Боас»1.

Вместе с тем многие представители культурно-исторического направления принципиально отверга­ли диффузионизм. В частности, одним из главных ини­циаторов пересмотра задач культурной антропологии и этнологии стал американский культуролог и этнолог Франц Боас.

Этот исследователь отвергал существовавшие ра­нее школы социальной антропологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм), которые, с его точки зрения, носили недостаточно универсальный характер и опирались на умозрительные, недостаточные осно­вания. В каждой из этих концепций есть доля истины, но ни одна не может претендовать на универсальность. Прежде всего, такая критика относилась к эволюцио­низму и его основной идее о том, что человеческие существа, социальные институты и культуры развива­ются от «низших форм к высшим». На основе тезиса о том, что все прежние этнологические школы имели ложные посылки и приводили к ложным выводам, Боас фактически предложил сформировать культурно-ант­ропологическое, этнологическое знание заново. В час­тности, он призвал заново накапливать этнографичес­кие данные, а затем на их основе делать обобщения. В результате будут постепенно выработаны новые ме­тоды и новые теории.

Вместе с тем подобного рода переработка социаль­ной антропологии проводилась не на пустом месте. формирующееся историческое направление в антропо­логии опиралось на систему теоретических предпосы­лок. В качестве одной из них выступало социологичес­кое учение О. Конта. В предыдущей главе мы отмечали, что созданная трудами Конта социология выступила в качестве методологической основы социологического направления в социальной антропологии (культуроло­гии, этнологии). Вместе с тем учение Конта было столь многогранным и разносторонним, что его методологи­ческие, принципы были положены в основу и нового направления в антропологии — исторического.

В первую очередь это определяется тем, что «пози­тивная философия» О. Конта (особенно в разделе со­циальной динамики) является фактически учением об истории, о движущих силах развития общества. Ори­ентируясь на использование методов естественных наук, Конт представил общество в виде развивающего­ся целостного организма. Он воспринял принцип, выд­винутый в предсмертном сочинении М. Кондорсе «Эс­киз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795) о том, что идеи управляют миром и переворачивает мир. Конт развивает этот принцип в учении о трех исторических эпохах, показателем раз­вития которых является выработка общих абстрактных понятий, представленных в философских системах той или иной эпохи и определяющих всю организацию общества. Именно этот фактор — конкретный харак­тер общественных идей — был для Конта первостепен­ным, и только на второе по значимости место он поста­вил влияние таких постоянных факторов, как климат, раса, демография.

К 50-м годам XIX в. внимание европейских иссле­дователей было обращено на исследование магистраль­ных путей развития человечества, общих для всех на­родов. Правда, этот анализ проводился на материале европейской культуры. Особенности неевропейских культур объяснялись в универсальных этнологических и культурологических теориях различными причина­ми: то задержкой на первых ступенях развития, то ложными формами религии, то протяженностью зани­маемых ими территорий. Вопрос же о том, в силу ка­ких причин на общих для народов исторических эта­пах возникают яркие и исторически значимые нацио­нальные варианты культур (китайская, индийская и др.), оставался в этих универсальных теориях неясным. Между тем в самой Европе различия региональных культур все больше привлекали внимание. В частнос­ти, попытка объяснения различия культур с позиций развивающейся социальной реальности была сделана во Франции Ипполитом Тэном.

В качестве предпосылок культурно-исторической школы исследователями выделяются, наряду с социо­логической теорией О. Конта, отчасти «биографический метод» в литературной критике Сент-Бева, концепции французской историографии (Ф. Гизо и О. Тьерри). Важнейшей предпосылкой культурно-исторической школы выступали также успехи естествознания. С этой точки зрения культурология, антропология, как и в це­лом науки о человеке, должны руководствоваться точ­ными методами изучения фактов, должны быть подчи­нены принципам доказательства, точности. В качестве главного метода исследования этой школы выступает историзм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: