Методологические основы психоаналитического исследования культур




К основоположникам психоаналитического иссле­дования культуры относят, прежде всего, 3. Фрейда. Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направле­ние исследования культуры от других культурно-ант­ропологических концепций.

Австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939) родил­ся в Чехии. Учился на медицинском факультете Венского университета, стажировался в Париже у извест­ного врача Ж. Шарко. С 1902 г. — профессор Венско­го университета. Учение Зигмунда Фрейда чрезвычай­но многопланово. В нем можно выделить:

• особый метод исследования бессознательных пси­хических процессов,

• основанную на этом методе психиатрическую те­орию,

• теоретическую концепцию, в которой были осмыс­лены не только психологические процессы и явле­ния, но также сущность человека и творимой им культуры.

Теория культуры, развитая самим Фрейдом и его научной школой, оказала существенное воздействие на всю духовную атмосферу Европы, привела к измене­нию методологических принципов гуманитарных наук, философии, нашла выражение в искусстве. Культуро­логическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступа­ют в качестве ее методологического основания.

В XIX в. психологи исследовали преимущественно изолированные психологические явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Стимулом для разработки особой психологической концепции Фрей­да послужили опыты Ж. Шарко и Берхейма по гипно­тическому лечению неврозов и наблюдения венского врача Йозефа Брейера. С именами этих ученых свя­зано психиатрическое изучение бессознательного. И. Брейер разработал метод так называемого катарси­са (древнегреч. — очищение,/, в соответствии, с кото­рым тяжелые формы истерии излечивались тогда, ког­да с помощью гипноза пациента заставляли вспомнить прочно забытую им психическую травму, которая и по­служила причиной невротических расстройств.

Опираясь на такие опыты, 3. Фрейд разработал «катартический» метод лечения неврозов. Неврозы — это особый тип заболеваний, которые в чистом виде не имеют в своей основе органической патологии. К нев­розам относятся различные виды истерий, а также фобий — боязни чего-либо (наиболее известен невроз навязчивых состояний). Теоретическое осмысление метода привело его к созданию динамической концеп­ции личности в единстве сознательного и бессозна­тельного факторов. В статье 3. Фрейда «Защитные не-вропсихозы» (1894) и последующих работах была по­казана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологичес­кие. Неврозы при этом понимались как порождение общечеловеческих конфликтов, как нарушения воз­можности самовыражения личности.

Выдвинув гипотезу о поведенческой причине не­вроза, 3. Фрейд показал связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром, при таком подходе и психология из науки о внутреннем мире человека становилась теоретической дисципли­ной, изучающей внешние культурные явления. Имен­но эта поведенческая теория, которая объясняет появ­ление и функционирование различных видов психи­ческих дисфункций в различных культурах, активно используется антропологией и культурологией и в настоящее время.

Фрейд обнаружил, что психические травмы, раз­личного рода эмоциональные переживания отнюдь не исчезают из человеческой психики окончательно — они «вытесняются». Будучи вытесненными, эти элементы психики способны оказывать заметные воздействия на личность, проявляясь в замаскированной форме. Со­знательное человеческое «Я» не допускает в границы сознания эти опасные для него психические процес­сы, используя для этого механизм «цензуры» (термин 3. Фрейда). Вытесненные психические процессы, стал­киваясь с механизмами цензуры, и определяют набор невротических симптомов. В одной из наиболее извест­ных книг Фрейда «Толкование сновидений» подобным же образом истолкованы и сновидения, которые для него во многом аналогичны галлюцинациям, где вы­тесненные психические процессы реализуются в не­которой символической форме. Тот же принцип вы­теснения распространяется им на исследование ос­троумия, художественного творчества, символизма культуры, мифологии. Но понятий вытеснения и цен­зуры для объяснения всех этих явлений оказывается недостаточно. В объяснении такого круга явлений фун­даментальную роль играет его теория сексуальности.

3. Фрейд разработал концепцию стадий психосек­суального развития в труде «Три статьи о теории по­лового влечения» (1905). Согласно его теории, эроти­ческие желания (либидо) заложены в человеке с дет­ства, практически с рождения: «Либидо идет путями нарциссической потребности и привязывается к объек­там, обеспечивающим ее удовлетворение»1. Сексуаль­ность проходит у ребенка ряд стадий, в зависимости от тех объектов, к которым оказывается привязанным либидо.

Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В этой ста­дии эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный).

На более поздних стадиях развития эротические влечения принимают специфические формы выраже­ния в зависимости от пола: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец восприни­мается как нежелательный соперник, к нему появля­ется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на отца (враждебность она испытывает к матери).

Такого рода особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — ком­плекс Электры). Как считал Фрейд, происхождение культуры связано с убийством сыновьями отца, кото­рый в первобытном стаде обладал всеми женщинами и не подпускал к ним своих сыновей. Более того, пер­вобытный отец был не только убит, но и съеден. Затем возникло чувство вины и раскаяния, которое и приве­ло к запрету (наложению табу) инцеста и отцеубий­ства. Оба эти запрета, согласно Фрейду, и составляют содержание «эдипова комплекса». «Эдипов комп­лекс» — это совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате вытеснения в детстве влечения к матери и враждебности к отцу. Название комплекса связано с древнегреческим ми­фом об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. С момента появления «эдипова комплек­са» культура и превратилась в систему норм и запре­тов, делающих человека несчастным.

Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психо­аналитиков, — явление универсальное для всех куль­тур. Он составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онто­генеза) от детства до взрослого состояния и выступает в качестве специфического объяснения процесса вхож­дения человека в культуру.

Таким образом, согласно Фрейду, сексуальность, как и все инстинкты, существует с самого момента рождения и в своем развитии она проходит ряд эта­пов, фиксируясь на различных органах, пока, наконец, не становится нормальной человеческой сексуальнос­тью. Сексуальность выступает в качестве связующего звена между психическими и телесными (соматичес­кими) процессами. Более того, сексуальные объекты могут замещаться другими. Динамический характер сексуальности описывается Фрейдом с помощью по­нятия сублимации (от лат. sublimatio — возвышение), как процесса замещения объекта влечения или откло­нение инстинктов от внутренне присущей им направ­ленности. При этом происходит «возвышение» инстин­ктивных влечений, т. е. преобразование низших вле­чений в высшие, творческие. Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов.

По мнению Фрейда, невроз возникает тогда, когда конфликт между бессознательными влечениями и цен­зурой не находит разрешения. Творчество как раз и выступает в качестве одного из основных способов разрешения такого конфликта, это своего рода само­психотерапия. Без такой «терапии» погружение в не­вроз было бы неизбежным.

Важным понятием, которое использует Фрейд для описания сексуальности, является термин «психическая энергия», которая выступает в качестве некоторого «заряда», являющегося источником влечения. Индиви­дуальную энергию сексуального влечения Фрейд обо­значает с помощью термина «либидо». По мнению австрийского исследователя, сфера бессознательного подчиняется принципу удовольствия, которое достига­ется при разрядке либидо. «Цензура» препятствует этому, и сексуальная энергия, переходя на обходные пути, сублимируется. Психика в целом рассматрива­ется в качестве открытой энергетической системы: ее подпитывает либидо, которое принадлежит к сома­тической (от лат. soma— тело) сфере.

В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в струк­туре психического аппарата человека три системы, которые неразрывно взаимосвязаны и постоянно вза­имодействуют друг с другом. Безличная часть психи­ческого аппарата, называемая 1d (Оно), считается свое­образным резервуаром психической энергии, стремя­щейся к немедленной разрядке. Эта часть психики подчиняется принципу удовольствия. «Оно», по Фрей­ду, — «бессознательный котел инстинктов». Через по­средство «Оно» психика в целом оказывается связан­ной с телесными процессами.

Вторая часть психики, сознательное «Я» (Еgо), — это своеобразный отпечаток внешней действительности на изначальную совокупность влечений человека. Ее функ­ция — восприятие внешнего мира и наилучшее приспо­собление к нему. Ego руководствуется принципом реаль­ности, т. е. учитывает реальные возможности и условия удовлетворения влечений, а его задачей является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности.

Третья часть психики — «сверх-Я» (Super-Еgо). «Сверх-Я» является высшей инстанцией психики. Она олицетворяет собой нормы и запреты, диктуемые социокультурной средой. Ее функция — внутренняя цен­зура, совесть, поэтому именно деятельность сверх-Я вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Взаимосвязь этих сфер проявляется в том, что вле­чения «Я» способствуют самосохранению индивида, а сексуальные влечения способствуют сохранению вида, а это может даже противоречить инстинкту самосох­ранения.

Фрейд постоянно развивал свою теорию. Прибли­зительно с 20-х годов в его концепции появляется уче­ние о влечении к смерти. Этот инстинкт он обозначает как Танатос, под которым Фрейд понимает по боль­шей части бессознательные тенденции к саморазруше­нию, т. е. к возвращению в неорганическое состояние: агрессию по отношению к людям, другим живым су­ществам и неодушевленным предметам. Все живое возвращается к неорганическому, значит, «целью вся­кой жизни является смерть»1, — подчеркивает он. Вместе с тем это влечение неразрывно связано с вле­чением к жизни: «Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти»2. Фрейд приходит к выводу, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуаль­ным влечениями и влечениями «Я») и Танатосом (вле­чением к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной (продолжение рода), или в виде целостности организма. Весь физиологический про­цесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в без­жизненное состояние, к мертвой, неорганической ма­терии. Но пока человеческий организм жив, преобла­дает Эрос.

Разработанная Фрейдом система общепсихологи­ческих принципов позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых и повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких, как стереотипы сексуального поведения, пери­од раннего детства, сны, позже — эмоциональная сфера личности в условиях различных культур. Концеп­ция Фрейда подготовила многочисленные межкуль­турные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20-х— нача­ле 30-х годов XX в.

В рамках работ 3. Фрейда «Психопатология обы­денной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Леонардо да Винчи Этюд по теории психосексуальности» (1910) разработанный им подход был использован для анализа отдельных эле­ментов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов ис­следования, каковыми были оговорки, всякого рода за­бывания, остроумие. Так, пытаясь дать новую трактов­ку трагедии Шекспира «Гамлет», 3. Фрейд утверждал, что нерешительность Гамлета в мести за отца объясня­ется тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессозна­тельное желание Гамлета — желание смерти отца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: