Методологические основания символической антропологии




Развитие гуманитарного знания в XX столетии привело к формированию теории символических форм, через которые человеческое сознание поддерживает постоянную связь с окружающим миром. Теория сим­волического взаимодействия позволяет раскрыть зна­чение широкого круга символов, которые стимулиру­ют сложное сочетание мотивов деятельности, как ин­дивидуальных, так и коллективных. Система таких мотивов обеспечивает всю сложную совокупность дей­ствий в рамках культуры. Все формы общественной деятельности в той или иной мере пронизаны симво­ликой. В частности, религия и политика подвержены символизации в большей степени, чем экономика. Молитвы, кресты и ритуалы в одной сфере, флаги, лозунги и митинги в другой — обычные примеры про­явления символического взаимодействия. Выдающий­ся американский социолог Т. Парсонс расширил пред­ставление о сфере символических средств, которые несут важную нагрузку в социальном взаимодействии. В частности, он отмечает, что в экономической сфере таким символическим посредником становятся день­ги, в политике — власть.

Греческое symbolon (знак, опознавательная приме­та) указывает на единство и сравнение различных представлений, соответствующих двум сферам реаль­ности. В частности, в символе происходит соприкосно­вение идеальных конструкций человеческого сознания с тем или иным предметом этого сознания (например, понятие «хитрость» соотносится с лисицей, лев высту­пает символом великодушия). Переход от дочеловеческого к человеческому (т. е. культурному) состоянию означает начало символического кодирования мира, своеобразное удвоение реальности. В магических ри­туалах первобытные люди создавали особый мир сим­волической реальности, приподнимающий их над их существованием в качестве природных существ. Но с этого момента возникает и вопрос о связи между дей­ствительностью и ее символическим удвоением. Именно этот вопрос стал одним из важнейших снача­ла в философии культуры, а затем и в культурологии. В качестве примера его разрешения можно показать концепцию немецкого философа Эрнста Кассирера (1874— 1945), которая сыграла важную роль в станов­лении символического подхода, используемого в гу­манитарных науках со второй половины XX века.

Оригинальная концепция феноменологии культу­ры изложена немецким философом в «Философии символических форм». Исследователь считал, что пред­меты сами по себе не могут быть доступны познанию, что именно человек организует содержание опыта, фиксирует тем определенные элементы и связи между ними. Следуя Канту, который спрашивал о том, как возможно математическое естествознание, Кассирер спрашивает о том, как возможна культура: «Критика разума становится тем самым критикой культуры. Она стремится понять и доказать, что все содержание культуры — поскольку оно есть нечто большее, чем простая единичность, и поскольку оно основывается на общем формальном принципе — имеет своей предпо­сылкой первоначальное деяние духа»1. Вместо кантовских двух сфер — теоретического и практического разума, Кассирер рассматривает единый мир «мир культуры».

Он вводит понятие символический формы, которое служит для обозначения формирования всей сферы культуры. Эти символические формы существуют не только в математическом естествознании, но и в язы­ке, мифе, науке. Тогда культура становился не чем иным, как символическим удвоением мира. Мир человеческой культуры становится у Кассирера продуктом символической деятельности людей, выражающихся в автономных формах языка, мифа, науки, искусства как способа духовного формирования. Эти символические формы выступают способами освоения «первичной реальности». Каждая символическая форма дает то или иное видение мира, но среди них нельзя выделить привилегированного, или «правильного». В итоге раз­личные картины мира, даваемые различными симво­лическими формами, считаются принципиально рав­нозначными; это просто способы придания формы бытию.

Для Кассирера символ становится ключом к при­роде человека. Он считает, что человек «...настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные риту­алы, что не может ничего видеть и знать без этого искусственного посредника»2. Не отрицая определе­ния человека в качестве разумного животного, Касси­рер считает, что само понимание разума должно быть расширено: «Разум — очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того, чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum»3. Таким образом, кассиреровскому пониманию культуры соответствует и понима­ние человека как «животного, созидающего символы».

Мы неоднократно обращались к культурологичес­кой концепции А. Леви-Строса, рассматривая ее и с позиций анализа первобытного мышления, и с точки зрения структуралистского подхода. Однако его кон­цепция может быть рассмотрена и с позиций антропо­логического символизма. Так, важную методологичес­кую роль для французского исследователя играет по­нятие «символы» при анализе мифов и ритуалов. Важно подчеркнуть, что генезис и механизм развития культу­ры Леви-Строс связывает со становлением символизи­рующих сил мышления, определяющих бессознатель­ное и проявляющихся в языке. Он показывает зависи­мость творческого начала человека от его логических способностей, которые совершенствуются в общении, в коллективном сознании. Опора на символический подход позволила Леви-Стросу от анализа рациональ­ности мышления, на которой он сосредоточивал вни­мание в своих первых работах, постепенно перейти к исследованию тех социальных практик, в которых до­минирует эмоциональное начало (известны его работы по культурологическому анализу музыки, поэзии). Само понятие бессознательного, которое для Леви-Строса является основополагающим при анализе первобытно­го мышления, французский исследователь трактует с позиций символического подхода. В частности, он от­мечает, что бессознательное — это «символическая функция, разумеется, специфически человеческая, но которая у всех людей осуществляется по одним и тем же законам и фактически сводится к совокупности этих законов»1.

Что же касается содержания культуры, то и ее французский философ трактует «как ансамбль симво­лических систем, к которым, прежде всего, относятся язык, брачные правила, искусство, наука, религия. Все эти системы ставят целью выразить некоторые аспек­ты физической и социальной реальности и, кроме того, те отношения, которые связывают эти два типа реаль­ности между собой, а также и сами символические системы друг с другом. Эти символические системы внутри каждого данного общества всегда остаются в известной мере несоизмеримыми, они характеризуют­ся различным ритмом эволюции, и именно эта нерав­номерность изменения различных символических си­стем и определяет, в конечном счете, скольжение об­щественной структуры, переход от одного состояния общества к другому»2.

Таким образом, символический подход в антропо­логии опирается на широкий спектр философских предпосылок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: