Методологические основы постмодернизма и постструктуализма




В одном из сборников очерков модернистской эт­нографии Дж. Клиффорд пишет: «Постмодернисты видят культуру как бы состоящей из кодов и представлений, которые могут быть поставлены под сомнение»1. В этом тезисе в обобщенном виде сформулирован по­стмодернистский (постструктуралистский) подход к социально-антропологическим (этнологическим) иссле­дованиям.

Подчеркнем, что критики постмодернизма часто говорят о постструктуализме как философском, вы­ражении постмодернизма, презирающего просве­щенческие ценности науки и демократии, и считают наиболее точной датой появления термина «постструк­турализм» 1975— 1976 годы. Именно в это время про­изошло возникновение синтетического поля социоло­гической теории, литературоведения, философии и культурологии, которое можно было обозначить единым термином, каковым и стало понятие «постструктура­лизм». Как и постмодернизм, постструктурализм пред­полагает некоторое состояние, наступившее «после структурализма». Многое в этих двух течениях пере­плетается и трудно отделимо друг от друга, что можно проследить в работах Р. Барта, М. Фуко, Ж. Лакана и других исследователей, которых в литературе называ­ют то постмодернистами, то постструктуралистами.

Историки науки отмечают случаи «преждевремен­ного» употребления термина «постмодернизм»: в 1917 году в книге Рудольфа Паннвица «Кризис европейской культуры», где речь идет о «постмодерном человеке»; в 1934 году у испанского литературоведа Федерико де Ониса, где постмодернизм рассматривается как проме­жуточная фаза в развитии литературы (1905—1914) между модернизмом и так называемым «ультрамодер­низмом»1. Это раннее понимание связано с кризисом модерна2 и зарождением новой культурной парадигмы. К середине века под постмодерном уже понимается современная фаза западноевропейской культуры, начав­шаяся в последней четверти XIX в. Такой подход был заявлен в Англии в 1947 г. в обзоре трудов по истории А. Тойнби, сделанном Зомервелом. Швейцарский иссле­дователь М. франк, предложивший термин «неострук­турализм», относит его появление к 1958 г.

Если вначале к постмодернизму, или постструкту­рализму, относили в основном философско-культурологическое направление, развиваемое в теориях фран­цузских философов Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, то в середине 70-х гг. он вышел за рамки конкретной школы французской философии и распространился во всей западной культуре. К нача­лу 80-х годов понятие «постмодернизм» начинает при­обретать ведущее положение в различных культуроло­гических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймисона и Ж.-Ф. Лиотара, назвавшего ситуацию современной культуры «постмо­дернистским состоянием». Это слово «обозначает со­стояние нашей культуры, следующее трансформаци­ям, которые с конца XIX века изменили правила игры в науке, литературе и искусстве». Ж.-Ф. Лиотар при­меняет слово «постмодерн» для описания «состояния знания в наиболее высокоразвитых обществах»1.

Резкое противопоставление постмодернизма мо­дернизму находим у итальянского писателя У. Эко: «постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж про­шлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности»2.

Таким образом, само понятие «постмодернизм» трактуется неоднозначно также и по той причине, что речь идет о разных периодах развития культуры и характеристике разнородных явлений. Постмодернизм как социальное явление возникает сначала в русле художественной культуры, однако очень скоро распро­страняется и на другие сферы духовной культуры:

философию, политику, религию, науку.

Большинство исследователей рассматривают мо­дерн и постмодерн как резко различающиеся образцы культуры. Модерн как форма культуры определяется следующими характеристиками:

• стремление к построению единой системы куль­турных норм, согласию и порядку;

• истина и общезначимость как критерии знания;

• наука как ведущая сфера культурного сознания;

• приоритет социального и общего перед индивиду­альным и частным,

• существование (сущее) как ясная и твердая основа действительности3.

Постмодерн характеризуется иными признаками:

• отказ от построения единой системы культурных норм в пользу множества частных нормативных систем;

• вместо согласия и порядка — различия, разногла­сия, противостояния;

• не общезначимость, а условность или метафорич­ность;

• приоритет не науки, а других дискурсов, прежде всего искусства;

• не существование, а разные, в том числе и «не­прозрачные» реальности.

Ведущие (и противоположные) характеристики модерна и постмодерна в литературе часто определя­ются через бинарные оппозиции (воспользуемся в данном случае термином Леви-Строса), которые могут быть сведены в таблицу.

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: