Массовые экспериментально-психологические межэтнические исследования мышления во второй половине XX века проводились широким кругом антропологов. Среди них — М.Г. Сегалл, Д.Т. Кемпбелл М. Херсковиц, М. Коул, С. Скрибнер. При этом большинство антропологов пришли к выводу об отсутствии особого дологического типа мышления в традиционном обществе. Наиболее аргументирование этот вывод реализовали в своих исследованиях М. Коул и С. Скрибнер. По их мнению, пока нет данных, подтверждающих существование «первобытной логики». М. Коул признавал равноправность «западной и незападной стратегии получения объективных знаний об окружающем мире: и та, и другая связаны с упорядочением, классификацией и систематизацией информации, обе создают последовательно согласованные системы представлений»2.
Коул и Скрибнер вводят термин «техника мышления». Различие «техник мышления» в различных культурах они объясняют совокупностью факторов, среди которых в первую очередь можно выделить-
• разнообразие экологических, ландшафтно-пространственных условий: европеец живет в «прямоугольном мире», обусловленном его искусственно-техническим окружением (в частности, формами современной архитектуры), в то время как для традиционного общества характерно разнообразие естественного окружения; это и непроходимые джунгли, резко ограничивающие обзор, это и полупустыни и тундры, делающие обзор протяженным до самого горизонта;
• различный уровень сложности организации культурных систем,
• разнообразие ценностных установок и комплексов традиционных верований,
• спектр биолого-органических факторов.
Особую роль в развитии современной культурной антропологии сыграла гипотеза о влиянии языка на культуры и способ видения окружающего мира, которую называют лингвистической относительностью (она имеет также название гипотезы Сепира — Уорфа).
|
В исследованиях американского лингвиста и этнографа Б. Ли Уорфа утверждается, что язык выступает не просто в качестве средства выражения мыслей. Существенной оказывается и роль языка как той формы от которой зависит образ наших мыслей. Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и структурирования мира. Как считает Б. Ли Уорф, «грамматика сама формирует мысль, является программой и руководством мыслительной деятельности индивида, средством анализа его впечатлений и их синтеза... Мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит, в основном языковой системой, хранящейся в нашем сознании... Мы сталкиваемся, таким образом, с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или соотносительности языковых систем»1. Концепция лингвистической относительности составляет методологическую основу такого направления в изучении культур, которое получило название социолингвистики.
Американский этнолог и лингвист Эдуард Сепир (1884— 1939) и его последователь Б. Ли Уорф, исследуя языки и культуры различных индейских племен, обнаружили известное типологическое сходство между ними. Они пришли к следующим выводам:
|
• типология общественной жизни и общественного производства, как и типология поведения, определяется всеми институтами культуры, в том числе языком;
• язык, как особый институт культуры, занимает место посредника между мышлением и общественной жизнью, общественным производством. Поэтому тип языка определяет тип мышления и тип поведения языкового коллектива.
Уорф сформулировал гипотезу, согласно которой современная мировая культура развилась, опираясь на европейский языковый тип. Так, в мировой культуре возобладала европейская концепция времени и европейская логика, которые были предопределены формами европейского языкового типа.
Значительное место в этом направлении исследований занимает теория когнитивных стилей. Основы этой теории разработаны Х.А. Виткином. Когнитивный стиль определяет особенности восприятия, а также интеллектуальной, аналитической деятельности человека. При этом выделяются два основных когнитивных стиля — артикулированный и глобальный.
• Для артикулированного стиля характерна дифференциация и организация среды, а также стремление к различению явлений, относящихся, с одной стороны, к самому носителю данного стиля, к его «Я», с другой стороны, — к явлениям окружающего мира.
• Для глобального стиля характерны обратные свойства: среда воспринимается в ее целостности (синкретичности) и не дифференцируется, а сам носитель данного когнитивного стиля не отделяет себя от внешнего мира, фактически он отождествляет свое «Я» и внешнее окружение.
Виткин вводит понятие «психологическое поле» для обозначения конкретной ситуации, в которой находится конкретный индивид. В результате артикулированный стиль оказывается независимым от ситуации, а глобальный стиль зависит от нее. Как показывает исследователь, при решении экспериментальной задачи (ситуации) в глобальном стиле испытуемый оказывается «привязанным» к ситуации, «идет на поводу» у нее. При этом ситуация нередко толкает его на иллюзорное, неверное решение. В артикулированном стиле человек опирается на свой опыт, пытается самостоятельно решить задачу.
|
Как считает Виткин, существует «нормальный» ход познавательного развития, который ведет индивида от «полезависимости» к «поленезависимости». Этот процесс подвержен влиянию двух групп факторов: социо-культурных и природных.
В числе культурных факторов выделяются:
• предоставление или непредставление самостоятельности ребенку, в частности в семье, и, главным образом, независимость от матери;
• отношение взрослых к импульсивным действиям ребенка. Если ребенку чаще всего разрешают вырабатывать собственные формы поведения в культурно-разрешенных формах и самому справляться со своими побуждениями, то такое разрешение, как правило, способствует формированию артикулированного, поленезависимого стиля.
В числе наиболее важных природных факторов Виткин выделял разнородность или однородность окружающей среды. Как показал исследователь, люди архаических культур в восприятии окружающей природы и в экспериментальных ситуациях, а также при анализе составляющих ситуаций проявляли самостоятельность в мышлении. Тем самым не подтверждаются представления Л. Леви-Брюля о принципиально ином, нежели у европейцев, способе восприятия и полной подчиненности представителей традиционных обществ мистическим коллективным представлениям.
Отметим еще одно важное понятие, в содержании которого когнитивные антропологи закрепляют характеристики межкультурных различий в мышлении. Речь идет о понятии «сенсотипа», введенном в культурологию М. Вобером. Оно связывает общую направленность культуры с особенностями характеристик конкретного типа личности, формируемого в этнокультурных общностях. В это понятие включается и чувственный образ мира, характеризующий ту или иную культуру.
М. Вобер на основании собственных сравнительных исследований выделил западный сенсотип и сенсотип, свойственный ряду африканских культур. Он показал, что в Африке в процессе социализации личности, ее «врастания» в культуру определяющая роль принадлежит танцам, ритуалам. При этом ведущая роль отводится тренировке владения внутренними телесными ощущениями (эта способность обозначается термином «проприоцептивность» от лат. proprius — собственный), умению вырабатывать двигательные стереотипы. Таким образом, в африканских культурах ведущую роль играет язык ритмов, тщательная регламентация поведения, тональный язык (ударения согласных, особые щелкающие звуки), а также общая ориентированность на музыку, на ритмические движения. В Европе главная направленность культуры состоит в овладении визуальным восприятием. Такое восприятие в западной культуре оказывается опосредованным письменными и устными языковыми формами, которые усваиваются в процессе обучения. Таким образом,
• западный сенсотип может быть охарактеризован как символически-визуально коммуникативный,
• африканский сенсотип выступает как музыкально-хореографический.
Понятие «сенсотип» по своему содержанию оказывается близким понятиям «менталитет», «ментальность». В антропологии выделяются, по крайней мере, три разновидности ментальное:
• «западный» дедуктивно-познавательный менталитет, который стремится отражать окружающую действительность в форме понятий и суждений;
этот тип менталитета имеет внешнюю практическую направленность;
• «восточный» интровертный тип интуитивного мышления носит созерцательный характер и оказывается в большей степени направленным на духовное самосовершенствование, на развитие внутреннего мира; этот тип менталитета чаще использует не понятия, а эмоционально-смысловые образы и мифы;
• стиль и образ мышления традиционного общества, которые ориентированы на предметно-практическое решение жизненных ситуаций и конкретных проблем, стоящих перед этнокультурной общностью.
Каждый из указанных типов менталитета, во-первых, не проявляется в «чистом» виде, во-вторых, имеет сложную структуру. В частности, в такой структуре наряду с логическим мышлением огромную роль играют мифы и вера в сверхъестественные силы. Социологические опросы, проводимые в США, Великобритании, других европейских странах, показывают, что в условиях западной цивилизации более тридцати процентов анкетируемых искренне верят в мистические силы, в колдовство, в сверхъестественные явления.
В современной культуре широко распространена «псевдонаука», практикующая псевдонаучные рассуждения и «доказательства» абсурдных положений. В качестве примера отметим астрологию, хиромантию и подобные им «системы знаний». Существует псевдорелигиозное поклонение идолам спорта и массового искусства, процветают культы успеха, власти, наживы.
Характерной чертой современного западного сознания является его «полезависимость» от образов, формируемых средствами массовой коммуникации. В качестве характерного примера А.Л. Белик приводит различное поведение человека современной культуры, имеющего высшее образование, в парадоксальной ситуации, когда ему предъявляют черный и белый шары, а лица, участвующие в эксперименте, утверждают, что все шары черные. Нередко испытуемый под давлением окружающих, их коллективных представлений называл белые шары черными. Такого рода «решение» ситуаций под давлением «общепризнанных» норм и представлений широко распространено в современных индустриальных обществах1.
Краткие выводы
· Когнитивная антропология в качестве методологической основы имеет просветительский образ культуры, ее важнейшим элементом выступает мышление, благодаря чему человек познает окружающий мир.
· С точки зрения собственно когнитивной антропологии культура выступает как система символов, организованных в виде набора правил, структурирующих и ограничивающих человеческую деятельность.
· Культура в этом подходе выступает как постоянно осуществляемый индивидами процесс организации представлений и поведения, формирования планов действий и взаимодействий, обменов информацией.
· С точки зрения когнитивистов, общей для людей является не единая система мотивации, а их способность к переработке информации, выражающаяся в когнитивной функции сознания.
· Различие индивидуальных социальных и познавательных опытов конкретных индивидов обусловливает и различие их «когнитивных моделей». Различия в представлениях о мире и определенная степень взаимонепонимания между людьми служат поддержанию культурного порядка.
· Первыми и наиболее значительными исследованиями этой направленности стали работы Люсьена Леви-Брюля о первобытном мышлении, рациональная сторона которого оказывается тесно связанной с эмоциями. Это мышление осваивает действительность, но такое освоение не принимает форму объяснения.
· С точки зрения Ж. Пиаже основную причину межкультурных различий в мышлении составляет неспособность человека традиционного общества к абстрактному мышлению. Процесс овладения культурой представлялся в его теории как развитие интеллекта, как последовательное овладение логическими операциями.
· В соответствии с особенностями детства М. Мид выделяла три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; кофигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников; префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.
· Гипотеза Сепира — Уорфа (принцип лингвистической относительности) утверждает, что существенной оказывается роль языка как той формы, от которой зависит образ наших мыслей.Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и структурирования мира.
· Когнитивный стиль (по Х.А. Виткину) характеризует особенности восприятия и интеллектуально-аналитической деятельности человека. Для артикулированного стиля характерна дифференциация и организация среды, а также стремление к различению явлений, относящихся, с одной стороны, к самому носителю данного стиля, к его «Я», с другой стороны, — к явлениям окружающего мира. Для глобального стиля характерны обратные свойства: среда воспринимается в ее целостности и не дифференцируется, а сам носитель данного когнитивного стиля не отделяет себя от внешнего мира, фактически он отождествляет свое «Я» и внешнее окружение.
Литература
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000.
2. Белик А.А. Психологическая антропология. — М., 1993.
3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1996.
4. Гуревич П.С. Культурология. — М., 2000.
5. Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997.
6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
9. Садохин. А.П. Этнология. Учебный словарь. — Калуга, 2001.
10. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.—М., 1993.
11. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Когана и др. — СПб., 1998.
Контрольные вопросы
1. Какой образ культуры оказывается доминирующим в рамках когнитивизма?
2. Покажите основные характеристики когнитивистского направления в социальной (культурной) антропологии.
3. В чем, по Леви-Брюлю, состоит основное отличие европейского типа мышления от «первобытного »?
4. Какие определения мышления Вам известны?
5. Кто из исследователей отождествил мышление «дикаря» с конкретной стадией развития интеллекта ребенка в совре менном обществе?
6. Какие обстоятельства влияют на формирование когнитивных стилей?
7. Покажите сущность понятия «сенсотип» и охарактеризуйте основные разновидности сенсотипов.
8. Дайте характеристику основных типов менталитета.
9. Почему в культуре современного информационного общества существуют мифы и мифологическое мышление?
Глава 12
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИИ
В своем обзоре школ и концепций культурной (социальной) антропологии мы приближаемся ко второй половине XX столетия. Этот период знаменателен тем, что именно в 40—50-х годах XX века формируются новые научные социально-антропологические школы в США и Европе. Видное место среди этих школ занял культурный релятивизм. Он сформировался в результате осмысления негативных характеристик и ограниченности прежних антропологических концепций.