Анализ методик обследования коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста




 

 

Проблема развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в настоящее время, остается актуальной в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и образом мышления, возникает и развивается в процессе коммуникативного взаимодействия.

Несовершенство коммуникативной деятельности препятствует развитию познавательных и речемыслительных способностей ребенка, что в свою очередь, отрицательно влияет на овладение знаниями ребенком и на его поведение в обществе.

Вопросом изучения развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методикой изучения речевой деятельности в общении со сверстниками и со взрослыми занимались М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, О.М. Дьяченко, которых мы рассмотрим в данной работе.

М.И. Лисина предлагает нам методику для выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Данная методика исследует три формы общения: си­туативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.

Цель методики: определение ведущей формы обще­ния ребенка со взрослыми.

Материал: игрушки, книги.

Процедура обследования: педагог приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или пого­ворить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:

· порядок выбора ситуаций;

· основной объект внимания в первые минуты опыта;

· характер активности по отношению к объекту внимания;

· уровень комфортности во время эксперимента;

· анализ речевых высказываний;

· желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.

 

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Показатели действий детей оцениваются в баллах, которые приводятся в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А). Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

На основе сопоставления показателей поведения ребенка делается заключение о предпочтении той или иной формы общения и об уровне развития коммуникативной деятельности в целом.

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению со взрослыми.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит изучить особенности и проблемы общения, понять, насколько дети ориентированы на взаимодействие со взрослыми людьми, изучить тематику и содержашие речевых высказываний старшего дошкольника и коммуникативное отношение к окружающему миру.

Следующая методика коммуникативной деятельности старшего дошкольного возраста: Методика «Игровая комната» (Дьяченко О.М.). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Цель: выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности детей 5-7 лет.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 5-7 лет.

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например, «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.), какого они возраста (такого же, старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.

При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры: инициатива и позиция в общении, благополучие в общении и развитие игровых навыков. Применяется как дополнительная методика к рисуночным тестам, позволяющая получить дополнительные данные о развитии игровой деятельности детей и удовлетворенности общением со сверстниками.

Минусом данной методики, является, вероятность субъективной интерпретации ответов ребенка и их результаты не всегда прямо и однозначно соотносятся с особенностями общения и взаимодействия детей. Методика позволяет только выстроить гипотезы о таких особенностях, которые нуждаются в проверке с помощью других методик и наблюдения за реальным поведением детей.

Заключительная представленная методика в данной работе: Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (автор А.М. Щетинина)

Цель: изучение особенностей партнерского диалога.

Диагностические показатели: общение со сверстниками и взрослыми.

Возрастной диапазон: с 5 лет.

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая.

Инструкция: В способности к партнерскому диалогу мы выделили три основных компонента:

- способность слушать партнера;

- способность договариваться с партнером;

- способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

Педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).

Обработка результатов: На основании данных таблицы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В) можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу.

Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.

Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:

- ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру;

- иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.

Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.

Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.

Методика А.М. Щетининой проводится на основе наблюдений воспитателей и логопедов. В способности к партнерскому диалогу автор выделила три основных компонента: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером и способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, то есть заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

На основании данных устанавливается уровень развития у дошкольника, способности к партнерскому диалогу – высокий, средний, низкий, нулевой.

Анализ трех методик разных авторов по выявлению развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста дает возможность всестороннего обследования ребенка.

Методика для выявления коммуникативной деятельности детей в общении со взрослыми, предложенная М.И. Лисиной, является основополагающей, так как в данной методике определяются особенности проблемы общения и взаимодействие детей со взрослыми. Но, в то же время, нет достаточно полного представления о развитии общения со сверстниками.

Поэтому при исследовании развития детей коммуникативной деятельности старшего дошкольного возраста необходимо использование методики О.М. Дьяченко «Игровая комната», так как данная методика позволяет более детально исследовать удовлетворенность детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками.

И последняя методика А.М. Щетининой показывает уровень развития способностей к партнерскому диалогу, где автор выделила три основных компонента: способности слушать партнера, договариваться с ним и способность к эмоционально-экспрессивной перестройке.

Обобщая всё вышесказанное, приходим к следующему выводу, что предложенные методики в совокупности являются эффективными и всестороннее исследование развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста дает более точные данные об условиях ее сформированности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: